КОММЕННТАРИИ 1 страница

Глава 1

1 Слово Господне. Т.е. все сказанное далее есть слово Божие, данное через Осию. Осии. Это имя, происходящее от глагола "спасать", вероятно, означает "Он (Яхве) спас". В то время как здесь названы по именам четыре царя иудейских: Озия (ок. 783-742 гг. до Р.Х.), Иоафам (ок. 742-735 гг. до Р.Х.), Ахаз (ок. 735-715 гг. до Р.Х.) и Езекия (ок. 715-687 гг. до Р.Х.), из царей северного царства - Израиля упоминается только один Иеровоам II (ок. 786-746 гг. до Р.Х.). Возможно, автор считал, что израильские цари, правившие после Иеровоама II и до падения северного царства в 722 г. до Р.Х. (четверо из них были убийцами), не заслуживают упоминания.

2 - 3,5 Осия подробно излагает историю своей семейной жизни, символизирующей примирение Бога с северным царством - Израилем.

2 - 2,1 Повествование о начале семейной жизни Осии указывает на желание Бога наказать неверный Израиль, а затем примириться с ним.

2 возьми себе жену блудницу и детей блуда. См. Введение: Трудности истолкования; Особенности содержания и темы.

сильно блудодействует земля. Жена Осии и ее дети, а также все жители страны считаются неверными.

3 Гомерь. Имя жены Осии не имеет того символического значения, которое содержат имена ее детей.

ему. Отсутствие этого слова в ст. 6 и 8 не означает, что Осия не был отцом второго и третьего ребенка его жены.

4 Изреель. Букв.: "Бог посеет". Так называется и прекрасная долина между горными грядами Самарии и Галилеи (в этой долине Гедеон одержал победу над мадианитянами; Суд. 6,33), и город в южной части этой долины, где Ииуй пришел к власти путем насилия (3 Цар. 21,1; 4 Цар. 9,10). См. 2,22, где имя Изреель служит символом благословения и плодородия.

с дома Ииуева. Царь Иеровоам II был из династии Ииуя, которая начала свое правление с кровавой бойни в Изрееле (4 Цар. 9,14-37; ср. 3 Цар. 19,16.17) и окончила его убийством царя Захарии (4 Цар. 15,8-10).

5 лук Израилев. Военная сила Израиля (Быт. 49,24; 3 Цар. 2,4; Иез. 39,3; ср. Иер. 49,35) была сломлена ассирийским войском под предводительством Феглаф-феллассара, который завоевал северные территории Израиля.

в долине Изреель. Эта долина стала местом, где свершилось Божие осуждение в 733 г. до Р.Х. (4 Цар. 15,29). Это наказание Израиля военным поражением явилось следствием нарушения им завета. Так исполнились проклятия, записанные во Втор. 28,25.49-57 (ср. Лев. 26,17).

6 Лорухама. Имя этого ребенка символизирует грозящее Израилю лишение милости Божией, которую Господь до этого неизменно ему даровал, несмотря на его неверность завету (2,4; 2,23; ср. также Втор. 31,17; 32,19.20-27).

7 спасу их. Эти слова относятся к чудесному спасению Иерусалима от ассирийцев в 701 г. до Р.Х. (4 Цар. 19,32-37; Ис. 37,14.33-37).

9 Лоамми. Имя третьего ребенка знаменует наивысшую точку осуждения Божия, так как Бог этим упраздняет древнюю заветную формулу (Исх. 6,7; Лев. 26,12; Втор. 26,17-19) и объявляет завет более не действующим.

Я не буду вашим Богом. Букв.: "Я не ваш Сущий" - Божественное имя, которым Господь назвал Себя в Исх. 3,14.

10 - 2,1 Суровые пророчества об осуждении, символически отразившиеся в именах троих детей, сменяются пророчеством о грядущей милости Божией.

10 как песок морской. Явная аллюзия к данному древним патриархам обетованию бесчисленных потомков (Быт. 22,17; 32,12; ср. Быт. 13,16; 15,5; 26,24; 28,14).

вы не Мой народ. Хотя обетованное восстановление отношений с Богом иудеи испытали неоднократно, когда остаток с севера соединился с остатком из южного царства во время царствования Езекии (2 Пар. 30,11.18) и после вавилонского плена (1 Пар. 9,13; Езд. 8,35), новый завет относит это обетование к Церкви, истинному Израилю, составившемуся как из евреев, так и из язычников (Рим. 9,24-26; 1 Пет. 2,10).

вы сыны Бога живаго. Это единственное в своем роде выражение означает тот тип непосредственных (и легитимных) отношений, которые Бог желал видеть между Ним и Израилем. Ныне эти отношения между Богом и людьми установлены через Иисуса Христа (Мф. 16,16; Рим. 9,26).

11 И соберутся... вместе. Об исполнении этого пророчества в Церкви (см. ком. к ст. 10).

одну главу. Это означает полноту примирения двух царств и Господа и, в конечном счете, примирение под властью Христа, сына Давидова (Мф. 1,23; 2,6.15).

выйдут из земли переселения. Восстановление Израиля началось с возвращения из вавилонского плена. Эта фраза может также указывать на избавление от гибели (Пс. 70,20; 94,4; Ис. 43,6; Иер. 15,7).

день Изрееля. См. ком. к 2,21-23.

Глава 2

1 братьям... сестрам. Враждующие царства Израиль и Иудея достигнут полного примирения.

2-23 Осия пророчествует (используя обстоятельства своей супружеской жизни) о том, что Бог отвергнет Израиль, чтобы наказать его за отступничество, но затем вернуть к Себе.

2 Судитесь. Букв.: "предъявите обвинение". Следуя воле Божией, дети (народ Израиля) должны осудить свою мать (Израиль, предавший Господа).

не жена Моя... не муж ее. Хотя отношения нарушены в результате неверности, конечной целью отступления Бога от Израиля (ст. 9-23; ср. 11,10.11 и ком.) является примирение с ним, а не полный разрыв.

3 не разоблачил ее донага. Неверная жена (Гомерь/Израиль), если она не раскается, будет публично обнажена (ст. 10) и выставлена на позор, т.е. подвергнута традиционному наказанию для неверных жен (Иез. 16,37-39; Откр. 17,16), которое было унизительным, но далеко не таким суровым, как смертная казнь (Втор. 22,22; ср. Иез. 16,39.40; Наум 3,5-7).

4 дети блуда. Дети также лишаются любви и милости Божией (1,6), потому что и на них лежит грех неверности.

5 блудодействовала мать их. Неверная мать (Израиль), стремясь получить необходимые жизненные блага, обратилась к ханаанской религии плодородия, а не к Господу (см. Введение: Время и обстоятельства написания; Особенности содержания и темы).

6 тернами. Препятствия, возникающие перед неверной женой (Гомерью/Израилем), помогут удержать ее от нечестивых поступков.

7 погонится... будет искать. Порочные устремления жены, которые символизируют нечестивое поведение Израиля, будут пресечены.

к первому мужу моему. Период ранней любви оставил глубокие воспоминания (ср.

8 хлеб и вино... серебро и золото. Дарованные Господом блага в виде продуктов земледелия, драгоценностей (Втор. 7,13; 11,14; 12,17; 28,1 - 12.51) были отданы Ваалу. В угаритских текстах Ваал - бог грозы, почитался как повелитель дождя и плодородия.

9-13 За то. Хотя неверная и забывшая свой долг жена (Израиль) не будет предана смерти (Втор. 21,21.22; ср. Иез. 16,37-40), она подвергнется суровым наказаниям: лишению многих даров Божиих - урожая хлеба и вина (ст. 9,12), обнажению (ст. 10), и прекратится ее участие в праздниках (ст. 11).

9 возьму назад. Евр.: "злое дело".

11 прекращу... субботы. Игра слов: в еврейском языке слово "суббота" происходит от того же корня, что и слово "прекращать".

все торжества. Праздничные торжества служили проявлению религиозного синкретизма, так как в них соединялось поклонение Господу и Ваалу (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

12 виноградные лозы... смоковницы. См. Мих. 4,4 и ком.

надарили мне любовники мои. Угодья блудницы, которые в действительности принадлежали Богу (ст. 8), в знак наказания превратятся в дикие заросли или будут опустошены животными.

13 ожерельями. Надевавшиеся на языческих богинь ювелирные украшения должны были подчеркивать эротические зоны тела.

за любовниками. В ст. 7,10,12 это слово является, вероятно, синонимом различных обличий Ваала. Суть обвинения против Израиля состояла в том, что он забыл Господа, к Которому был прежде столь близок (ср. 4,6; 13,4-6). См. Введение: Особенности содержания и темы.

14 увлеку. В некоторых переводах: "соблазню" (ср. Исх. 22,16).

в пустыню. Туда, где Израиль возлюбит одного только Бога (ст. 16; ср. Иер. 2,2).

говорить к сердцу ее. Дословный перевод идиоматического выражения, которое может означать: "ухаживать" (Быт. 34,3), "говорить искренне" (Руфь 2,13) и "убеждать" (Суд. 19,3).

15 долину Ахор. Букв.: "Долина смятения". Местонахождение неизвестно, по-видимому так говорилось о долине, находившейся между пустынными землями на востоке и плодородными - к западу от реки Иордан.

в преддверие надежды. Долина, связанная с грехом Ахана (Нав. 7,24.25), должна была преобразиться.

петь. Букв.: "отвечать".

из земли Египетской. Напоминание о благодатном исходе Израиля из Египта. Израиль вновь проявит свою верность завету и обратится к Господу (Лев. 26,45).

Ваали. В еврейском языке слово "bааl" может означать: "муж", "господин" и "Ваал" (языческий бог). В будущем отношения Израиля с Господом станут подобны тем, которые установились со времени его первого исхода из Египта. Своей глубиной они будут подобны отношениям любящих супругов (Еф. 5,25-32), в противоположность отношениям между господином и рабом, и не осквернятся каким-либо напоминанием о поклонении Ваалу (ст. 17).

18 союз. Иеремия, "посмертный ученик" Осии, толкует завет как дарование нового сердца (Иер. 31,31-34).

с полевыми зверями. Будущему царству не будут угрожать ни дикие звери (Ис. 11,6-9), ни вторжения внешнего врага (Пс. 45,10; Ис. 9,5; Мих. 4,3). В иносказательном смысле это повествование об изменении природы всех вещей и наступлении мира и спокойствия вследствие обновления, которое началось, когда Христос явился миру в первый раз, и окончательно завершится при Его Втором пришествии.

19.20 обручу. Обручение было последним шагом в процедуре сватовства и включало в себя выкуп отцу невесты (ср. 2 Цар. 3,14). В данном случае такие качества, как "правда", "суд" (т.е. праведность, справедливость), благость, милосердие, верность составляют цену выкупа и характеризуют полноценный брачный союз.

в правде. Это слово может включать в себя значения спасения и освобождения, оправдания, правосудия и справедливости в контексте подтвержденных заветом отношений Израиля с Богом (10,12; Ам. 5,7; 6,12).

суде. Это понятие может относиться к судебной практике, благодаря которой утверждалась и восстанавливалась справедливость (5,11; 6,5; 10,4; Ам. 5,7.15.24; 6,12; Мих. 6,8).

в благости. Это слово означает преданность, покорность согласно завету, верность и доброту (4,1; 6,4.6; 10,12; 12,6; Быт. 20,13; Исх. 34,6.7; Нав. 2,12; 1 Цар. 15,6; 2 Цар. 15,20; Пс. 35,8; Иер. 2,2).

милосердии. Это понятие может относиться к милости, сердечной теплоте чувств и любви (1,6; Быт. 43,14; Втор. 13,17; 2 Цар. 24,14).

в верности. Значение этого слова включает в себя понятия: надежность, правдивость, стойкость, ответственность в отношениях. Оно синонимично словам "милость", "истина" (Пс. 87,12; 88,2.3.6.9.25; 91,3; 95,13; 97,3). Народ Божий наследовал эти добродетели завета через смирение и жертвенность Иисуса Христа.

познаешь. Сущность новых отношений завета включает в себя внутреннее единение с Господом (Иер. 31,34). Ныне Христос является источником этого нового завета.

21.22 Я услышу... земля услышит. Господь будет милостив к Израилю, когда народ избранный научится вновь слышать Господа и возносить Ему хвалу (ст. 15).

небо. Господь покажет, что только Он, а не бог грозы Ваал, повелевает природой, в силу чего земля станет плодородной и даст урожай, которого народ Израиля прежде был лишен (ст. 9). См. Введение: Время и обстоятельства написания.

22 Изреель. См. ком. к 1,4.

23 Обетования восстановления исполнятся во всей полноте, когда Израилю будет прощено его постыдное поведение в прошлом (1,4.5; ср. 2,22): Лорухама (1,6 -"Непомилованная") испытает любовь Божию, а Лоамми (1,9 - "не Мой народ") станет народом Божиим.

Ты - мой Бог. См. Рим. 9,23-26 и 1 Пет. 2,9.10 относительно исполнения этих обетовании.

Глава 3

1-5 Осия трактует свое примирение с женой Гомерью как предзнаменование примирения Бога с Израилем.

1 иди еще, и полюби женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую. Повеление Бога, которое может показаться нелогичным, основано на Его собственной преданной, отеческой и обильной любви к неверному (и недостойному ее) Израилю.

виноградные лепешки их. Это деликатесное кушанье, приготовлявшееся из измельченного сушеного винограда в особых случаях (2 Цар. 6,19), возможно, использовалось в обрядах поклонения Ваалу как возбуждающее чувственность средство (Песн. 2,5). См. Введение: Время и обстоятельства написания.

2 приобрел. Подобным образом и Христос проявил Свою любовь, когда выкупил Своих святых на невольничьем рынке греха.

пятнадцать сребренников. Выкуп, состоявший наполовину из серебра и наполовину из натурной оплаты (зерном), равнялся приблизительно 30 шекелям, что примерно составляло цену одного раба в Исх. 21,32. Новый Завет ясно говорит о том, что настоящей ценой спасения людей стала кровь Христа (1 Пет. 1,18.19).

4 долгое время. Период ожидания того дня, когда Царь Иисус явится в мир (ст. 5).

оставаться без. Религиозные атрибуты Израиля как законосообразные (жертвенники, ефоды - Исх. 28,31), так и противозаконные (священные камни или столбы - Втор. 16,21.22; идолы - Зах. 10,23) в наказание будут отняты у него.

без царя. Период утраты царя (т.е. плен) в конечном счете завершится его возвращением.

5 обратятся... и взыщут. Израильтяне раскаются и от всего сердца будут стремиться к единению с Богом в день Пятидесятницы (Деян. 2,38-46).

Давида. Это указание относится ко Христу - сыну Давидову (1,11; 1 Цар. 7,12-16; Мф. 1,1; Рим. 1,3).

благоговеть. Осознав во всей полноте власть и всемогущество Господа, истинный Израиль преисполнится благоговейного трепета (Гал. 6,15).

в последние дни. Это выражение относится к эсхатологическому веку, когда народ возвратится к Богу и вновь обретет Его благословение, когда возобновится поклонение Ему и восстановится царство Давидово (Ис. 2,2; Мф. 1,1; Лк. 1,32; Деян. 2,30-33; 13,34-38). Церковь переживает сейчас этот последний период истории (Деян. 2,17; Евр. 1,2).

Глава 4

1 - 14,10 Осия указывает северному царству на те грехи, за которые Бог накажет его, но затем, после раскаяния народа, Господь дарует Свое прощение.

1 - 6,3 Осия обвиняет Израиль в нежелании признать Бога и предсказывает, что в будущем таковое признание произойдет.

1-19 Осия излагает суть обвинений, которые Господь предъявляет Израилю, а затем переходит к последствиям, вызванным его нежеланием признать Бога.

1-3 Господь как обвинитель определяет вину Израиля (ст. 1,2), а затем объявляет Свой приговор ему (ст. 3).

1 истины... милосердия... Богопознания. См. ком. к 2,19.20.

2 Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство. Перечень грехов, происходящих от отказа признавать Бога.

3 восплачет земля. Грехи людей приводят к экологическим кризисам, которые угрожают всему живому (Лев. 18,28; Ис. 24,4.5).

4-9 Выдвигается обвинение против священников, которые пренебрегли своим долгом учить народ Божий (Втор. 31,9-13; 33,10; 2 Пар. 17,8.9; Езд. 7,6,10; Иер. 18,18).

5 падешь днем... ночью. Грехи вождей народа навлекают на него одно несчастье за другим.

матерь твою. Т.е. народ израильский (2,2-5; Ис. 50,1).

6 народ Мой. Т.е. Израиль, утративший заветные отношения с Богом из-за того, что не знает Его (4,8.12; 6,11; 11,7).

ведения. Знание Бога неотделимо от исполнения закона Божия (см. Введение: Особенности содержания и темы). Священники, которые отвечают за обучение народа закону (Втор. 31,9-13; 33,10; 2 Пар. 17,8.9; Езд. 7,6.10; Иер. 18,18), и их последователи должны быть наказаны за то, что пренебрегают законом или забыли его.

7 славу их обращу в бесславие. Израильтяне променяли свою славу - Господа (Ис. 60,19; Иер. 2,11) на бесчестие - идолов или ложных богов (Втор. 32,15-18), за что Бог лишает их славы. См. Рим. 1,23, где апостол Павел обличает грех подмены славы Божией тем, что недостойно поклонения.

8 Грехами... кормятся... к беззаконию... стремится душа их. В метафорическом смысле эти слова означают, что священники извлекали для себя выгоду из грехов людей.

9 с народом... со священником. Никто не избегнет осуждения (ср. Ис. 24,1-3).

10 есть... блудить. Пища не дает удовлетворения (ст. 8), и непотребный блуд не приносит желаемого богатства (ср. ст. 14). Люди оставили Господа, источник жизни, чтобы предаться чревоугодию и распутству (ст. 12,18; 2,4; 6,10; 9,1). См. Введение: Время и обстоятельства написания.

11 завладели сердцем. Т.е. лишили людей способностей к ясному мышлению и суждению (ср. Быт. 31,20). См. Введение: Особенности содержания и темы.

12 свое дерево. Возможно, имеется в виду дерево, посвященное либо богине Ашере вблизи хананейского святилища (Втор. 16,21; Суд. 6,25-32), либо какому-то другому божеству (Авв. 2,18.19), или священное дерево, которое упоминалось в пророчествах (ср. Суд. 9,37).

жезл его. Вероятно, это священный жезл (ср. Иез. 21,21.22), хотя может быть и маленькая фигурка Ашеры.

дух блуда. Истоками духовного прелюбодеяния израильтян являются опьянение и сила соблазна, которые постоянно вовлекают их в грех (ср. "дух опьянения", Ис. 19,14; "дух усыпления", Ис. 29,10).

14 Я оставлю наказывать. Бог не позволил наказывать женщин, повинных в ритуальной проституции и супружеской измене, если мужчины разделяли с ними вину за эти действия (ср. Быт. 38,24).

невежественный народ гибнет. Это заключительное мудрое изречение возвещает о грядущем осуждении нравственно испорченного народа (ст. 1-3), который, блудодействуя, (ст. 10-14) лишился разума и истинного знания (ст. 1,6.11-14).

15-19 Эти стихи имеют форму обвинительного заключения против Израиля.

15 Галгал. Эта святыня израильтян вблизи Иерихона находилась на берегу реки Иордан напротив Ваал-Фегора (ср. 9,10.15). С давних времен она ассоциировалась с особенно порочной, неортодоксальной и синкретической религиозной практикой (ср. 9,15; 12,11; Нав. 4,19-5,12; 1 Цар. 11,13-15; Ам. 4,4; 5,5).

Беф-Авен. Такое презрительное прозвище получил город Вефиль ("дом Божий"), имевший важное значение как царское святилище (ср. Ам. 4,4; 5,5; 7,13; 3 Цар. 12,28-33).

жив Господь. Эта традиционная клятва (Суд. 8,19; Руфь 3,13; 1 Цар. 14,39) была запрещена, потому что ею сопровождали ложь (ст. 2) и злоупотребляли, смешивая поклонение Господу и Ваалу.

16 упрямая телица. Израиль отталкивал все попытки Бога проявить заботу о нем (ср. Иер. 31,18).

17 Ефрем. Племенное имя Израиля (Быт. 48), северного царства (1,18).

оставь его. Это повеление может быть адресовано также и другим пророкам (Мих. 2,6).

19 Охватит их ветер своими крыльями. Вероятно, здесь содержится игра слов, основанная на еврейском слове, которое означает "ветер", "дух": не только разрушительный вихрь подхватит народ (ср. Иов 1,19), но и "дух блуда" (4,12; 5,4) приведет его к погибели.

Глава 5

1-15 Осия упрекает священников и народ.

1 священники... дом Израилев... дом царя. В северном царстве обязанности были распределены между духовными и светскими властями: на священников возлагалось учение народа закону, а царский дом должен был отправлять правосудие.

западнею. Правители заманили в ловушку своих неразумных подданных.

в Массифе. Вероятно, это - город Массифа (Мицфе) в земле колена Вениаминова, где пророк Самуил судил Израиль (1 Цар. 7,5.6; 10,17-24), а не в земле Галаадской (Быт. 31,43-55).

на Фаворе. Знаменитая гора на юго-восточной окраине долины Ездрилонской (Втор. 33,19; Суд. 4,6; Пс. 67). Эта и другие точки северного царства стали "ловушками" языческого культа Ваала (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

3 Ефрем. См. ком. к 4,17.

4 дух блуда. Находясь во власти своих дурных поступков (4,10; 7,2; 9,15; 12,2), охваченные духом измены (4,12), израильтяне не признают и не знают Господа (4,1.6), они не в состоянии ни возвратиться к Нему, ни раскаяться в своих грехах (ср. Иер. 13,23).

5 унижена. На суде, который Господь вершит над Своим народом (4,1), свидетельством против израильтян служат их же собственные преступления (Втор. 1,43; 1 Цар. 12,3; 2 Цар. 1,16; Иез. 16,56.57).

6 С овцами своими... искать. Нельзя обрести Господа через жертвоприношения и другие ритуальные действия (4,13; 5,15; 1 Цар. 15,7-35; 4 Цар. 3,27; Ис. 1,11-17; Ам. 5,4.5).

7 изменили... чужих детей. Как неверная жена и мать, Израиль порождает незаконных детей как в буквальном смысле, так и в смысле уклонения от истинной веры (4,6.13.14).

новый месяц. Празднества, от которых израильтяне ожидали благословения Господа на урожаи их полей и чрева жен, вместо этого принесут осуждение (ср. Ис. 1,13; Иер. 2,27).

8 Вострубите... возглашайте... за тобою. Это троекратное повеление пророка звучит как призыв караульного, который предупреждает о приближающемся с юга неприятеле (ср. 8,1). В этом пророчестве, по-видимому, имеется в виду война Израиля с Сирией, описанная в 4 Цар. 16,5-9 и 2 Пар. 28,5-23. См. Введение: Время и обстоятельства написания.

в Гиве... в Раме... в Беф-Авене. Эти города колена Вениаминова расположены на одной линии, идущей на север от Иерусалима: Гива в четырех с половиной километрах от него, Рама - в восьми и Беф-Авен (Вефиль) - в восемнадцати километрах. В разные периоды их истории на эти города претендовало то одно, то другое царство (3 Цар. 15,16-22; 4 Цар. 16,5).

10 межи. Дерзкий захват Иудеей территории колена Вениаминова (3 Цар. 15,16-22) навлек на нее гнев Божий, ибо установленные границы считались священными (Втор. 19,14; 27,17; Иов 24,2; Притч. 22,28; 23,10).

12 моль... червь. Наказание Божие свершится через естественные процессы распада и разложения.

13 болезнь... рану. Вместо того, чтобы просить Господа об избавлении от бедствий, причиненных врагом (ср. Ис. 1,5.6; Иер. 30,12.13), Израиль обратился к Ассирии. В ассирийских хрониках говорится о дани, которую уплатили Менаим и Осия (ср. 4 Цар. 15,16-22; 17,3).

14 Я как лев... Я растерзаю, и уйду; унесу. Даже при поддержке ассирийцев Израиль будет легкой добычей для могучего льва, образ которого символизирует Господа (ср. 13,7; Ам. 1,2; 3,8).

15 место. Бог в гневе удаляется в Свою небесную обитель (по контрасту с Втор. 33,2; Суд. 5,4; Ам. 1,2; ср. Пс. 45,5) и будет пребывать там до тех пор, пока Его народ не раскается (3,5).

Глава 6

1-3 Это - покаянная песнь, в которой используются образы из 5,11-14.

1 пойдем. В этой фразе, вероятно, цитируется речь священников, так же, как в 2,7 передаются слова Израиля.

возвратимся. Призыв возвратиться к Господу является одной из центральных тем книги (2,7; 3,5; 5,4.15). Подлинное раскаяние и обращение к Богу приведут к примирению с Ним, которое сможет дать исцеление и "перевяжет раны" (ср. Втор. 32,39).

2 два дня, в третий. Указание на короткий период времени.

восставит. Евр.: "поднимать"; сходная форма в Ис. 26,19 переведена "восстанут". Израиль, погрязший в грехах и проступках, погиб (13,1). Осия предвидит в будущем его духовное возрождение (ср. Иез. 37,1-14).

жить пред лицем Его. См. Пс. 15,11.

3 познаем. Этот второй призыв (ср. 6,1) познать и принять Господа завета всем сердцем и всей жизнью является центральным в пророчествах Осии (2,8-20; 4,1.6; 5,4; 6,6). См. Введение: Особенности содержания и темы.

как утренняя заря... как дождь, как поздний дождь. В этих метафорах надежность Бога сравнивается с повторяющимися явлениями природы.

4 - 11,11 Осия обвиняет Израиль в неверности завету и предсказывает, что в будущем он подчинится Богу.

4 - 7,16 Осия упрекает народ в том, что он изменил Богу и стал обращаться к чужим богам и другим народам.

4 как утренний туман и как роса. Бог сокрушается по поводу временного, преходящего характера любви к Нему Израиля и Иудеи и противопоставляет этому Свою собственную верность (ст. 3), используя образы явлений природы.

5 Посему. Здесь - ответ на вопрос ст. 4.

пророков. Через пророков Бог передает Свои слова предостережения и осуждения.

свет. Подобно свету солнца, восход которого каждое утро разгоняет тьму, Божия справедливость (ср. Пс. 36,6) неуклонно и неотвратимо обнажает грехи тех, кто нарушил завет.

6 милости. См. ком. к 2,19.20; ср. 4,1.

Боговедения. Завет требовал от народа Божия верности и преданности Господу, а не механического исполнения обрядов (см. Мих. 6,8 и ком.).

7-10 В этих стихах перечислены преступления, связанные с определенными городами, которые считались нечистыми во времена Осии. Это следует рассматривать как обвинение всему народу.

7 Адаму. Смысл этого имени собственного в данном контексте не вполне ясен. Существует несколько вариантов толкования его значения: 1) первый человек Адам; 2) город, расположенный в древней местности Тель-эд-Дамийя на реке Иордан (Нав. 3,16); в таком случае он упоминается здесь параллельно с Галаадом (ст. 8) и Сихемом (ст. 9); на такое толкование наводит вторая половина стиха; 3) все человечество в совокупности.

8 Галаад. Так называется горный район в северной части Трансиордании, но здесь это слово может относиться к городу Адаму (см. ст. 7 и ком.).

нечестивцев. Слово "нечестивые" многократно звучит в Псалмах и означает врагов праведности и Господа.

запятнанный кровью. Возможно, имеются в виду пятьдесят жителей Галаада, участвовавшие в убийстве Факии (4 Цар. 15,25).

9 убивают. Смысл этой фразы не вполне ясен. Возможно, имеются в виду священники, которые умышленно вошли в заговор против царского дома (см. ст. 8 и ком.).

Сихем. Этот город был важным религиозным и политическим центром (Втор. 27,4.12-14; Нав. 8,30; 20,7; 24,1.25; Суд. 9; 3 Цар. 12,1-25).

10 ужасное. Ср. Иер. 5,30.31; 18,13; 23,14.

блудодеяние. Т.е. религиозная и политическая неверность.

11 жатва. Метафора суда Божия (Иоил. 3,13; Иер. 51,33).

11 - 7,1 возвращу... врачевал. Часто люди, совершая внешнее поклонение Господу, не осознают своих вопиющих грехов (6,7-10), что свидетельствует об их незнании Бога, Который желает восстановить тех, кто искренне ищет Его (см. Введение: Особенности содержания и темы).

Глава 7

1 Ефрема... Самарии. См. ком. к 4,17. Столицей северного царства была Самария.

2 Не помышляют они. Израильтяне обманывали сами себя (Гал. 6,7).

3-7 Осия использует метафорические образы печи и разжигающего ее пекаря, чтобы нарисовать яркую картину распаляющейся страсти, измены и нечестия, которые пронизали общественную жизнь Израиля в последний период его существования и привели к серии злодейских убийств его царей (4 Цар. 15,8-30). В этом пророчестве может подразумеваться убийство Факея Осией (4 Цар. 15,30).

3 они. Возможно, это неверные священники, которые вступили в союз с узурпаторами царской власти.

царя... князей. Те, кто должен был осуществлять нравственное руководство, поощряли зло и измену, творившиеся их ближними (4 Цар. 15,8-30).

4 пылают прелюбодейством. Те, кто не сохранил верность завету (ср. 2,4; 4,13.14; Иер. 9,2; 23,10). См. Введение: Особенности содержания и темы.

5 День нашего царя. Дни коронации или ее очередной годовщины давали повод для пьянства, которое, в свою очередь, разжигало нечестивые порывы в людях (ср. 3 Цар. 16,9.10; Ис. 28,7-10; Ам. 6,1-7).

разгоряченные до болезни вином. Т.е. царский дом терял способность здравомыслия (Притч. 31,4.5).

кощунам. Вероятно, имеются в виду священники.

7 судей... цари. Даже в смуту, во время которой за двадцать лет было убито четыре царя (4 Цар. 15,8-30), никто из вождей Израиля не воззвал к Богу.

8 смешался с народами. Указание на союзы, заключенные Израилем с Египтом, Филистией (землей филистимлян), Арамом и Ассирией.

неповороченный хлеб. Лепешку из теста, положенную на золу или налепленную на стенку горячего очага, следовало переворачивать, чтобы она хорошо пропеклась. Но Израиль подобен негодному недопеченному или горелому хлебу, потому что он не обратился к Богу. Этот образ характеризует ложную политику Израильского царства.

9 пожирали. Путем взимания с Израиля дани.

он не замечал... он не знает. Израиль пребывает в крайней степени ослабления и упадка. Незнание Бога влечет за собой и незнание самого себя.

10 гордость. Слепота Израиля происходит от его гордого упрямства. Возвращение к Господу было единственной надеждой Израиля (3,5; 5,4; Ам. 4,6-12).

11 голубь. Эта птица считалась глупой, потому что легко попадала в расставленные сети.

Египтян... в Ассирию. Как неразумная птица, Израиль метался от одного союзника к другому в поисках безопасности и защиты. Менаим подчинился Ассирии и уплати огромную дань (4 Цар. 15,19.20), Факей создавал коалицию с Сирией против Ассирии (4 Цар. 15,29-37; 16,5), а Осия поменял союзника: Сирию на Египет (4 Цар. 17,3.4).

12 сеть. Суд Господень, как сеть, падет на меняющий свои ориентиры Израиль.

13 спасал. Букв.: "выкупать" (Лев. 27,27-31). Здесь подразумевается избавление Израиля от зла (13,14; Исх. 15,13; Втор. 7,8; 9,26; Мих. 6,4 и ком.).

ложь. Имеются в виду либо ложные представления о Господе, которые проникли в израильскую религию, либо неискренние слова раскаяния (6,1-3), либо, в более общем смысле, нарушение обязательств завета.