КОММЕНТАРИИ

Глава 1

1 Вступление. См. Введение: Автор; Время и обстоятельства написания.

Слово Господне. В начале пророческой речи возвещается об откровении, полученном пророком от Господа.

2-6 Пророк вначале говорит о том, что Господь все истребит с лица земли (ст. 2,3), а затем переходит к участи Иудеи и Иерусалима. Он обличает идолопоклонство (ст. 4), религиозный синкретизм (ст. 5) и равнодушие в вопросах веры (ст. 6).

2 истреблю с лица земли. Это выражение в еврейском языке является эмфатическим и означает полное, без остатка, истребление. Грядущий суд Божий, как некогда и всемирный потоп, обрушится на "людей и скот" и "птиц небесных" (ст. 3; Быт. 6,7; 7,23). Это пророчество исполнится в конце времен (2 Пет. 3,3-7).

3 истреблю людей. См. Мф. 13,41.

4 простру руку Мою. Т.е. вся сила гнева Божия обрушится на тех, кто противится Ему (2,13; Исх. 3,20; Втор. 4,34; Ис. 5,25; 4 Цар. 23,4.5).

остатки Ваала. Т.е. все сохранившиеся элементы поклонения Ваалу. В буквально смысле это означает, что некоторые сдвиги в религиозном сознании уже произошли и начался упадок культа Ваала.

жрецов со священниками. Согласно 4 Цар. 23,5, эти священники "совершали курения на высотах" и "кадили Ваалу, солнцу и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному".

5 тех, которые на кровлях поклоняются воинству небесному. Поклонение Ваалу и звездам было тем грехом, который привел к гибели Северное царство - Израиль (4 Цар. 17,16). Очевидно, алтари, посвященные языческим божествам, устраивались на крышах домов (4 Цар. 23,12; Иер. 19,13).

царем своим. Иначе: "Молохом". В таком случае речь здесь идет об аммонитском боге, поклонение которому было с особой строгостью запрещено евреям (Лев. 18,21; 20,2-5). Культ Молоха включал в себя приношение в жертву детей (ср. 3 Цар. 11,5; 4 Цар. 23,10; Иер. 32,35).

6 не искали Господа. См. 2,3.

7-18 день Господень. В ветхозаветных пророчествах это выражение относится к определенному моменту в будущем, когда Господь воинств небесных явится во славе и одержит победу либо над одним из враждебных Ему царств: над Вавилоном - руками мидян (Ис. 13,1 - 14,27; особенно 13,6), над Египтом - силою Вавилона (2,12; Иез. 30,2-4), либо над Израилем, отдав его ассирийским завоевателя (Ис. 1,24; Ам. 5,18). В тексте книги этот день описан с особой яркостью. Выражения "тот день" и "день Господень" - синонимы. Пророк Исайя говорит: "один Господь будет высок в тот день" (Ис. 2,17). "Тот день" мщения Господня можно также трактовать как время спасения Израиля (Ис. 34,2 - 35,10), ибо сказано, что Господь окончательно сокрушит всех его врагов (2,2.9; 3,8-20; Иоил. 3,14-16). Это также и день Страшного суда (Ам. 5,18-20).

7 Умолкни. См. Авв. 2,20; Зах. 2,13; Пс. 45,11. Пророк призывает людей проявить благоговейное смирение перед Всемогущим Богом завета.

жертвенное заклание. Пророк сравнивает грядущее осуждение Иудеи с жертвоприношением, в котором народу иудейскому уготована роль жертвенного агнца (Ис. 34,6; 1,7.14; Иер. 46,10; Иез. 39,17-19).

назначил, кого позвать. Возможно, здесь говорится о языческих народах, которым Господь назначит быть исполнителями вынесенного Им Иудее приговора (Ис. 10,5-10; Авв. 1,6). Так же слова о званных к жертве могут относиться к народу завета, который ныне обречен на жертвенное заклание.

8 Я посещу князей и сыновей царя. Господь накажет ближайших родственников царя и царских вельмож за нарушение верности завету, выразившееся в заимствовании у других народов чуждых одежд и обычаев.

9 порог. Т.е. порог святилища (1 Цар. 5,5). Вероятно, иудеи подражали некоторым религиозным обычаям филистимлян.

11 торговый народ. Крики отчаяния доносятся со всех концов города, свидетельствуя о суровости суда Божия. Богатое сословие торговцев здесь специально выделяется из всего населения ввиду свойственной ему алчности и нечестности в делах (Ам. 8,4-6).

12 осмотрю. Никто не укроется от всевидящего ока Господа (Ам. 9,1-4; Пс. 138; Лк. 15,8).

тех, которые сидят на дрожжах своих. Т.е. самодовольных и равнодушных людей, которые полагают, что и Он должен с безразличием относиться к добру и злу в мире. Духовно инертные люди, утратившие веру в Бога живого, уподобляются осадку, получающемуся в процессе брожения вина.

14-18 Здесь Софония развивает тему дня Господня, чтобы таким образом обосновать свой призыв к покаянию, который прозвучит в 2,1-3.

17 они будут ходить, как слепые. Одно из проклятий завета (см. Втор. 28,28.29).

они согрешили. Причина гнева Господня (см. ком. к 3,1-5).

18 Ни серебро их, ни золото их не может спасти их. См. Пс. 48,7-10; Притч. 11,4; Мф. 16,26; Лк. 12,13-21.

ревности. См. Исх. 20,5; 34,6.14; Втор. 4,24. Ревность Господа проистекает от Его любви к своему народу. Эта любовь делает народ "уделом Бога" (Исх. 19,5), а взамен требует от него абсолютной покорности.

Глава 2

1-3 Пророки, посланные Господом, чтобы поддерживать в народе Божием верность завету, часто выступали с предостережениями (Ам. 4,12; 5,5.6; Ос. 2,4.5; 4,15; Ис. 1,16-20; 55,1-6; Мих. 6,8).

1 Исследуйте себя внимательно, исследуйте. Иначе: "Соберитесь вместе". Пророк призывает людей сосредоточиться, чтобы осознать смысл обращенного к ним пророчества (ср. Ис. 34,1; Иер. 4,5; Иоил. 2,15.16; 3,11). Сообщая людям через пророка об ожидающем их суровом приговоре, Бог являет им Свое милосердие, ибо ждет покаяния от слышащих Его.

2 пламенный гнев Господень. Букв.: "жар гнева Господня". См. Исх. 32,12; Чис. 32,13; Втор. 13,18; Иер. 4,26; 12,13; 25,37.38; Иона 3,9; Наум 1,6; Пс. 84,4.5. В книге пророка Осии говорится: "Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я - Бог, а не человек" (Ос. 11,9; ср. Исх. 34,6.7).

3 Взыщите Господа. См. 1,6 и Ис. 55,6.7. Призыв искать Господа раскрывается далее в словах: "взыщите правду, взыщите смиренномудрие". Ср. Ам. 5, где пророк говорит: "Взыщите Господа" (5,6), "Ищите добра, а не зла" (5,14).

может быть, вы укроетесь. Ср. Ам. 5,15. Господь непременно помилует тех, кто ищет Его (Ис. 55,7). Здесь выражены, с одной стороны, надежда пророка на то, что "смиренный" остаток (ст. 3) избегнет гнева Божия, а с другой - сомнение в том, что спастись удастся всему "народу необузданному" (ст. 1).

4-15 Этот раздел состоит из четырех пророчеств об осуждении, уготованном языческим народам. Пророчества должны были убедить избранный народ Божий, что его враги подвластны Господу и подчинятся воле Его (1,5.6), а также что эти народы несут полную ответственность за свои дела (Ам. 1,3 - 2,3; Мих. 1,2).

5 Горе. Это же слово будет адресовано Иерусалиму (3,1). В Ветхом Завете это восклицание характерно для зачина пророческих речей об осуждении.

7 Говоря об остатке, пророки иногда предсказывают, что он победит и покорит своих врагов (ср. Мих. 5,8.9). См. также ст. 9 и 3,9-12.

возвратит плен их. Это широко используемое выражение относится к будущему спасению Израиля, которое свершится после наказания его за грехи (Втор. 30,3; Пс. 13,7; Иер. 30,3.18; 32,44; Ам. 9,14). Иногда под этим понимают возвращение Израиля из Вавилонского плена. Эти же слова встречаются в Иов 42,10; Пс. 84,2-4, где спасение из плена следует понимать как духовное освобождение (см. 3,20, где то же самое выражение относится к новому предназначению Израиля).

9 Содом... Гоморра. Эти два города являются олицетворением греха. Их участь служит прообразом Страшного суда Божия над грешниками (Ам. 4,14; Ис. 1,9; Мф. 10,5; 2 Пет. 2,6), который по воле Отца будет вершить Иисус Христос.

остаток. См. ком. к ст. 7.

11 Ему будут поклоняться... все острова народов. См. 3,9.10; Пс. 71,8-11; Ис. 56,67.

12 мечом Моим. См. Ис. 10,5.

13 уничтожит Ассура. Поскольку это событие произошло в 612 г. до Р.Х., можно предположить, что Софония выступил со своими пророчествами ранее.

15 я, и нет иного кроме меня. Гордыня Ниневии стала причиной ее гибели, ибо так говорить о Себе может только Господь Всевышний (Втор. 4,39; Ис. 45,5.6; 47,10).

Глава 3

1-5 Упоминание в данном разделе пророков, священников, святыни и закона указывает на то, что Софония обращается к Иерусалиму. В этом пророчестве обличается самое тяжкое преступление иудеев - их грехи оскорбляли Самого Бога, Который уже открылся им (Ам. 2,4.10-12; 3,2). Пророк обвиняет народ и его вождей в неверности Богу (ст. 1-4), составляющей разительный контраст с верностью Господа (ст. 5). Обвинение, сформулированное в общей форме в 1,17, теперь конкретизируется.

2 Не слушает голоса. Народ Иерусалима не слушает Бога, Который открылся ему в законе (Втор. 31,9-13), через пророков (Иер. 7,23-28; Агг. 1,12) и мудрецов (Притч. 1,8).

не принимает наставления. См. ст. 7. Способность внимать наставлениям открывает путь к постижению истины (Притч. 6,23; Иер. 2,30; 5,3; 7,28; 32,33; 35,13; Пс. 49,17), тогда как невосприимчивость к наставлениям гибельна (Притч. 5,23).

к Богу своему не приближается. Букв.: "приближаться к Богу с молитвой" (ср. Лев. 9,7.8; 10,4; 16,1). Молитва должна исходить из сердца, а не только из уст (ср. Ис. 29,13; Ин. 4,24).

3.4 См. Мих. 3,9.10.

3 Князья. См. ком. к ст. 5.

рыкающие львы. Образы хищников характеризуют здесь хищную, агрессивную и жестокую натуру тех высокопоставленных носителей власти, обязанностью которых была защита общественных интересов и поддержание порядка в обществе.

4 Пророки его... священники его. См. Ос. 4,5.6; Ис. 28,7; Иер. 4,9; 5,31; 6,13; 8,10; Мих. 3,11.

легкомысленные, вероломные. См. Мих. 2,6-11; 3,5-8.

5 посреди него. Софония говорит о том, что в Иерусалиме, с одной стороны, присутствует праведный Господь, а с другой, - продажные и неправедные вожди народа (ст. 3 и ком.). Сущность обетования, данного Богом в завете, состоит в том, что Он Сам будет среди Своего народа (Исх. 33,14.15; Чис. 14,14; Ис. 43,2). Слова о присутствии Бога в Иерусалиме еще несут осуждение народу, но далее, в ст. 17, - уже знаменуют спасение.

6-8 Враги Бога будут призваны на суд и испытают на себе Его гнев.

6 истребил народы. См. Нав. 24,11.

7 бойся только Меня, принимай наставление. См. ст. 2 и ком.

прилежно старались портить все свои действия. Характер иудейского народа противоречит сущности Бога, Который вершит правосудие "каждое утро" (ст. 5).

8 излить. См. Откр. 16,1.

9-20 В этом разделе смысл предсказаний Софонии радикально меняется: вслед за осуждением последуют возрождение и очищение как Израиля, так и всех народов (ст. 9,12,13). В заключительной, эсхатологической по своему содержанию, речи (ст. 14-20) пророк возвещает о грядущем наступлении царства Божия, о победе Господа над Его врагами, о Его любви и непосредственном присутствии среди Своего народа.

9 Я дам... уста чистые. См. Быт. 11,1-9. Эти слова означают либо очищение от греха вообще (ср. Ис. 6,5), либо то, что язычники перестанут призывать ложных богов (Ос. 2,17).

народам. Язычники также будут призывать имя Господа (Ис. 52,15; 65,1; 66,8).

чтобы все призывали имя Господа. См. Быт. 4,26; 3 Цар. 18,24; Иер. 10,25; Иоил. 2,32; Деян. 2,21; Рим. 10,12.13. Эта фраза по значению подобна выражению "уповать на имя Господне" в ст. 12 и контрастирует с "клянутся Господом и клянутся царем своим" в 1,5.

11 тщеславящихся твоею знатностью. См. Быт. 11,1-9; Ис. 2,6-22.

12 народ смиренный и простой. Люди кроткие и безропотные противопоставляются тщеславным и превозносящимся (ст. 11). уповать на имя Господне. См. Ис. 57,13; Наум 1,7; Пс. 2,12; 30,2.3.

13 Остатки. См. ком. к 2,7.

не будут делать неправды. Остаток станет угоден Богу.

не станут говорить лжи. См. 1,5.9; ст. 4; Откр. 14,5.

будут пастись и покоиться. Это выражение неоднократно встречается у пророков (Ис. 49,9; Мих. 7,14; Иер. 50,19; Иез. 34,14) и означает, что верящие в Бога и Его царство пребывают в благополучии и защищены от зла (ст. 15).

никто не потревожит их. См. Мих. 4,4.

15 приговор над тобою. Объяснение причины радости и ликования, к которым призывает пророк в ст. 14. Хотя Господь и осудил Иудею, но Он же и помиловал ее. А крестная смерть Иисуса Христа искупила грехи людей перед лицом Господа.

Господь... посреди тебя. См. ком. к ст. 5; см. также ст. 17.

царь Израилев. См. Ин. 1,49.

17 возвеселится о тебе радостью. См. Втор. 30,9; Ис. 62,4.4; 65,18.19; Иер. 32,41. Эту радость дает осознание милосердия Божия: Бог "любит миловать" (Мих. 7,18).

будет милостив по любви Своей. Данное выражение может означать, что Господь будет доволен Своим народом. Следуя Септуагинте - "Он обновит тебя в любви Своей". И все же, в этом контексте Бог предстает как Воин, Который "силен спасти". Звучавший перед этим крик отчаяния, исторгнутый бедствиями войны (1,14), смолк, потому что любовь Божия умиротворила людей. Господь силою благодати очистит людей от грехов и сделает их новым народом, который будет почитать власть Его и уповать на имя Его (ст. 12).

19 приведу их в почет и именитость. См. ст. 20. Это выражение восходит к Втор. 26,19, где говорится, что Израиль как "собственный народ" Господа, святой, сотворенный для славы и хвалы, избран свидетельствовать о Нем среди народов (ср. Ис. 43,7; Иер. 13,11; 33,9). Апостолы Павел (Тит. 2,14) и Петр (1 Пет. 2,9-12) этой роли Церковь Христову.


Книга пророка Аггея