КОММЕНТАРИИ

Глава 1

1 См. ком. к 1 Фес. 1,1.

4 во всех гонениях и скорбях. Из книги Деяний (17,5-9) известно об одном гонении, но переписка Павла с фессалоникийцами свидетельствует, что враждебность к христианам не утихла (1 Фес. 1,6; 2,14; 3,3).

5 чтобы вам удостоиться. Жизнь, достойная Бога (1 Фес. 2,12), призвания Божия (1,11; Еф. 4,1), Христа (Кол. 1,10), Евангелия (Флп. 1,27.28) или Царствия (1,5.11) - это жизнь терпеливого, радостного следования за Христом даже перед лицом смертельной вражды со стороны тех, кто противится вере. Такая жизнь - твердое свидетельство, что суд Божий праведен.

для которого и страдаете. Даже пользуясь правами гражданства в небесном Царстве (см. ком. к 1 Фес. 2,12), христиане все же страдают ради него (Деян. 14,22), ибо это Царство неизбежно сталкивается с противодействием дьявола.

8 не покоряющимся благовествованию. Благовестие - Евангелие - должно быть принято, в него надо верить, ему надо покоряться (1 Пет. 4,17). Оно содержит Божественные заповеди, требующие полностью покорить себя Богу посредством примирения с Ним во Иисусе Христе.

10 в день оный. Имеется в виду "день Господень" (1 Фес 5,2). Хотя нам не дано знать, сколько именно продлится этот особенный "день", можно сделать вывод, что Последний суд над нечестивыми тесно примыкает к приходу Христа за Его святыми.

11 звания. Т.е. "призвания". Это "призвание" следует рассматривать в связи с 1 Фес. 2,12, где призывающий - Бог; то, к чему мы призваны, - Божие Царство и слава (2,14).

12 Бога нашего и Господа Иисуса Христа. В греческом тексте нет артикля перед словом "Господа", поэтому перевод может быть таким: "Бога нашего и Господа, Иисуса Христа", а это определенно указывает, что слово "Бог" отнесено к Иисусу Христу. Против такого перевода говорит сравнительно редкое применение в НЗ слова "Бог" по отношению ко Христу (ср. Рим. 9,5; Тит. 2,13; 2 Пет. 1,1). Однако следует отметить, что в других местах своих посланий Павел обычно говорит о Христе и о Боге Отце в тесной связи (напр. 1,1.2; 2,16; 1 Фес. 1,1; 3,11) и явно считает, что Христос обладает всеми свойствами Божества.

Глава 2

1 о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему. Это и есть "восхищение" святых, о котором говорилось в 1 Фес. 4,17. Павел как будто отождествляет время пришествия Христа и восхищения святых с "днем Господним" (1 Фес. 2,19; ср. 1 Кор. 1,7.8; 2 Кор. 1,14; Флп. 2,16), где собрание всех верующих перед Господом имеет место "в пришествие Его" и "в день Господа нашего Иисуса". Поскольку прежде чем настанет день Господень, должно прийти "отступление" и открыться "человек греха" (ст. 3), оба признака также должны проявиться прежде восхищения святых. Если лжеучители говорили, что день Господень уже наступает (ст. 2) и, таким образом, предрекали восхищение в любой момент, их неправду можно было доказать отсутствием указанных предзнаменований.

2 ни от послания. На основании этих слов нельзя утверждать, что поддельное письмо, носившее подпись Павла, действительно существовало; видно только, что Павел учитывает такую возможность. До Павла могло дойти, что это новое учение распространялось, прикрываясь его именем. Указание Павла подтверждает, что никаким наставлениям - даже будто бы исходящим от него - не следует внимать, если они утверждают, что день Господень уже настал (ср. Гал. 1,8).

3 отступление. Это может относиться к массовому отпадению от Церкви (1 Тим. 4,1; 2 Тим. 3,1-9; Иуд. 1,17-19), к отступничеству иудейского народа или к возмущению против Бога и Его порядка во Вселенной.

человек греха. Индивидуальное воплощение зла. Чудовищные преступления этого человека, по данному здесь Павлом описанию, будут относиться, главным образом, к духовной сфере (ср. 1 Ин. 2,22). Он обманом увлечет тех, кто уже настроен против истинного Бога (ст. 10), и, в конечном итоге, совершит ужасающее кощунство, навязав человечеству себя как объект поклонения (ст. 4). Он придет силой сатаны и совершит ложные чудеса. Павел изображает этого самозванца полной противоположностью Христу - Антихристом, хотя и не употребляет здесь это именование. Антихрист уже обречен и будет уничтожен пришествием Христа.

4 превозносящийся выше всего, называемого Богом. Это описание человека греха повторяет описание Даниилом "небольшого рога" (Дан. 7,8.20.25; 8,9-12; ср. 11,31.36) и предваряет Иоанново изображение зверя из моря (Откр. 13,1-8).

в храме Божием сядет он. Из этих слов некоторые толкователи сделали вывод, что иерусалимский храм, еще существовавший в момент, когда Павел писал послание, но разрушенный в 70 г. по Р.Х., должен быть воздвигнут вновь, чтобы послужить человеку греха. Другие понимали слово "храм" в ином, новозаветном, значении: Церковь (Еф. 2,19-22; 1 Пет. 2,5). Возможно, однако, что это просто гипербола. Так же, как другой прототип греха, царь вавилонский (Ис. 14,13.14), стремился поставить свой престол на небесах (ср. Иез. 28,2 о царе тирском), так и этот человек греха будет мнить, что завладел небесным святилищем Божиим (Откр. 13,6).

6 Фессалоникийские христиане знали, что именно "не допускает" человеку греха открыться (или "удерживает", ст. 6,7; ср. Откр. 20,1-3), но для позднейших читателей это уже не ясно. Толкователи высказывали множество различных определений. Эта сдерживающая сила видится Павлу безличной в ст. 6 (нечто "удерживающее" или "что не допускает") и личной в ст. 7 ("удерживающий"). Такое различие заставило некоторых думать, что имеется в виду институт, который может быть представлен одним человеком, как, например, римское государство и его император, иудейское государство и его первосвященник или другой его представитель, или же всемирная проповедь Евангелия и ее главный деятель - Павел. При любом толковании, однако, за тем, что удерживает человека греха, очевидна Божественная воля.

7 уже в действии. Хотя человек греха еще не явился, Павел не хочет, чтобы фессалоникийцы проявили беспечность, ибо та же сатанинская сила, которая в конечном итоге породит антихриста, уже действовала в дни Павла (1 Ин. 2,18); действует она и в наше время. В том, что она и ныне удерживаема, - явный знак для Церкви продолжать свою миссию.

8 духом уст Своих. Образ взят из Ис. 11,4. Он вновь возникает в Откр. 19,15.21.

9 Пришествию Христа будет предшествовать пришествие беззаконника.

13.14 Эти два стиха наполнены богатым богословским содержанием. Главные элементы библейского учения о спасении - избрание, призвание, вера, освящение и прославление - представлены здесь во взаимосвязи. Явственно выступает гармоничность действий всех трех Лиц Святой Троицы: Бог Отец избирает и призывает, Бог Сын совершает благовестие Евангелия и разделяет Свою славу со Своим народом, Бог Дух Святой подает Свою освящающую благодать (1 Пет. 1,2).

13 Мы же. Этими словами Павел начинает успокаивать своих читателей: они в корне отличаются от тех, о ком он только что упоминал (ст. 11,12), кто, отказавшись возлюбить истину, станет добычей заблуждения.

Бог... избрал вас. См. ком. к 1 Фес. 1,4. От начала (см. Еф. 1,4) Бог избрал их не вследствие того, что они были освящены и поверили истине; избрание совершилось именно через освящение и веру истине. Согласно Павлу, избранные после своего обращения живут уже как неверующие.

14 призвал вас. См. 1,5.11;1 Фес. 2,12; 1 Тим. 6,12.

благовествованием нашим. Бог призывает грешников к славе, используя для этого благовестие о Сыне Своем (Рим. 1,3).

для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа. Павел говорит о спасении, к которому Бог призвал нас (Рим. 8,30; 1 Фес. 2,12; 1 Пет. 5,10).

15 держите предания. Т.е. благовестия. Само слово указывает, что Павел и устно, и в своих посланиях передает авторитетное наставление в вопросах вероучения и повседневной жизни (Рим. 6,17; 1 Кор. 11,2.23; 15,3; 2 Тим. 1,13). посланием. Вероятно, имеется в виду Первое послание к Фессалоникийцам.

Глава 3

1.2 Павел просит молиться об успехе благовестия и о поддержке тех, кто несет его. В годы своего служения Павел постоянно сталкивался с угрозой физической расправы. Этот текст, а также 2 Кор. 1,11; Флп. 1,19; Рим. 15,30.31, ясно показывает, до какой степени он полагался на молитвы народа Божия в отношении своего служения и самой своей жизни.

3 верен Господь. Отсутствию веры у людей, упомянутых в предыдущем стихе, противопоставляется непоколебимая верность и постоянство нашего Бога (Мал. 3,6; Иак. 1,17; 1 Кор. 1,9; 10,13; 2 Кор. 1,18).

6-15 См. Введение: Особенности содержания и темы. Павел принимает решительные меры против продолжающейся праздности некоторых членов общины (ст. 10; ср. 1 Фес. 4,11). Считая их проступок тяжким, Павел относится к согрешившим как к братьям.

6 удаляться. Возможно, Павел имеет в виду указания Господа о церковной дисциплине, записанные в Евангелии от Матфея (Мф. 18,15-17). Апостол дает подобные же предписания (3,14.15; Рим. 16,17; 1 Кор. 5,9-13; 2 Тим. 3,1-5; Тит. 3,10.11).

9 не потому, чтобы мы не имели власти. Павел постоянно напоминает, что труд благовестника, как и любой другой, должен оплачиваться (1 Кор. 9,6-18). Обычно Павел принимал какую-то плату за свое служение, но когда он опасался, что мотивы его деятельности могут подвергнуться сомнению, или когда, как в Фессалонике, требовалось подать убедительный пример тем, кто уклонялся от труда, он отвергал всякое вознаграждение.

10 Этот стих как будто указывает, что проблема тунеядства проявилась до того, как Павел и его спутники оставили город. Уже тогда они считали необходимым побуждать бесчинных заняться чем-то полезным и зарабатывать себе на хлеб.

14 не сообщайтесь с ним. См. ком. к 3,6-15.

чтобы устыдить его. Слова эти говорят не о возмездии, а о стремлении вызвать раскаяние и, в конечном итоге, восстановить согрешившего в церковном общении.

17 Хотя Павел прибегал к помощи секретарей при составлении посланий, он обычно приписывал собственноручно заключительное приветствие или благословение. Здесь (как и в 1 Кор. 16,21; Кол. 4,18) он привлекает внимание к такому своему обычаю как дополнительному доказательству подлинности послания (ср. Гал. 6,11; Флм. 1,19, где апостол написал собственноручно не только заключительные слова).


Первое послание Тимофею апостола Павла