РУССКАЯ ПРАВДА» И РАЗВИТИЕ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ОБЩЕСТВА

ДРЕВНЯЯ РУСЬ Х – начала XII вв.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА К КОНЦУ Х в.

Основными признаками древнерусского государства к концу X в. являлись:

1) династическая (родовая) княжеская власть;

2) простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя;

3) система данничества;

4) территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной;

5) монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

Образование государства создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли.

Государство влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.

Мощный импульс получает древнерусская культура.

В рамках древнерусского государства происходило складывание единой древнерусской народности – основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.

Древнерусское государство, с одной стороны, в течение веков после своего возникновения отбивало кочевников, принимало удар на себя, обеспечивая, тем самым, благоприятные условия для развития европейской цивилизации. С другой стороны, Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом влияло на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия, углубляя социокультурный раскол.

Наряду с Повестью временных лет источником, в котором можно найти сведения о социально-политической истории Древней Руси, является «Русская Правда». Повышенное внимание исследователей к этому своду законов объясняется тем, что он составлялся в течение полутора веков, отражая и фиксируя в своих нормах эволюцию древнерусского общества.

Известны три редакции Русской правды:

· Краткая правда, состоящая, в свою очередь, из Древнейшей правды, или Правды Ярослава (1024 г.) и Устава Ярославичей (1072 г.);

· Пространная правда (XII в);

· Сокращенная правда (XIV – XV вв.).

В первой статье Краткой Правды говорится о праве кровной мести за убийство свободного человека. С одной стороны, эта норма свидетельствует о сохранении значительных элементов родоплеменных отношений, но с другой – некоторые положения этой статьи (ограничение круга родственников, имеющих право мстить, введение альтернативного штрафа за убийство в 40 гривен) свидетельствуют об их распаде и усилении власти князя.

Само появление Русской Правды в начале ХI в. отражало сложные процессы, протекающие в Древней Руси. Перерастание родовой общины в земледельческую, происходившее уже не только на Юге, а повсеместно, приводило к потере многими людьми своего социального статуса и социальной защиты со стороны родовых коллективов. Они вынуждены были искать покровительство у князя и его дружинного окружения, попадая при этом в зависимость той или иной степени. Князь в духе общинных традиций оказывал и бескорыстную помощь обездоленным, что в, свою очередь, укрепляло его престиж, а, следовательно, и власть. Таким образом, разложение рода, увеличение числа преступлений против личности усилило власть князя, что и нашло отражение в самом появлении Русской Правды, зафиксировавшей, а затем развивавшей неписаное, обычное право.

В Правде Ярославичей, являющейся второй составной частью Краткой правды, кровная месть уже запрещена, кроме того, она фиксирует и более сложную структуру общества, в котором появились новые социально неравноправные группы людей. В различных статьях Правды упоминаются челядь и холопы (рабы), а также смерды. Их жизнь в отличие от жизни свободных защищается вирой (штрафом) в 5 гривен. Княжеские люди – тиуны, огнищане «стоили» 80 гривен. В Правде Ярославичей есть статьи, стоящие на страже княжеской собственности и его земельных владений.

Некоторые положения Правды свидетельствовали об усилении позиций государства, собирающего, например, штрафы (виры) за выполнение судебных функций.

В Уставе Владимира Мономаха (1113 г.), входящем в состав Пространной Правды, зафиксировано появление новой группы зависимых людей – закупов, которых закон защищал от полного закабаления. Там же содержится ряд законов, ограничивающих ростовщичество. Все это свидетельствовало об усложнении общественных отношений в Древней Руси.