ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВА КОЛЛЕКТИВНЫМ ТРУДОМ ДОШКОЛЬНИКОВ.

ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВА РАБОТОЙ ДЕЖУРНЫХ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ДЕЛА

Дежурство - обязательное выполнение работы, направленной на обслуживание коллектива (помочь накрыть на столы, полить цветы, подготовить пособия к занятиям и т.д.).

В дошкольном образовательном учреждении организуют де­журства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная рабо­та по обеспечению всех детей материалами и инструмента­ми).

Дежурство по столовой вводится во втором полугодии второй младшей группы или в первом полугодии средней группы; дежурство по подготовке к занятиям – со второго полугодия средней группы; дежурство в уголке природы – в старшей группе. Содержание работы дежурных определяется общеобразовательной программой ДОУ.

Для четкой организации дежурства в группе оформляют уголок дежурства, подбирают необходимые материалы и оборудование (халаты, косынки, колпачки, тряпочки, лейки, палочки для рыхления земли и т.д.)

Задание студентам: понаблюдайте за организацией и руководством работой дежурных. Результаты наблюдения оформите в таблицу 1 (см. приложение).

 

Коллективный труд детей – это труд, объединяющий нескольких или сразу всех детей и имеющий общий результат. Коллективный труд характеризуется объединением детей для достижения общей цели.

Вовлечение детей в совместную работу возможно в раз­ных видах детского труда (хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд). В детском саду используются три вида коллективного труда:

- труд рядом (дети трудятся независимо друг от друга) имеет место в младших и средних группах на этапе овладения трудовыми умениями и навыками;

- общий труд (детей объединяет общее задание и обобщение результатов работы всех участников) может вводиться со второго полугодия средней группы;

- совместный труд (ребенок выполняет в труде не все задания целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и передает результат своего труда следующему участнику) организуется преимущественно в подготовительной группе.

При организации коллективного труда детей необходи­мо учитывать ряд условий:

- объединять всю группу можно только после того, как дети приобретут необходимый опыт работы небольшой подгруппой в ходе общих поручений;

- ра­бота должна быть знакома детям и обеспечивать активную деятельность каждого ребенка;

- содержание труда должно за­ключать в себе возможности деления его на относительно са­мостоятельные задания для 3—4 звеньев, каждое из которых может быть распределено между членами звена (содержание может оставаться прежним, а звенья меняются местами, т.е. состав детей в каждом звене может быть постоянным, а дела, выполняемые ими, будут меняться).

В организации коллективного труда детей выделяются три последовательных этапа:

- распределение работы между участниками (необходимо учитывать трудоемкость разных работ (у каждого ребенка оказался примерно одинаковый объем работы) и индивидуальные особенности ребенка; работу, которую будут выполнять дети, пред­ставить как важную и нужную, как общее дело для группы; перечислить весь объем предстоящего труда и выделить задания, которые являются содержанием труда звеньев; показать возможные способы распределения труда между членами группы; обсудить отбор оборудования для труда);

- выполнение детьми разных заданий (необходимо обратить внимание на то, насколько удобно и рационально дети организовали свою деятельность: как расположили оборудование, предусмотрели ли последовательность работы, сумели ли учесть требования аккуратного выполнения ее и т.д.; регулировать детский труд и взаимоотношения между детьми с помощью показа, советов, помощи, корректировки работы между звеньями);

- обсуждение результатов трудовой деятельности (следует на конкретных примерах показать преимущества коллективного труда, например задать вопросы «Что мы с вами успели сделать? Как изменился наш участок (групповая комната)?; при оценке качества работы акцентировать внимание детей на личностных характеристиках (настойчивость, старательность, взаимопомощь); привлекать детей к оценке).

 

Задание студентам: понаблюдайте за организацией и руководством коллективным трудом на участке. Результаты наблюдения оформите в таблицу 2 (см. приложение).