ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ В ХI в.
Форма политической власти в Древней Руси определяется отечественными историками в зависимости от той или иной интерпретации социально-экономического строя. Большинство историков определяет Древнерусское государство как раннефеодальную монархию во главе с великим князем киевским – защитником русской земли, ее устроителем и законодателем, верховным судьей, адресатом и распределителем дани.
Особенности древнерусской раннефеодальной монархии проявлялись в сохранении элементов догосударственной системы организации общества, пришедших из эпохи военной демократии и ограничивающих княжескую власть. К ним относится вече, которое, например, активно действует в Новгороде на протяжении всего ХI в. и позднее. Двоякую роль играла и княжеская дружина. С одной стороны, она была носительница принципа государственности, а, с другой – сохраняла традиции племенной демократии. Дружинники воспринимали себя не подданными, а соратниками и советниками князя. Наиболее авторитетные старшие дружинники, составлявшие постоянный совет князя, назывались боярами. Младшие дружинники – рядовые воины – именовались «отроки» и «гриди».
Вооружение свободных общинников, характерное для племенного строя, сохранялось, хотя и во все уменьшающемся масштабе. Само существование массы свободных вооруженных людей поддерживало могущество народного веча.
В Древней Руси, с одной стороны, власть великого князя не обязательно передавалась от отца к сыну. К элементам догосударственных отношений следует отнести и то, что Древняя Русь воспринималась сознанием современников как владение всего рода Рюриковичей. Оно предполагало лествичное право наследования, т.е. передачу власти по старшинству (например, от умершего князя не к его старшему сыну, а ставшему старшим в роде следующему брату). Таким образом, согласно господствующим вечевым представлениям людей той эпохи князь имел власть только как представитель всего рода. Складывался не монархический, а родовой, или династический, сюзеренитет, ставший стержнем государственной системы Древней Руси.
С другой стороны, продолжалась, особенно после принятия христианства, сакрализация личности князя, что создавало духовные предпосылки для развития самовластия и укрепления княжеской власти.
Сохранение единства рода некоторое время предопределяло сохранение территориальной целостности государства. Например, земли, выделяемые тому или иному князю, после его смерти возвращались в род. Однако уже после смерти Ярослава Мудрого (1019 – 1054 гг.) и раздела земли между братьями во главе со старшим Изяславом начинаются усобицы между отдельными ветвями разросшегося рода Рюриковичей.
С изменением социально-экономической и внешнеполитической обстановки и в целях преодоления усобиц перед лицом нависшей общей для всех половецкой опасности на съезде князей в г. Любече (1097 г.), созванном по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха, были приняты решения, подрывающие основы родового сюзеренитета и старейшинства. Князья провозгласили принцип: «Каждо да держит отчину свою», приводивший на практике к замене родового владения семейным, а родового старейшинства политическим единовластием. В отдельных княжествах стали утверждаться микродинастии – отдельные ветви рода Рюриковичей. В этих династиях также применялся принцип передачи власти по старшинству, прямое наследование еще не стало единственно возможным. Так, например, внук Владимира Мономаха Изяслав Мстиславович, заняв силой киевский престол и оттеснив дядю Вячеслава Владимировича, вынужден был под влиянием политической обстановки и культурной традиции пригласить его в 1150 г. в качестве соправителя.
Развитие новых принципов вело к установлению вассальных поземельных отношений и, в итоге, к политической раздробленности.