КОММЕНТАРИИ 3 страница

10 забыл... не воспоминал. Исайя говорит об отступничестве Дамаска (Втор. 4,9.23.31;8,11.14.18.19; 25,19; 32,18).

Бога спасения твоего. См. 43,3; 49,26; 62,11.

о скале прибежища. О Господе Боге. Источником силы народа Божиего являете вера (25,4; 27,5), каким бы войском он ни располагал и какой бы политики ни придерживался (17,9; 23,4.11.14; 30,2).

увеселительные сады... от чужой лозы. Эти слова напоминают о ханаанских обрядах плодородия и одновременно о взаимоотношениях Израиля с соседними народами.

11 заботился, чтобы оно росло. Пророк здесь говорит, что Израиль поддерживал языческие культы и заботился об их укоренении.

12 как шумит море. Пророк уже слышит шум идущего на Израиль ассирийского войска.

13 как прах... пыль. Ср. 29,5; 41,15.16; Пс. 82,13.

Глава 18

1 - 20,6 Данные главы содержат пророчества о суде над Эфиопией и Египтом.

1-7 В этих стихах Исайя предсказывает суд над Эфиопией.

1 земле, осеняющей крыльями. Букв.: "о страна, наполненная шумом крыльев!" Образ Эфиопии.

рек Ефиопских. Эфиопия (или Куш) находилась к югу от Египта и по ее территории протекали Белый и Голубой Нил, а также Веби-Шебели и другие, более мелкие реки.

2 посылающей послов. Эфиопский царь Тиргака посылал послов к филистимлянам и иудеям с предложением заключить союз против Ассирии.

Идите, быстрые послы. Т.е. возвращайтесь обратно, к себе.

к народу крепкому. Здесь дается описание эфиопов и Эфиопии.

3 населяющие вселенную. Исайя обращает свое пророчество (18,1-7) ко всем народам, которым суждено увидеть деяния Божий.

4 Я спокойно смотрю из жилища Моего. Иегова терпеливо взирает на волнение народов (Пс. 2,1-4; 32,13-17; 79,14).

5.6 Данные стихи содержат метафору Божественного суда, представляя Бога в образе виноградаря, отрезающего лишние побеги и отбрасывающего их прочь, на потребу диким зверям и птицам.

7 дар. Эфиопы увидят в поражении Ассура (Ассирии) чудо всемогущества Иеговы и пришлют подарки - приношения в Его храм в Иерусалиме.

от народа крепкого. Т.е. от эфиопов (см. ком. к ст. 2).

к месту имени. Т.е. туда, где призывается имя Господа - в иерусалимский храм.

Глава 19

1 - 20,6 Данные стихи содержат пророчества Исайи о суде над Египтом.

1 Пророчество. См. ком. к 17,1.

восседит на облаке легком. См. Пс. 17,10; 67,33; 103,3.

потрясутся... идолы Египетские. Господь посещает Египет уже во второй раз (Исх. 12,12).

2 Египтян против Египтян. Пророчество о междуусобной войне в Египте.

3 прибегнут они к идолам... и к гадателям. Об идолопоклонничестве и ворожбе см. 2,6.8; 8,19.

4 властителя жестокого. Здесь подразумевается сын Сеннахирима и его преемник сирийский царь Асархаддон.

5-10 Картины разрухи и запустения, вызванные внутренними войнами и ассирийским нашествием.

11 обезумели. Бог обращает мудрость мудрецов этого мира в безумие.

Цоанские. Цоан - город в Дельте Нила, известный также как Танис (ст. 13; Чис. 13,22; Пс. 77,12.43).

советников... бессмысленным. См. ком. к 11,2.

сын мудрецов, сын царей древних. Египетские мудрецы были известны всему древнему миру (3 Цар. 5,10), однако события, которые прозревает Исайя, свидетельствуют о полном отсутствии мудрости у потомков древних правителей Египта.

12 где твои мудрецы? Ср. 1 Кор. 1,20.

13 Мемфисские. Расположенный в нижнем течении Нила Мемфис был древней столицей Египта.

15 голова и хвост, пальма и трость. Правители и подданные, высшие классы и низшие.

16-25 Стихи, повествующие о будущем спасении Египта: когда египтяне обратятся к Господу, "Он пошлет им спасителя и заступника, и избавит их" (ст. 20). Пророчество Исайи о Египте начало исполняться после окончания вавилонского плена, когда в Египет переселилось множество евреев, а вместе с ними в эту страну пришло знание истинного Бога; впоследствии же Египет одним из первых приобщился к спасительной вере в Иисуса Христа (2,2-4; 9,7; 11,11.14; Рим. 10,11-20).

16 вострепещут. В день Господа многие узнают, сколь велика слава Божия и как ничтожны египетские боги в сравнении с Ним (Нав. 2,9.11).

17 Земля Иудина. Мысль об Иудее влечет за собой мысль о Боге, которая заставляет трепетать сердца египтян.

18 говорить языком Ханаанским. Данные слова метко отражают глубину происшедших с Египтом перемен: прежде звуки ханаанской речи были отвратительны египтянам (Быт. 43,32; 46,34).

клясться. Выражать полную покорность Богу.

20 знамением и свидетельством. Жертвенник Божий (ст. 19) свидетельствует о полном подчинении Египта Его власти (ср. Быт. 12,8; 28,22; Нав. 22,26.27).

спасителя и заступника. Господь избавит Израиль от притеснителей подобно тому, как было во дни судей, когда Он посылал Своему народу "спасителя и заступника" (2,18; 3,9.15; 6,7;10,10; Суд. 2,16; 3,9).

21 явит Себя... познают Господа. Господь откроет Себя египтянам, и они смогут жить согласно Его воле, во всей полноте разделяя благословения завета (Пс. 86,4).

22 поразит... исцелит. Небесная кара лишь приблизит Египет к Богу (30,26; Нав. 6,1; 14,1.2.4).

23 большая дорога. Дорога, связывающая Египет и Ассирию, символизирует окончание вражды между этими народами (11,16 и ком.).

Египтяне - в Ассирию. Различные культуры сольются воедино в сообществе завета Божиего.

24 благословение... посреди земли. Точнее: "Израиль будет третьим... как благословение", т.е. посредником, через которого Египет и Ассирия получат благословения Божий.

25 народ... дело рук... наследие. Эти слова обозначают место каждого народа в сообществе завета: "народ" Божий (ср. 10,24; 43,6.7; Пс. 99,3; Иер. 11,4; Нав. 1,10; 2,23; 40,1 и ком.); "дело рук" Божиих (60,21; 64,8; Пс. 118,73; 137,8) и "наследие" Божие (Втор. 32,9).

Глава 20

1-6 В этих стихах пророк говорит о безрассудстве тех, кто полагается на помощь Египта.

1 к Азоту. Этот филистимский город в союзе с Египтом вступил в войну с Ассирией в 713 г. и пал в 711 г. до Р.Х.

Саргона. Ассирийский царь Саргон II (721-705 гг. до Р.Х.).

2 вретище... сандалии. Господь повелевает Исайи одеться подобно пленнику, угоняемому в рабство.

вретище. Одежда, служившая знаком скорби и воздержания (15,3; 22,12; 32,11; 37,1.2; 58,5; Быт. 37,7), была также одеянием пророка (3 Цар. 1,8; Зах. 13,4).

3 раб Мой. "Слуга Мой". Слуга Божий облечен всей полнотой благословений и милости Всевышнего. Помимо Моисея - одного из ближайших служителей Божиих (Исх. 14,31; Чис. 12,7.8; Втор. 34,5) - Писание именует слугами Божиими Авраама (Пс. 104,42), Иакова (Иез. 28,25), Иисуса Иавина (Нав. 24,29), Давида (37,35; 2 Цар. 3,18; Пс. 131,10) и, наконец, Иисуса Христа - Агнца Божиего, пострадавшего за грехи людей (52,13 - 53,12). Кроме того, это именование может применяться и ко многим людям одновременно. Так, слугами Божиими Писание называет пророков (44,26) и весь обновленный Израиль (41,8.9; 42,1.19; 43,10; 44,1.2.21; 45,4; 48,20; 49,3.5-7). Несмотря на страдания, выпадающие на долю слуг Божиих, в конечном счете для них исполнятся обетования великого "наследия слуг Господа" (54,17; 63,17;65,8.9.13-15; 66,14).

три года. Символическое число, означающее полноту времени.

4 царь Ассирийский. Это пророчество исполнил Асархаддон в 671 г. до Р.Х.

5 надежды своей... которым хвалились. Смысл этого знамения - привести народ Иудеи к осознанию того, что ни Эфиопия, ни Египет не могут быть надежной опорой, и, следовательно, безрассудна всякая надежда на их помощь.

6 на которых мы надеялись. Поражение египетских царей ассирийцами раскрыло глаза на иллюзорность их мощи и силы.

Глава 21

1-10 Рассматриваемые стихи содержат пророчества о суде над Вавилоном.

1 о пустыне приморской. Вавилон иногда называли "приморской страною". Назвав его пустыней, пророк определил его участь.

бури. См. Ос. 13,15. Великое Вавилонское царство опустошится и станет подобно пустыне, и все уповающие на его могущество погибнут вместе с ним.

2 Грозное видение. Пророк ошеломлен открывшимся ему зрелищем.

грабитель... опустошает. Исайя говорит о вавилонском завоевании.

Елам... Мид. Елам, заключивший союз с Мидией в 700 г. до Р.Х., составлял большую часть Персидского царства. Будучи частью вавилонского войска, армии этих стран, по-видимому, способствовали падению Вавилона в 689 г. до Р.Х. (их участие в завоевании Вавилона в 539 г. до Р.Х. не вызывает сомнений).

восходи... осаждай. Исайя видит, как народы сражаются с Вавилоном.

всем стенаниям я положу конец. Более точный перевод: "не имейте более сострадания!"

3 Я взволнован. Более точный перевод: "Я так взволнован, что ничего не слышу; так смущен, что ничего не вижу!"

5 стол... пьют. Вечером, когда вавилонские князья будут пировать, раздаете крик ужаса. Ср. Дан., гл. 5.

мажьте щиты. В древние времена перед сражением щиты смазывали смолой.

6 сторожа. Господь поставил Исайю стражем Иудеи.

7 едущих попарно... на верблюдах. Пророк говорит о приближающемся войске.

9 пал Вавилон. В конечном счете могущество Вавилона пало жертвой (13,19) соблазнов его религии и культуры (13,10; 17,7-9; 27,9; 46,1-13).

10 измолоченный мой. Исайя уподобляет угнетенный народ Божий хлебному колосу, из которого вымолачивают зерно (28,27.28; 42,15.16; Ам. 1,3; см. ком. к40,1).

11.12 Данные стихи содержат пророчество о суде над Едомом.

11 Пророчество о Думе. Дума - сокращенное название Идумеи. Столицей Идумеи был город Села, более известный под греческим названием Петра. Жители этой страны были издревле враждебны Иудее, но Саул, Давид и Соломон смирили их и заняли часть их владений. С ослаблением Израиля Идумея возвратила свои земли и стала предпринимать набеги на южную Палестину.

с Сеира. Другое название Идумеи.

12 утро... ночь. В будущем Едом (Идумею) ожидает одновременно и надежда, и наказание - иначе говоря, освобождение от гнета ассирийцев, за которым немедленно последует владычество Вавилона.

13-15 Данные стихи содержат пророчество о суде над Аравией.

13 Пророчество. См. ком. к 13,1.

В лесу Аравийском. Букв.: "В кустарниках, в Араве". Особенность аравийского ландшафта.

караваны Деданские. Деданиты - арабское племя, происходившее от Авраама через Хеттуру (Быт. 25,3). Также еще и кушитское племя (Быт. 10,7). Очевидно, здесь подразумевается племя, происходившее от Авраама и обитавшее неподалеку от Едома (Идумеи), т.к. о нем говорится сразу после пророчества об Едоме.

14 в земле Фемайской. Оазис, находившийся в ста пятидесяти километрах южнее Дедана (Иер. 25,23). Сюда бегут арабы от надвигающихся с севера ассирийских полчищ.

16 год, равный году наемничьему. Точный срок. Наемник никогда не станет служить дольше оговоренного срока. Так и пророчество не замедлит исполниться в точно означенное время.

Кидарова. Кидар - измаильское племя, обитавшее в северной части Аравийской пустыни. Этим именем назывался также и оазис (Иер. 49,28.29).

17 луков... останется немного. Немногие уцелеют после нашествия ассирийцев.

сказал Господь. Все народы подвластны Богу.

Глава 22

1-25 Пророчество о Иерусалиме.

1 о долине видения. В Иерусалиме Исайя имел пророческие видения, легшие в основу книги.

взошел на кровли. Очевидно, чтобы видеть приближающиеся ассирийские войска.

ликующий. Точнее: "полный безумного вопля".

Пораженные... не в битве умерли. Как видно из ст. 3, пророк говорит о вождях народа, которые, пораженные страхом, бежали из города.

3 найденные. Точнее: "воины твои".

4 дочери народа моего. Речь идет об Иерусалиме.

5 день... от Господа. Все происходит по воле Господа Бога.

6 Елам... Кир. Народы, обитавшие к востоку от Иерусалима и вместе с ассирийцами участвовавшие в его осаде, когда беззащитный город был полностью окружен.

8-11 Данные стихи описывают приготовления к осаде. Жители Иерусалима тщетно ищут спасения среди городских укреплений (ст. 8-11), позабыв о Том, в Чьей воле избавить их от опасности (ст. 11).

8 покров с Иудеи. Оборонительные сооружения, прикрывавшие Иудею (и Иерусалим) от вторжения врагов.

в доме кедровом. Так называлась одна из пристроек иерусалимского храма (3 Цар. 7,2-6), где обычно хранили оружие (39,2). Иудеи полагаются на мощь своего оружия и не вспоминают о Боге, Который - их единственное оружие и защита.

9 города Давидова. Иерусалима.

в нижнем пруде. Водоем, служивший резервуаром воды во время осады, был построен в правление Езекии; в других местах Писания он носит название "купальня Силоам", "водоем Селах" (Неем. 3,15; Лк. 13,4; Ин. 9,7.11).

10 чтобы укрепить стену. Готовясь к осаде, жители Иерусалима разрушили некоторые дома, чтобы получить материал для укрепления городских стен (ср. 2 Пар. 32,5).

11 старого пруда. См. ком. к ст. 9.

не взираете, и не смотрите. Охваченные суетой и смятением, жители Иерусалима позабыли о Боге.

12 Господь Саваоф. См. ком. к 1,9.24.

в этот день. См. ком. к 2,11.

плакать и сетовать, и остричь волоса и препоясаться вретищем. Действия, являющиеся свидетельством покаяния.

14 не будет прощено вам это нечестие. См. Ам. 7,1-9.

15-25 В этих стихах Исайя предсказывает участь Севны - одного из самых высокопоставленных иерусалимских чиновников.

16 здесь. Исайя говорит о местности, расположенной к востоку от долины Кедрона и ныне носящей имя Сильван.

гробницу... в скале жилище. Стремясь увековечить свое имя, Севна высекает в скале гробницу, подобную царской усыпальнице. Однако эта гробница не понадобится, поскольку по воле Господа, Севна будет пленен, уведен из Иерусалима (ст. 17, 18) в Месопотамию ("землю обширную"), где и умрет.

19 столкну тебя. В 701 г. до Р.Х. Севна был смещен со своей высокой должности и назначен писцом, а вместо него начальником дворца был поставлен Елиаким (36,3.22).

20 в тот день. См. ком. к 2,11.

раба Моего. Это имя свидетельствует об особой близости Елиакима к Господу.

21 одежду... поясом. Речь идет об особом одеянии начальника дворца.

отцом. Этот эпитет относится к благочестивому правителю, заботящемуся о своем народе.

22 ключ дома Давидова. Ключ, о котором говорит Исайя, давал право на вход в царские покои и потому служил символом власти (ср. Мф. 16,19; Откр. 3,7).

23.24 седалище славы... слава. Елиаким стяжает славу себе и своему потомству, в то время как Севна станет "поношением для дома господина" его (ст. 18).

25 В тот день. См. ком. к 2,11. Даже верный раб Божий Елиаким не мог уберечь Иудею от Божиего суда.

Глава 23

1-14 пророчество о разрушении Тира. Говоря о судьбе этого торгового города, пророк ясно дает понять, к каким последствиям приводит пренебрежение Божественной волей. Язык данного фрагмента отличается особой образностью и почти лишен исторических реалий.

1 Пророчество. В пророчестве говорится об осаде и взятии Тира ассирийским царем Саргоном (преемником Салманассара и отцом Сеннахирима). По ассирийской хронике он царствовал с 722 по 706 г. до Р.Х. При археологических раскопках в районе Ниневии найден глиняный цилиндр, с текстом об осаде Тира Салманассаром и Саргоном (в то время бывшим военачальником у Салманассара): "Сильный и желающий сражения, прошедший под парусами Эгейское море, переплыв его, подобно рыбе, я покорил землю Куй и город Тир".

о Тире. Тир, крупнейший на Средиземном море финикийский порт, был издавна связан с Иудеей. Еще царь Соломон вел торговлю с правителем Тира Хирамом (3 Цар. 5,8.9), а многие финикийские мореплаватели находились на службе у царя Иудеи (3 Цар. 9,27).

корабли Фарсиса. Крупные торговые суда (3 Цар. 10,22; 22,48; Пс. 47,8; Ин. 1,3), бороздившие Средиземное море, перевозя товар между многочисленными финикийскими колониями, и достигавшие Фарсиса - отдаленной колонии в Испании. См. ком. к ст. 6.

из земли Киттийской. Речь идет, в частности, о Кипре, где на пути из Фарсиса в Тир корабли делали остановку.

2 обитатели острова. Т.е. побережья.

купцы Сидонские. Сидон - город, расположенный на Средиземноморском побережье к северу от Тира; жители его в полной мере ощутили последствия постигшей Тир кары.

3 Сихора. Т.е. Египта (ср. 19,7).

торжищем народов. Египет был символом торговли и богатства.

4 говорит море. Море воспринималось финикийцами как мать, которая породила Финикию с ее морскими портами и гаванями.

крепость морская. Сила моря.

5 Египет воевал с Ассирией. Весть о падении Тира, естественно, заставила Египет содрогнуться, поскольку ничто не мешало царю Саргону двинуть все свои войска на Египет.

6 Фарсис. Сегодняшний Тарсис, расположенный в Испании. См. ком. к ст. 1.

7 Ноги его. Персонификация Тира и его средиземноморских колоний.

8 Кто определил..? Ответ на этот риторический вопрос Исайя дает в следующем стихе.

9-13 См. статью "Бог видит и знает: Божественное всеведение".

9 Господь Саваоф определил. В своем пророческом служении Исайя стремится открыть людям смысл Божественных определений.

10 дочь Фарсиса. Коренное население финикийских колоний. Падение Тира приносит освобождение народам колоний, т.к. "препона" (метрополия) пала.

11 простер руку Свою. Как и в 14,26.27, Господь приводит в исполнение Свой приговор.

о Ханаане. Пророк имеет в виду преимущественно низменную часть Ханаана, тянущуюся вдоль побережья Средиземного моря, где расположены Тир и Сидон, т.е. Финикию.

12 посрамленная девица, дочь Сидона. Финикия была "чистой девицей", поскольку не знала над собой ничьей власти, никем никогда не была завоевана. Ассирийцы, завоевав Тир, лишали Финикию - "дочь Сидона" - ее девственной чистоты.

не будет тебе покоя. И на островах Средиземного моря финикийцы не смогут найти укрытие от врагов.

13 земля Халдеев. Этого народа прежде не было. По-видимому, речь идет о народах, вошедших в состав Ассирии в результате военной экспансии.

15-18 В этих стихах Исайя говорит о надежде на спасение.

15 на семьдесят лет. Этот срок определен Богом. Число семьдесят обозначает полноту времен и завершенность событий.

в мере дней одного царя. В период господства одного царя, которым являлся ассирийский правитель Саргон. См. ком. к ст. 1.

17 по истечении семидесяти лет. См. ком. к 23,15. По окончании времени, назначенного Богом для наказания.

Господь посетит. Господь снова будет милостив к Тиру.

блудодействовать. Тир возвратится к прежнему образу жизни и не узнает Господа в день посещения своего, не извлечет никаких уроков (за что и поплатится позднее, когда окончательно утратит независимость в 322 г. до Р.Х., будучи завоеванным Александром Македонским).

18 будут посвящаемы Господу. Как и все города земли, Тир в конечном счете признает верховную власть Божию и придет поклониться Ему (Втор. 2,34; Нав. 6,17.19), однако случится это, по всей видимости, уже после прихода в "его пределы" Господа Иисуса Христа (Мф. 15,21). В первые годы христианской эры там возникла община, которую посетил ап. Павел (Деян. 21,3). См. слова Христа о Тире и Сидоне (Мф. 11,21 и далее).

Глава 24

1 - 27,13 Эту часть книги пророка Исайи принято называть "Малый Апокалипсис". В ней пророк обращается к грешникам и праведникам с проповедью Дня Господня, в который свершится Божественный суд над всем творением и исполнятся обетования спасения святых. Центральной темой гл. 24 является опустошение Богом развращенной земли; гл. 25 воздает Ему хвалу, а гл. 26 и 27 раскрывают смысл попечения Божиего о Его избранных. На протяжении всей гл. 24 мысли автора прикованы к образам непрочной, колеблющейся земли и царствующего Бога.

1-23 Данная глава, особое место в которой занимают размышления о неминуемом наступлении Дня Господня, является своего рода промежуточным звеном между пророчествами о суде над народами и изображением торжества Божественного спасения.

1 Господь. В каждом наказании Господь совершает Свой суд. Этот суд близок и неотвратим.

2 с народом... со священником. Суд Божий настигнет каждого, кем бы он ни был.

3 Земля... разграблена. Здесь повторяется мотив ст. 1.

Господь изрек слово сие. Т.е. так решил и повелел. Ср. 55,11.

4 Сетует. Ср. 15,6; 1,30.31 и ком.

возвышавшиеся. Точнее: "небо вместе с землею погибнет".

5 осквернена... нарушили. Осквернив все сотворенное Богом и восстав против заповеданного Им миропорядка, люди навлекли на себя кару Божию. Ср. Быт. 9,4.

6 сожжены. Точнее: "истреблены".

7 Плачет... воздыхают. В день гнева Божиего смех сменится слезами, умолкнут музыка и пение (ср. 5,12).

10 Разрушен... город. Собирательный образ, символ человеческой цивилизации.

11 Плачут... на улицах. Т.е. повсеместно.

13 земли... народами. Все и вся испытают опустошение, которое принесет Божественный суд.

при обивании маслин. Земля останется без своих обитателей, как после обивания маслин деревья остаются без плодов.

14 возвысят голос свой. Этой новой песнью народ будет приветствовать спасительные деяния Божий (ср. 12,1-6; 35,6; 42,10-13; 44,23; 45,8; 49,13; 52,8,9; 54,1; 61,7; 65,14).

15 славьте Господа. Исайя призывает народ воздать Богу почести, достойные Божественного Воителя (25,3; 43,20; Пс. 21,23; Откр. 4,8 - 5,13; см. ком. к 4,2 и 37,16).

16 От края земли. Все народы соединятся, вознося хвалу Богу.

Слава Праведному! То же, что "слава Господу".

сказал я. Исайя, исполнившись ликования при виде грядущего Божиего спасения, не в силах, тем не менее, присоединиться ко всеобщей хвале, ибо не может забыть об окружающем его пороке.

17 Ужас и яма и петля. Люди сами навлекли на себя ужас Божией кары: их дела стали для них "ямой" и "петлей", т.е. капканами, в которые они и угодили.

18 окна с небесной высоты. Гнев Божий подобен потокам вод, проливающимся с небес (ср. Быт. 7,11; 8,2).

основания... потрясутся. Метафора землетрясения, которому Исайя уподобляет явление Бога, получит развитие в ст. 19,20 (см. 6,4 и ком.; Пс. 17,7.15).

20 как пьяный... как колыбель. Эти сравнения отражают ненадежность земного бытия накануне катастрофы.

21 в тот день. В день Божиего гнева.

воинство выспреннее. То же, что "воинство небесное". Суд коснется не только земли, но и неба.

23 покраснеет луна, и устыдится солнце. Имеются в виду затмения луны и солнца. Луна при затмении приобретает красный цвет ("покраснеет"), солнца не будет видно вообще (оно скроется, как бы устыдившись). Однако Исайя подразумевает нечто большее, чем обычные астрономические явления.

воцарится. Свет истинного Бога, Который "воцарится на... Сионе" затмит свет ложных богов, олицетворением которых являлись Луна и Солнце.

Глава 25

1-12 В этих стихах Исайя говорит о грядущем радостном преображении всей земли.

1-5 Пророк восхваляет Господа за исполнение древних обетовании и предопределений.

1 Богмой.См.7,13;49,4.5;57,21.

предопределения. Ср. 28,29.

истинны, аминь. Т.е. абсолютно истинны и сбываются совершенно точно.

2 город. См. ком. к 24,10.

5 притеснителей. Поработителей народа Божиего.

6-8 Исайя провидит великий праздник победы Божией.

6 на горе. На горе Сион, т.е. будущей Церкви Христовой, поскольку эта "гора" станет доступной всем народам.

7 покрывало. Все, что мешает людям видеть истину. Возможно, покрывало - это занавес в храме, отделявший и закрывавший Святое Святых.

8 Поглощена будет смерть. См. 1 Кор. 15,54.

9 Бог наш! Пророк произносит эти слова от лица всего народа Божиего (1,10; 7,11; 26,13; 40,3.8; 55,7; 61,2.6).

10 рука. Т.е. рука, совершающая суд (9,11.12 и ком.; 9,17.21; 10,4).

на горе сей. См. ком. к 2,2; 25,6.

Моав. В данном случае Моав олицетворяет все противящиеся Богу народы (так же, как Едом в 34,5-17; 63,1-6; Авд., гл. 1).

Глава 26

1 - 27,1 Узы, соединяющие Бога с Его народом, - любовь, почитание и вера.

1-6 В хвалебной песне Исайя превозносит твердыню города Божиего, противопоставляя ее слабым и непрочным земным городам.

1 В тот день. В день милости и благодати Божией.

спасение... вместо стены и вала. Господь является для Своего народа стеной, обороняющей от всех бед (49,16; 58,12; 60,18; ср. Пс. 45).

2 Отворите ворота. Через отворенные ворота в город Божий входит его Царь со Своим народом (15,1-15;24,3-10; Пс. 117,19.20).

3 Твердого духом. Хранящего верность Господу.

в совершенном мире. Этот мир праведные получают и распространяют (ст. 12; 32,17.18; 48,18; 54,10.13; 55,12; 66,12), но нечестивые будут отлучены от него (48,22; 57,21; 59,8; 60,17). Этот мир связан с пришествием Еммануила (см. ком. к 9,6; 11,9; 14,7).

4 твердыня. См. 8,14.15; ср. 1 Цар. 2,2.

5 высоко стоявший город. См. ком. к 24,10.

9 буду искать Тебя во внутренности моей. Исайя пророчески предвосхищает истину, которая будет открыта людям в новозаветное время Иисусом Христом - человек есть храм Бога живого (Лк. 17,21; Деян. 7,48; 1 Кор. 3,16).

живущие в мире. В мире с Богом.

10 нечестивый... не научится... правде. Нечестивого не могут обратить к правде ни Божий суды, ни милость Божия, т.к. нечестивый "не будет взирать на величие Божие", а искать всему происходящему земные объяснения и земные причины.

12 мир. См. ком. к ст. 9.

13 чрез Тебя... мы славим имя Твое. Бог является началом и побудительной причиной всех мыслей, слов и поступков праведников.

14 Мертвые... рефаимы. См. ком. к 14,9.

15 умножил... распространил. Возрождение народа Божиего после плена внушает надежду на окончательное возрождение всех живущих на земле (9,3; 54,2).

16 в бедствии он искал Тебя. Имеются в виду испытания, пережитые израильским народом.

17.18 Как беременная женщина... рождали как бы ветер. Это метафорическое изображение бесполезных мучений указывает на бесплодные усилия праведников утвердить на земле Царство Божие (49,4).

18 спасения... земле. Точнее: "не доставили счастья земле".

прочие жители вселенной не пали. Правильный перевод: "Не явились на свет новые граждане мира".

19 мертвые тела. В этом стихе Исайя благовествует о грядущем воскресении, вступая в противоречие со словами ст. 14 (ср. Иез. 37,11.12). Мысль о телесном воскресении, тем не менее, обнаруживается во многих местах Ветхого Завета, ибо смерть рассматривается в нем как насилие над Божественным миропорядком (Иов 19,25.26; Пс. 48,15; 72,24-26; Дан. 12,2; Ос. 13,14; см. ком. к 25,7.8).

поверженные в прахе. Эти слова относятся не только к умершим, но и ко всем униженным и потерявшим надежду людям (Пс. 21,15).

роса. Символ жизни и нового рождения (Пс. 132,3; Ос. 14,5).

20 - 27,1 Исайя призывает остаток Израиля ободриться и ждать Божественного спасения.

20 народ мой. Остаток Израиля.

войди... укройся. Подобно тому как Господь хранил Ноя, затворив его в ковчеге (Быт. 7,16), Он сохранит Свой народ в ожидании спасения.

на мгновение. Т.е. до тех пор, пока не совершится суд Божий над нечестивыми. Невзгоды, которые на время постигнут народ Божий, несравнимы с вечным торжеством славы Божией, следующим за ними (ст. 19; 54,7; Пс. 29,5; 2 Кор. 4,17; 2 Пет. 3,9).

21 кровь. Здесь ясный намек на кровь Авеля (Быт. 4,11) и всех невинных жертв насилия. В Откровении Иоанна также говорится, что море, смерть и ад отдадут своих мертвецов (20,13). В этом стихе речь идет о воскресении мертвых.

Глава 27

2-13 Исайя вновь говорит о грядущем преображении земли.

2-6 Песнь о винограднике, составляющая содержание данных стихов, полностью противоположна притче, рассказанной в 5,1-7 (3,14; 5,1; 61,5; 65,21).

1 левиафана, змея. Левиафан, собственно, название крокодила. Здесь же это слово ассоциируется с огромным змеем. Ветхий Завет использует этот образ для обозначения зла и насилия (30,6 и ком.; 51,9; ср. Иов 3,8; 41,1; Пс. 73,14; Откр. 12,7-10). Победа, одержанная Богом над левиафаном, убеждает праведников в том, что людей, творящих зло, ждет неминуемое поражение. Борьба добра и зла - это сражение Бога с сатаной, толкающим людей на злодеяния (Быт. 3,15; Рим. 16,20; Откр. 12,1-6).

2 В тот день. Т.е. когда закончится суд Божий над нечестивыми.

о возлюбленном винограднике. О народе израильском.

4 Гнева нет во Мне. Господь готов простить Свой народ и вновь заключить с ним мир.

волчцы и терны. Внешние враги народа Божия и его внутренние недостатки.

5 прибегнет... заключит мир. Господь миром встречает тех, кто в раскаянии приходит к Нему, ища у Него защиты от зла и греха.

6 Иаков... Израиль. Народ израильский как народ завета.

вселенная. И иудеи, и язычники - все войдут в Царство Божие (1 Пет. 2,9-12).

7 Так ли..? Пророчества Исайи представляют собой диалог проповедника с его аудиторией, чьи вопросы и суждения пророк неизменно принимает в расчет.