САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕЖУРНЫХ.

ИЗУЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ТРУДА.

При организации труда детей важное значение имеет подбор необходимого оборудования и инвентаря (примерный перечень оборудования и инвентаря представлен в приложении, в таблице 4), к которому предъявляются санитарно-гигиенические и педагогические требования.

Требования к оборудованию

1. Столы, стулья, прочая мебель и оборудование, которы­ми пользуются дети, должны по своим размерам соответствовать их ростовым показателям.

2. В пользование детям даются исправные и безопасные в работе инструменты и предметы сельскохозяйственного инвентаря с хоро­шо закрепленными рукоятками.

3. Запрещается использование детьми оборудования и инстру­ментов, предназначенных для взрослых.

4. Все колющие и режущие инструменты должны храниться в закрытых местах и использоваться детьми с ведома и под контро­лем взрослого.

5. При отборе природного и бросового материала для поделок следует помнить и о его безопасности, не брать очень острых сучков, режущей травы, ядовитых ягод и растений, твердой проволоки, бито­го стекла, спичек с неудаленной серной головкой и т.п.

6. В работе с детьми могут быть использованы лишь те материалы и красители, которые, по заключению гигиенистов, не представляют опасности для здоро­вья детей. Запрещается использовать ис­кусственный (синтетический) мех и материал на капроновой осно­ве, нитро- и эмалевые краски и лаки, органические растворители и др.

7. Все оборудование, инструменты и материалы должны быть ак­куратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом и исправном состоянии в закрытых емкостях.

 

Задание студентам: ознакомьтесь с трудовым оборудование, имеющимся в групповой комнате для организации детского труда, его размещением. Заполните таблицу 3 (см. приложение).

 

Задание студентам: составьте конспект руководства дежурством (по столовой, по подготовке к занятиям, в уголке природы), подберите необходимое оборудование и организуйте работу дежурных.

Примерные конспекты руководства работой дежурных

Конспект руководства дежурством по столовой (вторая младшая группа, конец года)

Задачи: прививать трудовые умения и навыки, учить правильно сервировать стол, формировать чувство удовлетворения от проде­ланной работы.

Методы и приемы: участие в распределении обязанностей, пояснения и показы выполнения действий, оценка и анализ работы.

Оборудование: посуда, фартуки, салфетки.

Ход работы. «Дети, вы уже стали совсем большие, многое уже умеете делать. Раньше вы помогали няне накрывать на стол, а сегодня вы сами будете дежурить. Тук-тук-тук. Кто там это стучится? А, это мишка пришел посмотреть, как дети будут дежурить. Давайте поса­дим его на стульчик, и он будет наблюдать за вами. В нашей группе 4 стола, за каждым столом будет 1 дежурный. За первым столом бу­дет дежурить Саша, за вторым - Вова, за третьим - Лена, за четвер­тым - Марина. Дети, посмотрите все на уголок дежурного. Фотографии дежурных всегда будут находиться здесь, а под ними будут ви­сеть фартуки. Дежурные, подойдите сюда, оденьте фартуки и начи­найте накрывать столы». В процессе работы детям оказывается по­мощь, объясняется, что надо ставить сначала хлебницы и салфетки на середину стола, затем - чашки, тарелки и разложить ложки. После того, как дети накроют столы, мишка «дает оценку работы дежур­ных». После того, как все дети поедят, нужно убрать посуду, смести крошки со скатертей, сложить их, аккуратно повесить.

Конспект руководства дежурством по столовой (средняя группа)

Задачи: учить детей сервировать столы, пони­мать значение своего труда; воспитывать заботливое отношение друг к другу, желание помогать взрослым; способствовать проявлению ак­куратности, старания, положительных эмоций.

Методы и приемы: напоминание, оценка и анализ работы.

Оборудование: посуда, фартуки, салфетки.

Ход работы. Воспитатель входит в групповую комнату и спрашивает: «А кто у нас сегодня дежурный по столовой?» Обращает внимание детей на доску дежурных, где стрелочки ука­зывают на метки троих ребят. Предлагает каждому ребенку-дежурному накрыть стол, за которым он сидит, напоминает порядок дей­ствий. По окончании сервировки воспитатель подзывает всех детей и об­ращает их внимание на красиво сервированные столы, хвалит дежур­ных за работу, помогает ребятам сделать вывод о том, как важно по­могать взрослым, как приятно потрудиться для всех.

Конспект руководства дежурством в уголке природы (старшая группа)

Задачи: закреплять полученные трудовые умения и навыки по уходу за растениями, прививать любовь к природе, ответственность за пору­ченное дело.

Методы и приемы: пояснение и показ, оценка и анализ работы.

Оборудование: лейки, тряпочки, палочки, вода.

Ход работы. «Дети, кто сегодня дежурит в уголке природы? (Таня, Вова). По­дойдите ко мне. Что надо сделать, чтобы комнатные растения были красивыми? (полить, протереть листочки, взрыхлить землю). Вова, возьми палочку и осторожно взрыхли землю. Лена, аккуратно и бережно протри листочки». Воспитатель следит за работой, напомина­ет, что листочки нужно протирать от стебелька. Затем предлагается полить растения. Наблюдается, как дети держат лейку, сколько льют воды, правильно называют растения, какие можно опрыскивать, а какие протирать. Дети не должны обливаться, протирают горшочки ставят на полку. В конце работы детей хвалят за дежурство. Обра­щается внимание на всех детей, на то, что благодаря дежурным, рас­тения в уголке всегда красивые и зеленые.