КОММЕНТАРИИ 2 страница

2 сорок два месяца. Период бедствий и острого противостояния народа Божия и его противников (13,5) указан в днях - 1260 (11,3; 12,6). Он называется также периодом "времени, времен и полвремени", т.е. трех с половиной лет (12,14), что составляет половину от семи лет и символически указывает на укороченный вдвое полный период страданий. Основные черты его можно найти в книге Даниила (7,25), что, в свою очередь, связано с Дан. 9,27; 12,7.11.12. Некоторые толкователи предполагают период скорби продолжительностью в сорок два месяца незадолго до Второго пришествия. Но подобно другим числам в Откровении, и это может иметь чисто символический характер, связанный с текстом 11,9.11, где говорится о трех с половиной днях. В таком случае оно указывает лишь на то, что преследование ограничено во времени.

7 зверь. См. ком. к 13,1-10.

8 на улице великого города. Из этого стиха многие толкователи делают заключение, что в тексте 11,1-19 подразумевается Иерусалим (см. ком. к 11,1.2). Но символику города можно понимать весьма различно. Это земной град, представляющий человечество и земную цивилизацию, восставших против Бога; это - Содом, Вавилон, Египет, древний Рим, современные города и последние отступления перед Вторым пришествием.

9 три дня с половиною. См. ком. к 11,2.

из народов и колен, и языков и племен. См. ком. к 5,9.

10 живущие на земле. См. ком. к 6,10.

11.12 Если два свидетеля являются конкретными лицами, то их воскресение, видимо, необходимо понимать буквально. Если свидетели символизируют церкви, то их воскресение - это победа христианского свидетельства после периода жестокого гонения (6,9.10; 20,1-6). См. ком. к 11,1-14.

15-19 Второй цикл судов (8,2 - 11,19) завершается повторным описанием Второго пришествия, при этом ударение делается на последнем суде (ст. 18) и на триумфальной победе Божиего царственного владычества (ст. 15 и 17).

19 храм Божий на небе. См. ком. к 4,1 - 5,14.

ковчег завета. Ковчег был самым священным предметом в храме (Исх. 25,10-22). Обычно он был скрыт за храмовой завесой. Явление этого самого сокровенного предмета означает, что Бог явил в полной мере Свою славу, как славу Своего закона (выраженного в словах завета), так и Свою милость (которая находилась под покровом).

Глава 12

1 - 14,20 Третий цикл видений состоит большей частью из эпизодов, где задействованы ключевые символические образы: дракон, жена, зверь, лжепророк, а также сто сорок четыре тысячи запечатленных святых. Как и предшествующие, они подводят читателя к видению Второго пришествия (14,14-20). Два предыдущих цикла были сосредоточены на судах, исходящих от престола Божия. Рассматриваемый цикл изображает природу духовной брани. Появляются символические фигуры, представляющие силы обеих сторон во вселенской духовной войне.

1 жена, облеченная в солнце. Эти образы напоминают сны Иосифа (Быт. 37,9.10) и Иерусалим, рождающий Мессию и Его остаток (Ис. 54,1-4; 66,7-13; Мих. 5,3). Очевидно, здесь имеется в виду все общество ветхозаветных праведников. В и число как выдающаяся личность входит и Мария, мать Иисуса. Дальнейшие события показывают, что к этой группе принадлежат и новозаветные святые (12,13-17). Светоносный характер жены изображает славу нового Иерусалима (21,11.22-27). В силу полученных ею дарований Церковь уже здесь, на земле, участвует в будущем блаженстве, но она все еще подвержена нападкам сатаны (см. ком. к 12,1 - 14,20).

3 большой красный дракон. Согласно ст. 9, этот дракон и есть сам дьявол. Сатана изображается в виде дракона по причине его огромной силы и отталкивающего образа противника Божия. Дьявол издревле противился планам Бога и всякий раз терпел поражение, будучи сокрушаемым Божиим могуществом (Быт. 3,1.15; Ис. 27,1; Лк. 10,18; 11,14-23; Ин. 12,31; Кол. 2,15). Он восстает против Мессии (12,4.5) и Его служителей (12,17), но в конце концов будет низвержен (20,10).

5 младенца мужеского пола. Христа.

6 место от Бога. Господь обещает защиту гонимой Церкви. О числе дней см. ком. к 11,2.

7-12 Победа Христа (12,5) имеет великие последствия, начиная с низвержения сатаны архангелом Михаилом, выступающим от имени Христа. Этот отрывок говорит не о низвержении сатаны в момент творения, а о его поражении через распятие и воскресение Христа (12,12; Ин. 12,31; Кол. 2,15).

13-17 Не преуспев в своем намерении уничтожить Христа (12,4.5), дракон устремляется на Христов народ.

14 в продолжение времени, времен и полвремени. См. ком. к 11,2.

Глава 13

1-10 Зверь, выходящий из моря, олицетворяет силу преследований, особенно силу демонизированного государства.

2 Зверь сочетает в себе черты четырех животных из книги пророка Даниила (7,1-8.17-27), которые символизируют царства идолопоклонников. Зверь в Откровении, по всей вероятности, представляет собой земное царство, которое образуется в результате объединения этих четырех царств. Таким образом, преследования пророка Даниила и его друзей со стороны государственной власти указывают на природу преследования, которое встретят семь церквей от Римского государства; возможно, подобными будут и гонения на христиан в последующие времена. Толкователи расходятся во мнениях относительно того, какое именно гонение символизирует собой зверь (см. Введение: Трудности истолкования). В Римской империи власти угрожали христианам смертью за отказ воздать божеские почести императору. Подобное противоборство истинному богопочитанию будет иметь место и перед Вторым пришествием Христа (2 Фес. 2,4).

5 сорок два месяца. См. ком. к 11,2.

7 вести войну со святыми. Зверь добивается поклонения себе (13,8); когда же святые отказываются подчиниться ему, он предает их мучениям. Но мученики насладятся победой со Христом сразу же после их кажущегося поражения (6,9-11), когда исполнятся их молитвы об окончательном поражении зверя (19,11-21).

всяким коленом и народом, и языком и племенем. См. ком. к 5,9.

8 написаны в книге жизни. Книга эта представляет собой список имен, искупленных кровию Христовой и предназначенных к новой жизни (5,9; 3,5).

от создания мира. Это выражение может быть отнесено либо к Агнцу - "Агнца, закланного от создания мира", либо к искупленным, "которых имена написаны от создания мира".

10 терпение. См. ком. к 1,9.

11-18 Зверь, вышедший из земли, названный также лжепророком (16,13; 19,20; 20,10), выступает как бы глашатаем первого зверя. Все его действия являются подделкой под свидетельство Святого Духа (ком. к 13,1-10).

16 начертание. Знак зверя есть подделка печати имени Божия на челе святы (7,2-8; 14,1; Иез., гл. 9). Зверь владеет теми, кто принял его начертание, они - его рабы (14,9; 19,20; 20,4).

18 шестьсот шестьдесят шесть. Это число указывает на недостаточность его в сравнении с божественной полнотой числа семь. Во времена императора Домициана считали образом антихриста предыдущего императора Нерона, и, вероятно, уже тогда было известно, что 666 - это числовое выражение имени "цезарь Нерон", написанного по-еврейски. Число это обозначало либо самого Нерона (при ранней датировке книги Откровение), либо личность более позднего времени, подобную своим нечестием Нерону. На основании этого числа делались многочисленные попытки идентифицировать грядущего в конце истории антихриста, но, вполне возможно, что оно было связано только с Нероном.

Глава 14

1-5 Собрание ста сорока четырех тысяч представляет полное число святы (см. ком. к 7,4-8). Они составляют священство (5,10); их предназначение - воздавать славословие Богу.

4 девственники. Понятие "девственник" выражает здесь духовную чистоту. Целомудренное поведение, разумеется, является одним из элементов этой чистоты (1 Кор. 6,15-20).

6 всякому племени и колен, и языку и народу. См. ком. к 5,9.

8 Вавилон, город великий. См. ком. к 17,1 - 19,10.

яростным вином блуда своего. Разврат и идолопоклонство, которое есть духовное прелюбодеяние, были главными соблазнами для семи церквей (см. ком. к 2,20).

9 кто поклоняется зверю. См. ком. к 13,1-10.

начертание. См. ком. к 13,16.

12 терпение. См. ком. к 1,9.

14-20 Этот текст содержит описание Второго пришествия как жатвы, которую возглавит Сын Человеческий (Иоил. 3,12-16; Мф. 13,36-43). "Подобный Сыну Человеческому" - это, несомненно, Сам Иисус Христос (1,13; Дан. 7,13.14).

Здесь описаны две жатвы: зерна (14,14-16) и винограда (14,17-20). Возможно, это два аспекта одних и тех же событий суда. Возможно также и такое понимание: жатва зерна - это собирание праведных (Лк. 3,17); за ней последует гнев Божий на нечестивых (14,17-20).

Глава 15

1 - 16,21 Семь чаш гнева Божия составляют четвертый цикл видений, подводящих ко Второму пришествию (Введение: Характерные особенности и темы). Начальная картина поклонения Богу (15,1 - 16,1) напоминает поклонение престолу Божию (4,1 - 5,14). Семь светоносных ангелов получают чаши в Божием присутствии в храме. Чаши символизируют чашу гнева Божия, которой, как сказано в Ветхом Завете, упиваются народы (14,10; 16,19; Ис. 51,17.21.22; Иер. 15-29; Плач 4,21; Иез. 23,31-34; Авв. 2,16). Эти чаши изливаются по повелению Божию (16,1); за каждой из них следует одна из семи последних язв, что подводит повествование ко Второму пришествию Христа, поскольку язвами "оканчивалась ярость Божия" (15,1).

Семь чаш ассоциируются с семью трубами. Первые четыре чаши, как и первые четыре трубы, приводят к разрушениям в главных сферах тварного мира: на земле, на море, на водах и на небе. Подобно трубам, чаши напоминают египетские казни. Но чаши вызывают более ужасные язвы, чем те, что следовали за гласом труб. Казни после звучания труб поразили треть живущих, язвы, последовавшие от излияния чаш, полностью поражают все живое.

Эти чаши символизируют суды Божий над творящими зло. Картина суда может указывать как на суд над безбожной Римской империей, так и на последнюю схватку перед Вторым пришествием Христа (Введение: Трудности истолкования).

2 стеклянное море. См. ком. к 4,6.

победившие зверя. Молитвам святых отведена важная роль в исполнении судов Божиих (6,9-11). Как и в 7,1-17, святые защищены от казней, поражающих землю.

3 песнь Моисея. См. Исх., гл. 15.

5 храм. См. 4,1 - 5,14 и ком.

6 чистую и светлую льняную одежду. В ветхозаветное время из льна делалась одежда священников (Исх. 28,42; Лев. 16,4). Светлые одеяния ангелов подчеркивают святость судов Божиих.

7 одно из четырех животных. См. ком. к 4,6.

8 наполнился храм дымом. Дым или густое облако часто сопутствуют Божественному присутствию. Очевидна связь этого стиха с явлением Бога на горе Синай (Исх. 19,9; 20,18) и видениями пророков Исайи и Иезекииля (Ис. 6,4; Иез. 1,4; ср. Чис. 12,5; Пс. 17,9.12; 73,1).

Глава 16

2 гнойные раны. Ср. Исх. 9,8-12.

3.4 кровь. Ср. Исх. 7,14-24.

10 мрачно. Ср. Исх. 10,21-23.

14 чтобы собрать их на брань. Битва эта описывается в нескольких места Откровения, и всякий раз более подробно и точно; эти описания имеют своей основой эсхатологическую битву Гога и Магога, описанную в 38 и 39 главах книги пророка Иезекииля. На протяжении истории Церкви бывали времена, когда противостояние между Богом и силами сатаны обострялось (2,10.13), но наибольшее напряжение это противостояние будет иметь перед Вторым пришествием Христа (19,11-21).

16 Армагеддон. Очевидно, имеется в виду равнина города Мегиддон, расположенного на главном пути, соединявшем Месопотамию и Египет.

17-21 Седьмая чаша завершает цикл язв. Как и другие кары, эта заканчивается описанием Второго пришествия Христа (Введение: Характерные особенности и темы), хотя символика Второго пришествия здесь не столь явна, как в других местах. В 15,1 уже указывалось на то, что конец гнева Божия наступит с излиянием седьмой чаши; исчезновение всех островов и гор (16,20) соответствует последнему землетрясению, описанному в 6,14 и 20,11 (Евр. 12,26.27). В другом месте непосредственно за падением Вавилона следует брачный пир Агнца (19,1-10); в 17,14-17 падение Вавилона соединено с последней битвой, которая происходит при Втором пришествии (19,11-21). Всякий раз образ последней битвы в книге Откровение заимствуется из 38 и 39 глав книги Иезекииля (см. ком. к 16,14).

17-21 Ср. Иез. 38,19-23.

Глава 17

1 - 19,10 Образ Вавилона-блудницы олицетворяет мирские соблазны и пороки (17,4; 18,3). Его порочность противопоставлена чистоте невесты Агнца (19,7-9). Вавилон, таким образом, есть средоточие всего того, чему поклоняется безбожный мир. Невеста Церковь, напротив, представляет поклоняющихся истинному Богу. Подобно тому как сатана, зверь и лжепророк составляют лжетроицу, Вавилон - это антипод Церкви: он поклоняется лжетроице.

Историческим прототипом Вавилона-блудницы являлся Рим. Таким образом, блудница на звере - Рим, столица, поддерживаемая мощью всей империи (зверем).

Зверь, представляющий Римскую империю, поддерживает ее столицу - Рим в роскоши и идолопоклонстве. Он также служит распространению обычаев "блудницы" по всей империи. В итоге, однако, зверь обернется против блудницы и уничтожит ее (17,16.17). Ненасытность властей и легионов Рима расхитит его богатство; в результате военная мощь окружающих племен низложит Рим.

3 повел меня в духе. См. ком. к 1,10.

4 нечистотою блудодейства ее. См. ком. к 2,20. Имеется в виду, главным образом, блудодейство духовное.

8 был, и нет его, и явится. Указание на преходящую природу зверя, он не вечен, в отличие от Бога, о Котором известно, что Он "был, есть и будет".

в книгу жизни. См. ком. к 13,8.

9 семь гор. Рим расположен на семи холмах.

10 пять пали. Если книга Откровение была написана ок. 67 г. по Р.Х., то под этими пятью царями можно понимать первых римских императоров, начиная с Юлия Цезаря. Шестой император - Нерон, в то время правил империей. Но возможно такое объяснение, что "пять" означает неопределенное число прежних государств, преследовавших верующих. Наличие шестого символически указывает христианам, что конец приближается, но еще не настал.

12 десять рогов. Число "десять" восходит через 17,7 и 13,1 Откровения к книге Даниила (7,7.24). Но зверя Откровения нельзя просто отождествить с четвертым зверем книги пророка Даниила. Скорее всего, он - собирательный образ всех четыре зверей видения Даниила. В Откровении десять рогов зверя суть цари, его союзники; в контексте 16,12.14.16; 19,19; 20,8 - это политические силы, существовавшие за пределами Римской империи. Рим в итоге был захвачен племенами варваров. Но картина шире рамок истории Рима и переходит в видение последней битвы.

15 люди и народы, и племена и языки. См. ком. к 5,9.

16 возненавидят блудницу. См. ком. к 17,1 - 19,10.

17 Бог положил им на сердце. Среди испытаний святые получают обетование, что все находится в руках Божиих.

Глава 18

1 от славы его. В виду данного Ангелу высокого поручения, он отражает славу Самого Бога (10,1; 1,16).

2 сделался... пристанищем. См. Иер. 50,39.

вином блудодеяния своего. См. ком. к 2,20.

4 выйди от нее. См. Ис. 48,20; 52,11; Иер. 50,8; 51,6.45; 2 Кор. 6,17.

5 дошли до неба. Ср. Быт. 11,4; Иер. 51,9.

6 Воздайте ей. См. Исх. 21,23-25.

8 будет сожжена огнем. См. Иер. 50,32.

11 товаров их никто уже не покупает. Т.е. никто не поддается на обольщения блудницы - не создает кумиров и не поклоняется идолам.

21 Окончательное низвержение Вавилона изображено посредством образа, характеризующегося необратимостью: в море повержен большой камень. См. Иер. 51,63.64.

Глава 19

1-10 Торжество непорочной невесты Агнца противопоставляется уничтожению развращенной лжецеркви (Вавилона).

1 аллилуйя! Хвалите Бога!

2 праведны. Оправданный Богом.

4 двадцать четыре старца и четыре животных. См. ком. к 4,4.6.

7 брак Агнца. Т.е. тесная связь, любовь и радость, царящие в отношения между Христом и Его народом. Брак - это осуществление изложенных в Писании обетований.

9 брачную вечерю. Вечеря Господня; в отличие от той, что предшествовала Его страданиям, это празднование полного воссоединения Христа и христиан.

10 свидетельство Иисусово... есть дух пророчества. Ангел выступает как сослужитель пророков (22,9). Иоанну был дан дух пророчества (22,6); он принимает свидетельство, даруемое ему Иисусом Христом (1,2; 6,9), и передает его Церкви (1,2). Служение Иоанна приравнивается к служению ангелов.

11-21 Эта последняя война - кульминация всех войн, которые вел Господь за Свой народ (Исх. 15,2; Втор, гл. 20; Авв. 3,8-15; Ис. 59,16-18; Иез, гл. 38; 39; Зах. 12,1-9; 14,3-5); она венчает победу, одержанную Христом на кресте (5,9.10; 12,10.11; Ин. 12,31; Кол. 2,15).

Этот фрагмент описывает шестой цикл судов, ведущих ко Второму пришествию (см. Введение: Характерные особенности и темы). В этом, как и в других, более поздних циклах, образы все больше сосредоточиваются на Втором пришествии Христа и на том, какие события непосредственно предваряют его. В этом цикле фактически все события являются частью Второго пришествия. Но в них - и это типично для книги Откровение - в полной мере проявляются принципы духовной борьбы, которые были действенны на всем протяжении истории Церкви (1 Ин. 5,4.5; Еф. 6,10-20). В конце истории Иисус Христос открывается как вечно сущий Бог (22,13; Евр. 13,8).

11 отверстое небо. В отличие от фрагмента 4,1, явление Бога с небес теперь открывается не только тайновидцу Иоанну, но и всему человечеству.

17 на великую вечерю. См. Иез. 39,4.17-20.

19 зверя. См. ком. к 13,1-10.

воинства их, собранные. См. ком. к 16,14.

20 озеро огненное. Это - ад, последнее обиталище нечестивых (20,10.14.15; 21,8; Ис. 66,24). Образ огня в слове Божием часто ассоциируется с окончательным осуждением (Иоил. 2,3). См. статью "Ад".

Глава 20

1-10 Ангел, сошедший с неба, сковал сатану на тысячу лет. Замученные за веру свидетели (ст. 4) оживают и царствуют со Христом. После тысячи лет сатана вновь освобожден; он собирает народы на брань, в итоге он будет низвержен окончательно (ст. 10). См. Введение: Трудности истолкования.

2 сковал его. У сатаны отнята его сила воздействовать на народы. Премилленниалисты и некоторые постмилленниалисты (см. Введение: Трудности истолкования) связывают это событие с наступлением периода мира и благоденствия, совершенно отличного от той атмосферы, которая существует в настоящее время (1 Пет. 5,8; 1 Фес. 2,18). Амилленниалисты считают, что сатана уже был скован через смерть Христа и Его воскресение (12,9; Мф. 12,29; Ин. 12,31; Кол. 2,15). Его власть обольщать людей была тем самым ограничена; в результате проповедь Евангелия, начатая трудами апостолов, распространилась среди всех народов. Возможно, ограничение власти сатаны тесно связано с временным поражением зверя (17,8).

на тысячу лет. См. ком. к 20,1-10.

3 не прельщал уже народы. См. 20,8.10; 13,14; 16,14; 19,20.

4 души. См. 6,9.10. Как самая прекрасная группа верных свидетелей Христа выделены мученики. Но перечисленных привилегий не лишены и прочие святые.

не поклонились зверю. См. ком. к 13,1-10.

царствовали. См. 2,26.27; 3,21.

5.6 Это - первое воскресение. Если здесь имеется в виду телесное воскресение, то оно совпадает по времени со Вторым пришествием Христа (1 Кор. 15,51-57; 1 Фес. 4,13-18), и тогда правы премилленниалисты (см. Введение: Трудности истолкования). С другой стороны, сказанное о второй смерти в 20,6.14 и в 21,8 указывает на различие между первой и второй смертью. Первая смерть - смерть телесная и потому не окончательная. Вторая смерть есть окончательная смерть, духовная по своей природе. Подобно этому, первое и второе воскресение, соответственно, могут быть предварительным и окончательным. Первое воскресение духовное, второе относится к телу. Тогда следует понимать, что первое воскресение совпадает либо с новым духовным рождением (Ин. 5,24.25), либо с единением со Христом в момент телесной смерти (6,9.10; 2 Кор. 5,8; Флп. 1,23). Учитывая прослеживаемый в Откровении мотив о восстановлении справедливости по отношению к мученикам (20,4), второе мнение представляется более предпочтительным.

6 будут священниками Бога и Христа. См. ком. к 1,6.

7 Гога и Магога. Эти имена взяты из гл. 38; 39 книги Иезекииля и означают последних врагов Бога.

собирать их на брань. См. 16,14.

11-15 Бог, Совершенный и Могущественный, вершит суд над сотворенным миром. Это видение имеет общие черты с Дан. 7,9.10; Мф. 25,31-46; Пс. 7,7-9; 46,9.10 и с другими ветхозаветными описаниями суда.

Этот суд следует за тысячелетием, о котором сказано в 20,2.7. Премилленниалисты считают, что Второе пришествие предваряет тысячелетнее царство и потому должно иметь свой суд. Верующие получат награду при Втором пришествии Христа; этот же, более поздний, суд предназначен для грешников и тех, кто в течение этого тысячелетия жил в непреображенном теле. С другой стороны, амилленниалисты и постмилленниалисты обычно считают это место одним из упоминаний о всеобщем Последнем суде при Втором пришествии Христа (см. Введение: Трудности истолкования).

11 престол. См. 4,2.

бежало небо. См. 6,14.

12 книга жизни. См. ком. к 13,8.

Это смерть вторая. См. ком. к 20,5.6.

Глава 21

1-8 На фоне общего обновления мироздания происходит явление нового неба и новой земли - голос Божий возвещает о схождении свыше Нового Иерусалима. Бог есть Альфа, Начало всего (см. ком. к 1,8), Творец; Его намерения изначально были выражены в творении. Теперь Он проявляет Себя как Омега, Совершитель всего, доводящий Свои намерения до полного завершения. Видение престола (4,1-11) явило славу Божию, Его силу и красоту в глубинах небесных сфер. Теперь место обитания Бога расширяется и объемлет весь Его народ (21,3). Зло и болезни упраздняются, позади остались боль, страдания и борения. Теперь исполняются все обетования, данные побеждающим (см. ком. к 2,7).

Назначение этого видения - воодушевить христиан, особенно тех, кто испытывал преследования, хранить верность, упование и надежду. Хотя это видение относится к моменту завершения всего, во Христе верующие уже имеют залог своего будущего наследия (Еф. 1,14; Евр. 12,18-29).

Заключительные видения Откровения соединяют в один прекрасный образ многие библейские темы: творение (ст. 1), святой город Иерусалим (ст. 2), общение с Богом, выраженное в образах брака (ст. 2), место обитания Бога, а также святилище и храм (ст. 3; ком. к 4,1 - 5,14), святые как собственность Божия, Его народ (ст. 3), конец страданий и смерти (ст. 4), плоды спасения (ст. 5), истинность слов Божиих (ст. 5), живая вода (ст. 6), усыновление Богом (ст. 7), предупреждение неверным (ст. 8) и суд (ст. 8).

Этот текст рассматривают как одно целое с 21,9 - 22,5. Оба фрагмента представляют собой два аспекта последнего видения Нового Иерусалима. В ст. 1 -8 вводятся новые темы, которые получают дальнейшее развитие в 21,9 - 22,5. Здесь сообщается о новых реалиях; отрывок 21,9 - 22,5 содержит видения, описывающие эти реалии. Ст. 1-8 также тесно связаны с 20,11-15. Последний суд Божий имеет две стороны: осуждение грешников (20,11-15) и награждение праведников (ст. 1-8).

В заключение сообщения 20,11-15 упоминается о книге жизни (20,15). Таким образом, ст. 8 служит связующим звеном между описанием суда (20,11-15) и подробным описанием Нового Иерусалима (21,9 - 22,5).

1 увидел я новое небо и новую землю. Некоторые толкователи полагают, что новый мир будет совершенно иным, никак не связанным со старым. Но слово Божие (Ис. 65,17-25 и Рим. 8,21-23) указывает, что имеется в виду преображение старого мира, подобно тому, как наши старые тела преобразуются в новые (1 Кор. 15,35-37). Слова "творю все новое" (ст. 5) указывают на полноту и всеобъемлемость процесса преображения; результат его - искупление человечества, а не сотворение заново. См. статью "Небеса".

6 воды живой. См. ком. к 22,1.

8 Это смерть вторая. См. ком. к 20,5.6.

9 - 22,5 Описание Нового Иерусалима. Последняя обитель святых - она же святой город Иерусалим (21,10), сад в Едеме (22,1-3), невеста Христа (21,9) и храм как местопребывание Бога (21,22.23). В центре всего находятся Бог и Агнец, Которые являются источником блаженства для обитателей города (21,22.23; 22,1-5). Заключительное откровение Бога доводит до кульминации все предшествовавшие откровения. Оно показывает завершение цели Бога: соединение всего под одною Главою - Христом (11,15; Еф. 1,10). Это согласуется с тем, что вначале все было создано Христом (1,17; 4,11; Кол. 1,15-17); потом через Христа пришло всеобщее искупление (5,9-14; Рим. 11,36; Кол. 1,18-20). Поскольку образы заключительного видения не четки, разумнее не проводить строгого различия между святыми, населяющими город, и самим городом.

9 покажу тебе Невесту. См. ком. к 19,1-10.

10 в духе. См. ком. к 1,20.

на... гору. Гора выделена как особое место встречи Бога с людьми. Ср. 14,1; Исх. 15,17; 19,1-25; Пс. 47,2.3; 67,16.17; Иез. 28,14; Мих. 4,1.2.

11 Он имеет славу Божию. Тесно связанная с образами света слава Божия представляет Его величие и красоту; Ему подобает благоговейное почитание. Слава, будучи главной темой повествования 21,9 - 22,5, ассоциируется с храмом и с явлениями Бога в Ветхом Завете (21,22.23; 22,5; 15,8; Исх. 16,10; 24,16.17; 40,34.35; Ис. 6,3; 40,4.5; 60,1.2.19.20; Авв. 2,14; Зах. 2,5). Великолепие, окружающее Бога на небесах, ранее описанное в 4,1-11, теперь наполняет новый мир.

16 длина... широта. Новый Иерусалим имеет форму совершенного куба, так же, как Святое Святых в святилище и храм.

17 сто сорок четыре локтя. Это число представляет собой двенадцать, умноженное на двенадцать. Размеры города символичны и говорят о его связи с двенадцатью коленами Израиля и с двенадцатью апостолами (21,12.14). Число "двенадцать" является символическим обозначением народа Божия.

19 всякими драгоценными камнями. Перечисленные здесь драгоценные камни подчеркивают красоту и великолепие города и то, что он является отображением красоты Самого Бога, Который наполняет его Своей славой (4,3). Перечисленные камни приблизительно соответствуют двенадцати драгоценным камням, имевшимся на наперснике Аарона (Исх. 28,15-21). Таким образом, прерогативы, некогда принадлежавшие исключительно первосвященнику, ныне распространяются на весь город.

22 Храма... не видел. См. ком. к 4,1 - 5,14.

23 город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне. Это - исполнение пророчества Исайи (60,19.20).

24 Спасенные народы. Т.е. искупленное человечество (5,9 и ком.; Ис. 60,3-12).

славу и честь. См. Ис. 60,3-5; Агг. 2,7-9.

25 Ворота его не будут запираться. В древности ворота городов приходилось запирать на случай нападения. Эти слова служат исполнению пророчества Исайи (60,11).

27 в книге жизни. См. ком. к 13,8.

Глава 22

1-5 Заключительное описание рая содержит подробности, напоминающие сад в Едеме. Конечным состоянием человечества является восстановление ненарушаемого, совершенного общения между Богом и людьми.

1 реку воды жизни. Живоносная вода обильно исходит от Бога, символизируя вечную жизнь.

2 древо жизни. См. 2,7; 22,14.19; Быт. 2,9; 3,22-24; Иез. 47,12.

6-21 Книгу завершают обетования, увещания и утверждения, цель которых - подтвердить несомненность всего, что было сообщено в видениях, и укрепить упование на пришествие Господа Иисуса Христа (22,20). В заключительном отрывке повторяются главные темы Откровения.

6 верны и истинны. См. ком. к 1,2.

7 скоро. См. ком. к 1,1.

блажен. См. ком. к 1,3.

8 чтобы поклониться. См. 19,10.

10 не запечатывай. Свиток пророка Даниила был запечатан, потому что время исполнения написанного в нем было отдалено (Дан. 12,4).

Время близко. См. ком. к 1,1.

11 См. Дан. 12,10; Иез. 3,27; 2 Кор. 2,15.16. Если, внимая слову Божию, люди не раскаиваются, их ожесточение может усилиться. Если, услышав слова Откровения, человек не переменит в корне свою жизнь, то он еще более утвердится в своем состоянии.

12 по делам его. См. 20,12.

13 Альфа и Омега. См. ком. к 1,8.

14 Блаженны. См. ком. к 1,3.

17 воду жизни. См. ком. к ст. 1.

18.19 Предостережение от прибавления чего-либо к сказанному или убавления чего-либо от него ставит книгу Откровение на один уровень со словами Бога в Ветхом Завете (Втор. 4,2; 12,32).

19 книге жизни. В оригинале: "древа жизни". См. ком. к ст. 2.

20 гряди, Господи Иисусе. Назначение Откровения - пробудить у христиан желание полного осуществления судеб Божиих, связанных со Вторым пришествием Христа, и побудить их молиться об этом (1 Кор. 16,22).