КОММЕНТАРИИ 2 страница

9 был с тобою везде. См. ком. к 1 Цар. 16,18.

истребил всех врагов твоих. Ср. ст. 1 и 11. Эти слова следует понимать не в том смысле, что благодаря Божественной помощи у Давида вообще не осталось врагов, а, скорее, как утверждение того, что во всех предшествовавших столкновениях с врагами Бог отдавал победу Давиду.

сделал имя твое великим. Точнее: "сделаю имя твое великим". По-древнееврейски, в отличие от предыдущих фраз, эта стоит в будущем времени. Тем самым передается мысль о том, что, сколь бы ни были велики деяния Давида, Господь уготовил ему свершить в будущем нечто еще более великое. Этот обет Господа Давиду заставляет вспомнить о Его обещании "возвеличить имя" патриарха Авраама (Быт. 12,2). Ср. 8,13, где о Давиде сказано, что он "сделал... себе имя".

11 Я успокою тебя от всех врагов твоих. См. ком. к ст. 1,6,9.

Он устроит тебе дом. В ответ на отклоненное предложение Давида построить "дом" для Него (т.е. храм) Господь всемилостиво объявляет, что Он Сам "устроит дом" (т.е. царскую династию) для Давида.

12 семя твое. Имеется в виду Соломон (ср. ст. 13).

которое произойдет из чресл твоих. Эти слова являются дословным повторением слов, обращенных Богом к Аврааму (Быт. 15,4).

13 дом. Т.е. храм (ср. ст. 5-7).

имени Моему. Именно "ради великого имени Своего" Господь не отверг Свой народ после того, как Израиль обратился к Самуилу с нечестивой просьбой поставить над ним царя (1 Цар. 12,22). Теперь Он объявляет Давиду, что его сын, который унаследует израильский престол, "построит дом имени" Божиему. Об имени Божием см. Исх. 34,5-7, а также ком. к 1 Цар. 17,45.

14 Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном. Смысл этого обещания, определяющего особый характер взаимоотношений Бога с царями из рода Давидова (Пс. 2,7; 88,19-38), в полной мере раскрылся во Христе (см., напр., Мф. 1,11; Деян. 13,33; Евр. 1,5).

Я накажу его. Подобно отцу, Господь будет наказывать Своего царственного сына в случае провинности, но никогда не лишит его Своей любви, которую Он обещал по завету. Хотя наказание может оказаться и очень суровым, вплоть до лишения земель и даже храма (3 Цар. 9, 6-9), оно не упразднит обетования о вечном утверждении престола Давидова. Это обетование стечением времени стало пониматься в аспекте царствования грядущего Мессии (Ис. 9,7; 11,1-5; Иер. 33,14-26; Мих. 5,1-5).

18 И пошел царь Давид, и предстал пред лицем Господа. По всей видимости, Давид пошел в скинию (6,17), и встал там перед ковчегом. Как об этом говорится, например, в 6,16.17; Исх. 25,22; 30,6; Втор. 10,8; Нав. 6,8; 1 Цар. 6,20, ковчег воплощал собой присутствие Божие среди Израиля.

кто я... что Ты меня так возвеличил. Решив почтить Бога строительством для Него храма, Давид был потрясен милостивостью Его объявления о том, что не Давид будет строить храм, а Он, Господь, утвердит дом Давидов на вечное царствование над Израилем. Смирение, звучащее в этих словах Давида, проявлялось прежде в неоднократном признании того, что только благодаря помощи Господа (см. ком. к 1 Цар. 16,18) он достиг высот могущества.

19 Это уже по-человечески. Соответствующая древнееврейская фраза весьма лаконична и потому несколько неоднозначна. Буквально ее можно перевести как "и это закон человека". В NIV она понимается как вопрос и переводится следующим образом: "Всегда ли так Ты поступаешь с людьми?" Возможен и третий вариант прочтения этой фразы: "и это да будет закон человечества". В 1 Пар. 17,17 соответствующее место обращения Давида к Господу звучит совсем иначе: "и взираешь на меня, как на человека великого" (точнее: "... как если бы я был наиболее превознесенным из людей").

22-24 Осознание того, что он сам и его потомки имеют особое положение в мире (ст. 18,21), заставляет Давида задуматься о величии Бога. Он - единственный истинный Бог, и Его несказанная милость выразилась не только в избрании Давида, но и в избрании Израиля в качестве того народа, через который будет прославлено великое имя Божие (Исх. 15,11-13; Втор. 7, 6-8).

Глава 8

1 Давид поразил Филистимлян и смирил их. В перечне военных побед Давида на первом месте, с полным на то основанием, названа победа над филистимлянами, на всем протяжении первых двух книг Царств выступающими в качестве злейших врагов Израиля (напр., 3,18; 1 Цар. 9,16). С филистимлянами Давид сражался гораздо более успешно, чем Саул (1 Цар. 14,52; см. также ком. к 5,25).

взял... Мефег-Гаамма. Поселение с названием Мефег-Гаамм нигде более не упоминается (ср., однако, "холм Амма", 2,24). Можно предположить, что Мефег и Гаамм - имена не собственные, а нарицательные. Их сочетание буквально переводится как "бразды правления", а вся фраза в таком случае звучит так: "Взял Давид бразды правления из рук филистимлян". В книге Паралипоменон рассматриваемому здесь месту соответствуют слова "взял Геф и зависящие от него города из руки Филистимлян" (1 Пар. 18,1). Первые талмудисты, стремясь согласовать между собой тексты книги Царств и Паралипоменона, предлагали такое их толкование: Геф был главным городом Филистинии, и, следовательно, взять в свои руки Геф - то же, что взять бразды правления всей страной.

2 Моавитян. См. Быт. 19,37; 1 Цар, 22,3 и ком.

отмерил две веревки. Давид ослабил своих врагов моавитян, уничтожив две трети этого народа, и сделал их своими данниками. О причинах такой политики Давида в отношении народа, которому он в свое время доверил жизнь своих близких (1 Цар. 22,3), ничего не известно.

3 поразил Давид Адраазара. Имя Адраазар, по всей видимости, составлено из двух слов: из имени сирийского бога бури и грома - Адад и слова "азар" (или "езер"), т.е. "помощь". Таким образом, имя сувского царя можно перевести как "Адад - (моя) подмога". Потерпев поражение от Давида, Адраазар вскоре снова выступил против него в союзе с аммонитянами (10,15-19). царя Сувского. Сува - область в Сирии севернее Дамаска. Уже в царствование Саула у израильтян было столкновение с "царями Сувы" (1 Цар. 14,47).

4 подрезал Давид жилы у всех коней колесничных. Согласно Втор. 17,16, цари израильские не должны были "умножать себе коней", однако позднее сыновья Давида Авессалом и Адония готовились отстаивать свои претензии на престол, приготовив множество коней и колесниц, перед которыми поставили бежать пятьдесят человек (15,1; 3 Цар. 1,50; см. предупреждение Самуила в 1 Цар. 8,11). Третий же сын Давида Соломон особенно прославился своими боевыми колесницами (3 Цар. 4,2 -28; 9,22; 10,2-29).

5 Сирийцы. См. Быт. 10,22.23; 25,20; Втор. 26,5.

6 хранил Господь Давида везде, куда он ни ходил. См. ком. к 5,10; 7,4-17.

взял... весьма много меди. Впоследствии Соломон использовал эту медь для строительства храма (1 Пар. 18,8).

11 Их также посвятил царь Давид Господу. Возможно, этот поступок Давида означал начало приготовлений к строительству храма, которое предстояло осуществить его сыну Соломону (1 Пар. 22,1-5.14; 29,1-5,16-19).

13 сделал Давид себе имя. См. 7,9.

в долине Соленой. Долина Соленая находилась южнее или юго-западнее Мертвого моря. В 1 Пар. 18,12 убийство восемнадцати тысяч идумеян приписывается Авессе. Это расхождение между двумя книгами может быть объяснено закрепившейся в одной из них ошибкой переписчика, однако, с другой стороны, с большим основанием можно предположить, что Авесса, будучи одним из военачальников Давида, непосредственно командовал израильским войском в этой битве, в связи с чем и назван летописцем победителем идумеян.

15 творил Давид суд и правду. Правление Давида характеризуется не только победами над врагами (ст. 1-14), но также "правосудием и правдой", критерием которых служили "права царства" (1 Цар. 10,25) и закон Моисеев (3 Цар. 2,3; ср. Неем. 9,13). Последующие цари из рода Давидова, несмотря на призывы пророков (Иер. 22,3), не всегда следовали примеру своего предка, в результате чего им в конце концов пришлось стать свидетелями разрушения Иерусалима (предсказанного им бедствия, см. Иер. 22,5; ср. 52,12-14). Но еще до этого события Израиль начал возлагать надежды на "отрасль праведную" дома Давидова, на то, что "воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле" (Иер. 23,5;ср. 33,15). См. ком. к 7,4-17.

над всем народом своим. См. 5,12 и ком.

16 Иоав. См. ком. к 2,18.

дееписателем. Эта должность упоминается здесь впервые в ВЗ. Из-за недостаточности сведений описать обязанности дееписателя затруднительно. Он являлся кем-то вроде хранителя государственных актов, государственного секретаря или - и это, возможно, самая близкая из аналогий - царского герольда. Иосафат продолжал занимать эту должность и в царствование Соломона (3 Цар. 4,3).

17 Садок, сын Ахитува. Согласно 1 Пар. 6,3-8.50-53, он был левитом и через Елеазара возводил свой род к Аарону. Наряду с Авиафаром, внуком Ахитува (1 Цар. 22,20; этого Ахитува не следует путать с отцом Садока, носившим то же имя), Садок назван здесь одним из двух священников Давида. В царствование Соломона Авиафар был отстранен от первосвященнического служения за то, что поддержал Адонию в его притязаниях на престол (3 Цар. 1,7.8), а его место занял Садок (3 Цар. 2,35). Отстранение Авиафара от служения явилось довершением Божиего суда над домом Илия (см. 1 Цар. 2,31 и ком.). Род же Садока становится в дальнейшем наиболее выдающимся родом священников (Езд. 7,1.2; Иез. 40,46; 43,19; 44,15).

Сераия - писцом. Имя писца воспроизводится в тексте ВЗ по-разному (Суса - в 20,25 и 1 Пар. 18,16; Сива - в 3 Цар. 4,3), и это обстоятельство заставляет предположить, что он был не израильтянином, а происходил родом, скорее всего, из Египта, страны с древними традициями письма и государственной службы. В Израиле, судя по всему, писцы входили в число наиболее высокопоставленных чиновников (4 Цар. 12,10; 25,19).

18 Ванея. Ванее, имеющему на своем счету значительные военные заслуги (23,20-22), в будущем представится случай продемонстрировать глубокую преданность Давиду и Соломону (3 Цар. 1,8.36.37), а убив по приказанию Соломона Иоава, он станет главным царским военачальником (3 Цар. 2,34.35; 4,4).

над Хелефеями и Фелефеями. См. ком. к 1 Цар. 30,14.

первыми при дворе. В древнееврейском тексте данной фразы стоит слово "священниками". Вообще маловероятно, чтобы царские сыновья могли быть священниками. Можно, однако, предположить, что, обосновавшись в Иерусалиме, Давид решил возобновить служение царя-священника по образцу Мелхиседека, который являлся одновременно "царем Салимским" и "священником Бога Всевышнего" (Быт. 14,18; ср. Пс. 109,4). В книге Паралипоменон (1 Пар. 18,17) вместо "священниками" сказано "первыми при царе". Вероятнее всего, сыновья Давида были кем-то вроде дворцовых управляющих или распорядителей.

Глава 9

1 я оказал бы ему милость ради Ионафана. О завете между Давидом и Ионафаном см. 1 Цар.18,4;20,15 и ком.

2 Сива. См. 16,1-4; 19,17-30.

4 в доме Махира, сына Аммиэлова. См. 17,27. По всей видимости, он был богат и пользовался уважением среди соплеменников, ибо, скорее всего, только такой человек мог оказывать гостеприимство потомку первого израильского царя. Другой Махир, сын Манассии, согласно Нав. 17,1, был прародителем жителей Галаада.

в Лодеваре. Этот город предположительно находился в Галааде, приблизительно в шестнадцати километрах севернее Маханаима. В течение недолгого времени он являлся столицей заиорданских владений Иевосфея (см. ком. к 2,8).

6 Мемфивосфей. См. ком. к 4,4.

7 возвращу тебе все поля Саула, отца твоего. "Ради Ионафана" Давид возвращает Мемфивосфею как его наследственную собственность (возможно, даже с избытком; см. ком. к ст. 10), так и причитающиеся ему почести.

ты всегда будешь есть хлеб за моим столом. Давид не только возвращает Мемфивосфею наследственную собственность, но и отводит ему почетное место за своим столом (ср. 4 Цар. 25,29). Иногда высказывается предположение, что Давид делает это, преследуя свои цели, ибо, столуясь вместе с царем, Мемфивосфей всегда находился бы под его наблюдением. Но в силу целого ряда причин такое предположение кажется несостоятельным: во-первых, в тексте не содержится никаких указаний, которые можно было бы истолковать в его пользу; во-вторых, маловероятно, чтобы Давид мог рассматривать Мемфивосфея в его тогдашнем положении в качестве претендента на престол; и, в-третьих, по своему собственному опыту Давид знал, что присутствие претендента на престол при царском дворе ни в коем случае не идет на пользу царю.

8 мертвого пса. См. ком. к 1 Цар. 24,14.

10 пятнадцать сыновей и двадцать рабов. Столь большое число людей, назначенных обрабатывать возвращенные Мемфивосфею поля, дает основание предположить, что Давид передал ему земли больше, чем в свое время принадлежало его отцу Саулу.

12 малолетний сын, по имени Миха. См. 1 Пар. 8,34.35; 9,40.41. Упоминание о сыне Мемфивосфея призвано, видимо, подчеркнуть, что "ради Ионафана" (ст. 1) Давид обратил свою милость не только на сына своего покойного друга, но и на его внука.

Глава 10

1 Аммонитский. См. ком. к 1 Цар. 11,1.

2 окажу я милость Аннону, сыну Наасову. Дружеские взаимоотношения этих двух царей возникли, должно быть, в период, когда Давид был вынужден скрываться от Саула.

3 чтобы осмотреть город. По всей видимости, имеется в виду столица аммонитян Равва (см. ком. к 11,1).

4 обрил каждому из них половину бороды. Обритие бороды служило знаком траура (Ис. 15,2; Иер. 41,5; 48,37), и, таким образом, поступок Аннона можно расценить как насмешку над намерением Давида оказать царю аммонитян милость за благодеяние, сделанное ему когда-то ранее покойным Маасом (ст. 2).

5 в Иерихоне. Иерихон первый населенный пункт на обратном пути Давидовых послов. В связи с Иерихоном см. Чис. 22,1; Нав. 2,1; 6,26; 3 Цар. 16,34.

6 Сирийцев из Беф-Рехова... Сувы двадцать тысяч пеших. См. 8,3 и ком. Беф-Рехов располагался к юго-западу от Сувы (Чис. 13,22; Суд. 18,28).

у царя... Маахи. Город Мааха находился к северу от озера Голан (Втор. 3,14; Нав. 13,11-13; ср. 3,3; Быт. 22,20-24).

из Истова. Этот город предположительно находился приблизительно в семидесяти километрах к северу от Раввы (см. ком. к 11,1; Суд. 11,3.5).

7 послал Иоава. См. ком. к 2,18.

10 поручил Авессе. См. ком. к 2,18.

12 будь мужествен... а Господь сделает, что Ему угодно. В трудном положении, когда израильтяне были вынуждены сражаться с двумя противниками одновременно, Иоав, подобно филистимлянам (1 Цар. 4,9), взывает к человеческому мужеству, но, в отличие от них, признает, что в конечном счете исход войны зависит от того, что будет угодно Господу (ср. слова Давида, 15,26).

14 возвратился Иоав. Очевидно, что Иоав возвратился в Иерусалим, не взяв Раввы (11,1; 12,2-29).

16 Адраазар. См. 8,3 и ком.

к Еламу. Поселение приблизительно в двадцати километрах к северу от Истова (см. ком. к ст. 6).

19 Сирийцы боялись более помогать Аммонитянам. Тем самым они облегчили Израилю второй поход против аммонитян, о котором повествуется в следующей главе.

Глава 11

1 в то время, когда выходят цари в походы. Т.е. весной, когда прекращались затяжные зимние дожди, а до сбора урожая было еще далеко.

Давид послал Иоава. Давид и ранее посылал Иоава командовать военными походами (10,7), однако на этот раз повествователь явно осуждает его за то, что он "оставался в Иерусалиме" в то время, когда царям надлежало выходить в походы.

осадили Равву. Этот город, часто называемый Раввой Аммонитской (12,26; 17,27; Втор. 3,11; Иер. 49,2; Иез. 21,20), являлся древнейшей столицей аммонитян (Ам. 1,13-15). В новозаветные времена этот город назывался Филадельфией, а ныне - Амман (см. 10,14 и ком.).

2 под вечер Давид, встав с постели. Бездеятельное времяпрепровождение Давида явно противопоставлено активным действиям Иоава и его людей (ср. ст. 1 и 11).

на кровле царского дома. Своего рода восстановление справедливости можно усмотреть в том, что на той же плоской кровле дворца, находясь на которой Давид поддался искушению взять жену другого человека, Авессалом овладеет его собственными наложницами (16,22).

3 Вирсавия. Имя этой женщины упоминается снова только в 12,24, до этого момента о ней говорится "женщина эта" (ст. 5) или "жена Урии" (ст. 26; 12,10.15). Такая особенность свидетельствует о том, что в контексте всего эпизода Вирсавия важна не как личность со всеми ее индивидуальными особенностями, а просто как красивая женщина (ст. 2) и жена другого. В дальнейшем Вирсавия упоминается в 3 Цар. 1,11 и 2,13; см. также Пс. 50,2.

дочь Елиама. Если предположить, что отец Вирсавии и "Елиам, сын Ахитофела" (23,34) - одно лицо, то более понятным становится побуждение, заставившее Ахитофела поддержать восстание Авессалома (15,12; 16,15): разочаровавшись в справедливости Давида, он приходит искать ее у его сына (15,4.6). Достоин внимания в этой связи и совет, который дает Ахитофел Авессалому (см. 16,20.21).

жена Урии. Урия - распространенное еврейское имя, означающее "Господь - мой свет".

Хеттеянина. См. ком. к 1 Цар. 26,6.

4 она пришла к нему. Ни о каком сопротивлении или недовольстве со стороны Вирсавии речи при этом не идет.

очистилась от нечистоты своей. Упоминание о "нечистоте" Вирсавии призвано развеять всякие сомнения в том, что Вирсавия забеременела (ст. 5) именно от Давида.

5 я беременна. По израильским законам за прелюбодеяние оба согрешивших наказывались смертью (Лев. 20,10; Втор. 22,22).

8 омой ноги свои. Если, как то можно было бы заключить из 1 Цар. 21,5 (ср. Втор. 23,10), воздержание от женщин во время войны было обязательным для воинов, предложение Давида можно рассматривать как попытку побудить Урию к нарушению этого запрета, чтобы беременность Вирсавии приобрела законный характер.

11 ковчег... и Израиль и Иуда. Упорное нежелание Урии наслаждаться отдыхом в то время, когда другие подвергают себя походным тяготам, и даже Сам Бог (чье присутствие символизируется ковчегом завета) находится в лагере среди воинов, еще более оттеняет предосудительность поведения Давида, живущего в свое удовольствие в Иерусалиме (ст. 1,2). спать со своею женою. См. ком. к ст. 8.

15 поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение... чтоб он был поражен и умер. Давиду, благодаря стойкости Урии, не удалось уладить ситуацию с беременностью Вирсавии хитростью (ст. 8-13), поэтому приходится теперь действовать прямолинейно. При этом Давид рассчитывает, что Иоав с готовностью поможет исполнению его плана (см. 2,18; 3,26.27; 20,10 и ком.).

22 рассказал Давиду обо всем, для чего послал его Иоав. В Септуагинте (греческом переводе ВЗ) данный стих несколько длиннее, поскольку его завершает гневный ответ Давида посланнику, близкий к тому, который предвидит Иоав (ст. 20,21).

25 пусть не смущает тебя это дело. Дословно: "пусть не будет это дело злом в глазах твоих". В конце главы содеянному Давидом дается однозначная оценка: "И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа" (ст. 27).

27 Когда кончилось время плача. Об истинных чувствах Вирсавии к Урии можно только догадываться, но, тем не менее, в течение положенного времени (возможно, семь дней; Быт. 50,10; 1 Цар. 31,13) она оплакивала своего убитого мужа. Оплакивание вождей народа могло продолжаться дольше: например, Аарона (Чис. 20,29) и Моисея (Втор. 34,8) Израиль оплакивал тридцать дней (ср. семидесятидневный плач египтян по Иакову, Быт. 50,3).

она сделалась его женою. К этому времени у Давида уже было много жен (см. ком. к 3,2).

родила ему сына. См. 12,14.

было это дело... зло в очах Господа. См. ком. к ст. 25. Сожительствуя с Вирсавией и избавившись от ее мужа, Давид нарушил по крайней мере четыре из Десяти Заповедей (Исх. 20,2-17; Втор. 5, 6-21): шестую (убийство), седьмую (прелюбодеяние), девятую (лжесвидетельство) и десятую (вожделение к жене ближнего своего).

Глава 12

1 послал Господь Нафана. См. ком. к 1 Цар. 10,1; 15,1. В функции пророков входило помазать царей, поучать их и указывать им на их проступки, а также сообщать об отвержении царей от царства.

один богатый, а другой бедный. Богатый человек Нафановой притчи - это Давид.

3 была для него, как дочь. Даже в подборе Нафаном слов слышится намек на грех Давида: древнееврейское слово, означающее "овца", является первым слогом имени Вирсавия (см. ком. к ст. 6).

5 достоин смерти человек, сделавший это. Рассказав притчу, Нафан достиг желаемой цели, ибо, произнеся приговор богатому человеку, Давид осудил самого себя. Не следует полагать, будто Давид действительно считал богатого достойным смертной казни, скорее, его слова были эмоциональным выражением возмущения.

6 должен заплатить вчетверо. См. Исх. 22,1. Некоторые комментаторы видят в этих словах указание на последующую потерю Давидом четверых сыновей: первого сына от Вирсавии (ст. 14,18), Амнона (13,28.29), Авессалома (18,14.15) и Адонии (3 Цар. 2,24.25). В то же время в Септуагинте вместо "вчетверо" сказано "всемеро", и в таком случае здесь содержится еще один скрытый намек на Вирсавию (см. ком. к ст. 3), последняя часть имени которой омонимична древнееврейскому слову со значением "семь".

7 Я помазал тебя. См. ком. к 2,4, а также начало обвинительной речи Самуила против Саула (1 Цар. 15,17).

Я избавил тебя от руки Саула. См. 1 Цар. 16-31.

8 жен господина твоего. Не вполне ясно, стоит ли понимать эти слова в их буквальном смысле, ибо прямо упоминаются в тексте только одна жена и одна наложница Саула (3,7; 1 Цар. 14,50), или же они означают, что вместе с царством Давид унаследовал все, что прежде принадлежало Саулу (см. 3,7; 16,21; 3 Цар. 2,13-25).

9 пренебрег слово Господа. См. Чис. 15,31; 1 Цар. 2,30.

сделав зло пред очами Его. См. ком. к 11,27.

ты поразил. Не участвуя непосредственно в убийстве Урии, Давид, тем не менее виновен в его смерти не меньше, чем если бы собственноручно поразил его.

мечом. Это слово здесь, как и в 11,25, следует понимать в переносном смысле, ибо, как явствует из 11,24, Урия был убит лучниками.

10 не отступит меч от дома твоего во веки. Дом Давидов действительно вскоре начал страдать от тяжких междоусобиц: Авессалом убил Амнона (13,28.29); Иоав убил Авессалома (18,14.15); Соломон повелел предать смерти Адонию (3 Цар. 2,24.25) и Иоава (3 Цар. 2,29-34).

11 Я воздвигну на тебя зло из дома твоего. Эта угроза воплотилась в восстании Авессалома (гл. 15; 16).

будет он спать с женами твоими. См. 16,21.22.

13 согрешил я пред Господом. Выслушав обвинительную речь пророка, Давид немедленно и чистосердечно раскаялся в совершенных им грехах (ср. 1 Цар. 15,24.25.30). Полнее и глубже раскаяние Давида выражено в Пс. 50.

ты не умрешь. См. ком. к 11,5; 12,5.

14 ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его. Более предпочтительным представляется такое прочтение: "Ты этим делом проявил крайнее непочтение к Господу". Однако уже в древних манускриптах это место оказывается немного исправленным; исправление это, видимо, было вызвано желанием смягчить обвинение против Давида (ср. 1 Цар. 20,16).

16 молился Давид Богу о младенце. За этой молитвой стоит осознание Давидом того, что давать человеку жизнь и отнимать ее может один только Бог (Втор. 32,39; 1 Цар. 2,6; Пс. 29,4).

17 не ел с ними хлеба. См. ком. к 1 Цар. 1,7.

20 пошел в дом Господень, и молился. Подобно Илию и в отличие от Саула, Давид со смирением принял обращенную на него Богом кару (см. ком. к 15,26; 16,11).

23 Я пойду к нему. Т.е. туда, где обитают мертвые (см. 1 Цар. 28,19 и ком., а также Быт. 37,35).

24 Вирсавию, жену свою. Здесь в первый раз о Вирсавии говорится как о жене Давида (см. ком. к 11,3).

Соломон. "Человек мира" - наиболее общепризнанный перевод этого имени, в некоторой мере опирающийся на 1 Пар. 22,9. Оно, однако, может быть переведено и как "замена"; в таком случае имя Соломона должно означать, что он был дан Давиду и Вирсавии "взамен" их умершего первого сына.

25 Иедидиа. Это имя подтверждает сказанное в предыдущем стихе о том, что "Господь возлюбил его". Несмотря на грехи Давида (а затем и его преемников), Господь продолжает заботиться о доме Давидовом, и, по обетованию Своему (7,14.15; ком. к 7,14), Он никогда не оставит ни самого Давида, ни его потомков.

28 мое имя будет наречено ему. Нежелание Иоава, чтобы город был назван его именем, можно объяснить тем, что он стремился укрепить авторитет Давида, поскольку принимать корону у побежденного царя подобает только царю.

30 венец. Венец весом в тридцать четыре килограмма (талант) предназначался для торжественных церемоний, но не для постоянного ношения. Вероятнее всего, этот венец принадлежал изваянию верховного божества аммонитян Милхома (евр. "их царя" звучит как "милхома").

Глава 13

1 была сестра красивая. Ср. 11,2.

5 при моих глазах, чтоб я видел. Эта фраза, несколько раз повторенная (ст. 6,8), выдает истинные намерения Амнона в отношении сестры Авессалома.

6 при моих глазах. См. ком. к ст. 5.

испечет... лепешку. В древнееврейском языке оба эти слова сходны со словом "сердце". Данная фраза, таким образом, может служить намеком на любовные отношения (ср. Песн. 4,9, где в выражении, переведенном как "пленила ты сердце мое", употреблен тот же древнееврейский глагол, что и в рассматриваемой здесь фразе. Давид, по всей видимости, в истинный смысл просьбы Амнона не проник.

12-14 Фамарь, всеми силами пытаясь остановить Амнона, обращается сначала к нравственным традициям Израиля ("ибо не делается так в Израиле"), затем взывает к человеческому состраданию и милосердию ("И я, куда пойду я с моим бесчестием?"), напоминает Амнону о неминуемой каре за содеянное ("И ты, ты будешь одним из безумных в Израиле") и, наконец, предлагает себя в жены Амнону, - ибо это была для нее последняя возможность оградить себя от бесчестия. Но все эти доводы не были услышаны обезумевшим от страсти Амноном.

12 не бесчести меня. Слово, переведенное здесь как "бесчести", в других местах ВЗ переводится как "сделал ... насилие" (Быт. 34,2), "опорочил" (Втор. 22,24.29), "делайте... что вам угодно" (Суд. 19,24), "замучили" (Суд. 20,5) и "изнасиловал" (13,14).

13 он не откажет отдать меня тебе. Не совсем ясно, мог ли Давид в действительности позволить подобный брак, который явился бы прямым нарушением закона Моисеева (Лев. 18,9.11; 20,17; Втор. 27,22), или Фамарь предлагает это в отчаянии, пытаясь любой ценой спастись от бесчестия.

15 ненависть... была сильнее любви. Повествователь, проникая в тонкости человеческой души, обнажает мотивы поведения описываемых лиц.

16 прогнать меня - это зло больше первого. См. Исх. 22,16; Втор. 22,13-19.

17 эту. Называя Фамарь "этой", Амнон демонстрирует свою грубость и бессердечие.

18 разноцветная одежда. Ср. Быт. 37,3.

20 не Амнон ли, брат твой, был с тобою? Авессалом использует здесь уменьшительно-презрительную форму от имени Амнон (что не отражено в переводах на европейские языки), демонстрируя, по-видимому, презрительное отношение к своему сводному брату. То обстоятельство, что Авессалом сразу же заподозрил Амнона в насилии над Фамарью, указывает, что безрассудная страсть Амнона к сестре Авессалома не была тайной для окружающих.

но теперь молчи, сестра моя; он - брат твой; не сокрушайся сердцем твоим об этом деле. Авессалом, пытаясь утешить сестру, просит ее сохранить в тайне позор и забыть о бесчестии, но сам, как о том свидетельствуют дальнейшие события, не прощает Амнона.

21 И услышал царь Давид обо всем этом, и сильно разгневался. Гнев Давида понятен, недоумение вызывает безнаказанность виновника (1 Цар. 3,13 и ком.). В Септуагинте и Свитках Мертвого моря подобное поведение Давида объясняется тем, что Амнон был его старшим и любимым сыном. Так или иначе, но эта фраза недвусмысленно указывает на пристрастное отношение Давида к своим сыновьям, чему имеются и другие свидетельства (см. 14,24.33; 3 Цар. 1,6). Возможно, однако, что такая реакция Давида проистекает из все еще мучивших его переживаний в связи с совершенными им самим убийством и прелюбодеянием. Тем не менее, роковое попустительство Давида по отношению к сыну фактически привело дом и царство Давида к глубокому кризису. Именно возмущение несправедливостью Давида двигало Авессаломом, когда он поднимал восстание против своего отца (15,4-6). 23 Чрез два года. Авессалому, вероятно из-за предпринятых Амноном мер предосторожности, пришлось два года ждать случая отомстить за сестру. в Ваал-Гацоре. Это место, которое не следует путать с Гацором в Галилее, предположительно находилось примерно в восьми километрах северо-западнее Вефиля. Оно было выбрано Авессаломом, поскольку оттуда ему легко было бежать за Иордан к родственникам в Гессур (ст. 37).

что у Ефрема. Вероятно, имеется в виду город Ефрон, который находился примерно в шести километрах северо-восточнее Вефиля.

26 пусть пойдет с нами Амнон, брат мой. Амнон являлся старшим сыном и наследником престола (и даже мог бы представлять царя, оставшегося в Иерусалиме), настойчивая просьба отпустить именно Амнона не могла не вызвать подозрений у Давида, о чем свидетельствует его вопрос: "зачем ему идти с тобой?"