КОММЕНТАРИИ 1 страница

Глава 1

1 Начало. В отличие от Евангелий от Матфея и Луки, Евангелие от Марка не содержит повествования о рождении Иисуса. "Началом" (ср. Быт. 1,1; Ин. 1,1) здесь выступает служение Иоанна Крестителя (ср. Деян. 1,22) и ветхозаветные пророчества о приходе Иоанна.

Евангелия. В переводе с греч.: "благая весть".

Иисуса Христа. "Иисус" - греческая форма еврейского имени Иешуа, означающего "спаситель" (Мф. 1,21). "Христос" - греческий перевод еврейского слова "машиах" - "помазанный".

Слова "Евангелие Иисуса Христа" можно понимать двояко: как "Евангелие об Иисусе Христе" или как "Евангелие, исходящее от Иисуса Христа" (Рим. 1,9; 1 Кор. 9,12; 2 Кор. 10,14).

Сына Божия. Эти слова можно принимать в качестве мессианского титула (см. Пс. 2,7, где они относятся к Давиду), однако этим их значение не исчерпывается, поскольку с их помощью Марк в начале своего Евангелия представляет Иисуса вечным Божественным Сыном (см. ком. к 13,32; 14,36; Рим. 1,3).

2 Как написано. Подчеркивается неизменный характер богодухновенного Писания. Марк показывает, что откровение представляет собой органический процесс, вершителем которого является Господь Бог - Властелин истории. Если Ветхий Завет служит для Евангелий началом и источником, то Евангелия являются окончательным и богодухновенным завершением ветхозаветной вести в свете личности и дела Иисуса Христа.

пророков. У Исайи пророка (цит. по изданию Библейских Обществ). Нижеследующая цитата представляет собой цепочку из текстов (Исх. 23,20; Ис. 40,3; Мал. 3,1), говорящих о вестниках-предтечах, которых посылал Бог.

4 Иоанн. Цитаты из ВЗ свидетельствуют, что приход Иоанна был запланирован Богом еще до начала истории.

в пустыне. Символическое напоминание Израилю о том, при каких условиях Бог заключил завет с этим народом (ср. Иер. 2,2).

крещение покаяния. Кумранская община, с которой Иоанн мог в юности иметь какие-то контакты, практиковала обрядовое очищение посредством погружения в воду. Крестили так же и обращавшихся в иудаизм язычников. Новым в действиях Иоанна было то, что он требовал крещения от израильтян, уже принадлежавших к общине завета. Его требование к иудеям совершать этот акт, символизирующий решительное покаяние, свидетельствовало, что он сам уже стоял на пороге нового завета.

для прощения грехов. Крещение Иоанна не давало реального прощения грехов. Греческий предлог, переводимый как "для", означает здесь, скорее, "в приготовление к" или "с целью". Окончательное прощение грехов возможно только в рамках нового завета (Иер. 31,34), который должен был принести Мессия.

5 вся страна... крестились все. Гипербола. Автор хочет сказать, что люди завета выходили к Иоанну массово, целыми семьями (4,1; 6,44 и ком.).

6 из верблюжьего волоса. Одежда и пища Иоанна типичны для ветхозаветного пророка (4 Цар. 1,8; Зах. 13,4).

7 И проповедывал, говоря. О ком именно проповедовал Иоанн, говоря, что о даже "не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви" этого человека, становится ясно из процитированных выше ветхозаветных пророчеств - это Господь, который "придет в храм Свой", "Ангел завета", приходу Которого предшествует появление "Ангела Моего" (Мал. 3,1).

8 Духом Святым. Новый завет приносит возрождение народу Божиему (Иез. 37,14; Иер. 31,33.34) через Сына и Духа, присутствующего в Сыне в полной мере (Ис. 42,1; 61,1).

9 в те дни. Согласно Ин. 2,20, один из самых ранних актов общественного служения Иисуса имел место в сорок шестом году от начала перестройки храма. Поскольку Ирод начал ее в 19 г. до Р.Х., то крещение Иисуса произошло в 27 г. или годом раньше.

из Назарета. Назарет - маленький городок в Галилее, ни разу не упомянутый в ВЗ. Иисус пришел из презираемой (Ин. 7,41.52) "языческой" (Мф. 4,15) Галилеи.

крестился от Иоанна. Иисус знал, что это крещение было частью Божиего замысла (чтобы "исполнить всякую правду", Мф. 3,15), согласно которому Он полностью воспринял человеческое естество во всех его проявлениях и встал на путь возложения на Себя грехов человеческого рода. См. статью "Откровение о Божественном призвании: крещение Иисуса".

10 тотчас. Слово, характерное именно для этого Евангелия. Если во всех прочих книгах НЗ оно встречается всего двенадцать раз, то Марк употребляет его сорок два раза. Вероятно, указывает не столько на быстроту происходящих событий, сколько на непреложность исполнения Божиего замысла, и напоминает о "прямых путях", приготовленных Божиим промыслом для прихода и служения Иисуса.

Духа... сходящего. Видимый знак помазания Духом как символ мессианства Иисуса (см. ком. к 1,8). В крещении Иисуса, как позднее в христианском крещении (Мф. 28,19), участвуют все три Лица Троицы: от Отца исходит инициатива, Сын принимает на Себя заместительный труд, а Дух проявляет прославляющую, созидательную силу.

11 Ты Сын Мой. В этом заявлении Бога находит свое выражение тайна личности Иисуса. Он - Второе Лицо Троицы - в то же время является представителем всех верующих, а также истинным и верным Сыном Израиля (Исх. 4,23), Который угождает Отцу и Которого Отец признает Своим Сыном (Пс. 2,7; Ис. 42,1; см. ком. к ст. 1).

в Котором Мое благоволение. Эти слова характеризуют особые отношения, существующие между Отцом и Сыном, что еще сильнее подчеркивается в греческом оригинале повторением определенного артикля.

12 Немедленно. См. ком. к 1,10.

Дух ведет Его. Идея божественной и духовной необходимости. Дух ведет Иисуса прямо в пустыню, т.е. тем же путем, каким Бог вел Израиль, который также назван был Божиим сыном (Исх. 4,23), крещен "в Моисея... в море" (1 Кор. 10,2; ср. Исх. 14,13-31) и был ведом Духом, принимавшим форму столпа облачного и огненного (Исх. 14,19.20), в пустыне по пути испытаний.

13 сорок дней. Вышеотмеченные сопоставления здесь, несомненно, обнаруживают параллель с сорока годами, проведенными в пустыне израильтянами (Втор. 1,3).

искушаемый. Перевод греческого слова, означающего, с одной стороны, "испытание", полезный опыт, которым Бог обогащает Свой народ, а с другой - "искушение", злонамеренность дьявола. Бог Своей силой превращает "искушение" в "испытание".

Ангелы служили Ему. Ангелы сопровождали также Израиль во время исхода из Египта (Исх. 14,19; 23,20; 32,34; 33,2). Иисус в пустыне символизирует Собой христианина в мире, находящемся во владении сатаны (Еф. 6,12).

14 После того, как предан был Иоанн... в Галилею. Говоря, что служение в Галилее началось после ареста Иоанна, Марк не отрицает факта более раннего служения в Иудее, он просто не включает его в свое повествование, т.е. здесь не возникает противоречия с хронологией Евангелия от Иоанна.

15 исполнилось время. Пришло время, когда спасение достигается через Иисуса Христа.

приблизилось Царствие Божие. Царство Божие - то конечное положение вещей, когда Бог будет Верховным Правителем в сердцах Его искупленного и прославленого народа.

16 моря Галилейского. Внутреннее озеро, имеющее 19 км в длину и 10 км в ширину и называемое в НЗ также озером Геннисаретским и морем Тивериадским.

19 Иакова... и Иоанна. Иисус набирал будущих апостолов и "ловцов человеков" не из среды религиозной интеллигенции, а из числа простых людей.

21 в субботу. Еврейское слово "шаббат" означает "семь"; седьмой день - это день покоя, посвящаемый Богу (Быт. 2,2.3). Божий замысел относительно прихода Его Царства не противоречит предыдущему откровению, которое требовало, в частности, соблюдения субботы и регулярных собраний Его народа (Лев. 16,24-31; Втор. 5,12-15; Ис. 56,1-7). Таким образом, Иисус сочетает обычай синагогального субботнего богослужения со Своей миссионерской деятельностью (Мф. 4,23).

учил. Учителями в синагогах были уважаемые раввины.

22 как власть имеющий. Хотя Марк не излагает подробностей этого учения, о характеризует его общий стиль. Учение Иисуса не похоже на учение книжников, потому что: 1) прямо связано с личностью Иисуса (2,10) и с Его истолкованием Писания (12,35-40); 2) было новым, поскольку возвещало о приходе Царства Божия (1,15) и о победе над сатаной (1,27).

24 что Тебе до нас. Идиоматический оборот, свойственный языку НЗ.

Назарянин. Т.е. "человек из Назарета", родного города Иисуса, расположенного на западном берегу моря Галилейского.

Святый Божий. Это единственный случай во всем НЗ, когда к Иисусу обращаются подобным образом (Лк. 4,34).

25 замолчи. Букв: "надень намордник". Выражение категорического запрещения.

29 с Иаковом и Иоанном. См. ст. 19.

32 когда заходило солнце. Т.е. когда заканчивалась суббота. Не решаясь нарушать предписания о субботнем дне, люди дожидались захода солнца и лишь после этого приводили к Иисусу больных.

не позволял бесам говорить. Иисус имеет власть и над бесами, которые подчиняются Его приказу (см. 7,29; Мф. 8,32; 17,18; Лк. 4,41; 9,1).

35 пустынное место. Символ духовного хождения древнего Израиля и современных христиан (1 Кор. 10,1-11; Евр. 13,12.13).

40 прокаженный. В Ветхом Завете проказа делала человека не только физически, но и обрядово нечистым, исключая его из жизни общины (Лев. 13,46).

43 посмотрев... строго. Букв.: "разгневался". Гнев Иисуса объясняется тем, что прокаженный, подойдя к Иисусу, Которого "окружали люди", тем самым нарушил закон Моисея, запрещавший "нечистым" входить в стан Израильский (см. Лев. 13,46).

44 что повелел Моисей. Иисус указывает прокаженному на необходимость соблюдения закона Моисея. Сам же Иисус стоит над законом и поэтому Его прикосновение к прокаженному исцелило последнего и не сделало Самого Иисуса нечистым.

45 провозглашать и рассказывать. Букв.: "много проповедовать". Время открытой евангельской проповеди еще не настало.

Глава 2

1 в доме. По всей видимости, в доме Петра (1,29).

4 раскрыли кровлю. Это не составляло труда, поскольку кровли были сделаны из веток и глины и поддерживались поперечными балками.

5 веру их. Общую веру больного и принесших его людей.

прощаются тебе грехи твои. О том, что грех является причиной болезни, свидетельствует как Ветхий (Исх. 15,26; Втор. 28,50.61; 2 Пар. 21,18), так и Новый Завет (Ин. 5,14; см., однако, Ин. 9,2). Неожиданной для присутствующих явилась власть Иисуса прощать грех, поскольку, согласно Писанию, это исключительная прерогатива Бога (Исх. 34,7; Ис. 1,18).

10 Сын Человеческий. Сын Божий в облике человека. Мессианский титул.

14 Левия Алфеева. У евангелиста Матфея (9,9-13) этот человек назван Матфеем. Поскольку Матфей присутствует в приводимом Марком списке апостолов (3,18), тогда как имени Левия там нет, следует предположить, что Левий, подобно Симону, став учеником и апостолом Иисуса, получил новое имя.

у сбора пошлин. Палатки сборщиков пошлин стояли на больших торговых путях, у мостов и каналов, где взимались пошлины за провоз товаров, а также в местах рыболовецкого промысла, где собирались налоги с рыбаков. К сборщикам пошлины испытывали неприязнь за их противозаконные поборы, но особенно за сотрудничество с римскими завоевателями (собранные средства поступали в римскую казну).

15 грешники. Так фарисеи называли всех иудеев, которые не следовали их преданиям, относившимся к соблюдению обрядовой чистоты.

возлежали с Ним. Вступая в контакт с грешниками, Иисус становился равным им, поскольку раввинские предписания строжайшим образом запрещали всем учителям закона участие в подобных трапезах.

16 фарисеи. Фарисеи были богословскими наследниками хасидов, сторонников движения, возникшего во II в. до Р.Х. в качестве реакции на проникновение в иудаизм эллинистических языческих влияний. Хасиды придавали особое значение личному благочестию, изучению и соблюдению закона. Во времена Иисуса строгое соблюдение закона и особенно правил, касающихся обрядовой чистоты, достигалось за счет исполнения ряда казуистических требований, известных как "предания старцев" (7,3). Необходимость знания самого закона и бесконечных толкований к нему, естественно, порождала социальное и религиозное разделение между профессиональной элитой - "праведными" и прочими людьми - "грешниками".

18 постились. Законом предусматривался только один ежегодный пост - Йом Киппур, т.е. день Искупления (Лев. 16,29-31; ср. Деян. 27,9, где Йом Киппур назван "постом"). Тем не менее, как знак раскаяния и покаяния пост уже со времен судей являлся составной частью ветхозаветной духовности (Суд. 20,26; 3 Цар. 21,27), превращаясь, однако, со временем в формальный обряд (Ис. 58,3). Неудивительно, что фарисеи и их последователи постились дважды в неделю (Лк. 18,12). Поскольку главным в учении Иоанна Крестителя был призыв к покаянию (Мф. 3,11), для его учеников пост был приемлем.

19 жених. В Ветхом Завете широко используется брачная символика, при которой Бог выступает в образе мужа, Израиль - жены ("дочь Сиона"), а завет уподобляется браку. Иисус, еще не заключивший брачный завет с Церковью ("невестой Агнца", Откр. 21,9), именует себя женихом.

23 в субботу ... начали срывать колосья. Срывание колосьев не только не запрещалось законом, но, напротив, позволялось (Втор. 23,25). Фарисеи, таким образом, обвиняли учеников не за то, что они срывали колосья и ели, а за то, что делали это в субботу. Талмуд это категорически запрещает. Срывание и растирание колосьев для отделения зерен от шелухи приравнивалось к молотьбе и считалось одной из 39 рядовых работ, запрещенных в субботу.

25 Давид. Давид ел освященный хлеб, который положено было есть только священникам (1 Цар. 21,5). Поступок Давида являлся нарушением не субботнего закона, а закона храма и скинии. Спаситель рассуждает здесь по принципу эквивалентов: храм и суббота были равны по святости.

26 при... Авиафаре. В 1 Цар. 21,1-6 утверждается, что священником, который дал Давиду освященный хлеб, был Авимелех, отец Авиафара, а не Авиафар. Существуют предположения, что упомянутый священник носил два имени - и Авиафар, и Авимелех.

28 господин и субботы. Бог имеет власть над всеми днями. Однако суббота оговаривалась особо, как день, посвященный Господу Богу (см. Исх. 16,23.25; Лев. 23,3; Втор. 5,14), и поэтому господином (хозяином) субботнего времени был Бог. Называя Себя господином субботы, Иисус, тем самым, уравнивает Себя с Богом.

Глава 3

1 пришел опять. События, описанные в ст. 1-6, происходят в ту же субботу, о которой говорится в 2,23-28.

4 должно ли..? Иисус, предвосхищая упреки фарисеев, продолжает учение о субботе, которое Он начал излагать в 2,25-28, и противопоставляет дух закона его букве.

6 составили... совещание. Т.е. замышляли зло ("погубить Его") и делали это именно в субботу.

с иродианами. В отличие от фарисеев, иродиане принадлежали не к религиозному, а к политическому движению, поддерживавшему династию Ирода (идумейского араба, т.е. нееврея по происхождению). Как и Ирод, они выступали за союз с Римом и зависели от этого союза. См. также 8,15; 12,13; Деян. 4,27.

11 духи нечистые. Т.е. люди, одержимые нечистыми духами.

12 строго запрещал. Иисус не возбранял называть Себя Сыном Божиим, но запрещал делать это достоянием широкой гласности до определенного времени.

13 кого Сам хотел. Избрание двенадцати учеников происходило не спонтанно и не произвольно, а исключительно по определению Самого Иисуса Христа. Следует отметить, что избрание не зависело от желания призываемых, но только от воли Призывающего.

14 поставил... двенадцать. Двенадцать апостолов (Мф. 19,28).

которых и назвал апостолами. Эта фраза отсутствует в ряде греческих рукописей и в Синодальном переводе. Кроме этого места, Марк использует слово "апостолы" лишь однажды (6,30). Настоящими апостолами двенадцать учеников стали лишь после воскресения Иисуса, сошествия Святого Духа и их облечения Его силой. См. статью "Апостолы".

чтобы с Ним были. Основная цель избрания двенадцати. А также - "пробы посылать их на проповедь".

18 Фаддея. Списки апостолов в Евангелиях от Марка и Матфея (Мф. 10,2-4) идентичны. Однако в параллельном списке Евангелия от Луки (Лк. 6,14-16) имя Фаддея не упоминается и вместо него присутствует имя Иуды (не Искариота), сына Иакова. Возможно, Фаддей было вторым именем Иуды.

Кананита. Кананит - то же, что зилот (Лк. 6,15) - член религиозно-политической партии, которая ставила своей целью достижение национальной независимости путем вооруженного восстания.

19 Искариотского. Слово семитского происхождения: "иш" означает "человек (из)", Кериот (Кириаф) - город в Израиле, недалеко от Хеврона (Нав. 15,25).

21 ближние Его. В ст. 34 определено, кто конкретно имеется в виду, - это мать Иисуса и Его братья.

вышел из себя. Ср.: "если выходим из себя, то для Бога" (2 Кор. 5,13).

22 веельзевула. Производное от Ваал (господин) - главное божество финикийского (и хананейского) пантеона и Зебель (муха). Возможно, Зебель - переосмысление (или искажение) слова Бел (от общесемитского "Балу" - "владыка", "господин") - аккадское верховное божество. В еврейской религиозной терминологии слово "веельзевул" ассоциируется с понятием "повелитель бесов". Здесь фарисеи называют этим именем сатану и обвиняют Иисуса в том, что Он изгоняет бесов силой сатаны.

23-27 притчами. Иносказаниями. См. ком. к 4,2.

27 Этот стих является ответом на обвинения книжников (ст. 22).

дом сильного. Мир, где господствует его "хозяин" - "князь мира сего" (Мф. 4,8; Ин. 12,31; 16,11).

расхитить. Присвоить.

вещей его. Т.е. людей, живущих в мире сем.

свяжет сильного. Т.е. если не окажется более сильным.

29 кто будет хулить Духа Святаго. Не имеющее прощения богохульство определено здесь как умышленное связывание силы и дел Иисуса (Ин. 10,21), исполненого Святым Духом, с действием сатаны. Это значит уравнивать высшее духовное добро с высшим духовным злом. См. статью "Грех, не имеющий прощения".

31 Матерь и братья. См. ст. 21.

34 вот матерь Моя и братья Мои. Этими словами Иисус высказывает мысль, что Его матери и братьям следует находиться с Ним (т.е. прийти к Нему), а не пытаться увести Его к себе ("пришли взять Его"). Сына Божия нельзя взять, можно только отдать себя Ему.

Глава 4

2 притчами. Греч.: "параболе" (притча) происходит от выражения "брошенное рядом"; таким образом, притчи, наряду с внешним, открытым смыслом, содержат и внутренний, скрытый смысл, что и позволяло евреям называть их словом "машал" - "загадка".

3-8 Разъяснение этой притчи (ее "отгадку") дает Сам Иисус (ст. 14-20).

9 кто имеет уши... да слышит. См. также ст. 23; Мф. 11,15; 13,9.43; Лк. 8,8; 14,35; Откр. 2,7. Этими словами Иисус как бы предупреждает, что во внешнем, открытом повествовании необходимо уловить ("услышать") скрытый, внутренний смысл.

10 окружающие Его... вместе с двенадцатью. Очевидно, в число близких последователей, кроме двенадцати учеников, входили и другие люди.

спросили... о притче. Согласно другим древним кодексам - "спрашивали о притчах", т.е. действие имело постоянный характер, а не разовый.

11 вам дано знать тайны Царства Божия. Согласно другим древним кодексам - "вам тайна Царства Божия дана". Такое изложение слов Христа подчеркивает, что дано не знание тайны (которое может быть чисто внешним, без какого-либо воздействия на знающего), а дана сама тайна, т.е. то, что является Царством Божиим. См. Мф. 13,12.

12 не видят, и не разумеют. Такое состояние "внешних" (ст. 11) объясняется тем обстоятельством, что тайна Царства им не дана, а именно она дает разумение. Вырисовывается строгая закономерность: не от разумения - к тайне Царства, а, напротив, от обладания тайной - к ее разумению. См. Лк. 17,21.

да не обратятся, и прощены будут им грехи. Конструкция данной фразы делает правомочным и такой ее перевод: "поэтому и не обратятся (не могут обратиться), чтобы прощены им были их грехи".

13 не понимаете..? Иисуса удивляет, что именно ученики не понимают, поскольку само обладание тайной Царства (т.е. Царством) уже дает понимание (ср. Ин. 8,43). По всей видимости, ученики еще не научились пользоваться тем, чем обладают. Обрести это умение - цель ученичества.

21 Эта притча имеет прямое отношение к ст. 13 и поясняет вопрос Иисуса.

свеча. Царство Божие, находящееся в человеке; свет "свечи", кроме всего прочего, дает понимание (в т.ч. и притчей).

поставить... под сосуд... под кровать. Т.е. не знать, для чего предназначена свеча и не пользоваться ее светом.

чтобы поставить ее на подсвечнике? Царство Божие дано человеку не для того, чтобы он гасил в себе его свет, а напротив, чтобы жил в свете этого Царства и светил другим людям. См. Мф. 5,14.16; Л к. 8,16; 11,35; Еф. 5,8.

22 ничего тайного. Иисус предсказывает, что хотя в продолжение Его земного служения многие истины остаются сокрытыми для людей, настанет день (а именно, день Его воскресения), начиная с которого все тайны будут раскрываться (Мф. 10,26.27; Лк. 12,2.3).

24 какою мерою. Будущее повсеместное возвещение тайны Божиего Царства будет вознаграждаться в прямой зависимости от того, насколько каждый христианин будет верен исполнению этой задачи.

25 дано будет. См. Мф. 13,12; ком. к 4,11.

26-32 Этот фрагмент содержит две притчи, являющиеся парафразами Царства Божия и начинающиеся словами: "Царствие Божие подобно" (ст. 26) и "Чему уподобим Царствие Божие?" (ст. 30). Поскольку обе притчи подразумевают одно и то же, они, несмотря на различие используемых образов, должны иметь и нечто общее, причем это общее должно привлечь внимание слушателей, показать, что разгадка притчи, ее внутренний смысл именно в этом. В обеих притчах общим является то, что семя (первая притча) и горчичное зерно (вторая) бросаются (сеются) в землю. А поскольку Сам Иисус, только что разъяснил ученикам символику притчи о сеятеле и сказал, что земля - это люди, то, применяя значение этого символа к двум данным притчам, становится ясно, что Царство Божие сеется в людях ("внутрь вас есть", Лк. 17,21) и поэтому приход его не будет внешне приметным (Лк. 17,20). И это - одна из его тайн.

37 великая буря. Сильный шторм.

38 Он спал. Иисус весь день учил людей и утомился. Марк, подобно Иоанну (Ин. 4,6; 11,35.38), подчеркивает тот факт, что Иисус обладал всей полнотой человеческой природы. Говоря языком Павла, Иисус облекся в подлинную человеческую плоть, однако без греховности, идущей от Адама (Рим. 5,12-21; 8,13; ср. 2 Кор. 5,21).

39 умолкни, перестань. Иисус имеет силу и власть прощать грехи (2,10), является господином субботы (2,28), обладает авторитетом в учении (1,22) и властью над нечистыми духами (1,27), а сейчас Он демонстрирует Свою власть над природой. Ср. Исх. 4,9, где Бог через Моисея показывает Себя господином над рекой Нил, которую египтяне считали божеством, и над Красным морем (Исх. 14,16). Успокоение бури Иисус совершает по той же схеме, что и изгнание бесов. Сталкиваясь с проявлениями демонических сил (1,24; 5,4), Иисус приказывает: "Замолчи" (1,25), и стихия унимается (5,15). Связывая "сильного" (3,23-27), Иисус требует возвратить живую тварь, которая однажды, благодаря победе Христа, узнает "свободу славы детей Божиих" (Рим. 8,19-21).

Глава 5

1 в страну Гадаринскую. Разночтение в греческих манускриптах; в них приводятся три разных наименования местности, куда прибыл Иисус с учениками: страна Гергесинская (Мф. 8,28), страна Гадаринская и окрестности Гаризима. Однозначно лишь то, что это был противоположный Галилее (3,7) берег озера.

2 вышедший из гробов. Т.е. из пещер, которые, подобно склепам, служили местом захоронения умерших. Весноватому эти пещеры служили местом обитания.

3 никто не мог его связать. Неистовство и необычайная физическая сила, ведущие к медленному самоуничтожению (5,5; 9,22), отличительные признаки одержимости (1,26; 5,13; 9,18.20.22.26).

7 что Тебе до меня? См. ком. к 1,24.

9 как тебе имя? Узнать имя (как выражение сущности) значит обрести власть над его носителем. Задавая этот вопрос, Иисус являет Свою высшую силу и власть.

легион, потому что нас много. Бесы мучили несчастного как некая единая сила, которой управлял демон, выступавший от имени всех (отсюда чередование местоимений "я" и "мы"). Римский легион насчитывал шесть тысяч человек.

10 просили. Бесы трепещут перед Иисусом и даже призывают для своей защиты имя Божие (ст. 7), признавая, что Иисус имеет над ними абсолютную власть и боясь остаться в бестелесном состоянии.

13 потонул в море. Возможно, море является символом мира сего - "житейского моря".

15 одет и в здравом уме. Понятия "одет" и "в здравом уме" осмысливаются как нечто взаимосвязанное. До изгнания бесов, когда одержимый был "не в себе", о был наг (см. Лк. 8,27). В Библии понятие одежды, кроме основного, часто имеет значение символическое, когда одежда означает сознание: быть одетым - уметь различать добро и зло. См. Быт. 3,1.7 и ком.

19 иди домой. Этот человек должен был стать первым языческим миссионером. Находясь среди иудеев, Иисус требовал молчания, но в языческом Десятиградии подготовка почвы для будущей миссии уже началась.

22 начальников синагоги. Начальник синагоги нес ответственность как за имущество синагоги, так и за порядок совершавшихся в ней богослужений.

23 приди и возложи на нее руки. Возложение рук при исцелении символизировало передачу жизненной силы нуждавшемуся в ней (6,5; 7,32; 8,23.25). Иисус исцелял таким образом, чтобы незримый процесс сделать как бы видимым для сторонних наблюдателей.

25 кровотечением. Вероятно, по причине гинекологического заболевания. Это делало женщину ритуально нечистой (см. Лев. 15,25-27), а значит - отверженной, поскольку каждый, прикоснувшийся к ней, сам становился "нечистым".

28 если хотя к одежде Его прикоснусь. Женщина верила в Самого Иисуса и Его исцеляющие возможности, но, однако, из-за своей "нечистоты" не решалась прикоснуться к Нему (см. ком. к 5,25). Допустить, что женщина верила в исцеляющую силу одежды Иисуса, невозможно по двум причинам: 1) Иисус почувствовал, что "вышла из Него сила" (ст. 30), а не из Его одежды; 2) Иисус сказал этой женщине: "...дщерь, вера твоя спасла тебя" (ст. 34). См. ком. к ст. 30 и 34.

30 вышла из Него сила. Более точный перевод: "вполне осознал, что сила из Него вышла" (смысловое ударение на словах "из Него"). Сила не изошла из Христа помимо Его сознания и воли. Он позволил этому произойти, поскольку женщина действовала по вере. Именно этот аспект подчеркивает и евангелист Матфей в своем изложении: "...вера твоя спасла тебя" (Мф. 9,22; ср. Лк. 17,5). Знаменательно, что и Матфей, и Лука, передавая слова Христа, приводят слово "дерзай", которым Иисус бодрил женщину (Мф. 9,22; Лк. 8,48).

Данный эпизод является пояснением к понятию "дела веры": осуществить их без веры в Господа, которая и есть движущая сила, в принципе невозможно.

34 вера... спасла. Поскольку речь идет именно о той вере, которая спасает - вере в Сына Божия, - можно сказать, что слово "спасла" в данном случае подразумевает не только исцеление, но и спасение для жизни вечной.

37 Петра, Иакова и Иоанна. Отношения Иисуса с учениками напоминали иерархическую структуру. У Него было много учеников (4,10), из которых только двенадцать Он назначил апостолами (3,13-19). Но и среди самих двенадцати лишь Петр, Иаков, Иоанн были наиболее близки к Иисусу, что наглядно проявляется во время преображения (9,2-13) и в Гефсимании (14,32.33).

38 вопиющих. На Востоке вопли считаются необходимым признаком скорби; существовали даже профессиональные плакальщики.

40 выслав всех. Остались, очевидно, только те, кто верил, что Иисус воскресит девочку (см. ст. 36).

41 талифа куми. В переводе с арамейского: "встань, девочка". Арамейский был разговорным языком жителей Палестины. Марк и в других местах своего Евангелия употребляет арамейские слова (3,17; 7,11; 10,46; 14,36), используя их, по-видимому, как литературный прием, позволяющий сделать повествование более живым и непосредственным.

Глава 6

1 отечество. Т.е. город Назарет, расположенный в сорока километрах от Капернаума и моря Галилейского.

ученики Его. Двенадцать апостолов.

2 Суть вопросов, которые задавали себе жители Назарета, слушая Иисуса, сводится к одному: чьей силой Он все это делает и от кого получил Свои знания и мудрость. Возможны два варианта ответа: это было дано Ему либо Богом, либо сатаной (ср. 3,22).

3 плотник. Это слово может значить также "строитель".

сын Марии. По иудейскому обычаю мужчину не принято было называть "сын матери" - он был "сын отца". Употребление в данном случае такого именования носило откровенно выраженный оскорбительный характер.

4 В данном случае Иисус уподобил Себя ветхозаветным пророкам (см. ст. 15), чьи предсказания отвергались и осмеивались.