КОММЕНТАРИИ 3 страница

высказывает глупость. Глупец не только преувеличивает достоинства своего ума, но и безудержно твердит о них, всем своим видом выдавая собственную глупость.

24 Прилежный труд дает власть над обстоятельствами жизни, в то время как леность ставит человека в зависимость от них.

27 Возможный перевод: "силки ленивого не принесут ему пропитания".

28 жизнь. См. 3,2.18 и ком.

нет смерти. См. 2,18 и ком., а также 3,2. Древнееврейское сочетание согласных букв, переведенное как "нет", может также означать предлог "к". В таком случае фраза читается так: "(но) существует путь, ведущий к смерти". Если принять прежний перевод, необходимо отметить, что слова "нет смерти" не являются предвосхищением новозаветного учения о вечной жизни.

Глава 13

2 Могущество слова является одной из самых распространенных тем учительной литературы (см. 10,11.13.19; 12,14 и ком.). Всякое мудрое слово созидательно, и тот, кто произносит его, оказывается вознагражденным.

3 хранит уста свои. Говорится о сдержанности в речах, когда человек тщательно продумывает последствия своих слов.

широко раскрывает свой рот. Т.е. не задумывается о смысле своих слов и последствиях сказанного.

4 ленивого. См. 6,6-11; 12,27 и ком. Ни Бог, ни мир не избавляют человека от ответственности за то, как он проживает свою жизнь.

5 Праведник. См. 10,2 и ком.

6 См. 10,9 и ком.; 11,3-9.

7 Главное в этой пословице - не противопоставление, а сходство людей в их неискренности.

8 Богатый человек может с помощью своего богатства выйти из беды, бедного же подобная беда просто минует.

9 весело горит. Свет означает жизнь человека, которая может быть долгой и радостной, а может пройти во мраке и унынии (см. 10,27 и ком.).

11 Богатство от суетности истощается. Более точный перевод: "Нечестиво приобретенное богатство уходит сквозь пальцы".

трудами. В этом стихе противопоставляются два образа жизни, один из которых - мудрый, а другой - неразумный.

12 Эта пословица - своего рода обобщение человеческого опыта: обманутые надежды влекут за собой нравственные потери и чувство безнадежности. Речь идет не столько о немедленном удовлетворении желаний, сколько о стремлении человека достичь желанной цели.

древо жизни. См. 3,18 и ком.

13 словом. Т.е. наставлением.

заповеди. См. 3,1 и ком. Практическое значение усвоения мудрости или, наоборот, пренебрежение ею является постоянной темой книги Притчей.

15 источник жизни. См. 10,11 и ком.

16 Добрый разум. Т.е. способность здравого рассуждения.

приятность. Иначе говоря, признание окружающих.

18 Худой посол. Т.е. вводящий в заблуждение тех, к кому он приходит.

в беду. Таким послом был, например, амаликитянин, лживо заявивший, что убил Саула, в надежде заслужить расположение Давида и поплатившийся за это жизнью (2 Цар. 1,1-16). Вторая часть пословицы говорит о посланнике, приносящем добрые вести.

19 См. 1,20-33 и ком.

20 См. ст. 12 и ком. Достижение достойной цели украшает жизнь, но глупец не имеет таких целей, ибо не уклоняется от зла.

21 Общаясь с теми или иными людьми, человек уподобляется им.

22 В основе мудрости, которая приходит с опытом, лежит сознание того, что образ жизни человека всегда имеет свои последствия. Это обусловлено причинно-следственными связями, вытекающими из упорядоченности мира, управляемого Самим Богом.

23 оставляет наследство. Воздействие мудрости на жизнь человека не краткосрочно, и очевидность этого воздействия сказывается на семье.

сберегается для праведного. В книге Иова (27,13-19) говорится, что нечестивый человек в конце концов оказывается ни с чем (см. ст. 22 и ком.).

25 розги. В данном случае это слово употреблено как метафора и означает наказание как таковое.

26 См. ст. 13,19,23 и ком.

Глава 14

1 Мудрая жена. Букв.: "мудрейшая из женщин". С одной стороны, здесь подчеркиваются преимущества семейной жизни, осененной женской и материнской мудростью, а с другой - словесные совпадения с 9,1 (см. ком.) наводят на мысль о персонификации мудрости.

2 боится Господа. См. 1,7 и ком.

3 См. 10,13 и ком.

4 пусты. Смысл соответствующего слова в древнееврейском тексте неясен, возможен перевод "чисты". Однако главное здесь в следующем: чтобы иметь прибыль, необходимы определенные затраты, чтобы получить что-то, необходимо чем-то поступиться.

6 Распутный. См. 1,22 и ком.

ищет мудрости. Даже распутные люди сознают, что у мудрости есть свои преимущества, однако они не могут понять и усвоить уроки мудрости, чтобы овладеть этими преимуществами (см. ком. к 14,4).

8 разумного. В контексте библейской литературы мудрости это слово означает человека, который избирает путь, ведущий к жизни (см. 12,16.23; 13,16 и ком.).

заблуждение. Вероятно, самообман, хотя нельзя исключить и обман других.

9 благоволение. Слово, на котором строится противопоставление обеих частей стиха, подразумевает как признание Божие, так и установление добрых отношений с окружающими (см. 11,27 и ком.).

11 См. 10,25 и ком.

12 См. 2,18.20-22; 3,18 и ком.

13 Как и в ст. 10, здесь речь идет о личных, сокровенных переживаниях. Нет худа без добра и, наоборот, к радости также часто примешиваются боль и печаль.

14 Смысл второй части пословицы в древнееврейском тексте неясен. Однако очевидно, что вся пословица говорит о различном воздаянии за добро и зло, выражая тем самым одно из наиболее распространенных в учительной традиции понятий о миропорядке.

15 Глупый. См. 1,4 и ком.

благоразумный. Т.е. не принимающий на веру все услышанное, осмысливающий и избирающий доброе и правильное.

16 боится. Возможно, "боится Господа" (как в NIV). Другой вариант перевода: "Мудрый - осторожен и удаляется от зла".

17 умышленно. Соответствующее древнееврейское слово обычно обозначает рассудительность, которая расценивается как добродетель (см. 1,4; 2,11; 3,21; 5,2; 8,12). Согласно правилам антитетического параллелизма здесь должно подразумеваться качество характера, противоположное вспыльчивости. В NIV эта фраза переведена "...но человек рассудительной ненависти".

ненавистен. В Септуагинте: "переносит" или "терпелив". В древнееврейском тексте, которому следует NIV: "ненавистен глупцам".

18 Невежды. См. 1,4 и ком.; ст. 15 и ком.

знанием. См. 1,7 и ком.

19 Здесь, по-видимому, говорится о Божественном правосудии, которое оказывается на стороне праведников, понуждая нечестивых преклониться перед ними.

20 Этот стих следовало бы поместить за ст. 21, как развивающий тему человеческих взаимоотношений. Несмотря на самые лучшие помыслы, дружба, требующая постоянного подтверждения, становится обременительной для человека, но бескорыстные и нетребовательные люди могут достичь простоты в дружеских отношениях.

21 В основе завета, устанавливающего справедливость и заботу в отношениях между всеми его участниками, лежит милосердие. С еще большей ясностью этот принцип выражен в Новом Завете, проповедующем любовь к ближнему, как отражение Божией любви к людям (1 Ин. 4,7-11).

22 милость и верность. Это выражение, как правило, свидетельствует об исполненном любовью Божием участии в судьбе Своего народа. Здесь оно применяется к высочайшим проявлениям человеческой любви и преданности.

23 См.10,4;12,11.27;13,4 и ком.

24 Данный стих почти тождествен ст. 23. Тавтология во второй части подчеркивает бессодержательность глупости.

25 См. ст. 5. Первая часть стиха говорит о роли правдивого свидетеля, а вторая не столько завершает противопоставление, сколько определяет сущность лжесвидетельства, искажающего истину.

26 В страхе пред Господом. См. 1,7; 3,7 и ком. Судя по контексту, речь идет о мудром человеке, испытывающем такой страх.

надежда твердая. Мудрость человека охраняет его дом и детей от всякой беды.

27 См. 3,18; 10,11; 11,30; 13,15 и ком. В данном стихе страх Господень является синонимом мудрости.

28 Тема мудрого правителя является центральной в израильской учительной словесности. Этот стих говорит о том, что слава Соломона не была бы столь величественна, если бы ее не создавал народ.

29 Ср. ст. 17.

30 сердце. См. 2,2 и ком.

жизнь. Телесное здоровье не мыслится без здоровья души, т.е. нравственно-эмоциональной сферы.

32 смерти. В Септуагинте: "в чистоте", что лучше соответствует параллельному строению стиха. Древнееврейское же "при смерти", не являясь бесспорным указанием на будущую жизнь, выражает уверенность в том, что Бог защитит праведников.

33 дает знать о себе. Древнееврейский текст здесь допускает двоякое понимание: 1) глупец похваляется своей мудростью, 2) глупец вынужден рано или поздно отдать должное мудрости.

34 возвышает. В данном случае это слово свидетельствует о действии благословения Божиего (Втор. 28,1-14), примером коего служит судьба Израиля, описанная в 3 Цар. 4,20-28.

Глава 15

1 См. ст. 2,4,7,14 и 23. Слова обладают силой, которая способна устанавливать и разрушать человеческие отношения.

2 См. 6,17.24; 10,20.31; 12,18.19.

3 См. 2 Пар. 16,9; Пс. 32,13.14. Предостережения против гнева и бессильной злобы обосновываются указанием на всевидение Божие, от которого не может укрыться ни добро, ни зло (см. статью "Бог видит и знает: Божественное всеведение").

4 древо жизни. См. 3,18 и ком.

5 См. 1,8; 6,20; 12,15; 13,1.13.18. Смиренное ученичество - признак благоразумного человека.

6 сокровищ. Это слово, с одной стороны, подразумевает материальное богатство (3 Цар. 4,20-28), а с другой является метафорой мудрости (8,18-21).

7 См. ст. 2 и ком.

8 См. Ис. 1,12.13; Ам. 5,21.22. Обращаясь к религиозной жизни Израиля, мудрец акцентирует внимание на условиях завета, в рамках которого действует мудрость.

10 от пути. Т.е. от пути мудрости (2,12-15).

ненавидящий обличение погибнет. См. 2,18 и ком.

11 Преисподняя. См. ком. к 1,12.

Аваддон. Губитель. В данном случае - синоним смерти.

12 распутный. Точнее: "насмешник" (см. 1,22 и ком.).

13 См. ком. к 14,30.

14 Мудрый человек ищет знания, никогда не останавливаясь на достигнутом.

15 См. 14,30 и ком.

пир. Здесь - метафора радости.

16 Здесь говорится о том, что страх Господень сам по себе уже богатство (ст. 6 и ком.).

большое сокровище, и при нем тревога. См. 10,2. Богатство, не подкрепленное мудрой жизнью, призрачно (Мк. 10,25).

17 Духовное родство крепче родства кровного.

18 См. ст. 1; 14,17.29.

19 См. 6,6-11; 10,4; 13,4.

праведных. В данном случае - трудолюбивых, прилежных, добродетельных.

24 См. 2,18-22 и ком.

от преисподней. См. ком. к 1,12.

25 Это упоминание о божественном воздаянии основывается, скорее, на откровении о божественном искуплении, чем на видимых фактах.

26 Должные отношения с Богом являются вершиной мудрости (см. ст. 8,9).

27 Корыстолюбивый. Содержание второй части стиха предполагает, что это слово относится к тому, чье богатство приобретено неправедным путем.

28 Одним из признаков мудрости является способность не только давать взвешенные советы, но и осознавать свою ответственность за них.

29 См. ком. к ст. 8.

30 Ср. ст. 13.

Светлый взгляд. Очевидно, это выражение следует понимать в смысле: глаза - зеркало души.

32 внимает обличению. См. 1,7; 11,2 и ком.

Глава 16

1 Долг человека - принимать решения и действовать не противоречат реальности Божиего суверенитета.

от Господа ответ языка. Человек способен взвешивать и принимать решения, но способность эта у него - от Бога.

3 Данное наставление подразумевает присутствие страха Господня.

Предай. В древнееврейском тексте - "верни", что является необычным словоупотреблением. Возможно, смысл данного стиха в том, что людям необходимо обдумывать свои планы, трезво соразмеряя их с первоосновами откровения Божиего.

4 бедствия. В древнееврейском тексте - "его ответа". Господь, Чьею волей поддерживается справедливый миропорядок, определяет всему надлежащее место.

5 См. 11,20.21.

6 Милосердием и правдою. Эта фраза обобщает представления мудрого человека о Боге, которые воплощаются в страхе Господнем (3,3; 14,22; 20,28). Высказывание в целом звучит как упрек в формальной религиозности, лишенной истинной веры.

7 Господу угодны. На таких путях нет препятствий, чинимых враждой, - Господь устраняет их.

8 См. 15,16.17 и ком.

9 См. ст. 1 и 2 и ком.

10 слово вдохновенное. Давид говорил как посланник Божий (2 Цар. 14,17.20), а Соломон просил у Бога разумного сердца (3 Цар. 3,9). Дар Божией мудрости не освобождает царя от ответственности находить мудрые решения и поступать по справедливости.

11 См. 11,1; 20,10.23; Ам. 8,5. Это утверждение представляет традицию в учении о Боге, как о Том, Кто устанавливает и поддерживает справедливый миропорядок. Предписания закона относительно неверных весов содержатся в Лев. 19,35.36; Втор. 25,13-16.

12.13 Учение мудрости о царской власти не только отражает идеальный образ Соломона и его справедливого правления, но и изображает царскую власть как основу, на которой в то время должен был утверждаться справедливый порядок.

14 вестник смерти. Гнев и ярость удаляют человека от продлевающей жизнь мудрости и потому ведут к смерти (2,18 и ком.).

15 облако с поздним дождем. Данная метафора изображает царское благоволение как силу, под действием которой жизнь человеческая расцветает, подобно весенним побегам.

16 Тема превосходства мудрости над материальным благосостоянием весьма популярна в учительной литературе (3,13-15; 8,10.11.19), однако отсюда не следует, что богатство является само по себе нежелательным (3,9.10; 3 Цар. 3,10-13; 10,7-9), но приобретением его человек обязан мудрости.

18 См. 11,2 и ком. Надменные не внимают учению и, следовательно, гордость является пагубной глупостью.

19 См. 15,16 и ком.

21 сладкая речь. Иными словами, речь, делающая беседу приятной.

22 источник жизни. См. 10,11 и ком.

ученость глупых - глупость. Глупцы лишь напрасно теряют время, учась не тому, чему следует. Возможен также перевод: "...а глупость приносит наказание глупым" (NIV).

23 Сердце. См. ком. к 2,2. Слова мудрого человека исходят из глубин его сердца.

24 Приятная речь. См. ком. к ст. 21.

26 рот его. Угроза голода - лучшее средство от лени (2 Фес. 3,10-12).

31 Праведная жизнь - это жизнь, исполненная мудрости, которая приносит долголетие (3,2 и ком.), знание и опыт.

33 См. статью "Божественное провидение".

жребий. Т.е. урим и туммим (см. Исх. 28,30; Чис. 27,21; 1 Цар. 28,6), как, возможно, называли два небольших камня, украшавшие наперсник первосвященника, при помощи которых пытались узнать Божию волю.

все решение его - от Господа. Если жребий был брошен надлежащим образом, то считалось, что полученный ответ не был следствием случая, а исходил от Самого Бога.

Глава 17

1 дом, полный заколотого скота, с раздором. В древнееврейском тексте - "жертва с раздором".

2 Права наследования могут с легкостью перейти к тем, кто своим прилежанием доказал способность достойно распорядиться ими (11,29).

3 Плавильня... горнило. Испытание огнем предназначено для очищения, а не уничтожения.

сердца испытывает Господь. Посланные Богом испытания служат совершенствованию человека.

4 Грех заключается не просто во внимании речам беззаконного, а в желании обратить услышанное во зло (16,27).

5 См. 14,21 и ком.; 14,31.

6 сыновья сыновей. Естественное желание всех родителей - иметь детей и внуков - в Израиле приобрело особую силу, ибо вся полнота благословений завета относилась к будущему и, естественно, принадлежала последующим поколениям (Пс. 126,3; 127,1-6).

слава... - родители. См. Исх. 20,12. Родительская опека и наставления в мудрости - залог благочестия детей.

8 Отмеченная здесь действенность подкупа, в основе которой лежит свойственная природе человека развращенность, не получает никакой оценки (ср. притчу о неправедном управителе, Лк. 16,1-9). 15,27 осуждает взяточничество; мудрость велит человеку отказаться от корысти во имя заключенного с Богом завета.

9 См. 10,12 и ком.

10 Мудрый человек противопоставляется глупцу, которому не дано ничему научиться (9,7-9). Эта тема распространена в учительной традиции.

11 Власть дана от Бога для сохранения порядка в обществе (Рим. 13,1-5), и потому восстание против нее карается как попытка нарушить социальный мир.

18 См. 6,1-3 и ком.

21 См. 10,1; 15,20; 17,25.

22 См. 14,30; 15,13.30 и ком.

23 См. ст. 8 и ком.

25 См. ст. 21.

27 Мудрый человек сдержан в словах. Ср. 16,27.28.

28 Данная пословица развивает мысль предыдущей, с долей иронии допуская, что и глупец, когда молчит, может казаться умнее.

Глава 18

1 Древнееврейский текст в данном случае труден для перевода. Вторая часть стиха указывает, что недружелюбный человек всегда корыстолюбив.

3 Безрассудство и неправедность влекут за собой презрение общества и потерю достоинства.

4 Слова уст человеческих - глубокие воды. Эту фразу можно толковать по-разному: или - слова обычного человека не бывают до конца ясны, или - слова мудреца содержат глубокие мысли. Подобная двойственность смысла могла быть заложена автором в текст преднамеренно, дабы сделать его максимально емким.

7 для души. Т.е. для жизни.

9 Греховная природа человека обнаруживается и в том, что ему подчас доставляет удовольствие выслушивать сплетни.

10 См. 6,9-11.

11 Имя Господа. Имя - не простое обозначение, а отражение всех свойств личности. Имя Божие - Господь, Спаситель Своего народа (см. Исх. 3,13-15; 15,1-3).

праведник... безопасен. Безопасность праведника покоится на его вере в Бога как в Спасителя.

12 Данный стих представляет явный контраст ст. 10 (см. Лк. 12,13-21; ср. 10,15). Здесь в скрытой форме высказано предостережение от чрезмерных упований на силу богатства.

15 Здоровый и сильный дух - залог здоровья и силы человека.

17 Подарок, о котором идет речь, не обязательно является взяткой (17,8 и ком.).

18 Этот стих представляет собой практическую мудрость, данную в качестве совета как искать истину в спорном вопросе.

19 Жребий. См. 16,33 и ком. В ветхозаветные времена для принятия решений иногда бросали жребий, тем самым полагаясь на волю Божию.

20 Озлобившийся брат. Озлобившийся человек замыкается в себе и становится неприступен, тем самым затрудняя примирение.

21 От плода уст человека. См. 12,14; 13,2 и ком.

наполняется чрево его. По-видимому, это метафора созидательных свойств мудрой речи, которая служит установлению плодотворных взаимоотношений между людьми.

23 См. 12,4; 19,14 и ком.

благодать от Господа. См. 8,35, где такими же словами говорится о мудрости.

25 Перевод древнееврейского текста вызывает затруднения. Более вероятный перевод первой части стиха (NIV): "Любящего большие компании может постигнуть жизненное крушение". В таком случае здесь контраст между двумя видами дружбы: поверхностной (являющейся причиной проблем) и глубокой.

Глава 19

2 Нехорошо душе без знания. См. Рим. 10,2.

4 Данная пословица описывает явления жизни, но не дает им нравственной оценки.

5 См. ст. 9. В обществе, где господствует закон, лжесвидетельство влечет за собой суровую кару. Данный текст подчеркивает важность общественного порядка, а не предсказывает Божие возмездие.

7 См. ст. 4,6 и ком.

8 любит душу свою. Иначе говоря, любит жизнь.

9 См. ст. 5 и ком.

10 Неприлична глупцу пышность. Глупец не способен вынести бремя ответственности, которое налагает на человека богатство. Возможно, здесь имеется в виду административная власть, а не богатство само по себе.

рабу господство над князьями. Несообразность данной ситуации не в том, что угнетаемый ранее человек оказался на месте своих угнетателей. Здесь, скорее, вопрос рассматривается в его психологическом аспекте.

13 См. 10,1; 17,21.

14 Текст не подразумевает, что Бог не контролирует материальную сторону жизни человека или что наследство от родителей не является результатом Божиего благословения.

15 См. 6,10.11; 10,4 и ком.

16 См. 13,13.

заповедь. Т.е. учение мудрости.

погибнет. См. 2,18 и ком.

17 Господь не оставит без награды человека, проявляющего сострадание к бедняку.

18 Наказывай. См. 1,2; 3,11 и ком.

21 См. 16,1.9 и ком.

22 Возможный перевод первой части стиха (NIV): "Неизменная любовь - вот чего желает человек".

23 Страх Господень. См. 1,7; 2,5 и ком.

ведет к жизни. См. 3,18 и ком.

24 См. 6,6 и ком.

25 кощунника. Упорствующего в зле и цинизме. См. 9,7 и ком.

простой. См. 1,4 и ком.

26 Описываемая ситуация - это отрицание основ промысла Божиего относительно семейных отношений (17,6; Исх. 20,12).

28 Лукавый. См. ком. к 6,12.

29 См. ст. 25; 10,13; 14,3. Даже если наказание не остановит этих людей, оно ими заслужено.

Глава 20

2 См. 16,14.

3 См. 15,18; 17,14.

4 См. 6,6-11.

5 глубокие воды. См. ком. к 18,4.

вычерпывает их. Если "глубокие воды" являются символом бездны, то разумный человек способен извлечь мудрость из ее глубин. Этот стих можно понимать также как утверждение для человека возможности самопостижения.

6 Многие проповедуют верность, но немногие следуют ей.

7 См. 13,22 и ком.; 14,11.

Праведник. См. 8,18 и ком. Праведный отец - большее счастье для детей, нежели отец богатый.

9 Данный стих отрицает возможность самооправдания человека перед Богом.

10 См. 11,1 и ком.

11 отрока. Соответствующее древнееврейское слово включает широкий возрастной диапазон от младенчества до начала зрелости.

13 См. 6,6-11; 19,15.

14 Торг при купле-продаже представлял собой прочно укоренившийся ритуал, и данная пословица, хотя и несколько иронично, ссылается на устоявшиеся обычаи.

15 См. 3,14.15; 8,10.11; 16,16. Пословица не осуждает богатство, но учит, что мудрость предпочтительнее.

16 Возьми платье. Имеется в виду залог за ссуду.

за чужого. Или, возможно, "за чужестранца", хотя в любом случае речь идет о человеке, не внушающем доверия. Купеческая мудрость учит: прежде чем заключать сделку, надо подстраховаться.

17 См. 9,17.

хлеб. Это слово служит метафорой "богатства", стяжая которое человек забывает о нравственных устоях и потому пожинает горькие плоды.

18 При принятии решений человеку следует взвешивать все обстоятельства и не полагаться на волю случая (1,5; 15,22; ср. Лк. 14,28-32).

20 См. Исх. 21,17.

того светильник погаснет. См. 13,9 и ком. Смерть настигнет этого человека как кара за нарушение закона.

21 поспешно захваченное вначале. Т.е. захваченное нечестным путем.

22 Это наставление имеет сходство с принципом, сформулированным во Втор. 32,35 и Рим. 12,19). Бог спасает не народ в целом (Втор. 32,35.36), а каждого человека в отдельности, и Он стоит не только на страже Своего народа, но и каждого его члена, являясь Мстителем за зло.

23 См. ст. 10.

24 См. 16,1.9 и ком.; 19,21. Знания, основанные на опыте, безграничны. Лежащий в основе израильской мудрости страх Господень является не только дисциплинирующим фактором, но и путеводной нитью, не позволяющей уклониться от пути праведности.

27 Светильник Господень. Всевидящему оку Божиему открыты даже наши потаенные мысли (ср. ст. 24).

28 Милость и истина. Эти же древнееврейские слова употреблены в 3,3 (см. ком.). Здесь они могут означать принципы царского правления. Вполне возможно, что они относятся к завету Божиему со всем коленом Давидовым (2 Цар. 7,11-14).

29 См. 16,31 и ком. С годами физическая сила ослабевает, а мудрость преумножается.

30 В отличие от закона, мудрость не предписывает определенных наказаний за те или иные проступки, но наказания, тем не менее, следуют незамедлительно.

Глава 21

1 Сердце царя - в руке Господа. Эти слова свидетельствуют о власти Божией и над языческими правителями, которые, хотя и неосознанно, исполняют Его волю (как, напр., Кир, Ис. 45,1).

3 См. ст. 27. Тема данного стиха относится, скорее, к области пророческих книг (см. 1 Цар. 15,22; Ис. 1,11-17) и является редкой для учительной литературы (см. 15,8 и ком.).

4 Гордость очей. См. 6,17. Эти слова подразумевают гордыню и надменность и означают то же, что и "надменное сердце".

5 Ср. 19,15 и 21,25, где на лень указано как на причину нищеты. Данный стих сопоставляет поспешные поступки с хорошо обдуманными и исполненными намерениями.

7 обрушится на них. См. 1,17-19 и ком.; 12,13.

9 в углу на кровле. В израильских домах кровли были плоскими и жить на кровле, хотя она продувалась ветрами и поливалась дождями, было возможно (но крайне дискомфортно).

10 желает зла. Это сущностная характеристика нечестивости как таковой.

12 Праведник. Это слово в древнееврейском тексте можно читать и как Праведный (Господь). Скорее всего стих говорит не о праведнике, на глазах которого наказан нечестивый, а о Божием воздаянии, основой которого выступает праведность Божия.

15 Справедливый правопорядок обусловливает благополучие тех, кто живет в согласии с этим установленным порядком. В литературе мудрости постоянно говорится о существовании порядка, который, хотя и является несовершенным из-за присутствия в мире греха, все же поддерживается Богом. Задача людей - понимать законы этого порядка и жить согласно им. В центре его находится завет, а верность ему является частью того, что понимается под выражением "страх Господень".

16 См. 2,18; 3,18 и ком. Отказ от мудрости равносилен отказу от жизни как таковой и толкает на путь смерти.

17 вино и тук. Здесь - символ расточительности.

18 Выкупом. См. 11,8; Исх. 21,28-30. Выкуп - сумма, выплачиваемая в качестве погашения долга. Однако в приведенной пословице, по всей вероятности, это слово используется в более общем смысле как указание на выбор между оправданием и осуждением. Вряд ли здесь имеется в виду страдание, переносимое во искупление чужой вины, хотя прообраз страдающего раба (Ис. 53) и его исполнение во Христе придают новый смысл данному стиху.

19 См. ст. 9 и ком.; 19,13.

21 Цели и результаты мудрости представлены здесь в понятиях, характеризующих общественные отношения.

правду. Справедливые взаимоотношения.

22 См. 16,32. Грубая сила не может заменить мудрость. Образы данного стиха напоминают о духовном воинстве из 2 Кор. 10,4.

23 См. 13,3; 15,23; 18,13.

24 кощунник. См. 9,7; 19,25 и ком.

25 См. 19,24 и ком.

Алчба. Сильное желание, жажда чего-то.

26 Данную пословицу можно рассматривать как продолжение ст. 25. В противном же случае она является противопоставлением жадности и щедрости.

27 См. ст. 3; 15,8 и ком.

28 См. 14,25; 19,5.9 и ком.

30 Относительность земной мудрости раскрывается в свете разума и могущества Божиих.

31 Библейская мысль и литература мудрости как ее составляющая признают, что самостоятельность человека всегда ограничивается властью Божией, однако человек не имеет права отказаться от ответственности под предлогом упования на Господа.

Глава 22

1 Доброе имя. Хорошая репутация является одним из плодов мудрости.

лучше большого богатства. Не объявляя богатство чем-то безусловно дурным, эта пословица лишь отводит ему надлежащее место на шкале ценностей (см. 16,16 и ком.).

2 того и другого. В древнееврейском тексте - "вместе". Иначе говоря, в каждом обществе находятся свои богатые и бедные, и данный стих не утверждает их равенства, а лишь отмечает этот неизбежный факт человеческого существования, которое всецело находится во власти Бога Творца.

3 Здесь подчеркивается практическая ценность мудрости.

Благоразумный... неопытные. См. 1,4 и ком.

4 За смирением следует страх Господень. См. 1,7 и ком.; 15,33.

богатство и слава и жизнь. Мудрость ведет к благополучию. Богословское осмысление мудрости свидетельствует, что ее вершиной является соблюдение надлежащих отношений с Богом (3,2.18; 8,18 и ком.).

5 Терны и сети. См. 15,19. Данные слова являются метафорой житейских неудач, которые проистекают из нарушения справедливых законов жизни.

бережет душу свою. Т.е. устраивает свою жизнь на основе мудрости.

6 Наставь. Древнееврейский текст допускает здесь мысль о посвящении в жизнь. Подразумевается, что человек должен идти путем мудрости. На протяжении всей жизни подлинная мудрость содействует смиренному стремлению все больше и больше совершенствоваться в ней.

7 Ср. 10,15 и ком. Стих констатирует, что в миру богатство равнозначно власти.

8 Смысл данного стиха в том, что неразумный человек, нарушая справедливый миропорядок, в конечном счете терпит крушение (Ос. 8,7; Гал. 6,7-9).