ПО ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВУ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Трудовое воспитание – целенаправленно организованный и планомерный педагогический процесс, направленный на формирование у детей трудовых умений и навыков, положительного отношения к труду, понимание социальной и общественной значимости труда и воспитание качеств, необходимых для трудовой деятельности.
Выделяют несколько видов детского труда:
- самообслуживание вид детского труда, который направлен на уход за собой (умывание, одевание и раздевание, уход за волосами, уборка постели, уход за одеждой и обувью и т.п.) и включает комплекс культурно-гигиенических навыков;
- хозяйственно-бытовой труд – вид детского труда, который направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке детского сада, помощь взрослым в организации режимных процессов;
- труд в природе – вид детского труда, который предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике;
- ручной труд (художественный) – вид детского труда, который направлен на формирование ручных умений и навыков работы с разнообразным материалом, связан с изготовление предметов из бумаги, картона, природного и бросового материала и т.д.
Содержание (виды) детского труда реализуется в разных формах организации:
- поручение;
- дежурство;
- коллективный труд.
Осуществление задач трудового воспитания дошкольника возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия:
- систематическое включение каждого ребенка в труд (трудовая деятельность детей должна осознаваться ими как необходимая; должна быть интересной и привлекать процессом действий, будущим результатом, игровыми моментами);
- одновременное решение двух задач: обучение приемам работы и воспитание отношения к ней, нравственно-волевых качеств, воспитание коллективизма;
- пример воспитателя;
- подборка оборудования для труда;
- соблюдение техники безопасности;
- соблюдение педагогических и гигиенических условий. Имеется в виду длительность, объем, сложность труда, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Так, дети 3—4 лет могут выполнять работу в течение 10—15 мин; 5—7 лет — 20—30 мин. Наиболее сложные виды труда требуют тщательного контроля за состоянием детей (появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость) и смены действий через 10—15 мин с целью предупреждения переутомления. Работа, требующая напряжения зрения (например, ручной труд), должна проходить при достаточном освещении. Следует наблюдать за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе (с согнутыми коленями, на корточках и пр.), обеспечивать регулярное проветривание помещения.