КОММЕНТАРИИ 4 страница

поражал... убивал. Даже наказывая Свой народ, Господь был милосерден к нему и, уничтожив без остатка его врагов, пощадил Израиль, не допустив его окончательной гибели (10,5-20; 13,19-14,4; 33,1; 47,4.5).

8 наказывал. Речь идет о нашествии неприятелей и последовавшем за ним пленении (10,5).

дуновением... ветра. Гнев Божий подобен восточному ветру, приносившему в Палестину пыль и зной пустыни, уничтожая все живое.

9 беззаконие Иакова. Отступление народа израильского - потомков Иакова - от Господа, за которые он понесет вавилонское пленение. Рассматриваемый стих закладывает основы проповеди Исайи о праведном Слуге Божием, Которому суждено искупить всех грешников и взять на Себя всю тяжесть Божественного правосудия (53,5.11.12). Между тем проклятия сменятся благословением Божиим, как только остаток Его народа раскается.

дубравы и истуканы солнца. Места языческих поклонений и языческие идолы.

10 укрепленный город. Иерусалим, истинным "укреплением" которого был Сам Господь.

опустеет. Жители Иерусалима будут уведены в плен.

11 ветви его засохнут. Как засыхают ветви, не питающиеся животворящим соком, так погибнут те "безрассудные", которые отвергают живого Бога.

народ безрассудный. Исайя имеет в виду безрассудство идолопоклонников вообще, а также тех представителей народа израильского, которые ходили "вслед чужих богов".

не сжалится... не помилует. Господь не сжалится потому, что народ "безрассудный" не раскается. См. ком. к 26,10.

Создатель. Букв.: "гончар" ("горшечник"), как и в 29,16. Это слово часто встречаете в Ветхом Завете как имя Бога - Создателя, Руководителя и Спасителя людей. Глагольная форма данного слова имеет значения предопределения (22,11; 37,26 - "предначертал"; 46,11); творения (41,25; 45,7); создания мира (45,18) и, наконец, сотворения нового народа (43,1.7.10.21; 44,2.21.24; 45,9.11; 49,5; 64,8).

12 в тот день. В день Божиего суда над нечестивыми.

от великой реки до потока Египетского. Имеются в виду Евфрат и Нил. По земле, простирающейся между этими великими реками, пройдет широкая дорога, соединяющая Ассирию и Египет (11,16; 35,8.9), открывая народам этих стран путь в Иерусалим. С этих пор станет возможно объединение прежде разрозненных народов в молитвенное сообщество народа Божиего.

13 великая труба. То же, что "глас Божий". Художественный образ, означающий волеизъявление Господа.

затерявшиеся. Это слово может относиться как к угнетенному и рассеянному остатку Израиля (Иер. 50,6; Иез. 34,4-6), так и к уже умершим (25,8; 26,14.19), а возможно, и к тем, и к другим.

на горе. На горе Сион, которая является одновременно престолом Божиим (14,13) и местом Его благословенного пребывания (25,6.7).

Глава 28

1 - 35,10 Данные главы содержат пророчества Исайи о суде и спасении разделенного народа.

1 - 33,24 В этих главах Исайя говорит главным образом о судьбе земных царств, противопоставляя их Царству Божиему.

1-13 Исайя предсказывает падение Ефрема (Израиля) (722 г. до Р.Х.). Эти стихи представляют собой первую часть горестных пророчеств об Израиле, изложенных в гл. 28-33.

1 Горе венку. Соответствующее древнееврейское слово можно перевести как "венец" (ст. 5) - символ царской власти (Иез. 21,31). Оно, без сомнения, относится к Самарии и ее развращенным правителям.

2 крепкий и сильный. Подразумевается Ассирия.

у Господа. Господь позволил Ассирии быть крепкой и сильной, чтобы посредством нее совершить кару над нечестивыми.

4 что бывает с созревшею... смоквою. Самария, как сочный плод, привлекает к себе внимание. И ассирийцы "проглотят" ее, как смокву.

5 В тот день. В день гибели Самарии.

великолепным венцом и славною диадемою для остатка. Самария называла себя "венцом Израильского царства". В день ее падения для верного остатка (Иудейского царства) венцом и диадемой будет Сам Господь.

6 мужеством для отражающих неприятеля. Господь даст мужество защитникам Иерусалима и Сам же снимет осаду с города.

7 Но и эти шатаются. Но и в Иудейском царстве священники и пророки, не говоря о прочих гражданах, сбивались с пути истинного служения Богу. Однако их мера беззакония еще не исполнилась, они не "созрели" для суда, подобно "созревшей смокве" - Самарии.

9 кого..? Вожди иудейского народа не желали прислушиваться к пророчествам Исайи.

10 заповедь... правило. Возможно, эти слова являются частью колыбельной песни (на древнееврейском это звучит как "сав ласав сав ласав, кав лакав кав лакав"), использованной в пародийном смысле. Но не исключено и такое понимание этого стиха - Исайя, провозглашая свои пророчества, говорил: "Кав Иехва" ("Заповедь Иеговы"), а вожди пародировали его слова.

11 на чужом языке. Т.е. на языке своих поработителей (Втор. 28,45; Иер. 5,15). Ассирийцы станут учителями Израиля, который лишится собственных пастырей (33,19). Ср. 1 Кор. 14,21.

12 покой. Неверие (Пс. 94,11) не позволяло Израилю обрести покой в земле ханаанской (Втор. 12,9). В конечном счете вера принесет Израилю успокоение, обещанное Богом Моисею (3 Цар. 8,56) и Давиду (Пс. 131,8.14.17), но это врем наступит лишь после того, как череда посланных Богом испытаний научит народ верности.

13 заповедь... правило. Исайя возвращает религиозным правителям их же насмешку (ст. 10).

упадут навзничь. Слово Божие ошеломит тех, кто услышит его.

14 хульники, правители. Т.е. безрассудные и нечестивые правители (Притч. 122; 29,8).

15 союз... договор. Правители Израиля избрали союз с Египтом, надеясь сохранить независимость, но оказалось, что этот союз погубил их.

16 камень... краеугольный. См. ком. к 8,14. Данное пророчество являете мессианским и указывает на Иисуса Христа (ср. Пс. 117,22; Рим. 9,33; 10,11; 1 Кор. 3,11; Еф. 2,20; 1 Пет. 2,4-8).

17 суд мерилом. Созидание нового святого храма будет осуществляться так, что вместо измерительной бичевки, которую используют при возведении зданий, будут прибегать к самой правде, а строительным отвесом (мерилом) будет справедливость.

18 союз ваш со смертью. Союз с грехом и всяческой неправдой, ибо наказание за грех - смерть (Рим. 6,23).

19 день и ночь. Ассирийцы постоянно беспокоили народ израильский.

20 коротка... узко. Образное уподобление Иудеи, которая сохранится после падения Израильского царства, короткой и узкой постели.

21 на горе Перациме... на долине Гаваонской. Исайя говорит о событиях прошлого, когда Господь поразил филистимлян (2 Цар. 5,20) и хананеян (Нав. 10,10.11).

дело... чудное Свое действие. В день Господа Его гнев снова обратится против народа Божиего.

23-29 Исайя сравнивает промысел Божий с трудом мудрого земледельца. Подобно тому, как человек пашет землю, сеет и собирает урожай, сообразуясь со временем года, у Господа есть время для милости и время для кары.

25 чернуху. Nigella sativa. Пряность, которую используют при выпечке хлебных продуктов.

полбу. Злачное растение.

29 Как земледелец использует разные технологии при выращивании и обмолоте зерновых, так и Господь, строгостью и лаской воспитывает народы.

Глава 29

1-14 Пророчество о судьбе Иерусалима.

1 Горе Ариилу. В данном случае это имя, означающее "лев Божий" (Быт. 49,9), "жертвенник" (Иез. 43,15), относится к Иерусалиму. Господь допустит осквернение Иерусалима, который прежде был Его алтарем.

Давид. Городом Бога Иерусалим стал во времена Давида (ср. Пс. 131).

приложите год к году. Падение Иерусалима - дело времени.

2.3 Господь свободен в Своем решении покарать Иерусалим.

3 воздвигну против тебя укрепления. Здесь подразумеваются укрепления близ Иерусалима, воздвигнутые ассирийцами в 701 г. до Р.Х.

4 будешь унижен... шептать. Пророк предсказывает Иерусалиму грядущие унижения (2,10; 8,19).

5 как мелкая пыль. Враги будут угрожать Иерусалиму, но Господь обратит их мощь в пыль. Господь будет оберегать Иерусалим до дня суда над погрязшим в нечестии народом.

это совершится внезапно. Падение Иерусалима в день посещения Господнего.

6 Господь Саваоф посетит тебя. По-видимому, речь идет не о наказании Иерусалима, а о посещении его Господом с целью спасения во время осады ассирийцами.

7 сон... сновидение. Осада Иерусалима покажется его жителям сновидением, т.к. проснувшись утром, они увидят пораженных и спасающихся бегством ассирийцев.

9 они ослепили других, и сами ослепли. Духовно слепые вожди иудейские "ослепляли" народ, извращая истину Божию и выдавая ложь за правду.

10 пророки... прозорливцы. См. ком. к 28,7.

11 слова в запечатанной книге. Пророчества передаются образным, иносказательным языком, поскольку в их основе, как правило, лежат видения, посланные пророку Богом. Таким образом, пророчества требуют истолкования, а именно этого дара Господь лишил иудейских вождей за их отступничество и самонадеянность.

11.12 не могу... не умею читать. Т.е. "не понимаю пророчества".

13 приближается... далеко отстоит. Господь желает не внешних проявлений веры, а требует благоговения, идущего из глубины сердца (Мф. 15,8.9; Мк. 7,6; 1 Кор. 1,19; Кол. 2,22).

изучение заповедей человеческих. См. Кол. 2,6-23.

14 необычайно поступлю... дивно. Господь посрамит земную мудрость, ибо Его деяния превзойдут пределы человеческого разума (ср. 29,15-24; 30,1-7; 31,1-3).

15.16 Предсказание об участи иерусалимских мудрецов открывает третью часть горестных пророчеств гл. 28-33 (28,1;29,1.15;30,1;31,1;33,1).

16 горшечника... глину. Ср. Иер. 18,6.

17 Ливан. Ливан в данном стихе олицетворяет дикую необузданную мощь.

сад. Возделанная Богом земля, т.е. народ, знающий истинность Бога.

лес. Мир, люди, не знающие или не принимающие Господа.

18 в тот день. День благодати Божией. Этот стих является мессианским пророчеством (Мф. 11,5).

глухие. Духовно глухие.

глаза слепых. Слепые духовно.

23 когда увидит у себя детей своих. Это пророчество можно воспринимать и как обетование о возвращении из вавилонского плена, и как предвидение создания в 1948 г. по Р.Х. государства Израиль.

свято... благоговеть. Потомки Иакова с благоговейным трепетом покорятся святой воле Божией (4,3 и ком.; Мф. 6,9).

24 блуждающие духом. См. ком. к ст. 18.

мудрость... послушанию. Высшая мудрость состоит в том, чтобы послушно следовать воле Божией (ср. 32,4; 2,2-5).

Глава 30

1 - 31,9 В этих стихах Исайя говорит о безрассудстве тех, кто полагаете только на человеческие силы.

1-7 Пророчества о крушении надежд, связанных с Египтом.

1 Горе непокорным сынам. Советникам Езекии.

заключают союзы. Это место можно было бы перевести как "плетут сети" или же "присоединяются к трапезе". И в том, и в другом случае смысл этого стиха именно таков, каким он представляется в русском переводе (29,16 и ком.). Подразумеваете союз с Египтом против Ассирии.

не по духу Моему. Господь желает, чтобы Его народ прежде всего обращался за помощью к Нему.

2 в Египет. В 701 г. до Р.Х. Иудея рассчитывала на помощь египетских войск в борьбе с Сеннахиримом (20,5; 4 Цар. 8,21).

укрыться под тенью. Только Господь способен защитить Свой народ от опасности (ст. 3; 4,6; 16,3; 25,4.5; 32,2; 49,2; 51,16; ср. Пс. 17,8; 35,7; 91,1; 120,5).

3 будет для вас стыдом. Союз с Египтом не принесет Иудее спасение.

4 князья. Иудейские посланники к египетскому фараону.

в Цоане. См. ком. 19,11.

до Ханеса. Город в среднем Египте - в пятидесяти километрах к югу от Каира и на северо-западе от Тафны (Гераклеополиса).

6 на животных. Т.е. на вьючных животных, караваны которых шли по пустыне, доставляя дары иудеев в Египет (ст. 7-11).

8 на доске... в книгу. Пророчества о безрассудной надежде на помощь египтян должны быть записаны в назидание потомкам.

9 мятежный. Это слово, редко встречающееся у Исайи, принадлежит к числу самых часто употребляемых у Иезекииля (Иез. 2,5-8; 3,9.26.27; 12,2.3.9.25; 17,12; 24,3; 44,6).

дети. См. ком. к 1,2.

закона. Отвергнутое слово Божие включает в данном случае и проповедь самого Исайи (ср. Притч. 2,1).

10 правды... лестное. Народ хочет слышать от пророка только хорошие вести.

провидящим... пророкам. Проповедь многих пророков совпадала с тем, что хотели услышать от них люди (9,15; 28,7; 29,10; 44,25; 1 Цар. 22,8; Иер. 6,14; 14,13-16; 20,9.10; 28,8.9; Иез. 13; Ос. 9,7-9; Ам. 2,12; 7,12.16; Мих. 2,6-11; 3,5.11), чего никак нельзя сказать об Исайе.

11 Святаго Израилева. См. ком. к 1,4.

12 Посему. Народу, не пожелавшему услышать голоса пророков Божиих, теперь предстоит услышать Его Самого.

Святый Израилев. См. ком. к 1,4.

слово. Т.е. слово Божие, реченное через Исайю (ст. 8,9).

13 беззаконие. Упорное непослушание Богу, чьей помощи иудеи предпочли союз с Египтом, приведет их к гибели.

16 на конях убежим... ускачем. Точнее: "устремимся... поскачем". Евреи рассчитывали на колесницы, которые мог предоставить им Египет. Очевидно, планировались наступательные действия против ассирийцев.

за то и побежите. Т.е. кони и колесницы, которые предназначались для нападения на ассирийцев, понадобятся евреям, чтобы спастись бегством.

18 помиловать... сжалиться. Несмотря ни на что, Господь исполнен милости и сострадания к Своему народу (Ос. 11,9).

Бог правды. См. ком. к 1,21.

блаженны. В данном контексте - те, кто испытает благо от Господа.

19-26 Господь обещает вновь даровать радость и блаженство народу Сиона.

19 на Сионе. См. ком. к 1,8.

услышит... ответит. Эти слова относятся прежде всего к молитвам, которые возносит Богу страдающий народ (59,1; 65,24; Суд. 2,18).

20 хлеб в горести. Не только физический хлеб для пропитания, но и слово Божие, которое в Писании часто ассоциируется с хлебом.

воду в нужде. Вода, кроме прямого лексического значения, имеет в Писании и переносный смысл, выступая символом надежды.

учители. Данное слово можно понимать как относящееся к пророкам, однако, основываясь на древнееврейском тексте, где оно стоит в единственном числе, предпочтительнее считать, что Исайя называет "учителем" Самого Бога (28,9-13; 29,11.12; 30,5).

22 Это пророчество касается периода после вавилонского пленения. Возвратившийся из плена народ уже не впадал в идолопоклонство.

25 в день великого поражения, когда упадут башни. Т.е. когда Господь ниспровергнет народы, враждебные народу иудейскому.

26 будет светлее всемеро. Свет богопознания и богообщения не будет затмеваться поклонением идолам.

обвяжет... исцелит. Когда возвратит Господь народ Свой из вавилонского плена.

27-33 В заключительной части главы пророк повествует о неизбежном поражении Ассирии, используя символику богоявления.

27 имя Господа. Под словом "имя" подразумевается Сам Бог.

28 до шеи. См. ком. к 8,8.

29 песни... со свирелью. Здесь изображено праздничное паломничество на Сион.

на гору. См. ком. к 2,2.

к твердыне Израилевой. Твердыней (крепостью, оплотом) Израиля всегда был Сам Господь.

33 Тофет. Долина и овраг на южной окраине Иерусалима, где в жертву Молоху - божеству аммонитян - приносили младенцев, сжигая их на костре (57,5; 4 Цар. 23,10; Иер. 7,31.32; 19,6.11-14). Часто в Писании ассоциируется с шеолом - преисподней.

Глава 31

1-3 Пророчество о пагубности союза с Египтом.

1 к Господу не прибегают. Обратиться к Богу означает, в частности, прислушаться к словам Его пророков (29,9.10; 30,1; 3 Цар. 22,18).

2 делающих беззаконие. Имеется в виду Египет, а вместе с ним и Иудея.

3 Египтяне... не дух. Египтяне смертны, как все люди; их силы ничтожны по сравнению с могуществом Божиим (ср. 2,22; Пс. 55,4.11; Ос. 11,9).

4-9 Исайя вновь предсказывает спасение народа Божиего и уничтожение Ассирии.

5 покроет Иерусалим... спасет. Господь заботится о Своем народе, словно птица о своих птенцах (Исх. 12,13.23; 19,4; Втор. 32,11).

8 падет. Ассирия падет от руки Божией в срок, который определит Он Сам (37,36).

9 на Сионе. См. ком. к 1,8.

Глава 32

1 - 33,24 Пророк противопоставляет изобилие и славу Царства Божиего ничтожности земных царств, обреченных на гибель (30,1 - 31,9).

1 Царь. Речь идет о грядущем Мессии (7,14; 9,1-7; 11,1-9; 28,16; Ин. 10,11.16).

по правде... по закону. См. ком. к 1,21.

2 каждый из них. Благословен народ, чьи вожди верны правде Господней.

3.4 Эти стихи разъясняют образную систему ст. 2 и конкретизируют ее.

4 сердце легкомысленных... косноязычные. См. ком. к 29,18.

5 Невежду... о коварном. В Царстве Мессии восторжествует правда, и она проявится во всех аспектах человеческой жизни вообще и общественной жизни в частности (Пс. 14,1; Притч. 17,7; Иер. 17,11; Лк. 12,20).

6 лишать хлеба и отнимать питье. См. ком. к 30,20.

9-14 В данных стихах Исайя говорит о губительных последствиях человеческого безрассудства, противопоставляя его бесконечной мудрости Божией.

9 Женщины... беззаботные! Слова этого стиха относятся ко всем людям, легкомысленно полагающимся на успех во всяком деле (ст. 5-7; ср. 3,16-24; Ам. 6,1; Зах. 1,15).

беспечные. То же самое древнееврейское слово в ст. 17,18 переведено как "безопасность". Самоуверенность людей, уповающих на союз с Египтом, противопоставлена истинной безопасности, основанной на доверии к Богу.

10 несколько дней сверх года. Еще немного и люди, чувствовавшие себя в безопасности, внезапно окажутся перед лицом гибели.

11 Содрогнитесь..! Исайя призывает народ осознать, наконец, страшную реальность нависшей опасности и обратиться к Богу (ст. 13,14).

13.14 В этих стихах речь идет не об осаде Иерусалима ассирийцами, а об опустошении Иудеи Вавилоном при Навуходоносоре.

15-20 В этих стихах Исайя изображает будущие мессианские времена.

15 Дух свыше. Мессианское преображение народа Исайя связывает с излитием на него Духа Святого. Это пророчество начало исполняться со дня Пятидесятницы (Деян. 2,1-4).

16 суд... в пустыне. Божия правда утвердится и среди языческих народов ("пустыни").

17 мир. Мир, сходящий свыше, от Бога.

19 град будет падать на лес. Никакое бедствие не коснется народа Божия, а наказания Господни будут обращены на его врагов ("лес").

город спустится в долину. Иерусалиму не понадобятся укрепления и валы, он понесет весть о Едином истинном Боге другим народам.

Глава 33

1 Данным стихом открывается новое пророчество Исайи о горестной участи Ассирии. Повествуя о поражении ассирийцев и торжестве Иудеи, пророк уделяет особое внимание духовному смыслу описываемых событий, отобразивших торжество Бога - Небесного Царя Иудеи.

опустошитель... грабитель. Ассирия.

разграбят и тебя. Это сделают совместными усилиями Вавилон и Мидия примерно около 625 г. до Р.Х.

2-5 Молитвенное обращение к Господу - единственному упованию, прибежищу и защите.

6 В стихе речь идет о мессианских временах.

7-12 В час, когда народ Иудеи уже утратит всякую надежду на спасение (ст. 7-9), Господь поднимется на его защиту (ст. 10) и погубит Ассирию (ст. 11,12).

7 сильные их. Евр.: "ариелим" - жители Ариила или Иерусалима (см. ком. к 29,1).

кричат... плачут. Отчаяние жителей Иерусалима.

9 Ливан... Сарон... Васан... Кармил. Местности, покоренные и опустошенные ассирийцами.

10 Ныне Я восстану. Теперь, когда жителям Иудеи уже не на кого надеяться и неоткуда ждать помощи, Сам Господь встает на их защиту.

11.12 Господь устами Исайи возвещает о том, что Он разрушит планы Ассирии.

13 Слушайте... познайте. Господь через пророка обращается ко всем народам, чтобы они извлекли урок из участи Ассирии, ибо это участь всех, противящихся воле Божией.

дальние... ближние. Слово Божие обращено ко всем людям, как иудеям, так и язычникам (57,19).

14 грешники... нечестивыми. См. ком. к 1,27.

на Сионе. См. ком. к 1,8.

кто из нас может жить при огне пожирающем? По мысли Исайи, этот вопрос должен подтолкнуть грешников к покаянию и пробудить в них желание жить в согласии со святой волей Божией (Пс. 15,1; 23,3).

при огне пожирающем. Образ суда Божия.

16 обитать на высотах. Т.е. вместе с Самим Богом (ст. 5).

неприступные скалы... вода. Господь хранит праведника (4,6 и ком.; ср. Пс. 17,1-3) и заботится о его хлебе насущном (49,10; 55,1.2.10; 62,9; 65,13; ср. 30,20).

17-24 Исайя провидит Царя Славы среди своего народа.

17 Царя. Пришествие Мессии и утверждение Царства Божиего превосходят в своем величии все прежние явления Славы Божией (ср. Пс. 44,3.4; см. ком. к 32,1).

землю отдаленную. Точнее: "землю, далеко раскинувшуюся". Царство Мессии раскинется далеко и охватит практически всю землю.

19 свирепого... с языком... непонятным. Здесь имеются в виду не только ассирийцы, но любые другие враги народа израильского.

20 непоколебимую скинию. Символ вечного пребывания Господа с Его народом.

21 Господь станет оплотом и надеждой народа Божия и никто, никакая сила в мире не сможет отлучить народ от его Бога.

23.24 Иудейское царство похоже на неуправляемый корабль, на добычу, желанную даже для слабых соседей. Но скоро все изменится: народу иудейскому будут прощены его прегрешения.

Глава 34

1 - 35,10 Исайя пророчествует о днях отмщения и благодати.

1-17 В этих стихах, содержащих предсказания Божиего суда, Исайя обращается ко всем народам.

1 Исайя призывает народы к готовности встретить Божий суд (ср. ст. 2). Обращение пророка к народам и всему, что есть на земле, указывает на особую важность следующей далее речи (см. ком. к 6,3).

2 гнев... ярость. См. ком. к 5,25; 10,5.

заклятию... на заклание. Народы земли обречены на гибель, как были обречены хананеи (Нав. 6,17).

3 Этот стих являет гиперболическую картину Божиего суда.

4 Апокалипсическое видение, относящееся, скорее всего, к концу времен. Ср. Откр. 6,13.14; 21,1.

5-17 Пророчество о Божием возмездии Едому (Идумее).

6 Меч Господа. См. Откр. 19,15.

кровью... заклание. Данный стих связывает уничтожение Едома с участью всех народов.

в Восоре. Город в Идумее, находившийся в двадцати пяти километрах юго-восточнее Мертвого моря (ср. Иер. 49,13.22).

9 в смолу... горящею смолою. Исайя заимствует эти образы из рассказа о гибели Содома и Гоморры (Быт. 19,24-28; Пс. 11,6; Иер. 49,18; Откр. 14,10.11).

11 разорения... уничтожения. В Быт. 1,2 эти же древнееврейские слова переведены как "безвидна и пуста". Бог предназначил к разрушению те силы, которые противостали Его порядку.

16 в книге. Среди толкователей нет единого мнения относительно того, о какой книге говорит данный стих. Возможно, Исайя имеет в виду Книгу жизни (Пс. 39,8; 138,16; Дан. 7,10; Мал. 3,16; Откр. 20,12), либо речь идет о свитке, содержащем пророчества гл. 1-15.

17 бросил... жребий. Господь отдает Едом в удел нечистым тварям, подобно тому, как по жребию Он делил землю обетованную (Нав. 18,10).

Глава 35

1-10 В этих стихах Исайя предсказывает грядущее обновление земли и исполнение благословений, дарованных Богом Своим чадам. Данное обетование как бы подводит итог пророчествам, содержащимся в гл. 1-35.

1 пустыня. Народ иудейский во время вавилонского пленения.

2 Ливана... Сарона. Благословения Господа вознесут Иудею над цветущими землями Ливана и т.д.

они увидят славу Господа. Народы, взирая на расцвет Иудеи, увидят в нем действия Бога Израилева.

3 Укрепите ослабевшие руки. Т.е. укрепите дух.

5 слепых... глухих. См. ком. к 29,18.

6 хромой... немого. Этот стих, как и ст. 5, содержит пророчества, которые полностью проявятся с приходом Иисуса Христа (Мф. 11,5; 12,22; Мк. 7,37; Лк. 7,22; Деян. 3,1-8; 26,18).

7 призрак вод. Мираж, иллюзорная надежда.

жилище шакалов. Земля (или народ), понесшая наказание Божие; безводное место; состояние безнадежности.

8 путем святым. Путь спасения, ведущий на Сион, будет открыт лишь для тех, чье сердце освятится чистотой веры (см. ком. к 4,3.4; 29,23).

9 Льва... хищный зверь. Символы злых и нечестивых людей.

искупленные. Здесь имеются в виду не столько освобожденные из вавилонского плена, сколько искупленные от рабства греха.

10 возвратятся... придут. Спасенным праведникам предстоит войти в обиталище Самого Бога.

Глава 36

1 - 39,8 Данные главы книги пророка Исайи образуют своего рода исторический мост, соединяющий гл. 1-35 и 40-66, и, в свою очередь, распадаются на два больших раздела: повествование об исполнении предсказаний Исайи (гл. 36-37) и рассказ о вере царя Езекии, которая принесла ему спасение от ассирийцев (гл. 38-39). В первом разделе подтверждаются пророчества Езекии о том, что, повинуясь воле Господа, ассирийские полчища окажутся возле самых стен Иерусалима, где им будет суждено принять Его кару; верный же остаток Израилев затворится в городе и будет спасен. Повествуя о болезни Езекии, Исайя противопоставляет этого царя, принявшего верою знамения свыше (37,30), его отцу Ахазу, отказавшемуся от знамения (7,12).

1 - 37,38 Центральное место в этих главах пророк отводит противостоянию войск Сеннахирима и защитников Иерусалима.

1-3 Описание военных успехов Ассирии.

1 в четырнадцатый год. В 701 г. до Р.Х. Известно, что Езекия был соправителем своего отца Ахаза с 729 г., а в 715 г. до Р.Х. началось его самостоятельное правление, продолжавшееся до 686 г. до Р.Х. По мнению некоторых исследователей, текст книги в данном месте испорчен, и вместо "в четырнадцатый" следует читать "в двадцать четвертый год"; другие же ученые полагают, что Исайя имеет в виду только время самостоятельного правления царя с 715 по 701 г. до Р.Х.

Сеннахирим. Царь, правивший Ассирией с 705 по 681 гг. до Р.Х.

укрепленных городов. В анналах Сеннахирима перечислено сорок шесть завоеванных им иудейских городов (4 Цар. 18,14).

2 из Лахиса. Город, расположенный в юго-западной части удела, принадлежавшего колену Иудину; был важным пунктом в войне Езекии с Сеннахиримом, поскольку охранял дорогу, которая вела на юг Иудеи (ср. Иер. 34,7).

Рабсака. Этот ассирийский чиновник был советником Сеннахирима. Согласно 4 Цар. 18,17, вместе с ним царь послал в Иерусалим своего главного военачальника Тартана (ср. 20,1) и еще одного советника по имени Рабсарис.

с большим войском. Как следует из 37,36, ассирийское войско насчитывало свыше ста восьмидесяти пяти тысяч человек.

верхнего пруда. Место, где Исайя встретился с Ахазом (7,3).

3 Елиаким... начальник дворца. См. ком. к 22,19.20.

Иоах... дееписатель. Летописец; одна из высших придворных должностей.

4-20 Данные стихи содержат изложение речи Рабсака.

4 царь великий. Официальный титул ассирийского царя.

что это за упование..? Езекия уповал на Господа, и пророк Исайя укрепил его в этом.

5 совет и сила. Мудрые советники и военная мощь.

6 на Египет. Езекия полагался на помощь египтян (20,1-6), однако, как открылось пророку Исайе, Египет не смог бы защитить Иудею, так как над ним самим нависло Божие осуждение (19,1-15; 30,3.7; 31,3).

7 высоты и жертвенники. Благочестивый Езекия истребил множество языческих капищ по всей Иудее (4 Цар. 18,4; 2 Пар. 31,1), что, без сомнения, не могло не вызвать злобы и ненависти к царю многих ее жителей.

которого высоты. Намек на то, что разрушение жертвенников, посвященных языческим богам, предпринятое Езекией, могло вызвать гнев каждого конкретного "бога", чей жертвенник был разрушен. Рабсак пытается подорвать упование Езекии на Господа, намекая, что тот надеется на помощь одного Бога, в то время как "прогневил" многих "богов". Этот шантаж явился подлинным пробным камнем для веры царя Езекии, и Езекия остался верен Господу.

пред сим только жертвенником поклоняйтесь. Иными словами, Езекия запретил своим подданным поклонение, отличное от поклонения Богу в иерусалимском храме.

8 коней... всадников. В отличие от Ассирии, Иудея располагала только пешим войском.

11 Елиаким. См. ком. к 22,19.20.

по-арамейски. В ветхозаветные времена арамейский был международным языком Ближнего Востока.

14 Езекия. Рабсак говорит о Езекии, не называя его титула, чтобы, унизив его, подчеркнуть царское достоинство Сеннахирима.

15 спасет нас Господь. В этих словах высказана главная мысль проповеди Исайи (гл. 7-35).

16 примиритесь. Букв.: "блаженствуйте". Рабсак предлагает иудеям возобновить союз с Ассирией.

ест... пьет. Ассирийский военачальник соблазняет иудеев довольством и сытостью (37,30 и ком.) на родной земле, тем самым как бы заявляя, что жители Иерусалима не будут угнаны в плен.

виноградной лозы... смоковницы. Рабсак предлагает Иудее то же, что обещано ей Богом (Мих. 4,4), но не в его силах исполнить это обещание.

17 возьму. Данные слова напоминают об обычае ассирийцев уводить в плен покоренные народы (ср. 4 Цар. 15,29).