КОММЕНТАРИИ
Трудности истолкования
Павел описывает лжеучение на Крите как нечто, возникшее внутри общины (1,10.16). Для него была характерна связь с иудейскими "баснями" (1,14), родословиями, спорами о законе (3,9) и человеческими постановлениям (1,14). Лжеучители исходили из узкой иудео-христианской перспективы (1,10) и стремились к руководящим должностям из корыстолюбия (1,11). Они преуспевали, уводя людей с верного пути и внося разделения (1,10; 3,10).
Фактически все, что Павел говорит в Послании к Титу о лжеучении на Крите, имеет параллели с тем, что он сказал в Первом и во Втором посланиях к Тимофею о том, что имело место в Ефесе. Нет основания считать, что была некоего рода органическая связь между двумя лжеучениями. С другой стороны, здесь и там лжеучения были, возможно, схожими проявлениями более общего синкретического движения в Римской империи того времени (ср. проблемы, к которым обращается Павел в своих посланиях к колоссянам и ефесянам).
Содержание
I. Приветствие (1,1-4)
II. Основная часть (1,5 - 3,11)
А. Организационные вопросы церковных общин на Крите (1,5-9)
1. Для чего Павел оставил Тита на Крите (1,5)
2. Качества, необходимые пресвитерам (1,6-9)
Б. Указания, как поступать с лжеучителями (1,10-16)
В. Наставления различным группам верующих (2,1-15)
1. Общие указания Титу (2,1)
2. Наставления старцам, старицам, молодым женщинам, юношам (2,2-6)
3. Наставления Титу (2,7.8)
4. Наставления рабам (2,9.10)
5. Богословское обоснование христианского поведения (2,11-14)
6. Заключительные указания Титу (2,15)
Г. Наставления относительно "добрых дел" (3,1-8)
1. Предварительные указания (3,1.2)
2. Греховность человека вне Христа (3,3)
3. Восприятие грешником благодати Божией (3,4-7)
4. Заключительные указания (3,8)
Д. Указания, как поступать с лжеучителями (3,9-11)
III. Заключение (3,12-15)
Глава 1
1-4 Приветствия и благословения с упоминанием отправителя и получателя.
1 раб Божий. Тот, кто принадлежит Богу и служит Ему (Рим. 1,1; Флп. 1,1).
апостол Иисуса Христа. Тот, кто послан от имени Христа (1 Тим. 1,1).
по вере... к благочестию. Таковы цели апостольского служения Павла.
избранных Божиих. Тех, кого Бог призвал к вере во Христа (2 Тим. 2,10).
2 в надежде вечной жизни. Жизни, которая даруется Христом (1 Тим. 1,1; 2 Тим. 1,1 ;1 Тим. 1,16).
неизменный в слове. Свидетельство о верности Божией: Бог достоин всяческого доверия, Его обетования неизменны (Чис. 23,19).
обещал... прежде вековых времен. Подтверждение предвечной природы Божественного определения об искуплении через Христа (2 Тим. 1,9).
3 Спасителя нашего, Бога. Бог - Спаситель, потому что завет милости - Его извечное предопределение (2,10; 3,4; 1 Тим. 1,1; 2,3; 4,10).
4 истинному сыну. Ср. 1 Тим. 1,2. Это указывает, вероятно, что Тит был одним из тех, кого обратил к вере Павел.
благодать, милость и мир. См. ком. к 1 Тим. 1,2.
Иисуса Христа, Спасителя нашего. Христос - Спаситель (2,13; 3,6; 2 Тим. 1,10), потому что через Него исполнился завет милости. На всем протяжении этого послания Павел именует "Спасителем" попеременно то Бога (ком. к ст. 3), то Христа, тем самым выражая веру в Божество Христа (2,13).
5-9 Павел приступает к основной части послания.
5 чтобы ты довершил недоконченное. Речь идет о завершении организации новообразованных общин.
пресвитеров. Пресвитеры - лица, которым поручено общее руководство поместной церковью (Деян. 14,23; 20,17; 1 Тим. 5,17). Как ясно из ст. 7, Павел употребляет этот термин наряду с термином "епископ". В 1 Тим. 3,2-7 Павел обсуждает качества, которыми должен обладать епископ, в сходных выражениях. Однако в намерения Павла не входит дать полный перечень этих качеств. Он просто указывает, каковы должны быть личные свойства церковных руководителей.
6 муж одной жены. Вероятно, имеется в виду супружеская верность (ком. к 1 Тим. 3,2). Это условие исключает практику многоженства.
7 Ибо епископ. Заменив слово "пресвитер" на "епископ", Павел показывает, что в его понимании оба термина относятся к одному лицу: "пресвитер" (старший, старец) указывает, скорее, на личные качества (духовную зрелость), а "епископ" (попечитель) подразумевает должность (Деян. 20,17.28).
не корыстолюбец. Руководящие церковные должности не должны рассматриваться как возможность обогащения (ст. 11; 1 Тим. 6,5,10), хотя получать вознаграждение за пастырское служение разрешается.
8 целомудрен. Этому качеству придается большое значение в послании (2,2.5.6.12). (Греческое слово "софрон" означает не только "целомудренный" в смысле "сохраняющий себя в девственной или в супружеской чистоте", но также "благоразумный", "рассудительный", "сдержанный", "скромный".)
9 держащийся истинного слова, согласного с учением. Как и в посланиях к Тимофею, Павел озабочен преподаванием здравого учения, основанного на Евангелии (1 Тим. 1,10 и ком.).
силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать. Две задачи пресвитеров. См. статью "Пастыри и пастырское попечение".
10 особенно из обрезанных. Имеются в виду лжеучители, вышедшие из иудео-христианской среды (Деян. 15,1.5; Гал. 6,12.13). См. Введение: Трудности истолкования.
11 развращают целые домы. Речь идет о деятельности лжеучителей в местных домашних церквах, отчего и возникла потребность в лучшей их организации (ст. 5).
уча, чему не должно. Проповедь лжеучителей не согласовалась со "здравым учением" (ст. 9).
из постыдной корысти. См. ком. к ст. 7.
12 из них же самих один стихотворец. Другой перевод: "некто из них, их собственный пророк". Павел цитирует Епименида (6 в. до Р.Х.), греческого поэта и религиозного реформатора из Кносса (Крит). Павел не ставит Епименида на одну ступень с ветхозаветными пророками; он просто приводит слова человека, пользовавшегося авторитетом.
14 иудейским басням. Возможно, указание на те легенды о ветхозаветных лицах, которые можно найти во многих иудейских апокрифических сочинениях (1 Тим. 1,4; 4,7; 2 Тим. 4,4).
постановлениям. Это может относиться к своеобразному толкованию лжеучителями иудейского закона (3,9; 1 Тим. 1,7; 4,3).
15 Для чистых все чисто. Лжеучители, по-видимому, вводили какие-то запреты (ком. к 1 Тим. 4,3). Ответ Павла см. в 1 Тим. 4,3-5.
16 делами. Павел осуждает не только учение лжеучителей, но и их дела (2 Тим. 3,2-5). Христианам следует держаться здравого учения; их поступки также должны соответствовать новому образу жизни.
отрекаются. Новый Завет учит, что отсутствие дел, сообразных перемене жизни, ставит под сомнение веру человека во Христа (Мф. 7,16-20; Иак. 2,14-16; 1 Ин. 3,17).
Глава 2
1-15 Павел обращается к тому, что должен проповедовать Тит. Он дает отдельные наставления о том, как должны жить старцы, старицы, молодые женщины, юноши и рабы, а также сам Тит, и заключает их размышлением о благодати Божией.
1 здравое учение. См. ком. к 1,9.
2-6 См. 1 Тим. 5,1-2.
2 целомудренны. Данное качество доминирует в советах Павла в этом разделе (ст. 5,6,12; 1,8 и ком.).
3 учили добру. Судя по следующему стиху, имеется в виду их поведение дома.
4 вразумляли. Вероятно, Павел имеет в виду проблемы, с которыми столкнулись некоторые молодые вдовы в Ефесе (1 Тим. 5,11-13).
5 попечительными о доме. В отличие от поведения некоторых молодых вдов в Ефесе (1 Тим. 5,13).
покорными. См. ком. к 1 Тим. 2,11.
да не порицается слово Божие. Забота Павла: поведение христиан должно служить подтверждением Евангелия (ст. 8,10).
7 показывай в себе образец. Подобный совет Павел дает и Тимофею (1 Тим. 4,12).
добрых дел. Начиная с этого места, добрые дела - одна из основных тем Павла в этом послании (ст. 14; 3,1.8.14).
9 рабов. См. также Еф. 6,5-8; Кол. 3,22-25; 1 Тим. 6,1.2.
10 дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога. См. ком. к ст. 5.
11-14 Эти стихи содержат богословское обоснование практических наставлений, изложенных в ст. 2-10.
11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков. Благодать Божия, незаслуженное снисхождение Бога, была явлена в Иисусе Христе (3,4.6; 2 Тим. 1,10). Цель Божия в ее даровании - спасении грешников (3,4-7; 2 Тим. 1,9). Благодать объемлет всех людей, невзирая на пол, возраст или общественное положение (ст. 2-10; 1 Тим. 2,1-6).
13 ожидая блаженного упования и явления славы. Т.е. Второго пришествия Христа (1 Тим. 6,14; 2 Тим. 4,1.8).
великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Это одно из самых ясных утверждений Божественного достоинства Христа в Новом Завете.
14 Который дал Себя за нас на кресте. Павел прослеживает два аспекта совершенного Христом: добровольный и заместительный характер Его смерти.
чтобы избавить нас от всякого беззакония. Павел подчеркивает личностный аспект искупления: Христос заплатил цену, необходимую, чтобы освободить людей от греха (Мф. 20,28;Мк. 10,45; 1 Тим. 2,6; 1 Пет. 1,18.19).
и очистить Себе народ особенный. Церковь и Христос очищают от греха отдельных людей (Евр. 9,14; 1 Ин. 1,7.9) ради того, чтобы они вместе могли составить собственный народ Божий (Иез. 37,23), см. также Еф. 5,25-27.
ревностный к добрым делам. См. ком. к ст. 7.
15 увещевай и обличай. Обобщение разнообразных указаний Павла, данных Титу в ст. 2-10 и 1,10-16.
со всякою властью. Т.е. в качестве представителя Павла.
чтобы никто не пренебрегал тебя. См. ст. 8; 1 Тим. 4,12.
Глава 3
1-8 Передав наставления отдельным группам верующих, Павел теперь преподает Титу общие советы, среди которых помещено еще одно размышление о благодати Божией, и воодушевляет людей на "всякое доброе дело" (ст. 1).
1 начальству и властям. О покорности христиан правящим властям см. Рим. 13,1-7;1 Пет. 2,13-17; ср.1 Тим. 2,2.
быть готовым на всякое доброе дело. См. ст. 8; ком. к 2,7.
3 Этот стих содержит описание греховного состояния человека вне Христа (Еф. 2,1-3).
4 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога. В соответствии со ст. 3, Павел имеет в виду не пришествие Христа в мир, а опытное познание грешником благодати Божией (2 Тим. 1,10).
5 Он спас нас. См. 2 Тим. 1,9.
не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости. Спасение дается по благодати, а не по делам (ст. 6; 2 Тим. 1,9; Еф. 2,8.9).
банею. Духовное очищение, знаком и печатью которого является крещение (1 Кор. 6,11; Еф. 5,26).
возрождения и обновления. Возрождение - новая жизнь, начинающаяся для человека, пришедшего к вере во Христа (Ин. 3,3.5; 1 Пет. 1,3.23). Обновление тесно связано с возрождением; оно означает полное преображение жизни, начало которому кладет возрождение (2 Кор. 5,17; Рим. 12,2).
Святым Духом. Дух сообщает людям благодать Божию, излившуюся во Христе (Ин. 3,5.6).
7 оправдавшись. Т.е., получив оправдание перед Богом.
Его благодатью. Сами по себе (ст. 3,4) люди никогда не оказались бы праведными перед Богом. Суть ст. 3-7 в том, что праведность подается только благодатью Божией (Рим. 3,21-25).
наследниками. Даруя Свою благодать грешникам, Бог имел целью не только спасти их от вечного осуждения, но и сроднить с Собой через усыновление и таким образом сделать наследниками Своих обетований (Рим. 8,17; Гал. 3,29; 4,7).
8 Слово это верно. См. ком. к 1 Тим. 1,15. Ср. со ст. 4-7.
быть прилежными к добрым делам. См. ком. к ст. 1.
9 состязаний. Отличительным свойством лжеучителей была их склонность к словопрениям (1 Тим. 1,4; 6,4).
о законе. Т.е. о законе Моисеевом (см. ком. к 1,10; ср. 1 Тим. 1,7).
бесполезны. В противоположность добрым делам, которые "полезны" (ст. 8).
10 Ср. Мф. 18,15-17.
еретика. Лжеучители были причиной разделений в церквах (1 Тим. 6,4.5).
12-15 Павел заключает послание наставлением лично Титу, прощальным приветствием и благословением.
12 Артема. Нигде больше в НЗ не упоминается. Видимо, это один из сотрудников Павла.
Тихик. Сотрудник Павла, упомянутый в Деян. 20,4; Еф. 6,21; Кол. 4,7; 2 Тим. 4,12.
Никополь. Город в Римской империи, территория современной Албании.
13 Зину... Аполлоса. Вероятно, они и доставили послание Титу. Зина не упомянут больше нигде в НЗ; видимо, это один из сотрудников Павла. Аполлос - уроженец Александрии (Деян. 18,24-26), больше всего известен своим служением в Коринфе (Деян. 18,27 - 19,1; 1 Кор. 1,12; 3,4-22; 16,12).
14 упражняться в добрых делах. См. ком. к 2,7.
15 со всеми вами. Предположительно, в намерения Павла входило, чтобы послание было прочитано всей общине (1 Тим. 6,21; 2 Тим. 4,22 и ком.).
Послание к Филимону апостола Павла