Время и обстоятельства написания

ВВЕДЕНИЕ

Автор

Автор (или, возможно, составитель) этой книги неизвестен, но некоторое представление о нем и его времени дает текст книги. Его деятельность, вероятно, совпала с ранним периодом правления Давида и царствованием Иевосфея, сына Саула, на севере страны. Во всяком случае из часто повторяющейся фразы "В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым" (17,6; 18,1; 21,25) можно заключить, что во время написания книги в Израиле уже была царская власть. Полемическая заостренность книги - за колено Иудино и против колена Вениаминова - свидетельство непрекращавшихся споров о том, кто должен править в Израиле: дом Давида (из колена Иудина) или дом Саула (из колена Вениаминова). Всячески поддерживая династические права дома Давидова и руководствуясь при этом теологическими постулатами книги Второзаконие, автор видит причины упадка Израиля в период правления судей в отсутствии единого, охватывающего все колена руководства. По мнению автора, история времени судей служит для Израиля доказательством того, что народ Божий может обрести мир и благосостояние только посредством полной отдачи себя Богу и соблюдения Его заповедей (см. Введение: Характерные особенности и темы; а также статью "Введение к историческим книгам").

События, о которых рассказывается в Книге судей израилевых, относятся к эпохе приблизительно в 350 лет - от завоевания Ханаана (ок. 1400 до Р.Х.) до начала правления Саула, который был помазан в качестве первого израильского царя около 1050 до Р.Х. Гофониил, первый судья Израиля, принадлежал к поколению, сменившему поколение Иисуса Навина, а Самсон, последний из упомянутых судей, был современником Самуила. Все это время израильтяне вынуждены были вести многочисленные сражения как с коренными ханаанскими племенами, еще остававшимися в земле обетованной, так и с соседними народами - арамеями, моавитянами, мадианитянами, аммонитянами, амаликитянами, аморреями и филистимлянами.

Подобно другим историческим книгам Ветхого Завета, Книгу судей израилевых следует рассматривать как проповедь, адресованную общине завета в тяжелое для нее время, отмеченное установившимся в стране двоевластием. Автор и его современники не были свидетелями описанных в книге событий, они принадлежали к новому поколению израильтян, но и для них сохранение завета являлось первоочередной задачей. Рассказы о прошлых успехах и поражениях израильтян призваны воодушевлять и наставлять современников, которым автор адресовал свою книгу. Из сказанного в Книге судей израилевых о кризисе власти можно сделать вывод: политическая анархия породила нравственную и общественную испорченность народа. В прошлом народ Божий грешил потому, что его вожди - отцы (2,6-10; 6,11-32), священники (гл. 17), судьи (4,9; 8,27; 11,39; 14,3) и его первый царь (8,33 - 9,57) - не сумели объяснить народу, кто есть истинный Бог и что Он сделал для Израиля. Это пагубное неведение и породило вошедшее у израильтян в привычку постоянное нарушение завета. Народ грешил не только идолопоклонством, но и тем, что не помнил Господа и дел Его (2,10 и ком.; 6,13 и ком.). Только царь из дома Иуды мог обеспечить соблюдение народом завета, снискать для него благословение и предотвратить новое порабощение.