ПО ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВУ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Трудовое воспитание – целенаправленно организованный и планомерный педагогический процесс, направленный на формирование у детей трудовых умений и навыков, положительного отношения к труду, понимание социальной и общественной значимости труда и воспитание качеств, необходимых для трудовой деятельности.

Выделяют несколько видов детского труда:

- самообслуживание вид детского труда, который направлен на уход за собой (умывание, одевание и раздевание, уход за волосами, уборка постели, уход за одеждой и обувью и т.п.) и включает комплекс культурно-гигиенических навыков;

- хозяйственно-бытовой труд – вид детского труда, который направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке детского сада, помощь взрослым в организации режимных процессов;

- труд в природе – вид детского труда, который предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике;

- ручной труд (художественный) – вид детского труда, который направлен на формирование ручных умений и навыков работы с разнообразным материалом, связан с изготовление предметов из бумаги, картона, природного и бросового материала и т.д.

Содержание (виды) детского труда реализуется в разных формах организации:

- поручение;

- дежурство;

- коллективный труд.

Осуществление задач трудового воспитания дошкольника воз­можно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия:

- систематическое включение каждого ребенка в труд (трудовая деятельность детей должна осознаваться ими как необходимая; должна быть интересной и привлекать процессом действий, будущим ре­зультатом, игровыми моментами);

- одновременное решение двух задач: обучение приемам работы и воспитание отношения к ней, нравственно-волевых качеств, воспитание коллективизма;

- пример воспитателя;

- подборка оборудования для труда;

- соблюдение техники безопасности;

- соблюдение педагогических и гигиенических условий. Имеется в виду длительность, объем, сложность труда, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Так, дети 3—4 лет могут выполнять работу в течение 10—15 мин; 5—7 лет — 20—30 мин. Наи­более сложные виды труда требуют тщательного контроля за состоянием детей (появление внешних признаков утом­ления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потли­вость) и смены действий через 10—15 мин с целью предупреждения переутомления. Работа, требующая напряжения зрения (например, ручной труд), должна проходить при доста­точном освещении. Следует наблюдать за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе (с согнутыми коленями, на корточках и пр.), обеспечивать регулярное проветривание помеще­ния.