Пс. 93 Псалмопевец призывает Господа обратить Свой суд на головы самонадеянных грешников, презревших волю Божию.

Пс. 91 Псалом представляет собой величественный гимн во славу могущества деяний Божиих (ст. 5). Он также четко противопоставляет процветание праведных (ст. 13-16) и поражение беззаконных (ст. 7).

2 Всевышний. Господь царит над всем сущим, будучи для него источником всякой силы и власти.

3 милость Твою и истину Твою. Милость и истина Божий лежат в основе заветных уз, связывающих Бога с Его народом.

5 творением Твоим... делами рук Твоих. Восхваляя Господа, псалмопевец говорит не о неизъяснимой сущности, а о великих деяниях Божиих. Господь не теряет связи со Своим творением и, вторгаясь во время и пространство, являет Свою милость людям.

6 Как велики... дивно глубоки. Когда мы задумываемся над замыслами и деяниями Божиими, нас подавляет их величие. Они повергают нас в изумление и внушают трепет, оставаясь до конца недоступными нашему ограниченному разуму.

8 нечестивые возникают, как трава. Псалмопевец не отрицает того, что нечестивые выглядят процветающими в этом мире. Нынешнее их преуспевание не устоит перед праведным судом Божиим, и в конце концов они будут сокрушены Им. Нечестивые уподоблены траве, которая в большинстве областей Палестины появляется на короткое время, чтобы вскоре погибнуть под иссушающими лучами палящего солнца. Противоположный образ содержится в ст. 13.

11 мой рог Ты возносишь. Рог - символ славы; возносить рог - прославлять, утверждать.

13 как пальма... подобно кедру. Процветание праведных противопоставлено неизбежному сокрушению нечестивых (ст. 8). Последние подобны чахлой и недолговечной траве, тогда как праведники - крепким, полным жизни деревьям.

14 Насажденные в доме Господнем. Источник жизненной силы праведников не в них самих, а в Боге.

Глава 92

• Пс. 92 Этот краткий гимн открывает собой группу псалмов, восхваляющих Господа как Царя (Пс. 92-99; Пс. 93 в эту группу не входит). Названные псалмы посвящены, главным образом, прославлению царствования Господа над вселенной. Тематически близки к ним также Пс. 23 и 46.

1 Господь царствует. Данная фраза с незначительными вариациями встречается на всем протяжении Псалтири (Пс. 95,10; 96,1; 98,1). Царское достоинство Господа отражено и в Его завете с народом Израилевым: Господь - великий Царь, Который - через завет - правит Израилем. См. статью "Бог царствует: полновластное владычество Божие".

потому вселенная тверда. Господь - Создатель и Хранитель мира. Поэтому силам зла, распада и хаоса (ст. 3,4) не дано овладеть им.

2 Ты - от века. Господь несотворен и безначален. Он Сам всегда был и будет в начале и началом всего. Такое понимание вечной природы Бога полностью противоположно теологическим воззрениям народов Месопотамии и Ханаана, у которых одни божества сменялись другими во главе пантеона. Эти изменения божественной иерархии отражали изменения общественной жизни.

3 реки. Водная стихия издревле символизировала силы зла и разрушения (см. ком. к Пс. 28,3.10; 45,4).

возвышают... голос свой. Силы разрушения всецело подвластны Иегове и также славят Бога.

5 Откровения Твои несомненно верны. Постоянство и нерушимость миропорядка поддерживаются вечной властью Божией. Незыблемость и правда Божественного закона - столпы его нерушимости.

Глава 93

1 Боже отмщений. Псалмопевец знает, что Богу ненавистно зло, и поэтому Он воздает совершающим его.

2 Восстань. См. ком. к Пс. 3,8; 7,7; статью "Бог есть свет: святость и справедливость Бога".

3 Доколе..? См. ком. к Пс. 6,4.

6 вдову и пришельца... и сирот. Положение этих людей было особенно уязвимо. Они не могли рассчитывать на поддержку и помощь семьи или какой-либо социальной группы. Библейское законодательство особо подчеркивает обязанность царя и всего общества защищать этих людей и помогать им.

7 не увидит Господь. Нечестивцы полагают, что им сопутствует преуспеяние потому, что Богу неведомы их злые дела.

8 будете умны. Грешники станут умны, когда избавятся от иллюзии, что Богу неведомы их коварные замыслы или что Он бессилен против них.

11 знает мысли человеческие. Господь всеведущ; Ему известно все, вплоть до самых сокровенных помыслов, таящихся в глубине человеческого сердца (89,8).

12 Блажен человек, которого вразумляешь Ты. Праведник с любовью внимает Божественным наставлениям, ибо знает, что они ведут к его же собственному благу (Евр. 12,1-13).

13 доколе нечестивому выроется яма! Псалмопевцу хорошо известно, что возмездие не всегда следует сразу за греховным поступком. Некоторое время грешники могут преуспевать, однако нет никаких сомнений в том, что в конечном счете их ждет расплата за злодеяния.

14 не отринет Господь народа Своего. Господь, вразумляя праведного (ст. 12) во всем следовать Его воле, никогда не покинет его.

15 суд возвратится к правде. По всей видимости, речь идет о неправедном суде, который творят воссевшие на "седалище губителей" (ст. 20). Что бы они ни творили, Господь рано или поздно восстановит справедливость.

16 Кто восстанет за меня..? Псалом приобретает более личное звучание благодаря свидетельству его создателя о том, как Господь выступил его избавителем.

18 милость Твоя. Т.е. заветная милосердная любовь Господа.

20 седалище губителей. Имеются в виду царь и судьи, которые не по правде судят свой народ. Царю Израиля надлежало отражать в себе полноту царского достоинства Господа, в том числе Его справедливость и милосердие. Однако история Израиля и Иудеи знает множество примеров того, когда цари шли против Господней воли.

22 Бог мой - твердыня. Т.е. нерушимый оплот, вечное и незыблемое прибежище.

Глава 94