Как организовать обучающую среду для обучения чтению
Как организовать обучающую среду
• Весь материал абсолютно доступен для детей. Он расположен на открытых полках на уровне, соответствующем росту ребенка, что обеспечивает ребенку свободу выбора.
• Полками комната разделяется на несколько зон (практической жизни, сенсорную, языковую, математическую).
• На полочках лежит только один комплект материала. Не только потому, что детям, одновременно захотевшим одного и того же, приходится договариваться, а значит, вступать в социальный контакт и получать опыт разрешения конфликтов, но и потому что единичность материала позволяет сохранить его автодидактичность, то есть ребенок может играть только сам, без помощи и подсказки учителей, сверстников, более старших детей.
• Для всех игр и упражнений должны быть приготовлены удобные стол и стул, соответствующие росту ребенка.
Наполнение обучающей среды: какие игрушки выбираем
Наполняя обучающую среду игрушками, вы должны помнить о принципах Монтессори. Подойдет далеко не каждая игрушка. Итак, мы выбираем материал, пособие или игрушку для нашего ребенка, если она:
• является автодидактической, то есть приспособлена к самостоятельной работе ребенка без участия в ней взрослого. Взрослый только однажды, когда ребенок впервые берет с полки материал, показывает, как с ним работать;
• соответствует определенному сенситивному периоду развития ребенка;
• не головоломка. Монтессори возражает против мнения, что ребенок тем быстрее и лучше развивается, чем больше развивающих моментов заключено в отдельно взятом материале. Наоборот, она считает, что чрезмерное разнообразие создает хаотическое движение мышления ребенка;
• не слишком пестрая. Все входящие в развивающую среду предметы одного, максимум трех цветов. Во многих случаях цвет имеет смысловую нагрузку. Нельзя использовать яркие, кричащие цвета;
• не обязательно является детской игрушкой. В дидактический материал входят реальные предметы, встречающиеся в обыденной жизни или специально подобранные (например, геометрические фигуры);
• безопасна, чиста, удобна и легка в применении, привлекательна для ребенка.
Для обучения чтению по методу Монтессори вам необходимо будет создать зону русского языка. В нее входят:
• материал для расширения словарного запаса: карточки с картинками и словами;
• материал для развития фонематического слуха: наборы мелких предметов;
• материалы для подготовки руки к письму: металлические рамки-вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги;
• материал для знакомства с письменными буквами: шершавый алфавит (буквы вырезают из бархатной бумаги), поднос с манкой для письма;
• материал для написания слов: большой подвижный алфавит (вырезан из цветного картона: голубой цвет для согласных и розовый – для гласных);
• материал для чтения: карточки с написанными отчетливым курсивом словами. Карточки помещаются в коробках и конвертах.