Сенситивные периоды

ЧЕТЫРЕ ОТКРЫТИЯ МАРИИ МОНТЕССОРИ

Открытие первое: ребенок на первом месте

Мы привыкли, что ребенок получает знания от взрослого. Мария Монтессори уверена, что учиться и развиваться дети должны сами, без понуканий и указаний старших. Каждый малыш должен делать то, что ему нравится, и в таком темпе, в каком он может. Педагогика Монтессори вертится вокруг ребенка, именно поэтому ее девиз: «Помоги мне сделать это самому».

Применительно к чтению это открытие выглядит так: папа и мама не усаживают малыша за чтение букваря, не завлекают яркими буквами и картинками, не учат читать, писать, считать тогда, когда они это посчитают нужным. Они просто внимательно наблюдают, чтобы выявить момент, когда кроха сам потянется к буквам, раскроет книгу, вытащит кубики с алфавитом (то есть замечают наступление сенситивного периода интереса к языку). И вот тогда родитель или учитель в монтессори-группе создаст вокруг ребенка обучающую среду с зоной русского языка (ниже мы расскажем, что это такое). А дальше ребенок будет учиться сам. Без спешки и без скуки. С желанием и радостью.

Открытие второе: всему свое время

Мария Монтессори сделала одно из важнейших открытий в детской психологии – наличие так называемых сенситивных периодов восприятия мира.

Сенситивные периоды развития ребенка – это периоды, когда развивается определенный участок мозга и, следовательно, именно в это время нужно создать вокруг ребенка особую обучающую среду,чтобы она способствовала развитию навыков, связанных с этим участком.

Если опоздать и не воспользоваться появившимися у детей возможностями, то они могут потерять интерес к этому на всю жизнь или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и неприятных формах уже после шести лет.

Мария Монтессори выделяла следующие сенситивные периоды:

развитие речи – от 0 до 6 лет;

сенсорное развитие – от 0 до 5,5 лет;

социальные навыки – с 2,5 до 6 лет. В это время дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые становятся нормами их жизни;

период восприятия порядка – от 0 до 3 лет.

Сенситивный период интересак чтению,по мнению Монтессори, завершает наиболее восприимчивый период развития речи, а случается это от 4 до 6 лет. Уже после семи лет обучение теряет спонтанный характер и превращается в неинтересную и чаще всего нелюбимую ребенком работу.

Вы спросите: когда же начинать учить читать? Монтессори уверена: в 4 года. Однако упражнения, готовящие руку к письму, она советует предлагать ребенку с 2,5-3 лет.

Открытие третье: нужна особая обучающая среда

Для того чтобы ребенок мог полноценно развиваться, ему, как мы уже выяснили, необходима особая среда, которая позволяет в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворяет потребность ребенка в спонтанной деятельности, дает пищу разуму и не сковывает движения. Для создания такой среды используется особый монтессори-материал, речь о котором пойдет ниже.