СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Несмотря на реакционные взгляды Николая I, он как глава государства и патриот постепенно осознавал всю пагубность для судеб страны крепостничества, которое могло вызвать новую пугачевщину, задерживало экономическое развитие, ослабляло военный потенциал. Для решения этого вопроса были предприняты следующие меры:

· создано несколько секретных комитетов для обсуждения и разработки проекта реформы крепостного права;

· в 1842 г. издан указ об обязанных крестьянах, который подтвердил разрешение помещикам по своей воле предоставлять личную свободу крестьянам с выделением им надела не в собственность, как по закону 1803 г. о вольных хлебопашцах, а только в пользование. За полученную землю крестьянин обязан был нести повинности, нормы которых фиксировались и не могли увеличиваться по инициативе помещика. Практического значения этот указ не имел, так как им сумело воспользоваться всего около 27 тысяч человек мужского пола;

· в 1847 г. в западных губерниях (Белоруссии и Правобережной Украины), где помещики были преимущественно поляки-католики и интересы русского дворянства не ущемлялись, была проведена инвентарная реформа (т.е. зафиксированы размеры крестьянских наделов и повинностей в пользу помещиков, которые впредь нельзя было изменять).

Всего было издано более 100 указов по крестьянскому вопросу, но этими минимальными реформами, не улучшившими положение помещичьих крестьян, дело и ограничилось. Николай I признавал, что крепостное право зло, но, опасаясь общественных потрясений, вызванных его отменой, в итоге пришел к выводу, что прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным.

Более активно и целеустремленно государство действовало по отношению к государственным крестьянам. Реформа, проведенная в 1837 – 1841 гг. министром государственных имуществ графом П.Д. Киселевым, упорядочила как отношения государства с крестьянами, так и наделение их землей, укрепила крестьянское самоуправление, привела к открытию больниц и сельских школ, но сохранила и даже увеличила повинности крестьян, усилила полицейский надзор за ними, что вызвало недовольство крестьян. Кроме того, реформа должна была подтолкнуть и помещиков к улучшению быта своих крестьян. Она стала первым опытом масштабных преобразований в деревне.

В 1832 г. для верхов городского населения (крупных капиталистов, купцов первой гильдии, ученых, художников, писателей, священников, мелких чиновников), имевших заслуги перед государством, была создана новая привилегированная категория – почетных граждан.

В 1845 г вышел указ, затруднявший получение потомственного и личного дворянства за выслугу. Например, если по Табели о рангах право на получение потомственного дворянства давал 8-й класс гражданской службы, то теперь – лишь 4-й.

Таким образом, в результате принятых законов сохранялась элитарная замкнутость дворянства, а купечество и интеллигенция получали некоторые привилегии, но без перехода в сословие дворянства.

Была проведена денежная реформа министра финансов Е.Ф. Канкрина, направленная на упорядочение денежного обращения. Правительство, предоставляя заказы и кредиты, стимулировало предпринимательство, началось строительство первой железной дороги. В области внешней торговли проводилась политика протекционизма, защищавшая высокими таможенными пошлинами интересы отечественной экономики и приносящая доход государственной казне. Но сохранение крепостничества тормозило формирование рынка вольнонаемной рабочей силы, препятствовало накоплению капиталов, что, естественно, стояло на пути развития предпринимательства.