Правила проведения занятий

Когда начинать учить звуки

Учить малыша слушать и выделять звуки можно, начиная с 3-3,5 лет. Но это не значит, что до этого возраста родителям можно не предпринимать никаких шагов по обучению ребенка чтению. Напротив, малыша обязательно нужно готовить к обучению чтению.

Как это делать? Рецепт прост: как можно больше читать вслух.

Причем книги такой сложности, которые идут как бы на одну ступеньку выше актуального уровня развития вашего малыша. Это обеспечит ему большой словарный запас, который в дальнейшем поможет при обучении чтению: ведь знакомое слово прочесть намного проще, чем незнакомое. Подтверждено, что полуторагодовалые дети, родители которых читали им вслух книги для детей 3-4 лет, обогнали своих сверстников в интеллектуальном развитии на восемь месяцев!

Также необходимо развивать фонематический слух – умение слышать и выделять отдельные звуки в словах. И конечно, хорошо бы сводить малыша к логопеду, чтобы избавиться от дефектов в произношении звуков, которые обязательно обернутся ошибками при чтении и письме.

Доказано, что оптимальный возраст, в котором дети без труда осваивают второй этап обучения чтению – слияние звуков в слоги, – 4 года. Значит, где-то в 3,5 года можно начать целенаправленно обучать ребенка читать: начать учить звуки, писать буквы и к 4 годам подойти к чтению по слогам.

ТРОПИНКА К ЧТЕНИЮ: ОТ ЗВУКОВ К СЛОГАМ, ОТ СЛОГОВ К СЛОВАМУПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

1. Занятие проводится, только если малыш желает заниматься. Если ребенок устал, потерял интерес – прекратите занятие.

2. Самое лучшее упражнение – это игра. Учимся только играя.

3. Занятие должно быть насыщенно яркими, красивыми пособиями (подойдут любые картинки, фигурки из киндерсюрпризов, игрушки и пр.). Придумайте свои пособия, покупайте их в магазинах, ищите схемы в Интернете. Нет сил, времени и денег измените форму занятий. Пусть их проводит любимая кукла или мишка. Так вы быстрее добьетесь результата, а главное, не отвратите ребенка от чтения.

4. Занятие одного вида не должно превышать 5-8 минут, то есть максимально эффективным и оптимальным по нагрузке будет урок, который состоит из 3-4 заданий на различные виды деятельности – познакомились с новым звуком, порисовали, полепили, что-то сложили и т. п. Время каждого занятия и урока в целом нужно увеличивать постепенно.

5. Чередуйте умственную нагрузку с творческими видами деятельности (рисованием, лепкой), а сам урок – с активным движением (каждые 15-20 минут устраивайте физкультминутку).

6. Маленький ребенок, как и взрослый, получает информацию из внешнего мира по трем каналам – зрительному, слуховому и тактильному. Но если у взрослого человека сразу понятно, какой из этих каналов ведущий (то есть, информацию из какого канала человек усваивает лучше всего), то у ребенка в раннем возрасте это еще сложно определить. В связи с этим старайтесь, чтобы учебный материал поступал через все каналы, то есть все, что изучаем, ребенок должен увидеть, услышать, потрогать.

7. Все, что изучается, рисуйте на больших альбомных листах и вывешивайте на стенку, чтобы ребенок постоянно мог визуально закреплять полученные знания.