КОММЕННТАРИИ 3 страница

15 Ефрем. См. ком. к 4,17; 13,1.

плодовит. Игра слов: "Ефрем" означает "плодовитый".

восточный ветер. См. 12,1 и ком. Здесь образ восточного ветра разрушительной силы служит символом Ассирии, которая вторгнется в Израиль в 734 г. до Р.Х., завоюет его и уведет в плен его народ в 722-721 гг. до Р.Х.

ветер Господень. Об Ассирии как орудии Божией воли см. также Ис. 10,5-10.

опустошит. См. 4 Цар. 17,20; ср. Ис. 17,14; Наум 2,9.

Глава 14

1 падут... разбиты... рассечены. Метафоры разрушения сменяются конкретными пророчествами.

Самария. См. ком. к 7,1.

младенцы... беременные. См. 10,14 и ком.

2-10 Осия увещевает Израиль признать свои грехи и покаяться в них, чтобы вновь получить благословение Божие.

2-4 Здесь пророк обращается к народу с призывом к раскаянию, которое будет угодно Богу и принесет Его благословение (ст. 5-9).

2 Обратись. Этот повторяющийся на протяжении всей книги призыв к обращению к Богу (2,7; 3,5; 6,1; 7,10.16; 12,6; Втор. 30,1-10) теперь адресуется тем, кто уже совершил грехопадение (см. Введение: Особенности содержания и темы).

3 Возьмите... молитвенные слова. От людей требуются искренние слова покаяния и покорность, а не показные жертвоприношения (5,6; 6,6; 8,13). См. ст. 3,4.

жертву уст наших. См. Притч. 12,14; 13,2; Евр. 13,15.

4 Ассур... на коня... боги наши. Израиль должен был перестать полагаться на мощь других государств (напр., 5,13; 7,11; 12,1), свою собственную военную силу (напр., 10,13; ср. Пс. 32,16.17) и неортодоксальную и синкретическую религию (напр., 2,8.13;3,1;4,12;8,5.6; 10,5.6; 13,2).

милосердие для сирот. Ссылка на прозвучавшую ранее тему утраты и возвращения любви, которая иллюстрировалась историей женитьбы Осии (3,1) и образом его дочери Лорухамы (1,6; 2,1.23). См. Введение: Особенности содержания и темы.

5 Уврачую. Обетование исцеления начало исполняться, когда Израиль возвратился из вавилонского плена. В еще большей степени оно исполняется в Иисусе Христе и Его Церкви и окончательно исполнится при Его Втором пришествии.

отпадение. Иначе: "отступничество". Свойственная Израилю неверность будет излечена Великим Врачевателем, гнев Которого уже прошел (см. Введение: Особенности содержания и темы).

возлюблю их по благоволению. В этих словах о любви проявляется подлинное чувство, которое Бог питает к Своим избранникам. Это обетование безграничной любви Божией относится к благодати, о которой говорит Новый Завет (напр., Рим. 5,15; Еф. 2,5.7.8).

6-8 В этом разделе говорится о любви Божией. В центре - здоровый, обновленный, стойкий и процветающий Израиль, благоденствующий под защитой и покровительством Бога, Который сравнивается с животворящей росой (Втор. 33,13).

9 скажет Ефрем. Утверждение абсолютной несовместимости Бога и идолов.

зеленеющий кипарис. Бог, словно обновленное дерево - символ жизни (ср. Быт. 3,22; Откр. 22,2), даст обильные плоды Ефрему (9,16 и ком.; ср. Быт. 41,52).

10 Кто мудр. Этот эпилог побуждает каждое новое поколение читающих пророчество Осии тщательно исследовать пути Господни (Пс. 1; 17,22; Притч. 10,24.29.30; 11,3; 12,3.5.7), о которых говорится в его книге. Выбор между мудростью и глупостью, послушанием и бунтом, твердой и нетвердой верой, подчинением и гордыней, жизнью или смертью; выбор, перед которым вновь и вновь неоднократно оказывался Израиль, теперь также предоставляется и читателю. Мудрый и проницательный читатель изберет жизнь (Втор. 30,15-20).


Книга пророка Иоиля