КОММЕННТАРИИ 2 страница

14 сердцем своим. Эти слова, если сравнить их с параллельным по смыслу выражением в ассирийских трактатах того же времени, следует понимать как свидетельство внешней лояльности и покорности Богу, а не глубины раскаяния.

взывали... вопили... собираются. Призывы Израиля о помощи, облеченные в формы ханаанской религиозной практики, в которой было принято громко причитать, издавать вопли, устраивать сборища и, возможно, заниматься самобичеванием (ср. 3 Цар. 18,26-29; Лев. 19,28; Втор. 14,1), не имели никакой силы из-за нарушения завета.

16 обращались. Вместо обращения к Богу (7,14) израильтяне обращались к другим народам и прибегали к обрядам ханаанской религии (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

неверный лук. Ср. Пс. 77,57.

дерзость языка. Дерзкие и непочтительные речи, направленные против Бога и Его пророков (6,5).

в земле Египетской. Египтяне вскоре будут свидетелями поражения тех, кто обращался к ним за помощью.

Глава 8

1-14 Осия осуждает идолопоклонство народа Божия и его стремление обрести внешних союзников.

1 Трубу. Сигнал тревоги (ср. 5,8) предупреждает, что враг (Ассирия), подобно летящему орлу или грифу (ср. Авв. 1,8; Втор. 28,49.50; Иер. 4,13; 48,40; Плач 4,19), стремительно приближается, чтобы свершить суд Божий.

дом Господень. Это выражение может относиться как к стране (Израилю), так и к храму (9,8.15).

завет Мой и... закон Мой. Отвергнуть условия завета было равносильно бунту против Бога (4,6; 6,6.7; 7,13; 8,12).

2 мы познали Тебя. В своих мольбах о помощи израильтяне уверяли, что знают Бога, но их дела противоречили словам (6,1). См. Введение: Особенности содержания и темы.

3 доброе. Это собирательное понятие объединяет все благословения, дарованные Богом под сенью завета. Но оно может также относиться к единственному источнику добра - Самому Богу (Ам. 5,14.15; Мих. 6,8).

4 царей... князей. Неподчинение Израиля Богу ярко проявилось и в сфере политической жизни: он игнорировал волю Божию, выбирая себе правителей. Это привело к целой серии заговоров и убийств (7,3-7; 4 Цар. 15,8-30). См. Введение: Время и обстоятельства написания.

идолов. Изготовление идолов из серебра и золота также свидетельствовало о том, что израильтяне открыто отвергают Бога (8,5; Исх. 20,3-6; 34,17; Лев. 19,8).

5.6 телец. Если судить по параллельным упоминаниям, изображение тельца первоначально служило пьедесталом для статуи языческого божества. Иеровоам II придал ему статус идола, изображающего Господа (3 Цар. 12,26-30; ср. Исх. 32), поэтому здесь о нем говорится как о самостоятельном объекте поклонения.

доколе. Сетование, в котором выражается скорбь Господа о грехах Израиля, целенаправленно противопоставлено выражению гнева Божия.

7 сеяли... пожнут. Это выражение подчеркивает причинно-следственную связь между грехом и неотвратимостью наказания (ср. 10,13; Иов 4,8; Пс. 125,5.6; Притч. 11,18; 22,8; Гал. 6,7-9).

8 негодный. Хотя Израиль и был однажды избран из всех народов (Исх. 19,5; Ам. 3,2), он уже растерял все благое и ценное, чем обладал.

9 пошли к Ассуру. Вероятно, здесь говорится о том, что царь Осия пошел в подчинение к Ассирии, чтобы удержать власть, захваченную им после убийства Факея (ср. 7,8-12; 4 Цар. 15,19; 17,13). См. Введение: Время и обстоятельства написания.

дикий осел. Игра слов, основанная на созвучии между "дикий осел" и "Ефрем" наводит на мысль, что сравнение делается с Ефремом (Израилем), а не с Ассирией. Именно Ефрем упрямо отвергал заступничество Божие и отдавал свое предпочтение Ассирии (4 Цар. 15,19; 17,3).

10 соберу их. Суд Божий настигнет израильтян (ср. Иоил. 3,2; Соф. 3,8).

царя князей. Ассирия, силе которой подчинился Израиль, станет орудием суда Божия.

11 жертвенников. Построенные для молений алтари северного царства стали местом греха.

13 В жертвоприношениях. Тщетно нераскаявшиеся израильтяне участвуют в жертвоприношениях (Лев. 7,11-18; Втор. 12,7; Иер. 7,21).

возвратятся в Египет. По иронии судьбы Египет, из которого Бог с отеческой любовью вывел народ Израиля (11,1), теперь вновь стал для него местом плена и наказания (9,3; 11,5; Втор. 28,68).

14 чертоги. Уверенность Израиля в том, что построенные дома и укрепления сохранят их веру в неприкосновенности и обеспечат военно-политическую безопасность, оказалась ложной.

огонь. См. Ам. 1,4-2,5.

Глава 9

1-9 Веселые празднества по случаю осеннего сбора урожая (ср. Исх. 23,16; Втор. 16,13-17; Лев. 23,33-43), которые приобрели ярко выраженный языческий характер, должны были прекратиться по причине плена (ст. 3).

1 на всех гумнах. Открытые площадки, которые использовались для помола пшеницы и ячменя, становились также местами распутства, где израильтяне устраивали оргии, связанные с поклонением Ваалу как богу плодородия (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

2 точило. Букв.: "пресс". Устройство для давления винограда, которое использовалось в производстве вина и масла.

3 на земле Господней. Земля обетованная принадлежит Господу, а не Ваалу и даже не Израилю (Лев. 25,23).

возвратится в Египет. См. ком. к 11,11, а также 7,16; 8,13; 9,6; 11,5.11; Втор. 28,68.

есть нечистое. Чужая земля и ее пища считались нечистыми (см. также Иез. 4,13; Ам. 7,17).

4 хлеб похоронный. Пища в доме покойника была нечистой из-за присутствия мертвого тела (Чис. 19,11-22; Втор. 26,14; Иер. 16,7).

в дом Господень. Жертвоприношения не будут совершаться в плену (Исх. 29,40; Лев. 23,13; Чис. 15,1-12).

5 день торжества... праздника. Вероятно, имеется в виду ежегодный праздник Кущей, или шалашей, связанный с осенним сбором урожая (Лев. 23,33-36.39-43; Втор. 16,13-15).

6 опустошения. Речь идет о вторжении ассирийцев.

Египет. Страна, из которой Израиль однажды был спасен, теперь стала для него источником разрушения и гибели.

Мемфис. Образующий пару с Египтом метафорический образ Мемфиса обусловлен находящимися в этом городе колоссальными захоронениями, гробницами и пирамидами.

драгоценностями... из серебра... в шатрах. Эти слова означают, что уводимые в плен израильтяне оставят в своей земле идолов из серебра и святилища в шатрах; но, возможно, речь идет о том, что они оставят свое личное имущество.

7 глуп прорицатель. Израильтяне столь глубоко погрязли в грехах, что считают пророка безумцем или пустопорожним болтуном (ср. Притч. 10,8.10).

безумен. Т.е. лишенный мудрости.

за вдохновенного. Это выражение, используемое параллельно со словом "пророк", возможно, означает то же, что и "Божий человек" (ср. 1 Цар. 10,6; 3 Цар. 18,12; 22,21-29; 4 Цар. 2,9.16).

8 страж. Человек, как бы наблюдающий за Израилем со сторожевой башни (5,8; 8,11;ср. Иер. 6,1;Иез. 3,17;33,2.6.7).

сеть птицелова. Тот, кто подавал сигнал тревоги, теперь подвергся нападению и оказался в положении загнанного зверя.

в доме Бога. Т.е. в Израиле.

9 Гивы. Этот город упоминается в связи с тем, что в нем толпа развратников некогда надругалась над наложницей одного левита, вслед за этим последовал целый ряд насилий, жестокостей и война (Суд., гл. 19-21). Указание на истоки грехов Израиля должно подчеркнуть степень их тяжести и необходимость коренного обновления народа (см. Введение: Особенности содержания и темы).

нечестие... грехи. Бесчисленные нарушения Израилем завета навлекают на него наказание Божие (ср. 8,13).

10-17 Осия возглашает, что Бог изгонит Свою неверную жену (Израиль) с ее незаконными детьми.

10 виноград в пустыне. Чрезвычайно редкая и драгоценная находка.

первую ягоду на смоковнице. Ранний плод фигового дерева (смоковницы), созревающий на прошлогодних отростках, не только очень нежен, но и весьма редок (ср. Ис. 28,4). Эти образы подчеркивают исключительный характер отношений Господа с Израилем.

к Ваал-Фегору. Указание на место, где израильтяне отвергли Господа, предавшись плотскому и духовному разврату (Чис. 25).

стали мерзкими. Т.е. опороченными идолопоклонством.

11 слава. Возможно, это понятие относится к истории Израиля и его политической и военной мощи. Но контекст наводит на мысль, что имеется в виду многочисленность народа. Благословение, данное Иосифу и Ефрему, обеспечило им и их потомству плодовитость (Быт. 48,16; 49,22-26).

рождения... беременности... зачатия. Приобщение израильтян к религии плодородия не принесло им ожидаемого благословения (Втор. 28,18), а, напротив, лишило их плодовитости.

13 к убийце. Политика Израильского царства (Ефрема) приведет к разрушению и гибели.

14 Дай им. В ответ на поведение израильтян Осия обращается к Богу с молитвой о том, чтобы Он лишил их благословения плодородием (Быт. 49,25; Исх. 23,26; Втор. 28,4.11).

15 в Галгале. См. ком. к 4,15; ср. 12,11.

изгоню их. Ср. Исх. 23,29.30; 33,2; Нав. 24,18; Суд. 2,3; 6,9.

из дома. Т.е. из страны (ст. 4; 8,1).

16 Ефрем... корень... плода. Игра слов: Ефрем, переставший плодоносить, означает постигшую Израиль трагедию утраты плодовитости (ср. Быт. 41,52).

17 Бог мой. В отличие от народа, который отвернулся от Бога (ср. 2,5; 14,4), пророк остается верным завету.

скитальцами. Израильтяне, отошедшие от Бога (7,13), подобно Каину, обречены быть вечными скитальцами (ср. Быт. 4,12).

Глава 10

1-8 В этом разделе книги, в отличие от ее предыдущей и последующей частей, не Господь говорит устами пророка, но пророк говорит о Господе. Пророк свидетельствует, что Израиль повинен в идолопоклонстве, и предрекает ниспровержение языческого культа, захват Ассирией главного идола и падение царя Израильского (см. ком. к 10,7).

1 ветвистый... умножает. За то процветание, о котором здесь говорится, израильтяне не благодарят Господа, но, приписывая его языческому богу, совершают ему приношения.

виноград. Плохому вину прежнего Израиля противопоставляется доброе вино нового Израиля (Ин. 15,1-8).

2 сердце. Сердца людей должны "родиться вновь".

Он. Господь.

3 нет... царя. Независимо от того, занимает ли царь еще свой трон, вот-вот будет смещен с него или уже смещен, он все равно ничего не стоит без руководства Божия.

4 слова пустые. Возможно, обещания верности Ассирии, данные царем в форме договора или присяги, которые не имеют силы, потому что давались перед языческими ассирийскими богами (ср. ст. 6). Но более вероятно, речь идет о том, что царь нарушил свои обязательства перед народом (ср. 2 Цар. 3,21; 5,3).

ядовитая трава. См. Ам. 6,12.

5 вострепещут... восплачет... радовавшиеся. Осия высмеивает благочестивые чувства, которые народ выказывал идолу.

Самарии. См. ком. к 7,1.

тельца Беф-Авена. См. ком. к 8,5. С самого своего возникновения он был источником греха.

жрецы. Для народа Божия, при всем его несоответствии призванию, телец и его жрецы (ср. 4 Цар. 23,5; Соф. 1,4) не были, по-видимому, внешним заимствованием. Скорее, они являлись носителями традиционной (хотя и крайне извращенной) формы поклонения Господу, бытовавшей в Израиле (3 Цар. 12,31-33).

7 царь ее. Имеется в виду либо царь Израильский, либо, что более вероятно, телец (идол).

8 высоты. См. 4,13.14.

горам: "покройте нас"... холмам: "падите на нас". Эти слова передают нарастающий страх перед гневом Божиим. Люди готовы скорее умереть, чем пережить новое осуждение от Него. Это место из книги пророка Осии процитировал Иисус в Лк. 23,30. См. Откр. 6,16.

9-15 Осия возглашает, что Израиль посеял семена нечестия и пожал плоды от них.

9 Гивы. См. ком. к 9,9.

10 двойное преступление. Возможно, это выражение относится к прошлым грехам, содеянным в Гиве, или к нынешнему греху Израиля - его религиозному и политическому вероломству, или же к постоянным и бесплодным колебаниям Израиля.

11 Ефрем... Иуда. Имеется в виду весь еврейский народ - северное и южное царства.

обученная телица, привычная к молотьбе. Изначальное призвание Израиля раскрывается в образе послушного и обученного животного, которое молотит собранное зерно и может есть во время работы (ср. 11,4; Втор. 25,4; Притч. 12,10; Иер. 50,11). Иисус возлагает легкое бремя на Своих учеников (Мф. 11,28-30).

12 Сейте. Израиль был избран, чтобы служить светом язычникам и распространять по земле праведность.

милость. См. ком. к 2,19.20. Посеявшие правду и добро соберут благой урожай.

распахивайте у себя новину. Распаханная целина даст особенно обильный урожай.

взыскать Господа. Призыв обратиться к Богу в бедах и отчаянии (ср. Втор. 4,29-31).

дождем... правду. Бог дает урожай (1 Кор. 3,6).

13 возделывали нечестие. Вместо того, чтобы беречь и развивать благодатные отношения с Богом (ст. 12), Израиль сеял и пожинал нечестие, пользовался плодами зла, обмана и подлости (7,3; 10,4; 12,1).

потому что ты надеялся на путь твой. Наказание Божие (военное поражение, ст. 14) напрямую связано с преступной самонадеянностью Израиля, полагавшегося на собственную военную мощь, а не на Господа (Иер. 9,23.24). Милость, дарованная Богом, требует от Его избранников полного доверия Ему.

14 Салман разрушил Бет-Арбел. Тем, кто слушал пророчество Осии, это событие должно было служить напоминанием о сопровождавшей его особой жестокости. Другие источники о нем не упоминают. Салмана отождествляют либо с одним из ассирийских царей - Салманассаром III (859-824 гг. до Р.Х.), Салманассаром V (727-722гг. до Р.Х.), либо с моавитским царем Салманассаром, правившим в ту же эпоху. Бет-Арбел обычно отождествляется с городом Ирбид в земле Галаад.

мать была убита с детьми. Подобная жестокость была обычна на древнем Ближнем Востоке (ср. 13,16; 4 Цар. 8,12; 15,16; Пс. 136,8.9; Ис. 13,16; Ам. 1,13; Наум 3,10). Поскольку Израиль не сохранил верность завету, он будет разрушен.

15 Вефиль. В книге пророка Осии обычно называется Беф-Авен (4,15; 5,8; 10,5). Иногда (в частности, в Септуагинте) это слово переводится не как название города, а как "дом Израилев".

Глава 11

1-11 Здесь Бог, как любящий Отец, говорит о Своем милосердии к сыну Своему - Израилю, несмотря на его непокорность (9,10). То, что избрано и предопределено Богом, - непоколебимо. Поэтому осуждение от Него не лишает надежды на будущее.

1 На заре. На заре, когда начнется битва, падет царь Израильский.

любил. Слова о любви служат для описания как отношений между отцом и сыном, так и договорных отношений между "сюзереном" и "вассалом" в древневосточных трактатах (ср. Втор. 6,5; 7,8.13; 10,15; 23,5).

из Египта вызвал сына Моего. Напоминание об освобождении Богом Израиля из египетского рабства (ср. Исх. 4,22; Мф. 2,15).

2 Звали их, а они уходили прочь от лица их. Речь идет об отступничестве Израиля (суть которого раскрывается в дальнейших словах).

Ваалам. Поклонение Ваалу было нарушением завета, на котором основывались отношения Израиля с Богом.

3 приучал Ефрема ходить. Вероятно, имеется в виду, что Бог вывел Израиль через пустыню в землю обетованную.

Я врачевал. Эти слова означают, что Бог избавил Израиль от напастей в период его становления (ср. Исх. 15,26).

4 Узами... ярмо... пищу. Израиль вновь предстает в образе рабочего вола (ср. 10,11), но теперь Бог холит животное: снимает ярмо и кормит. Возможен и другой вариант перевода этих слов: "но Я казался им снимающим ярмо с их челюстей, Я же наклонился, чтобы дать пищу ему". Слово "узы" означает "связь", "союз".

5 Не. Присутствие этой частицы в еврейском тексте как будто должно означать, что Израиль не вернется в Египет, но это не так (8,13; 9,3; ср. 11,11). Поэтому существуют разные варианты интерпретации этого места. По одной из них, оно переводится в форме отрицательного вопроса: "Не возвратится ли он в Египет..?" По другим, "не" переводится "ему" (последнее слово в альтернативном варианте перевода ст. 4 - см. ком.) или "неизбежно", "несомненно" (альтернативное значение этого слова в угаритских текстах).

Египет... Ассур. См. ком. к 8,13; 9,3. Хотя Израиль заслуживает осуждения, Господь помилует его (об этом далее говорится в ст. 11).

6 города его. Символы самонадеянности Израиля (8,14).

затворы его. Возможен и альтернативный вариант перевода этого слова в еврейском тексте, согласно которому оно должно означать людей, имеющих авторитетный голос. Возможно, это пророчествующие священники, замышлявшие войну (именно эти их "умыслы" упоминаются далее).

8 с тобою... тебя. Здесь Бог обращается непосредственно к Израилю.

с Адамою... Севоиму. Эти два города в долине у южного берега Мертвого моря (Быт. 10,19; 14,2.8) были уничтожены вместе с Содомом и Гоморрой (Быт. 19,23-25), вследствие чего их названия служат указанием на гнев Божий (Втор. 29,23; ср. Иер. 49,18).

Повернулось. Бог верен Своему избранному народу, поэтому гнев Его, вызванный грехом людей, сменится на милость к Израилю.

9 Святый. Святость - это то, что отличает Бога от людей. Люди жаждут мщения, а Бог дарует спасение. Он - трансцендентен и вершит Свою святую волю.

не войду в город. Возможен и другой перевод: "не войду в гнев". Как любовь Бога, так и Его гнев описываются с помощью обычных человеческих представлений, но они имеют совершенно другую, Божественную природу (в частности, гнев Божий проистекает из святости Его).

10 Вслед Господа пойдут они. Восстановление, а не разрушение является целью осуждения Богом Его избранного народа.

11 Бог милостиво смягчает последствия осуждения. См. ст. 5.

из Египта... земли Ассирийской. Некоторые израильские беженцы находились в Египте, другие же были угнаны в плен в Ассирию (ср. 9,3; 11,5).

12 - 14,10 Осия обвиняет Израиль в неверности Господу и предсказывает, что в будущем он вновь будет верен Богу.

12 - 12,14 В этом разделе книги Израиль обвиняется в измене Богу и подвергается осуждению. В нем повторяются темы прежней измены Израиля и его нежелания слышать слово Божие, изреченное через пророков.

12 Окружил. Северное царство как бы взяло Бога "в осаду".

держался еще. Иначе: "ходит с". Некоторые комментаторы полагают, что пророк говорит о верности Иуды либо Богу (в противоположность Израилю; ср. 1,6.7), либо ханаанскому богу и его "святым".

Бога. Это слово в еврейском тексте может относиться к некоему языческому божеству или даже к Элу, главному богу ханаанского пантеона.

Глава 12

1 пасет. См. Притч. 15,14; Ис. 44,20.

ветер... за восточным ветром. См. 8,7; 13,15; Иов 15,2; Еккл. 1,14; Иер. 18,17; Иез. 17,10. Эти образы тщеты и разрушения прилагаются к союзу Израиля с Ассирией (5,13; 7,11; 8,9; 14,3; 4 Цар. 17,3) и Египтом (4 Цар. 17,4). Такие союзы были не только проявлением негодной внешней политики, но и выражением неверности по отношению к Господу.

ложь. Ложью были попытки лавировать между Ассирией и Египтом (7,11) и натравливать их друг на друга (4 Цар. 17,3.4).

елей. В процессе заключения союза часто подносились дары.

2 суд. Как и в 4,1-3 и 4,4-10, Господь выступающий здесь одновременно в роли истца, судьи и обвинителя в судебном процессе, предъявляет обвинение Своему народу (ст. 2-15). Он возвещает о наказании за грех (ст. 2) и последующем возвращении Израиля к Богу (ст. 6).

Иакова. Т.е. Израиль (10,11).

3 запинал. Это еврейское слово - одного корня с именем Иаков (Быт. 25,26).

боролся. Еврейское слово одного корня со словом Израиль (Быт. 32,22-32, особ. ст. 29), чьим именем назван весь израильский народ, служит для обоснования обвинения Израилю. Причем, если в ст. 4 о нем говорится, скорее, в положительном смысле, в ст. 3 - с осуждением: возмужав, Израиль столь же упорно боролся с Богом, как при своем рождении со старшим братом.

4 Богоугодное поведение патриарха Иакова, о котором говорится здесь, будет в ст. 6 поставлено в пример всему израильскому народу.

боролся с Ангелом. См. Быт. 32,22-32.

Он нашел нас. Т.е. Бог избрал Иакова как представителя всего израильского народа.

в Вефиле. Место, где Бог открылся Иакову (Быт. 28,12-19; 35,1-15). Во времена Осии в нем находилось важнейшее царское святилище северного царства (ср. Ам. 7,13).

5 Бог Саваоф. Литургическая форма имени Божия употребляется здесь, как у пророка Амоса (Ам. 4,13; 5,8.9; 9,5.6), чтобы подчеркнуть связь между Господом и Израилем, к которому вновь обращен призыв ст. 6.

6 См. ком. к ст. 2 и 4. В этом призыве, обращенном к израильскому народу, Осия, возможно, повторяет в собственной интерпретации слова, сказанные Богом Иакову в Вефиле (ср. ст. 4).

Обратись. Народ Израиля должен повторить судьбу патриарха Иакова/Израиля, своего одноименного предка.

милость... суд. См. ком. к 2,1.20.

7 Хананеянин. Это еврейское слово одновременно означает "торговец", "торгаш" (ибо этот народ активно занимался торговлей). Израиль, взявшийся за торговлю (ст. 8), не только пренебрег честностью, но и впал в язычество.

9 Я, Господь Бог твой от самой земли Египетской. См. 13,4; ср. Исх. 20,2; Втор. 5,6. Так Господь называет Себя, когда хочет сообщить Божественную волю Своему избранному народу.

дни праздника. См. 2,11.

10 говорил к пророкам. См. 6,5; 12,13; Чис. 12,6-8; Втор. 18,15-22; Ам. 2,11; Евр. 1,1. Поэтому народ не может оправдываться своим незнанием воли Божией.

видения. Т.е. откровения (2 Цар. 7,17; Притч. 29,18).

притчи. Форма притчи используется для сообщения Божественной воли (2 Цар. 12,1-4; Пс. 77,2; Ис. 5,1-7; Иез. 17,2; 24,3).

11 Галаад. Место несанкционированных жертвоприношений, кровопролития и идолопоклонства, страна Галаад была завоевана Ассирией в 734-732 гг. до Р.Х. (4 Цар. 15,29); ср. 6,8.

в Галгалах. См. ком. к 4,15; ср. 9,15.

груды камней. При обработке земли извлеченные из нее камни обычно складывались в груды.

12 поля Сирийские. Падан-Арам, Месопотамия (Быт. 28,2.5).

за жену. Возможно, в этом сравнении с Иаковом, который служил за жену (Быт. 29,20-30), подразумевается пристрастие израильтян к сексуальным ритуалам. Но более вероятно, служба Иакова с целью выкупа жены из Арама (Месопотамии) символизирует спасение Богом Своей невесты (Израиля) из Египта.

стерег. Забота Иакова об овцах (Быт. 30,31) не идет ни в какое сравнение с попечением Бога об Израиле через Его пророка (ст. 13 и ком.).

13 пророка. В первом случае имеется в виду Моисей (Втор. 18,15; 34,10-12). Возможно, он подразумевается также и во втором случае наряду с пророками Самуилом (ср. Иер. 15,1) и Илией (ср. 3 Цар. 19,9-13).

охранял. Речь здесь идет не о делах бренного человека Иакова, а о попечении Бога об Израиле через пророков, которое требовало от него верности закону Моисееву.

14 Пророк противопоставляет прежнему попечению Бога об Израиле (ст. 13) наказание, которое теперь последует от Него.

раздражил. В других местах Ветхого Завета также говорится о гневе Божием, изливающемся на людей, поклоняющихся языческим идолам (напр., Втор. 32,21), но в данном случае, по-видимому, этот гнев был еще усилен рядом дополнительных факторов.

кровь. Имеется в виду либо человекоубийство (4,2; 5,2; 6,8), либо, как в текстах законов, "смертельная вина", т.е. преступление, за которое полагалась смертная казнь (Лев. 20,9-27, где говорится: "кровь их на них").

Глава 13

1-16 Господь осудит поклоняющийся идолам Израиль и предаст его разрушению.

1 Здесь начинается пророчество об осуждении, в котором за обличением грехов прошлых (ст. 1) и нынешних (ст. 2) следует возвещение о грядущем наказании (ст. 3).

Ефрем. См. ком. к 4,17. Есть определенная ирония в том, что северное царство носит имя племени Ефрема, у которого было славное прошлое (Быт. 48,10-20; Суд. 8,1-3) и которое дало народу таких сильных вождей, как Иисус Иавин (Нав. 24,30) и Иеровоам I (3 Цар. 11,26; 12,20).

через Ваала. См. 2,7.8.17; 9,10; 11,2.

погиб. Ставший рабом идолопоклонства, Израиль обрек себя на смерть и умер для Бога: северное царство, погрязшее в изменах и грехах, было мертво (ср. Еф. 2,1).

2 истуканов... по понятию своему... тельцов. См. 8,5.6; 11,2. Первое слово буквально означает "литой образ" (ср. Исх. 32,4-8; 34,17; Лев. 19,4; Втор. 9,16). Имеются в виду статуэтки тельца, отлитые из бронзы и покрытые серебром. Хотя телец имел хананейское происхождение и был связан с культом Ваала, в представлении идолопоклонников он, вероятно, ассоциировался также и с Господом (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

целуйте. Знак преданности, почитания или примирения. Ср. 3 Цар. 19,18.

3 туман... роса. Ср. 6,4.

4 См. ком. к 12,9 и 13,9.

ты не должен знать другого бога, кроме Меня. Эти слова противопоставлены идолопоклонству, о котором речь идет в ст. 2. Призванные напомнить Израилю об исключительном характере связывающих его с Богом отношений, они воспроизводят первую из десяти заповедей (ср. Исх. 20,2.3; Втор. 5,6.7; Иоил. 2,27), но содержат по сравнению с ней дополнительное значение, касающееся знания Бога: хотя и существует поклонение другим богам, но только одного истинного Бога нужно знать (см. Введение: Особенности содержания и темы).

спасителя. Т.е. того, кто поможет в час беды. Настоящим помощником Израилю может быть только его единственный Бог. Опора и надежда Израиля на Бога принципиально отличаются от его зависимости от царей (13,10), воинов (14,3) и идолов (13,2).

5 Я признал тебя. Израиль предстает как единое целое. Благодаря завету, между ним и Богом были установлены отношения взаимной и подлинной привязанности (см. Введение: Особенности содержания и темы).

в пустыне. Еще одно напоминание о времени странствий израильского народа; ср. 2,14.15.

в земле жаждущей. Иначе: "в земле засухи".

6 В данном стихе описывается постепенный и последовательный процесс забвения Господа (ср. Втор. 32,10-18; Иер. 2).

Имея пажити. Чудесный дар Божий (ср. ст. 5).

превозносилось сердце их. См. Втор. 8,10-18.

забывали. См. 2,13; Втор. 8,11-20. Грехи, совершенные израильтянами, показывают всю глубину их моральной испорченности (см. Введение: Особенности содержания и темы).

7-9 Господь, Который в других местах сравнивается с пастырем (4,16), здесь уподобляется хищным зверям, нападающим на стадо.

7 лев. Ср. 5,14.

скимен. Барс (см. Иер. 5,6).

8 лишенная детей медведица. См. Притч. 17,12.

поедать их там, как львица. Возможен перевод: "собаки будут раздирать их там". Образы хищных зверей подчеркивают жестокость нападения.

9 То, что прежний источник помощи, бывший опорой Израилю, превратился теперь в его разрушителя, объясняется сопротивлением самих израильтян Богу, своему помощнику и защитнику (см. 11,8-11).

опора. Ср. Исх. 18,4; Втор. 33,26-29; Пс. 9,35; 53,6; 113,17.18; 120; 145,5. Бог выразил суть Своего обвинения Израилю: кто противится Богу, тот навлекает на себя гибель.

10 Цари и правители дали Израилю ложное чувство безопасности. Только Господь, его истинный Царь, был его настоящей опорой.

царь. Речь идет не о каком-то определенном царе. Возможно, имеются в виду либо цари, убитые во времена Осии (3,4; 7,7; 8,4; 10,3; ср. 4 Цар. 15,8-31; 17,1-6), либо кто-то из выдающихся царей прошлого, как, например, Саул (при жизни которого израильтяне впервые попросили дать им царя), но не исключено, что это указание относится ко всем царям северного царства (из которых все двадцать, царствовавшие после Соломона, "делали зло в глазах Господа").

дай нам царя. О том, как Израиль просил себе монарха, см. 1 Цар. 8,5.19. О просьбе северного царства об особом царе для него, не происходящем из дома Давидова, см. 3 Цар. 12,16-20.

11 О монархии в отрицательном плане см. также 1 Цар. 8,1-22. Согласно 1 Цар. 8,4-8, Израиль, просивший себе земного царя, отверг Бога как своего истинного Властелина (13,9.10).

отнял в негодовании Моем. Многие из царей северного царства пали жертвой измены.

12 Связано. См. 1 Цар. 25,29; Иов 14,17; Ис. 8,16.

беззаконие... грех. Грехи, чтобы нельзя было их приуменьшить или предать забвению, записаны (словно в юридическом документе), и список этот ждет воздаяния. Ср. 7,2; 9,9; Втор. 32,34.35.

Ефрема. См. ком. к 4,17; 13,1.

13 сын неразумный. Это выражение относится к неспособности Израиля познать Бога (см. Введение: Особенности содержания и темы).

не стоял бы долго в положении рождающихся детей. Аналогия и смысл данного выражения очевидны: как рождающийся младенец умирает, если что-то препятствует течению родов (ср. 4 Цар. 19,3), так Израиль погибнет ввиду неспособности должным образом принять наказание, назначенное ему для раскаяния и пробуждения к новой жизни.

14 Я искуплю... избавлю. Учитывая трудности толкования, предпочтительнее рассматривать этот стих как предвещающий обетования, которые будут даны в 14,5-8. В нем подтверждается власть Бога над последним врагом - смертью (см. 1 Кор. 15,55). Древний Израиль во времена Осии отказался опереться на Божию власть над смертью, вместо него это сделал истинный Израиль - Христос и Его Церковь. Окончательное торжество силы Божией над последним врагом достигнуто через смерть Христа за грехи людей и Его воскресение из мертвых.

Раскаяния в том не будет у Меня. Эти слова относятся к древнему, а не к новому Израилю (см. ком. к ст. 14).