Как работать с букварем

1. Сначала учим буквы. Чтобы идти дальше, надо убедиться, что этот урок хорошо усвоен. Попросите ребенка назвать весь алфавит, следя глазами за указкой. Максимально малыш должен потратить на это 20 секунд. Здесь нет ничего сверхъестественного, любому ребенку это по силам. Почему не устраивает меньшая скорость? Предположим, что на прочтение алфавита требуется три минуты. Следовательно, на одну букву – около шести секунд. При такой скорости читать слово «Mania» малыш будет 24 секунды. Возьмите часы и попробуйте читать с такой скоростью. Это невозможно. Лучше натренировать память, чтобы, видя букву, малыш назвал ее, не медля ни секунды.

2. Учимся соединять буквы в слоги. Эти уроки могут происходить где угодно: и дома, и на улице. Достаточно лишь показать ребенку слог, например НА, и объяснить, что буквы умеют дружить. Когда «н» встречает «а» – вместе получается «на». Теперь вооружитесь терпением и по двадцать раз на дню повторяйте: «н» и «а» – вместе «на». С третьего или даже с десятого раза запомнить это может не каждый малыш. А вот если вы это сказали десять раз за завтраком, еще десять во время прогулки и десять раз вечером в ванне – это прочно уляжется в памяти. Не нужно уныло повторять одно и то же, сидя перед азбукой. Пусть учение происходит между делом.

3. Соединяем слоги и читаем целые слова. На этом этапе родители часто делают одну и ту же ошибку: требуют от малыша повторить целиком длинное слово, которое он прочел. И сердятся, когда выясняется, что он не в состоянии это сделать.

 

Одна мама как-то пожаловалась Елене Николаевне Бахтиной, что ее ребенок не понимает, что читает:

– Ну что непонятного в словах «у ивы – шалаш»? Это же по-русски написано!

– А вы все понимаете, что читаете по-русски? – спросила ее Бахтина.

– Конечно!

Тогда Елена Николаевна взяла с полки книгу «Основы векторного и тензорного анализа» и предложила прочесть и объяснить текст. Возмущенную маму ожидал полный провал.

Взрослым иногда трудно смотреть на мир глазами детей. Они не могут себе представить, что для малыша слова «шалаш» или «ива» так же непонятны, как научные физические термины для гуманитария.

 

4. Ребенок начал читать слова и маленькие тексты. Обязательно закрепите результат. Для этого выполняйте задания на пересказ. Если малыш читает медленно, пересказ для него – задача непосильная. Мозг человека плохо воспринимает информацию, которая поступает со скоростью четыре-пять слов в минуту. А именно так читают на первых порах дети. Понимать смысл прочитанного малыш сможет, только когда скорость его чтения будет не менее 40 слов в минуту. Тренируйтесь.