КОММЕНТАРИИ

Глава 1

1 Название. См. Введение: Особенности содержания и темы

2-14 Описание Господа как вселенского Судии, обладающего властью вершить Свою волю. Суд Божий несет уничтожение нечестивым и избавление Его народу (19-14).

2.3 Противление власти Господа вызывает его Божественный гнев и завершается справедливым возмездием. Когда Бог вершит Свой суд, открывается раздел между справедливым и безбожным; один получает утешение, а для другого настает час ужаса.

2 ревнитель. Ревность Божия требует безраздельной верности и обнаруживает себя в гневе, направленном на любое отвержение Его Самого и Его господства.

мститель... мстит. Верный Своей природе, вселенский Судия не оставляет без наказания ни одного греха и определяет справедливое и заслуженное наказание нечестивым.

3 долготерпелив. Признание долготерпения Бога по отношению к грешникам (Исх. 34,6.7; Иона 4,2).

велик... без наказания. Долготерпение отнюдь не слабость или прощение зла (Быт. 18,25).

3-6 Изображение силы Божией, проявляющейся в Его власти над природой в момент творения и в случаях, когда Он вступается за Свой народ (Пс. 17,8-16; Исх. 14,21.22; Мф. 8,26). Благочестивый израильтянин чувствовал Его присутствие в "вихре", "буре", в "облаке" (ст. 3). Все Ему подвластно. Природа не подменяет собою Бога и не становится предметом поклонения. Она является той сферой, где Он обнаруживает Себя.

4 Запретит Он. Слово Господа покоряет силы хаоса (Исх., гл. 14).

морю... реки. Господь лишает жизненной силы источники плодородия. Богатая растительность Васана, Кармила и Ливана блекнет, когда горячий ветер пустыни, посланный Богом, проносится над ними.

5 Перед негодованием приближающегося Господа земля и твари земные исполняются ужаса. Гибель угрожает творению, даже то, что прочно и незыблемо, колеблется и исчезает.

6 Пророк утверждает невозможность противостоять Божиему гневу, под действием которого распадаются скалы. Негодование Его уподобляется испепеляющему огню (Втор. 4,24; Евр. 12,29).

7.8 Наум подчеркивает благость и строгость Господа.

7 Народ Божий ощущает Его грозную силу как святую любовь. "Благ" означает милосердие Божие как источник всякого истинного человеческого благополучия и процветания и признание Его обетованных обильных благ и благосклонности (Пс. 72,1). Для страждущих Он становится убежищем и неприступной крепостью, а не шатким укрытием (Пс. 45).

знает. Подразумевает любящее и сокровенное участие.

8 наводнением... мрак. Образы суда.

9-15 Сокрушение нечестивых, воплощением которых является Ниневия, завершается утешением народу Божиему.

9 умышляете. Все замыслы ассирийцев обречены. Ниневия, замышляющая злое против Господа, будет сокрушена.

11 умысливший злое. Возможно, речь идет об ассирийском царе Ашшурбанапале.

нечестивый. Предполагается нечто дьявольское, подобное силам хаоса.

12-14 Утешающее Божественное пророчество, которое заверяет народ Божий, что падение Ассирии положит конец унижению.

12 Так говорит. Формула, используемая пророками, как указание на истинного Автора пророчества, авторитет и власть Которого подтверждают вынесенный приговор: ничто не может спасти Ниневию.

13 сокрушу ярмо его... узы твои разорву. Народ Божий будет освобожден (Иер. 2,20; Пс. 2,3).

14 определил. Утверждение власти и непреложности воли Господа.

твоим именем. Полное истребление, потеря власти и престижа ожидает ассирийцев.

истреблю истуканов. Храм и другие объекты веры и поклонения ассирийцев также будут уничтожены.

могилу. Т.е. окончательная гибель Ниневии, ее царя и народа в 612 г. до Р.Х.

15 - 2,14 Чтобы угнетенный народ Божий мог торжествовать и восстанавливаться, необходимо уничтожить силы, ему противостоящие, которые представлены здесь Ниневией и ее царем. Грядущие события изображены как уже происходящие в настоящем, а те, что принадлежат к еще более отдаленному будущему, даны в сочетании с теми, которые должны произойти гораздо раньше. Пророческое предсказание суда является "видением" (1,1), облеченным в поэтическую форму, а не точным и подробным отчетом об историческом событии, которое будет иметь место в действительности значительно позже, в 612 г. до Р.Х.

15 См. Ис. 52,7. Приближение "благовестника", чьи стопы ясно видны на "горах" Иудеи, открывает новый период благодарственного служения Господу. Благая весть заключена в слове "мир", знаменующем не только прекращение военных действий, но и возвращение к условиям нормальной, изобильной жизни и всеобщему благополучию.

празднуй... обеты. Периоды национальных кризисов или иноземного гнета делали затруднительным, а то и невозможным, участие в торжествах, проходивших в храме по случаю больших праздников. Обеты, данные в период бедствий, теперь должны быть исполнены (Пс. 115,5.8-10). Настал час воздать хвалу Господу за освобождение и полное уничтожение нечестивого (1,11).

Глава 2

1 разрушитель. Ассирийцы, уничтожившие многие народы, рассеявшие их по земле, ныне подвергнутся той же участи. В августе 612 г. до Р.Х. соединенные силы мидян и вавилонян разрушили Ниневию, и вскоре пробил час окончательной гибели Ассирийской империи.

2 Все усилия Ниневии напрасны. На передний план истории выступает особый Божественный замысел спасения мира. Ночь гибели и разрушения Ниневии превращается в день возрождения и величия Иакова-Израиля, всего народа Божия.

3 Его. Т.е. Господа (см. ст. 2). Ему принадлежит и Ему служит это могучее воинство.

огнем... волнуется. Состояние готовности к войне и жажды вступить в бой.

4 Ниневия, как улей, полна кипучей деятельности.

По улицам. Возможно, по открытым полям-равнинам вне города. Если это так, то речь идет о приближающейся армии и ее боевых колесницах.

5 Этот текст можно отнести к ассирийскому царю, вызывающему "храбрых своих".

6 Речные ворота. Существуют противоречивые данные о падении Ниневии в результате наводнения, вызванного нарушением водной системы плотин и шлюзов врагом. Ворота могут означать всего лишь выход (3,13) в сторону реки Тигр с ее притоками и каналами. Местоположение дворца исключало возможность его затопления.

дворец. Политический и военный центр.

7 она. Т.е. плененная Ниневия. "Рабыни ее", жители города, оплакивают судьбу своей "госпожи".

8 пруд. Образ осажденного города.

9 Расхищайте. Поверженная Ниневия, ее богатства - во власти победителей.

10 тает... потемнели. Безжалостное разорение порождает смертельный страх и полную беспомощность среди некогда могущественных ниневитян.

11-13 Образ львиной семьи, оказавшейся перед лицом гибели, используется для описания неизбежных перемен в судьбе Ниневии.

11.12 Где..? В вопросе содержится предсказание будущего забвения некогда славного города.

логовище львов. Угроза, исходящая от агрессивных, безжалостных и внушающих ужас ассирийцев.

13 Тайна полного и окончательного падения Ниневии раскрыта. Вражда с всемогущим Богом Израиля оказывается роковой для Ассирийской империи.

Я - на тебя. Противоположно благой вести спасения - "Я с тобой" (Исх. 3,12.14; Нав. 1,5; Ис. 43,2.5).

послов твоих. Послов ассирийских, диктующих свои условия и накладывающих дань, больше никогда не услышат на земле.

Глава 3

1-19 Выражение скорби - основное настроение этой главы. Пророк уже не концентрирует внимания на Израиле-Иудее, но говорит об участи Ниневии как о важном, мировом по значению, событии.

1-7 Открывающий главу плач по умершим подтверждает обреченность города. В ст. 1-4 предъявляется обвинение, а затем (ст. 5-7) объявляется о наказании виновного.

1 Горе. Состояние крайней степени отчаяния.

городу кровей. Беспощадная жестокость, которой ассирийцы открыто похвалялись.

обмана. Лживая дипломатия характеризовала международные дела ассирийцев (Ис. 36,16.17).

грабительство. См. 2,12.13. Дружеские переговоры служат прикрытием алчности ассирийцев. В своей ненасытной жажде наживы они поглощают одну жертву за другой.

2.3 Изображение ассирийских армий в действии, превращающих все население в "груды трупов" (ст. 3).

4 Ниневия сравнивается с блудницей, которой приносятся в жертву "народы" и "племена". Служение идолам, война и торговля были тесно переплетены. Под "соблазнами" Ниневии, с ее мощью и великолепием, подразумевается вероотступничество, а "колдовство" ее является указанием на всеобщее распространение язычества (Ис. 47,11-15).

5 Кара вселенского Судии неотвратима. См. 2,13.

подниму на лице твое края одежды твоей. Публичное унижение, которому подвергали блудниц и которое грозило женщинам, нарушившим брачный обет.

6 Блудница будет выставлена на позор и станет примером, предостерегающим других от подобного образа жизни.

7 разорена Ниневия. Зрелище столь устрашающее, что люди бегут от него в ужасе. Столь чудовищно и воистину заслужено это бедствие, что нет ни сочувствующих ей, ни утешителей.

8-17 Могущественную Ниневию ожидает судьба некогда великолепного Но-Аммона (Фив).

8 Но-Аммона. Фивы. Эта древняя величественная столица Верхнего Египта была захвачена ассирийцами в 663 г. до Р.Х.

9 Хотя Но-Аммон обладал природными ресурсами и имел политических союзников, это ему не помогло.

10 Завоеватели не проявили милосердия к детям и жестоко обошлись со знатью.

11 опьянеешь. Возможная ссылка на чашу Божиего гнева, которую все, кто бросает Ему вызов, должны испить (Ис. 51,17-23). Охваченная горем Ниневия пытается скрыться и обрести убежище, но только Бог дает убежище в день скорби (1,7). Самый могущественный в сравнении с Ним слаб и уязвим (ст. 12-17).

12 смоковнице. Неприступные укрепления ныне доступны всем желающим, как спелые плоды.

13 Перед лицом приближающегося врага все ассирийские войска уподобляются женщинам, необученным и потому неспособным воевать. Все барьеры на пути наступающего врага сметены.

14 Наставления пророка о том, что необходимо предпринять отчаянные усилия, чтобы "укрепить крепости" и подготовиться к длительной осаде, полны иронии.

15 Самые энергичные попытки противостоять вторжению бесполезны. Город и его обитатели преданы огню и мечу.

16 Купцов. Наум имеет в виду обширную торговую деятельность Ассирии, принесшую богатство Ниневии. саранча. Они уничтожают все на своем пути и исчезают.

17 Князья... военачальники. Так, видимо, названы чиновники, управлявшие империей. Когда приходит опасность, они разбегаются в поисках спасения, бросая город на произвол судьбы. В час испытаний богатство, сила и государственная власть обманывают ожидания.

18.19 Завершение Божественного суда над жестоким угнетателем вызывает всеобщее ликование.

18 пастыри. Т.е. правители, подчиненные ассирийскому царю.

Спят... покоятся. Эвфемизмы для обозначения смерти.

народ. Слово может относиться к армии (3,13) или к населению вообще, которое, потеряв вождей, рассеялось.

19 Все, услышавшие "весть" о "ране" Ниневии, для которой "нет врачевства", и о болезненной "язве", рукоплещут. Бог Израиля, ревнитель и мститель, положи предел "непрестанной злобе" и пороку, повсюду порождавшим страдание. Пророческое видение Наума исполнилось в 612 г. до Р.Х.


Книга пророка Аввакума