Пс. 34 Этот псалом, по всей видимости, написан Давидом во время преследований со стороны Саула. Об этом свидетельствуют ст. 8,11 -14,24.

Пс. 32 Псалмопевец радостно восхваляет Бога, сотворившего этот мир (ст. 6-11) и руководящего ходом истории ради спасения Своего народа (ст. 16-19). Этот псалом мог служить образцом молитвы во время войны, ведя которую, народ Божий уповал на помощь Господа (ст. 20,21). Двадцать две поэтические строчки псалма (они же - стихи), по всей видимости, соответствуют числу букв еврейского алфавита.

Пс. 30 В этом псалме Давид снова взывает к Господу с просьбой оградить его от ложных обвинений, выдвигаемых против него врагами (см. вводные замечания к Пс. 7). О каких именно обвинениях в адрес псалмопевца идет речь - не вполне ясно.

Пс. 29 Псалмопевец благодарит Господа за то, что Он услышал его молитву об избавлении от болезни. В гордыне своей (ст. 6,7) псалмопевец забыл Бога. Когда же жизни его стала угрожать смертельная опасность (ст. 8-10), он вновь обратился к Богу, ища спасения.

2 поднял меня. В древнееврейском тексте использован глагол, которым обычно описывается вытаскивание ведра из колодца. Этот глагол весьма уместен для создания образа спасения человека из шеола (ада, неизведанных подземных глубин), который в ВЗ часто представляется в виде сырой и грязной ямы.

5 святые Его. Слово "святые" соотносится с понятием заветной милосердной любви и определяет тех, кто связан с Господом узами завета.

8 Ты укрепил гору мою. Горы, в противоположность морю, символизируют твердость и незыблемость.

10 что пользы..? Согласно одному из толкований этого весьма трудного места, слова псалмопевца указывают на то, что он имел слабое представление о загробной жизни. И поэтому он испрашивает у Бога продления жизни, убеждая Его, что тем самым Он обретет в лице исцеленного еще одного прославляющего Его верующего. Согласно другому мнению, дело здесь не в представлении псалмопевца, быть может и не совсем верном, о загробной жизни, а в том, что в случае его смерти уменьшится число славящих Бога на земле.

Глава 30

2 по правде Твоей. Псалмопевец взывает к Божией справедливости, поскольку его несчастья вызваны неправедностью его врагов. Божия справедливость предполагает, что все, кто связан с Ним узами завета, будут удостоены Его заступничества.

6 В Твою руку предаю дух мой. Веря, что Господь непременно спасет его, псалмопевец уже не боится своих врагов. Эти слова повторил на кресте Спаситель (Лк. 23,46), поскольку они в полной мере отвечают переживаниям гонимого на этой земле Христа (Пс. 21; 68).

7 суетных идолов. Псалмопевец считает языческих идолов не более чем плодом воображения их почитателей. Сам он верует только в Господа, "Бога истины" (ст. 6).

11 изнемогла от грехов моих сила моя. Вариант, предлагаемый Септуагинтой, - "от несчастий" - больше соответствует контексту данной фразы, ибо переживаемые Давидом несчастья в псалме объясняются не его грехами, а действием посторонних сил.

16 В Твоей руке дни мои. Псалмопевец знает, что история в целом и его жизнь в частности находятся во власти Господа; это знание утешает его в несчастье.

17 Яви светлое лице Твое. Ср. благословение священникам в Чис. 6,25. Лицезрение Бога - метафора Его милосердного присутствия, обещающего псалмопевцу спасение.

спаси меня милостью Твоею. Т.е. не по делам просящего, а исключительно по милосердию Самого Господа.

20 для боящихся Тебя. Т.е. для тех, кто, чтя завет, испытывает благоговейный страх перед Богом.

22 в укрепленном городе. Это - непростое для понимания место. Существует предположение, что его древнееврейский текст несколько искажен и что первоначально оно читалось как "в трудное время", что, несомненно, больше соответствует контексту. Однако не исключено, что псалмопевец вспоминает здесь о каком-то более раннем случае Божественного избавления.

24 праведные Его. По-древнееврейски здесь употреблено слово, восходящее к тому же корню, что и термин "заветная милосердная любовь".

Глава 31

• Пс. 31 Псалмопевец радуется тому, что его покаяние принято Господом и что он прощен. Прежде, до покаяния, он по Божией воле принимал страдание, теперь же Бог оберегает его от бед. Этот псалом, главным образом из-за ст. 5, традиционно причисляется к псалмам раскаяния (см. вводные замечания к Пс. 6). Однако в нем явственно проступает и мотив благодарения Господа за услышанную Им молитву, и вполне отчетливый язык библейских "книг мудрости" (ст. 1,2,8-10).

1 Блажен. См. ком. к Пс. 1,1.

2 не вменит греха. В древнееврейском тексте этого стиха для обозначения греха употребляется иное слово, нежели в ст. 1. Возможно, в переводе было бы вернее передать его словом "беззаконие" (ср. ст. 5), имеющим более узкое значение. Вообще же в первых двух стихах псалма дается три различных слова с общим значение "грех", дабы охватить всю сферу человеческой непокорности Богу. Апостол Павел приводит эти два стиха в Рим. 4,6-8, дабы показать безграничность милости Божией.

3 обветшали кости мои. Художественный прием, создающий образ слабости и физической немощи.

4 свежесть моя исчезла. Разрушающее действие греха.

5 Но я открыл Тебе грех мой. Псалмопевец вспоминает о своей исповеди и о последовавшем за ней прощении греха. Этот псалом свидетельствует о готовности и способности Господа прощать грешников.

6 праведник. См. ком. к Пс. 30,24.

разлитие многих вод. См. ком. к Пс. 17,5.17; 28,3.10; 68,2.3; 143,7.

8 Вразумлю тебя. Бог отвечает на молитву псалмопевца.

9 Не будьте как конь, как лошак несмысленный. Стиль речи, свойственный "книгам мудрости".

10 окружает милость. Т.е. милосердная любовь Бога.

Глава 32

3 новую песнь. Часто "новые песни" бывают приурочены к победоносной священной войне и вполне могут рассматриваться как победные гимны (ср. Пс. 95; 97; 143; 149; Ис. 42,10; Откр. 5,9; 14,3).

4 ибо слово Господне право и все дела Его верны. Слова Бога, обращенные к людям, несут отпечаток свойств Самого Бога: Бог не обманывает Свой народ, а ведет его путями правды.

6 сотворены небеса. Псалмопевец трактует сотворение мира, описанное в Быт., гл. 1, как свершившееся исключительно по слову Божиему.

все воинство их. По-древнееврейски слово, которому в русском переводе соответствует "воинство", означает "множество", "сонм". Таким образом, речь здесь может идти как об ангельском воинстве, так и о сонме небесных светил.

7 морские воды. Сотворение мира поэтически рисуется псалмопевцем как победа Бога над хаосом вод (см. ком. к Пс. 17,16).

8 Да боится Господа. Имеется в виду благоговение перед Господом.

10 Господь разрушает советы язычников. Речь идет о безбожных народах, идущих своим, а не Богом указанным путем. Ничто не находится за пределами Божиего ведения.

11 Совет же Господень стоит вовек. Ничто не может нарушить воли Божией. В Его ведении находится история мира.

12 племя, которое Он избрал в наследие Себе. Т.е. Израиль.

13 См. статью "Небеса".

18 око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его. Всевидящий и всемогущий Бог с любовью взирает на всех искренне верующих в Него.

Глава 33

• Пс. 33 Псалмопевец благодарит Господа за то, что Он внял его молитве. В тексте собственно псалма ничто не указывает на обстоятельства его создания, однако заглавие приписывает его Давиду, еще не воцарившемуся над Израилем (см. ком. к ст. 1,2). В самом псалме намеренно опущены все исторические подробности, что делает его применимым к самым различным ситуациям. Сильно звучащая дидактическая нота (ст. 12-15) позволяет сопоставить этот псалом с учительными местами Библии. В целом псалом представляет собой акростих, в котором, однако, наблюдаются два несоответствия. Строка "вав" (начинающаяся с шестой буквы еврейского алфавита) отсутствует, а строка "пэ" (семнадцатая буква) следует за строкой "тав" (двадцать второй и последней буквой алфавита).

1.2 Об историческом событии, упомянутом в заглавии, см. 1 Цар. 21,10-15. "Авимелех" здесь, по всей видимости, не имя собственное, а титул филистимского царя, который в Книге Царств зовется Анхусом.

3 Господом будет хвалиться душа моя. Если бахвальство само по себе есть крайнее проявление гордыни (Рим. 1,30), то хвалиться Господом может только глубоко благочестивый человек (Иер. 9,24; 2 Кор. 10,17).

6 Кто обращал взор к Нему, те просвещались. Бог есть свет.

7 Сей нищий. Т.е. сам псалмопевец, являющий собой живое свидетельство заступничества Господа в тяжкую минуту.

8 Ангел Господень часто выступает от имени Самого Господа.

9 Вкусите, и увидите, как благ Господь! Псалмопевец сообщает здесь о своем личном опыте познания благости Бога. Апостол Петр вспоминает этот стих, говоря о том, что через Христа мы вкусили, что Господь благ (1 Пет. 2,3).

11 Скимны. Львы.

12 Придите, дети. Это могут быть как дети по возрасту, так и приходящие послушать поучения псалмопевца - дети духовные.

16 Очи Господни обращены на праведников. Т.е. на тех, кто хранит верность завету с Богом и соблюдает данный Им закон.

21 ни одна из них не сокрушится. Евангелист Иоанн вспоминает этот стих применительно ко Христу, единственному совершенному Праведнику (Ин. 19,36).

Глава 34

5 да будут они, как прах пред лицем ветра. Иными словами, врагам псалмопевца не суждено утвердиться, обрести спокойствие в жизни. Кроме того, вечно носимые из стороны в сторону, они не смогут причинить ему никакого вреда. См. Пс. 1,4, где этот же образ относится к нечестивцам, которым противопоставлены праведники, подобные глубоко укорененным деревьям.

6 да будет путь их темен и скользок. Призывая Божий суд на головы врагов, псалмопевец использует часто встречающуюся в Библии метафору жизни как пути.

8 Да придет на него гибель неожиданная. Псалмопевец призывает Господа сделать так, чтобы злые помыслы его недругов обратились против них самих. Тема злодеяния, оборачивающегося карой для того, кто его совершает, неоднократно возникает в книгах пророков (см. Пс. 7,14-16; 33,22).

11 свидетели неправедные. "Неправедное свидетельство" воспрещается законом (Исх. 23,1).

12 воздают мне злом за добро. Очевидно, Давид подразумевает вероломство Саула.

сиротством душе моей. Т.е. обрекают Давида на одиночество и разлуку с близкими.

17 долго ли будешь смотреть но это? Псалмопевец вопрошает Господа о том, когда же, наконец, Он придет ему на помощь.

18 Я прославлю тебя в собрании великом. Твердо веря в свое спасение, псалмопевец дает обет в том, что, когда он окажется в безопасности, то вознесет хвалу Богу (Пс. 21,23).

19 чтобы... не перемигивались глазами. Не строили козней.

20 не о мире говорят они. Т.е. не ищут путей к взаимопониманию.

Глава 35