КОММЕНТАРИИ 1 страница

Характерные особенности и темы

Книга Деяния апостолов представляет собой точное историческое повествование о жизни ранней церкви (середина во I в. по Р.Х.). Лука приводит географические подробности, говорит о правительственных служащих и императорах; при описании морского путешествия в Италию он пользуется соответствующими морскими терминами. Все это указывает на то, что автор - добросовестный исследователь, лично бывший очевидцем многих описанных им событий.

Лука, возможно, преследовал несколько целей. В Деян. 1,1.2 он уведомляет, что в Евангелии описал жизнь Иисуса вплоть до Его вознесения. В первой главе (Деян. 1,8) кратко сообщается об общей теме книги Деяния: Господь намерен распространить Свое дело "в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли". Книга Деяния - путевая карта распространения Церкви по древнему миру; она представляет христианство в его развитии. Некоторые рассматривали Деяния как своеобразную апологию христианства, написанную Лукой, или попытку показать, что христианство не представляет угрозы для Рима. Книга называется "Деяниями святых апостолов", однако Лука описывает лишь служение Петра (Деян. 1-12) и Павла (Деян. 13-28).

Содержание

I. Петр и благовествование иудеям в Иерусалиме, Иудее и Самарии (1,1 - 12,24)

А. Наставления, полученные от Иисуса, и ожидание Духа Святого (гл. 1)

Б. Возникновение Церкви (гл. 2-7)

1. Сошествие Духа Святого и первая проповедь Петра (2,1-41)

2. Общение верующих (2,42-47)

3. Исцеление нищего и вторая проповедь Петра (гл. 3)

4. Преследование со стороны синедриона (4,1-31)

5. Общинная жизнь и церковная дисциплина (4,32 - 5,11)

6. Дальнейшие преследования со стороны синедриона (5,12-42)

7. Избрание семи диаконов (6,1-7)

8. Гонения и смерть Стефана (6,8 - 7,60)

В. Преследуемая Церковь рассеивается и несет Евангелие по Иудее и Самарии (гл. 8)

1. Филипп проповедует в Самарии и обращает ефиопского вельможу (гл. 8)

2. Обращение Савла (9,1-31)

3. Проповедь Петра в Лидде и Иоппии (9,32-43)

4. Проповедь Петра Корнилию в Кесарии; излияние Духа Святого на язычников (10,1 - 11,18)

5. Церковь в Антиохии Сирийской (11,19-30)

6. Преследование Церкви Иродом Агриппой I и его смерть (12,1-24)

II. Павел и благовествование язычникам (12,25 - 28,31)

А. Первое миссионерское путешествие Павла, распространение евангелия на Кипре и в Малой Азии (12,25 - 14,28)

1. Иерусалимский собор (15,1-35)

2. Второе миссионерское путешествие Павла - снова Малая Азия, затем - Европа (15,36 - 18,22)

3. Третье миссионерское путешествие Павла - и вновь Малая Азия, затем - Македония и Греция (18,23 - 21,16)

4. Арест Павла, суд над ним и заключение в Палестине (21,17 - 26,32)

5. Путешествие в Рим (27,1 - 28,16)

6. Проповедь Павла в Риме в течение двух лет (28,17-31)

Глава 1

1 Первую книгу. Букв.: "предыдущий отчет", т.е. Евангелие от Луки, на что, в частности, указывает повторное упоминание Феофила (Лк. 1,3).

о всем, что Иисус делал и чему учил от начала. Дела и слова Иисуса, записанные Лукой в его Евангелии.

2 вознесся. Лк. 24,50-52 указывает место, где произошло вознесение: селение Вифания (на восточном склоне Елеонской горы, к востоку от Иерусалима).

дав Святым Духом повеления. Общаясь с апостолами после воскресения, Иисус Духом Святым уверил их в реальности Своего воскресения (Ин., гл. 20; 21) и в том, что Он истинно Мессия (Лк. 24,44-49), передал им дары Духа Святого (Ин. 20,22.23), показал, что воскрес в теле, физически (Лк. 24,37-43).

которых Он избрал. Иисус Сам изначально избрал Своих учеников, зная, что один из них, Иуда, станет предателем (Лк. 6,12-16).

3 явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами. Явления воскресшего Христа (Мф., гл. 28; Мк., гл. 16; Лк., гл. 24; Ин., гл. 20; 21; 1 Кор. 15,5-7) имели значение неоспоримого свидетельства сверхъестественности личности Христа и Его дела. Важно было, чтобы событие воскресения было подтверждено очевидцами, учениками (1,22).

в продолжение сорока дней. Столько времени продлилось земное служение Иисуса после воскресения. Вслед за вознесением Христа прошло еще десять дней, которые апостолы провели в Иерусалиме, ожидая обещанного сошествия Святого Духа, которое произошло в праздник Пятидесятницы (пятидесятый день после Пасхи).

4 ждите обещанного от Отца. Дух Святой был дарован и Отцом, и Сыном Его Иисусом (Ин. 14,1.26; 15,26).

5 Иоанн крестил водою. Иоанн Креститель крестил множество народа (Мф. 3,5.6.13-15; Мк. 1,5.9; Лк. 3,7-16.21). Водное крещение Иоанна, крещение покаяния (Мк. 1,4), являлось прообразом крещения Духом Святым и огнем (Лк. 3,16) во времена Мессии. См. статью "Откровение о Божественном призвании: крещение Иисуса".

через несколько дней. Т.е. дней, остававшихся до Пятидесятницы.

6 не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Слова Иисуса (Мф. 19,28) навели учеников на мысль, что Он, возможно, свергнет власть римлян и восстановит царство Израильское.

7 не ваше дело знать времена или сроки. Т.е. определенный период или точную дату Второго пришествия Иисуса Христа на землю (ср. 1 Фес. 5,2).

8 сойдет на вас Дух Святый. Иисус имеет в виду, что Святой Дух засвидетельствует факт Своего руководства их жизнью и внешним, видимым образом: сильным ветром, огненными языками, способностью апостолов говорить на иностранных языках (Деян., гл. 2).

свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Благовестие в Иерусалиме (гл. 2) показывает, как дело Божие охватило весь мир: "Иудеи... из всякого народа" (2,5), услышавшие проповедь и уверовавшие, пронесли ее по всей земле. Книга Деяний подробно рассказывает, как благовествование распространилось по Иерусалиму (Деян. 3,1 - 8,1), по Иудее и Самарии - до Антиохии Сирийской (8,1 - 12,25) и дальше (13,1 - 28,31).

9 Он поднялся. См. статью "Вознесение Иисуса".

10 два мужа в белой одежде. Белая одежда символизирует прославление (Мф. 17,2; Мк. 9,3; Откр. 1,14; 3,4.5.18; 4,4; 7,14).

11 мужи Галилейские! Присутствовавшие одиннадцать учеников были родом из Галилеи; двенадцатый - Иуда - происходил из Кариота в Иудее.

таким же образом. Иисус придет вновь в Своем прославленном воскресшем теле, на облаках небесных (Мф. 24,30; 26,64; Мк. 14,62; 1 Фес. 4,16.17; Откр. 1,7). См. статью "Второе пришествие Иисуса Христа".

12 с горы, называемой Елеон. Холм за Кедронской долиной к востоку от городской стены Иерусалима. Ученики были с Иисусом на горе вблизи Вифании (Лк. 24,50).

в расстоянии субботнего пути. Максимальное расстояние, которое позволялось преодолевать в субботу. Раввины исчисляли его длину в две тысячи локтей - 1000 метров.

13 взошли в горницу, где и пребывали. Вероятно, здесь ученики скрывались, опасаясь иудеев. Это могла быть та же горница, где они совершили Пасху и Иисус установил вечерю Господню (Мк. 14,25), либо комната в доме Марии, родственниц Варнавы (Кол. 4,10), где позднее собирались христиане (12,12). Вероятно, горница находилась недалеко от дворов храма, где собирались толпы пришедших в Иерусалим иудеев (2,5-12).

Варфоломей. Известен также под именем Нафанаил (Ин. 1,45; 21,2).

Иаков Алфеев. Иаков "меньший" (Мк. 15,40).

Зилот. Возможно, это прозвище указывает на то, что ранее Симон принадлежал к группе мятежников-зилотов.

Иуда, брат Иакова. "Иуда Иаковлев". Его же называли Фаддеем (Мф. 10,3; Мк. 3,18).

14 пребывали в молитве и молении. В оригинале: "пребывали в постоянной молитве". Иисус приучил Своих учеников молиться во всех случаях жизни. В своем Евангелии Лука приводит примеры молитвы (часто в уединении) Самого Иисуса (3,21; 5,16; 6,12; 9,18.28.29; 11,1; 22,32.41.42; 23,34.46).

с некоторыми женами. Это, без сомнения, женщины, следовавшие за Иисусом, помогавшие Его делу и позаботившиеся о Нем после Его смерти (Мф. 27,55.56; 28,1;Мк.15,40.41;Лк. 8,2.3; 23,49; 24,1.22).

Мариею, Материю Иисуса. Последнее упоминание о матери Иисуса в Новом Завете.

с братьями Его. Это сводные братья Иисуса (Мф. 13,55; Лк. 8,19-21; Ин. 7,3.10).

15 И в те дни. Десять дней между сорокадневным пребыванием Иисуса с апостолами (1,3) и днем Пятидесятницы (2,1).

16 мужи братия. Петр обращается непосредственно к мужчинам, потому что ведет речь о замене Иуды Искариота - одного из двенадцати мужей, изначально избранных Иисусом на апостольское служение (Мф. 10,2-4).

Надлежало исполниться тому, что в Писании. Слова из псалмов (68,26 и 108,8), приведенные в ст. 20, отнесены Петром прямо к Иуде Искариоту. Теперь "его достоинство" должен унаследовать кто-то другой.

предрек Дух Святый устами Давида. Дух Святой, используя поэтическое дарование Давида, вдохновил его облечь в словесную форму это пророчество.

17 получил жребий служения сего. В Своем провидении Бог попустил, чтоб Иуда некоторое время разделял служение апостолов.

18 приобрел землю. Иуда косвенным образом приобрел землю, когда вернул плату за предательство первосвященникам и старейшинам, которые на эти средства выкупили место для погребения странников, называемое "земля крови" (Мф. 27,8), по-арамейски: "акелдама".

неправедною мздою. Т.е. деньгами, полученными неправедным путем.

низринулся, расселось чрево его и выпали все внутренности его. Матфей сообщает, что Иуда удавился (Мф. 27,5). Возможно, здесь описывается то, что произошло с телом Иуды после.

21.22 Петр излагает критерии определения апостольства.

21 надобно, чтобы один из тех. Ср. ст. 24: "которого Ты избрал". Петр и другие ученики осознают, что они ответственны за выбор преемника на место Иуды, поэтому избрание должно произойти под державным водительством Божиим.

когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус. Это выражение охватывает все время общественного служения Иисуса от Его крещения до Его вознесения.

23 И поставили двоих. Очевидно, Иосиф и Матфий были избраны из большого числа "свидетелей воскресения" (согласно ст. 15, присутствовавших было около 120 человек).

26 бросили о них жребий. Ветхозаветный обычай, помогавший определить волю Божию (см. Исх. 28,30).

к... Апостолам. См. статью "Апостолы".

Глава 2

1 дня Пятидесятницы. Пятидесятый день после субботы пасхальной недели (Лев. 23,4-7.15.16). Таким образом, Пятидесятница, отмечавшаяся в первый день недели (наше воскресенье), была одним из трех великих израильских праздников. Ей предшествовала Пасха (Лев. 23,4-8; Чис. 28,16-25); спустя четыре месяца после нее совершался праздник Кущей (Лев. 23,33-43; Чис. 29,12-38; ср. Ин. 7,1-44). Пятидесятницу называют также "праздником седмиц", так как она совершалась через семь недель после Пасхи (Втор. 16,10), "праздником жатвы", потому что в это время собирали первые плоды урожая (Исх. 23,16), и "днем первых плодов" (Чис. 28,26).

все они были единодушно вместе. Там были все апостолы и, вероятно, "человек около ста двадцати", упомянутые ранее (1,16).

2 шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра. Ветер является символом присутствия Святого Духа (Иез. 37,9.13; Ин. 3,8); огонь - очищающей силы Святого Духа или Его суда (Мф. 3,11.12).

4 все. Все сто двадцать человек (1,15). См. Иоил. 2,28, где говорится об излиянии Духа Божия "на всякую плоть".

исполнились... Духа Святаго. Сошествие Духа является исполнением обещанного в Лк. 24,49 и Деян. 1,5.8; однако из этого не следует, будто в ветхозаветное время Дух Святой не пребывал с народом Божиим и не действовал в его среде (см. "Дух Святой" - Пс. 50,13 и Ис. 63,10.11; "Дух Господень" - Суд. 3,10; 1 Цар. 10,6; Ис. 11,2). См. статью "Утешитель: служение Святого Духа".

как Дух давал им. Не может быть христианского служения и духовного роста без Божиего участия (Еф. 2,10; Флп. 2,12.13).

5 Иудеи, люди набожные. Т.е. благочестивые иудеи (ср. Лк. 2,25; Деян. 8,2; 22,12), прибывшие в Иерусалим для празднования Пятидесятницы.

8-11 Перечисление представителей пятнадцати народностей начинается с восточной группы, в пределах нынешних Ирана и Ирака ("Парфяне... Мидяне... Еламиты, и жители Месопотамии", т.е. куда были отведены иудеи, плененные Ассирией и Вавилоном). Далее следует запад, Иудея, затем - север, Малая Азия (Каппадокия, Понт, Асия, Фригия и Памфилия), после чего - Северная Африка (Египет и части Ливии, прилежащие к Киринее) и, наконец, Рим. Список заключают две далеко отстоящие друг от друга области: остров Крит и Аравия.

15 теперь третий час дня. Соответствует девяти часам утра. В праздничные дни обычно постились, по меньшей мере, до четвертого часа. Так что обвинение в пьянстве было безосновательным.

17-21 Это цитата из Иоил. 2,28-32 по греческому тексту ВЗ. Слова Иоиля, пророка Божия, авторитетны и достоверны, и Петр утверждает, что сказанное им - слово от Бога. Цитата дается в целом по тексту Иоиля. Слова "в последние дни" (ср. Ис. 2,2; Ос. 3,5; Мих. 4,1; 1 Пет. 1,20; 1 Ин. 2,18; 1 Тим. 4,1; 2 Тим. 3,1) выражают эсхатологическое истолкование Петром слов Иоиля. По толкованию Петра, эти слова относятся к новому завету, противопоставленному времени первого, уже минувшего ветхого завета (Евр. 8,7; 9,1).

22 Иисуса Назорея. См. 6,14; 10,38; 22,8; 26,9; Лк. 18,37; 24,19. В своей проповеди Петр выделяет самые важные моменты: смерть Иисуса (ст. 23), Его телесное воскресение (ст. 24-32), Его вознесение (ст. 33), Его воцарение (ст. 34, 36) и Его победу при Втором пришествии (ст. 35).

засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями. Хотя факт происхождения Иисуса из Назарета был для некоторых камнем преткновения (ср. Ин. 1,46), Бог ясно засвидетельствовал, что Иисус и есть Мессия. 23 по определенному совету и предведению Божию. Хотя нечестивые люди, иудеи и язычники (4,27.28), по собственной воле предали Иисуса на смерть, их действия были попущены Богом с определенной целью (ср. 2 Пар. 25,16; Иер. 21,10; Дан. 11,36; Деян. 17,26) и при постоянном промыслительном водительстве Божием. Богом была предопределена смерть Сына Его, но ответственность за преступное распятие Иисуса Он возлагает на человека (3,17.18; 4,27.28; 13,27). Иудеи не могли оправдаться, обвиняя в смерти Иисуса римлян: они сами обратились к римлянам с просьбой распять Его. Петр учит, что ответственность лежит на иудеях (3,15; 4,10; 5,30; 10,39).

пригвоздив. Лука вновь подчеркивает, что Иисус претерпел мучительную римскую казнь через распятие (Лк. 24,39).

25 Давид говорит. В Пс. 15 Давид, в первую очередь, пишет о себе и своих страданиях, но в приведенных здесь стихах он говорит об Иисусе (ст. 25), Святом Божием, чье тело не узнало тления (ст. 27).

33 быв вознесен десницею Божиею. План Божий не заканчивался воскресением Сына Его: Он должен был быть вознесен и занять место, от века принадлежавшее Ему наравне с Отцом (Ин. 17,5).

приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил. Здесь излагается учение о Святой Троице: Петр показывает, как Отец (ст. 32,33) действовал в жизни, смерти, воскресении и вознесении Иисуса, Сына Своего, и как Святой Дух совершил чудо: Его служители заговорили на различных языках.

36 В этом важнейшем месте Петр не только утверждает, что Иисус - обетованный Богом Мессия (3,18.20; Ис. 11,1; Лк. 4,18-21), но что Он - прославленный Господь (Рим. 10,9; Флп. 2,9-11) и победоносный Царь (1 Кор. 15,24.25; Откр. 19,16).

38 покайтесь, и да крестится каждый из вас. Покаяние (обращение к Богу с сожалением о грехе) и крещение были важными частями служения Иоанна Крестителя (Мф. 3,1; Мк. 1,4) и Самого Иисуса (Мф. 4,17; 11,20; Лк. 13,3.5), а также аспектами проповеди и учения Церкви (Мф. 28,18.19). См. статью "Крещение".

во имя Иисуса Христа. Краткое изложение сказанного у Матфея (28,18.19) - крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа; здесь упомянут только Иисус, поскольку проповедь Петра касалась лишь Его Самого и Его служения.

для прощения грехов. Крещение - знак и печать духовного очищения, которое дарует Дух Святой через прощение грехов (Тит. 3,5).

дар Святаго Духа. Дар присутствия Святого Духа, а также дарование прощения (Еф. 1,7). Примечательно, что Петр не упоминает здесь о ниспослании дара языков. Два дара: прощение и пребывание Святого Духа - должны рассматриваться как существенно важные для того, чтобы верующие принесли "плоды" Духа в жизни (Гал. 5,22.23) и чтобы проявились различные дарования, которые Дух благоволит послать в разное время отдельным верующим (1 Кор. 12,4-11).

39 Петр провозглашает, что спасение через прощение грехов посредством Помазанника Божия, Мессии, обещано иудеям, которые услышат Его проповедь, их детям и всем дальним (т.е. язычникам, Еф. 2,11-13). Здесь снова кратко выражено содержание Книги Деяний: благовествование предназначено и иудеям, и язычникам - "всем, кого ни призовет Господь Бог наш". Спасение основано на Божием избрании, Его призыве (Ин. 6,37; Еф. 1,4.5). См. статью "Крещение младенцев".

42 пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Краткое изложение основных элементов христианского ученичества: учение Христа о Нем Самом и Его деле (Мф. 16,17-19; Лк. 24,46), ответственность христиан как Его последователей (Мф., гл. 5-7), общение Христа со Своими учениками (Ин., гл. 13), вечеря Господня - преломление хлеба (Мф. 26,17-30) и Его молитва за учеников и совместно с ними (Мф. 6,5-13; Лк. 11,1-13; Ин., гл. 17).

44 Все же верующие были вместе. Это свидетельство о духовном единстве, к которому призывал и Павел (Еф. 4,3).

45 И продавали имения. См. 4,32: "все у них было общее".

46 преломляя по домам хлеб. Это касается обычной ежедневной пищи.

47 Господь же... прилагал. Владыка Церкви - Господь, Он Сам Своей державной силой созидает ее (Мф. 16,18; 1 Кор. 3,9).

Глава 3

1 в храм. Имеется в виду двор храма.

3 увидев Петра и Иоанна перед входом. Будучи иудеями, Петр и Иоанн могли пройти через двор женщин во двор израильтян, но неиудеи должны были ограничиваться пребыванием во дворе язычников.

11 притвор, называемый Соломонов. Этот притвор, построенный Иродом Великим, шел вдоль восточной стороны храмового возвышения. Иисус иногда проповедовал здесь (Ин. 10,23).

13 Бог Авраама и Исаака и Иакова. Ссылка на патриархов занимала важное место в проповеди последователей Христа (7,32; 13,17), т.е. связывала воедино два завета - ветхий и новый.

14 Но вы от Святого и Праведного отреклись. Определение Бога "Святой" неоднократно встречается в ВЗ. Выражение "Святой Израилев" встречается у Исайи 1,4 и 5,24 (ср. Лк. 1,35). Исайя также называет Бога "Праведным" (Ис. 24,16; ср. Деян. 7,52; 22,14). Относя эти определения к Иисусу, Петр указывает на Его Божественное достоинство.

16 имя Его. В древности имя человека выражало, кем он является и что делает (ср. Деян. 4,12).

18 предвозвестил устами всех Своих пророков. См. Лк. 24,26.27.

19 покайтесь и обратитесь. Проповедь Петра свидетельствует, что раскаяние, т.е. сожаление о грехе и отвращение от него (негативный момент), неразрывно связано с обращением к Богу с верой (положительный момент). Призыв к покаянию и вере постоянно звучит в апостольской проповеди (2,38; 17,30; 20,21).

чтобы загладились грехи ваши. По провидению Божию, результатом покаяния и веры является прощение и освобождение от грехов.

25 говоря Аврааму: и в семени твоем. В качестве самого убедительного примера Петр указывает на великого патриарха и пророка Авраама, чье "семя", Мессию, Бог послал в благословение всем народам земли.

Глава 4

1 священники. Какое-то число священников, совершающих свое служение при храме в определенную им неделю (Лк. 1,8.23), находились вблизи притвора Соломона и могли слышать, как Петр объявил Иисуса Мессией. Встревоженные этим учением, они, вероятно, призвали начальника храмовой стражи и дали знать саддукеям.

2 проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых. Саддукеи, в отличие от фарисеев, не верили в телесное воскресение (23,6-8). Саддукеи были сильно раздосадован тем, что апостолы не только учили народ, но учили, что воскресение из мертвых Иисуса служит доказательством воскресения из мертвых вообще (ср. 1 Кор. 15,12-20).

3 отдали их под стражу... ибо уже был вечер. Поступить так заставила необходимость: жертвоприношения в храме были окончены, и ворота храма заперты; официальные действия синедриона приходилось отложить на следующий день.

5 начальники их и старейшины, и книжники. Из этих групп состоял иудейский религиозный совет - синедрион (см. ком. к 5,21).

6 Перечисленные в этом стихе лица составляли, так сказать, исполнительный комитет совета. Анна, тесть Каиафы, официального первосвященника (Ин. 18,13), здесь сам назван первосвященником. Он был закулисной движущей силой, и, вероятно, многие иудеи продолжали считать его первосвященником, так как это служение было пожизненным. Римляне сместили его в 15 г. по Р.Х. Иоанн - это, возможно, Ионафан, сын Анны, который был назначен первосвященником в 36 г. по Р.Х., или Ионафан бен Закхей, возглавивший Великую синагогу после падения Иерусалима. Об Александре ничего не известно.

7 каким именем. Ответ дан в ст. 10: "именем Иисуса Христа Назорея".

8 исполнившись Духа Святаго. См. 2,4; Еф. 5,18.

11 камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла. В Книге Деяний речи с апологией евангельской проповеди часто содержат ссылки на исполнение ветхозаветных пророчеств; здесь цитируется Пс. 117,22 (это же место приводится в Мф. 21,42; 1 Пет. 2,7; ср. Рим. 9,33).

12 нет другого имени. В имени Иисуса заключалась единственная надежда физического исцеления хромого от рождения человека; точно так же в имени Иисуса - единственная надежда духовного исцеления человечества. См. статью "Значение спасения".

13 некнижные. Т.е. неграмотные. Смелость и познания неученых галилейских рыбаков удивили синедрион. Отметив, что "они были с Иисусом", суд, несомненно, припомнил, как Сам Иисус, не учившийся при храме, поразил их Своим умом и познаниями (Лк. 2,46.47; Ин. 7,15).

19 слушать вас более, нежели Бога. Право религиозного поклонения и проповеди выше государственных прав. В свою очередь, право совести христианина перед Богом проповедовать Евангелие выше прав синедриона. Государство - слуга, утвержденный Богом для поддержания мира и порядка (Рим. 13,1-7).

24 возвысили голос к Богу. Такое действие было естественным следствием общения апостолов с Иисусом: они привыкли поступать так в подражание Ему (2,42).

Владыко Боже. Такое обращение выражает высшую творческую силу и власть Господа над всем Его видимым творением (Иер. 10,12) и над делами человеческими (ст. 25,26).

25 устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым. Это - утверждение богодухновенности Писания. Священнописатели говорили и писали под руководством Духа (2 Пет. 1,21).

27 Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским. Верующие справедливо понимали, что ответственность за распятие Иисуса несут равно иудеи и язычники. То были Ирод Антипа, сын Ирода Великого, тетрарх (правитель, подвластный римлянам) Галилеи и Переи (Лк. 3,1; 23,6.7), и Понтий Пилат, римский прокуратор (правитель) Палестины в 26-36 гг. по Р.Х. (Лк. 3,1; 23,1-24).

народом Израильским. Первосвященники и старейшины убедили народ отвергнуть Иисуса и просить освобождения Вараввы (Мф. 27,20-26).

28 предопределила рука Твоя и совет Твой. Ничто, даже неправедное предание смерти Сына Божия, не случается без воли Божией и Его попущения. Непреложность плана Божия относительно мира установлена Его "советом" и утверждена Его всемогущей "рукой" (т.е. силой). Уже первые главы Книги Деяний говорят о взаимосочетании всемогущества Божия и ответственности человека. Предавшие Иисуса смерти действовали согласно Божиему предопределению, однако были морально ответственны за свои действия (3,15).

29 Эта молитва верующих - пример того, как церковная община должна укрепляться и воодушевляться силой Божией свыше. Перед лицом угрозы физического насилия Церковь признавала, что все происходящее - в руке Божией (ст. 28), и, вдохновляемая этим сознанием, испрашивала себе силы и мужества.

Господи. Словом "кириос" в Септуагинте (греческом переводе ВЗ) переведено Божественное имя Яхве. В НЗ оно равно применяется к Богу и ко Христу (2,36; 7,31).

32-35 Благодаря тому, что у верующих "было одно сердце" (ст. 32), они чутко относились к нуждающимся членам общины и потому помогали им, продавая землю и передавая вырученные средства апостолам. Это даяние совершалось добровольно, а не по принуждению (5,4).

33 о воскресении Господа Иисуса Христа. Наивысшим доказательством спасения, совершенного Иисусом Христом, было Его воскресение из мертвых. Апостолы в качестве главных очевидцев должны были свидетельствовать об этом искупительном событии (1,22).

благодать. Она присутствовала в свидетельстве и в жизни апостолов.

36 Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою... левит. В ВЗ левиты не унаследовали земли, как прочие колена, хотя им были выделены города (Нав., гл. 21). Однако к новозаветному времени левит, каким был Иосия Варнава, вполне уже мог обладать землей, но, по-видимому, не в Палестине, а в других местах - на Кипре, например. Не исключено, что земля эта была собственностью его жены. Здесь впервые упомянут Варнава; в дальнейшем повествовании неоднократно встречаются свидетельства о служении этого христианина.

37 у которого была своя земля, продав ее. В качестве "сына утешения" (ст. 36) Варнава явил добрый пример христианина, жертвующего на нужды собратий (в отличие от себялюбивых Анании и Сапфиры, 5,1-11). Позже Варнава вступился за Павла (9,27), оказал поддержку общине в Антиохии Сирийской (11,22), играл видную роль в проповеди в иных странах (13,2.3) и успешно продолжал миссионерскую деятельность, хотя в одном случае разошелся во мнениях с Павлом (15,37-39).

Глава 5

2 утаил из цены. Анания и его жена были вправе оставить себе всю выручку от продажи земли, поскольку земля и деньги за нее принадлежали им (5,4). Чистота всей Церкви оказывалась под угрозой из-за лжи нескольких грешников (ср. Лев. 10,1.2; Чис. 16,23-35; Нав. 7,19-25; 2 Цар. 6,1-7). Основная причина гибели Анании с Сапфирою - они "допустили сатане вложить в сердце" их греховные наущения и действовали согласно им (см. ст. 3), солгав Духу Святому.

3 допустил сатане вложить в сердце твое. Позднее Петр предостерегал христиан против силы сатаны и его посягательств на них (1 Пет. 5,8).

солгать Духу Святому. В ст. 4 Петр говорит Анании, что тот солгал Богу. Так Петр указывает на Божественность Духа Святого (ст. 9).

6 приготовили его к погребению. Вероятно, обернули в погребальные пелен (ср. погребение Иисуса, Мф. 27,59.60).

11 всю церковь. Греч.: "екклезия". В Древней Греции словом "екклезия" назывались собрания народа (ср. 19,32, где это слово так и переведено). Новый Завет первоначально обозначал этим словом верующих, объединенных в общину (8,1; 11,22; 13,1). В посланиях апостола Павла это слово применяется к Церкви Иисуса Христа в более широком смысле: оно означает "Тело Христово", Вселенскую Церковь (Еф. 4,3.4; 5,25.29.30).

13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним. Ни один неискренний последователь не смел причислить себя к Церкви. Нравственные требования были очень высоки.

14 Верующих... мужчин и женщин. Приходили и присоединялись к Церкви истинно верующие. Это - первое место в Деяниях, где среди верующих упомянут женщины. Как и в своем Евангелии (напр., Лк. 7,28; 8,2.3; 17,35; 23,27,29,49,55), в Книге Деяний Лука часто упоминает о них (1,14; 8,3.12; 9,2.36; 13,50; 16,1.13.14; 17,4.12.34; 18,2; 21,5).

15 тень проходящего Петра. Как целительная сила Иисуса изошла от Него при прикосновении кровоточивой женщины к Его одежде (Мк. 5,27.28), так Бог дарует Петру силу исцелять "соприкоснувшихся" с его тенью; это же происходило с платками и опоясаниями с тела Павла (19,11.12).

21 синедрион. Верховный иудейский религиозный суд в Иерусалиме, состоявший из семидесяти одного человека. При римском владычестве эта группа, куда входили верхушка саддукейской партии и книжники из среды фарисеев и их единомышленников, решала различные религиозные, общественные и юридические дела в Палестине.

28 навести на нас кровь Того Человека. В 2,23; 3,15.16 и 4,10.11 говорится, что Петр и бывшие с ним апостолы возложили вину за смерть Иисуса на членов синедриона. Народ слышал эти обвинения.

31 Его возвысил Бог десницею Своею. Это заявление синедрион должен был истолковать как свидетельство о воскресении. Такое возвеличение Богом делало воскресшего Иисуса равным Богу (ср. Ин. 5,18; 10,33).

34 Гамалиил. Один из наиболее известных раввинов своего времени. Гамалиил был учителем Павла (22,3) и, вероятно, приходился внуком великому рабби Гиллелю, главе одной из двух главных иудейских школ толкования Торы (Закона). В отличие от школы Шаммая, Гамалиил и школа Гиллеля были известны большей терпимостью своего толкования (ср. Мф. 19,3).