КОММЕНТАРИИ 4 страница

считая локоть в локоть с ладонью. См. ком. к 40,5.

18-27 Здесь излагаются уставы для освящения жертвенника. В первый день в жертву за грех приносится телец (ст. 18-21); во второй день - козел без порока (ст. 22-24). Затем в остальные дни приносили по козлу, по тельцу и по овну (ст. 25,26). Когда закончится время освящения, смогут начаться регулярные жертвоприношения (ст. 27). Ср. 2 Пар. 7,8.9. Священники не из племени Садока (43,19) при освящении были исключены из служения (см. ком. к 44,15).

18 для кропления на него кровью. См. Исх. 29,16; Лев. 4,6; 5,9.

21 на назначенном месте дома вне святилища. См. Исх. 29,14; Лев. 4,12.21; 8,17. Автор Послания к Евреям воспринял эти наставления как свидетельство принесения Христом Самого Себя в жертву (Евр. 13,11-13).

Глава 44

1 они были затворены. Пророк был во внутреннем дворе (43,5), но теперь он взят к восточным воротам. Ворота остаются всегда закрытыми, потому что через них прошла в храм слава Господня (43,4; ср. Пс. 23,7-10). Закрытые ворота свидетельствуют, что Господь больше никогда не покинет храм (43,7.9). Так называемые Золотые Ворота в восточной стене старого города Иерусалима также были закрыты и заложены. Соответствующие ворота византийского времени (IV - начало VII вв.) были восстановлены и открыты крестоносцами (XI-XII вв. по Р.Х.). Нет сомнения в том, что они были построены на остатках ворот более ранних периодов. Эти ворота снова заложили мусульмане в правление Сулеймана Великолепного (XVI в.).

3 он, как князь, сядет в них. Поскольку ворота закрыты, их проем превратился в комнату, и в ней князю позволяется вкушать ритуальную пищу. Это предписание, правда, никогда не было реализовано ни одним из израильских царей. В видении Иезекииля здесь символизируется особое отношение обетованного царя к храму (см. ком. к 37,24).

4-9 В то время, как в некоторых текстах Ветхого Завета подчеркивается, что иноплеменникам запрещено принимать участие в израильском богослужении (Исх. 12,43; Лев. 22,25; Неем. 9,2; Иер. 51,51), из других ветхозаветных текстов видно, что это запрещение в свое время будет снято (47,22.23; 3 Цар. 8,41.43; ср. Зах. 14,21; Еф. 2,12.19). Ср. Неем. 13,1-9; Агг. 2,14. В Израиле Нового Завета, т. е. в Церкви, все запреты как для иудеев, так и для язычников устранены, за исключением различий на основе веры, духа, но отнюдь не плоти (Рим. 2,28.29; Фил. 3,3).

10-14 Хотя в прошлом иноплеменники занимали некоторые должности при храме (напр., были телохранителями и скороходами), теперь, согласно Иезекиилю, для них вход вообще запрещен. Их должности переходят к левитам, которые осквернили себя идолопоклонством (Чис. 1,50-53; 2 Пар. 8,14.15). Те священнические семьи, которые впадали в идолопоклонство до вавилонского плена (8,6), теперь будут исполнять лишь второстепенные и вспомогательные функции. Само же священство будет ограничено лишь потомками сынов Садока (ст. 15; 40,46).

15 священники из колена Левиина, сыны Садока. Садок был первосвященником вместе с Авиафаром во время царствования Давида (2 Цар. 8,17; 15,24-29). В дальнейшем, когда Авиафар поддержал притязания на престол Адонии (3 Цар. 1,7), Садок остался единственным первосвященником, потому что он принял сторону Соломона. Священство и раньше было ограничено только сыновьями Аарона среди левитов (Исх. 28,1; Лев. 8,2-7; 1 Пар. 6,48-53), но Иезекииль провидит и дальнейшее ограничение вплоть до единственной семьи уже среди потомков Аарона.

24 по уставам Моим судить. См. 1 Пар. 26,29; 2 Пар. 19,8-11.

25 К мертвому человеку никто... не должен подходить. Прикосновение к покойнику делало человека ритуально нечистым. Священники, и особенно первосвященники, были обязаны избегать подобных контактов (Лев. 21,1-12).

28 Я их удел. Ср. Чис. 18,20-24; Втор. 10,9; 18,1-5; Нав. 13,33; 18,7.

31 Никакой мертвечины... не должны есть священники. Запрещение есть мясо животного, найденного мертвым, распространялось на всех израильтян (Лев. 11,39.40; Втор. 14,21).

Глава 45

1-8 Разделение страны на уделы будет подробно изложено далее, в гл. 47; 48; сейчас же речь идет только о выделении священного участка земли. Иезекииль провидит священный участок в центре страны, длиной примерно в тринадцать км (25 тысяч локтей) по каждой стороне, причем он еще должен быть разделен на три части (ср. Откр. 21,16). Северная зона (около двадцати пяти квадратных миль - английская квадратная миля составляет 259 гектаров) выделяется левитам. Центральная часть предназначена для святилища и священников. Южная зона, половинного размера по сравнению с двумя другими, отводится самому городу. Территория на восток и на запад в шестьдесят четыре квадратных мили выделяется князю, а вся остальная площадь страны к северу и к югу должна быть поделена между другими коленами. Интересно, что в видении Иезекииля сам храм находится за пределами города.

10 Да будут у вас правильные весы. Археологические находки свидетельствуют о том, что в древнем Израиле гири и другие меры весьма различались. До настоящего времени еще не найдено хотя бы двух гирь, которые имели бы одинаковый вес; таким образом, употребление фальшивых гирь и весов было широко распространено (Лев. 19,35.36; Втор. 25,13-16; Притч. 11,1).

11 Ефа и бат должны быть одинаковой меры. Ефа - это единица объема для твердых продуктов, а бат - для жидкостей; они соответствовали примерно двадцати двум литрам.

12 В сикле двадцать гер; а двадцать сиклей, двадцать пять сиклей и пятнадцать сиклей составлять будут у вас мину. Шекель составлял примерно двадцать пятую часть унции; мина из шестидесяти шекелей составляла примерно полтора фунта. Мина обычно состояла из пятидесяти шекелей.

17 на обязанности князя будут лежать всесожжение и хлебное приношение, и возлияние. На израильских князьях лежала обязанность совершать жертвоприношения за дом Израиля (ст. 13-17). Народ был обязан передавать приношения князю, а князь затем вносил их в святилище (ср. 2 Пар. 30,24; см. ком. к 37,24; 44,3).

18-25 Настоящие установления относятся к праздничным жертвоприношениям первого (в день Нового года; 45,18-20) и седьмого (пасхальный период, 45,21-25) месяцев. Эти установления, вероятно, представляли собой модификации более ранней литургической практики. Вслед за Моисеем Иезекииль сообщав культовые законоположения для Израиля (см. ком. к 43,10.12).

19 Священник пусть... покропит... у жертвенника. См. Исх. 29,35-37.

24 по гину елея на ефу. Гин составлял одну шестую часть бата, или примерно три и три четверти литра.

Глава 46

1-12 По праздничным дням князю для жертвоприношения было позволено входить даже до порога восточных ворот во внутренний двор. В рядовые дни князь оставался среди народа (ст. 9,10), если только не намеревался принести добровольную жертву (ст. 12). В последнем случае князь пользовался особыми привилегиями, включавшими в себя вход до порога восточных ворот, которые вели во внешний двор (см. ком. к 44,1 и 44,3). Находясь на этой точке, князь мог видеть все священнодействия во внутреннем дворе и у великого жертвенника; тем не менее он не имел права идти дальше во внутренний двор, потому что вход туда был предоставлен лишь священникам и левитам.

4 Всесожжение, которое князь принесет Господу. Указания относительно этого жертвоприношения отличаются от предписаний на субботу в Чис. 28,9, когда не было требования приносить в жертву тельца, а жертвовались только два агнца.

5 хлебного приношения ефа на овна. См. ком. к 45,10.11. Согласно Чис. 28,9, хлебное приношение в субботу должно составлять две десятых ефы. Здесь Иезекииль еще раз действует подобно Моисею и дает ритуальное законодательство на будущую жизнь народа (см. ком. к 43,10 и 45,18-25).

6 В день новомесячия будут приносимы... телец... шесть агнцев и овен. Новомесячие - это первый день месяца. Предписания Иезекииля опять-таки отличаются от более раннего законодательства (Чис. 28,11), согласно которому надо было принести в жертву всесожжения двух тельцов, одного овна и семь агнцев.

7 Хлебного приношения он принесет. Ср. Чис. 28,12.

9 вошедший северными воротами... должен выходить воротами южными. По видению Иезекииля, в идеально устроенном Израиле полагалось множество богослужений в храме, и было необходимо при больших скоплениях народа соблюдать порядок.

13 Каждый день приноси Господу во всесожжение однолетнего агнца. Предшествующие установления относились к жертвоприношениям в праздничные дни ветхозаветного литургического календаря. Кроме того, всесожжение Богу совершалось и каждый день (ст. 13-15).

каждое утро приноси его. Эти предписания относительно ежедневных приношений также отличаются от прежней практики (Чис. 28,3-8; 1 Пар. 16,40; 2 Пар. 13,11; 31,3).

14 хлебного приношения прилагай... шестую часть ефы. Ср. Чис. 28,4.5.

16-18 Избавив Израиль от рабства в Египте и Вавилоне, Бог не только вывел Свой народ из плена, но и даровал ему собственную землю в вечное владение. Эта дарованная земля не подлежала отчуждению (Лев. 25,14-17.23.24; 3 Цар., гл. 21): это символизировало вечность дарованного Богом искупления и наследования (1 Пет. 1,4).

16 это владение их должно быть наследственным. Иезекииль провидит восстановление на престоле династии царя Давида (см. ком. к 43,10.12; 45,18-25).

17 до года освобождения. Здесь перед нами, скорее всего, упоминание юбилейного года (Лев. 25,8-17; 27,24; Ис. 61,1.2).

20 священники должны варить жертву. Ветхозаветное богопочитание соединяло в себе принесение жертв и молитву с участием в ритуальной трапезе и деятельности на благо общества. Приводимые здесь предписания относятся к помещениям, где левиты готовят ритуальную пищу, затем предлагаемую пришедшим на поклонение.

Глава 47

1.2 Во дворе скинии собрания имелся большой сосуд, или умывальник, в котором священники омывали руки и ноги (Исх. 30,17-21). Этот сосуд в храме Соломона был заменен значительно большим - так называемым Морем (3 Цар. 7,23-26). Это Море также использовалось священниками для ритуальных омовений (2 Пар. 4,6). В видении храма Иезекиилем оба этих сосуда замещены жизнетворным потоком (Откр. 21,1; 22,1.2). Как умывальник скинии, так и храмовое Море стояли к югу о жертвенника во дворе святилища; точно так же и поток вытекает из южной точки по отношению к жертвеннику. Ср. Пс. 45,5; Иоил. 3,18; Зах. 14,8.

3-12 Река - символ жизни, преображающий Израиль в райский сад. Иерусалим расположен на иудейском водоразделе, растянувшемся вдоль цепи холмов; дождевые потоки в городе и ныне стекают в Кедронскую долину и затем достигаю Мертвого моря.

10 от Ен-Гадди до Эглаима. См. 2 Пар. 20,2; Нав. 15,62. Ен-Гадди был расположен на полпути вдоль западного побережья. Ен-Эглаим - поселение недалеко о северо-западной оконечности Мертвого моря.

11 Болота его и лужи его. Возвещая о том, что болота будут оставлены ради добычи соли, пророк обнаруживает знакомство с преданием, по которому южные болота простираются вплоть до Мертвого моря. На берегах Мертвого моря некогда стояли древние города Содом и Гоморра (Быт. 19,27-29).

12 дерева, доставляющие пищу. Упоминание плодородия земли как символа эсхатологического благословения.

13 Иосифу два удела. Согласно видению Иезекииля, земля должна быть поровну поделена между двенадцатью коленами. Колену Левия не полагалось земельного удела (левиты жили за счет народных приношений), но, тем не менее, число "двенадцать" не изменилось: колено Иосифово было разделено на два новых, и они получили имена его сыновей - Ефрема и Манассии (Быт. 48,1-6).

14 будет земля сия наследием вашим. Имеется в виду обетованная земля (та, которую Бог обещал патриархам; Быт. 12,7; 15,18-21; 22,17; 28,4). Этой землей иудеи владели при царях Давиде и Соломоне (1 Пар. 13,5; 2 Пар. 9,26).

15 вот предел земли. Распределение земли у Иезекииля (гл. 48) совершенно отлично от исторических границ колен. Восточные и западные границы страны определяются без труда: на востоке граница начиналась у истоков реки Иордан, южнее Дамаска, далее шла вниз по Иордану и по его западному берегу вплоть до Мертвого моря; на западе граница шла по Средиземному морю. Северная и южная границы устанавливаются с большим трудом: на севере граница начиналась недалеко о Тира и шла на восток до северной точки Галилейского моря; на юге шла от пункта чуть ниже Мертвого моря к Вади эль-Ариш (Египет) на Средиземноморском побережье.

Глава 48

1-29 В географии Иезекииля, согласно его видению, распределение земли между коленами совершенно отличается от того, что было в действительности. У пророка каждое колено получает горизонтальную полосу земли, идущую от восточной границы к западной. Социальный статус жен и наложниц Иакова, как и отдельных колен является определяющим фактором в порядке их размещения (ср. Чис., гл. 2; 3). Колена, которые и раньше занимали север страны (Дан, Асир, Неффалим), вновь по традиции размещаются там же; между тем одно колено, которое раньше обитало на севере, теперь получает самый южный удел. Эти четыре колена состояли из потомков Зелфы, служанки Лии, и Валлы, служанки Рахили (Быт. 30,3-7.10-12); будучи коленами, происходящими от служанок, они, в видении Иезекииля, соответственно располагались на окраинах земли.

Что касается других колен, размещаемых севернее центрального священного участка (ст. 8-22; 45,1-8), то колено Иуды располагалось к нему ближе всех других. Исторически колено Иуды - это южное племя; помещая теперь это колено Давидово среди северных племен, Иезекииль, вероятно, хотел показать, что Север будет иметь "часть в Давиде" (2 Цар. 20,1; 3 Цар. 12,16; 2 Пар. 10,16). Таким образом, самый почетный удел Иезекииль отводит колену Иуды, тогда как раньше он принадлежал потомкам первородного Рувима; ныне территория колена Рувима располагается непосредственно рядом с землей Иуды, но севернее. Еще севернее от Рувима находятся два удела сыновей Иосифа - Ефрема и Манасии; это были потомки Иакова о его любимой жены Рахили.

Что касается других племен, получающих уделы южнее священного участка, то наиболее близко к нему оказалось колено Вениамина. В прошлом удел колена Вениамина находился к северу от святого города. Более почетное место племени Вениамина отражает высокий статус Рахили и уравновешивает почетное размещение племен Иосифа на севере. Остальные три южных колена - Симеона, Иссахара и Завулона - состоят из потомков Лии; исторически Иссахар и Завулон имели свои уделы на севере.

8-22 Приведенное описание священного участка и его внутреннее разделение представляет собой детализацию уже изложенного (45,1-8). Особое внимание Иезекииль уделяет южной полосе земли в пределах священного участка, которая предназначалась для святого города (45,6). Эта земля была неотчуждаемой (см. ком. к46,16-18).

11 Это посвятите священникам из сынов Садока. См. ком. к 44,10-14.

30-35 Всего в городе имелось двенадцать ворот, и каждые были названы по имени одного из колен (ср. Откр. 21,12-14). Тем не менее, поскольку одни ворота называются Невинными, коленам Ефрема и Манасии пришлось объединиться в наименовании "ворота Иосифовы". Таким образом, число 12 сохраняется. Северные ворота названы именами Рувима (первородного), Иуды (колено Давида и царской династии) и Левия (это колено состояло из служителей храма). Восточные ворота названы именами детей Рахили (Иосифа, Вениамина) и сына Валлы, служанки Рахили (Дан). Южные ворота были названы именами колен, которые перечислены в 48,24-26. На западе это были другие сыновья Зелфы и Валлы. Ср. Чис, гл. 2; 3.

35 А имя городу с того дня будет: "Господь там". С самого начала ветхозаветной истории Бог не раз давал обетования всегда быть со Своим народом. Он ходил и разговаривал с ним в Саду Едемском и обитал в народных святилищах. А обетование младенца по имени Еммануил (Ис. 7,14) отсылает к тому дню, когда Бог будет и с нами.


Книга пророка Даниила