Распри в эмигрантских кругах 4 страница

Власть в России должна работать для того, чтобы сделать в принципе невозможным отказ от демократических свобод, а взятый экономический курс — бесповоротным. Власть должна работать, чтобы гарантировать политику улучшения жизни всех слоев населения России, законность и последовательность линии на улучшение делового климата.

Обращаясь сегодня к Федеральному Собранию, к Правительству, к региональным и местным властям, просил бы помнить: нам не достичь ощутимых результатов, если не снять опасений и настороженного отношения людей к государству. Суть многих наших проблем — в застарелом недоверии к государству, неоднократно обманывавшему граждан. В унаследованной из прошлого подозрительности граждан к государству. В отсутствии подлинного гражданского равенства и делового партнерства.

Сегодня я сознательно задержал ваше внимание на проблемных вопросах, на недостатках — объективный анализ собственных недоработок мне казался много полезнее, чем успокоительные речи. Хотя можно было бы развивать и этот тезис. 2000 год наглядно показал, что мы можем работать вместе. Теперь всем надо учиться работать эффективно. Я прошу всех, кто состоит на службе у государства, отнестись к этому как к основной и главной своей задаче. Хочу повторить еще раз: как к основной и главной своей задаче!" (См.: Российская газета. 4 апреля 2001 г.)


6. Программа учебного курса "История России"

Авторы — доктора исторических наук, профессора Мунчаев Ш. М., Устинов В. М.

 

Программа составлена с учетом требований обязательного государственного стандарта в области гуманитарного образования, а также рекомендаций Всероссийского совещания заведующих кафедрами и деканов социогуманитарных вузов России, проведенного в Москве в апреле 2000 г. Программа учитывает уровень достижения исторической науки на сегодняшний день. Программа охватывает практически весь период исторического развития России от образования древнерусского государства до сегодняшнего времени.

Тема 1. Введение в учебный курс "История России"

"История России" — важная составная часть гуманитарной подготовки специалистов в высшем учебном заведении.

Предмет "История России". Функции исторического знания: познавательная и интеллектуально-развивающая, практически-политическая, мировоззренческая, воспитательная.

Методы изучения истории: основные (хронологический, хронологически-проблемный, проблемно-хронологический, синхронистический); не основные (периодизация, сравнительно-исторический, ретроспективный, системно-статистический, социологический). Методология изучения истории, альтернативность и многовариантность в исторической науке.

Источники изучения истории: архивные документы и материалы, документальные публикации, мемуары, периодическая печать, кинофотофонодокументы.

Историография (отечественная и зарубежная) в прошлом и настоящем: общее и особенное.

"История России" — неотъемлемая часть всемирной истории. Подходы к изучению истории: формационный подход и цивилизационный подход, обеспечивающие различные пути к постижению и осмыслению отечественной и всемирной истории. Понятие о цивилизации. Н. Я. Данилевский, А. Д. Тойнби — авторы идей и теорий исторического круговорота обособленных и локальных "культурно-исторических типов" (цивилизаций).

Отечественные историки — ученые С. М. Соловьев, Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, М. Н. Покровский, Б. А. Рыбаков, Б. Д. Греков, С. В. Бахрушин и др. и их вклад в развитие российской исторической науки.