КОММЕНТАРИИ 3 страница

соорудив себе жертвенник и восстав. Основываясь на законе (Лев. 17,8.9; Втор., гл. 12), израильтяне осудили своих собратьев, построивших жертвенник "подле Иордана". Выдвинутое здесь обвинение поспешно: закон предписывал проводить тщательное расследование, прежде чем кого-либо подвергать осуждению (Втор. 13,12-14).

17 беззакония Фегорова. Речь идет о беззакониях "впавших в идолопоклонство и распутство" израильтян, учиненных ими накануне вступления в землю обетованную (2,1 и ком.; Чис, гл. 25).

не очистились. Здесь имеется в виду нечто большее, чем ритуальное очищение: израильтяне все еще не избавились от тех пагубных наклонностей, которые стали причиной их "поражения на Фегоре" (Чис. 25,18).

18 прогневается. См. ком. к 7,1.

19 если же земля вашего владения кажется вам нечистою. Т.е. если земля к востоку от Иордана не освящена присутствием Бога. В Книге Иисуса Навина неоднократно подчеркивается, что земля обетованная является даром Божиим всему Израилю (см. ком. к 13,8-33).

скиния Господня. См. ком. к 18,1.

и против нас. Отступничество от Бога - это одновременно и отступничество о народа Божия.

22 Бог богов Господь, Бог богов Господь. Иначе: "Бог, Бог Господь".

23 Если мы соорудили... то да взыщет Сам Господь. См. Лев. 17,8.9 и Втор., гл.12.

всесожжение. См. Лев., гл. 1.

приношение хлебное. См. Лев., гл. 2.

жертвы мирные. См. Лев., гл. 3.

25 пределом между ними и вами... Иордан. В Книге Иисуса Навина категорически отвергается идея разъединения израильского народа (ст. 19 и ком. к 13,8-33).

части в Господе. Заявление какой-либо группы израильтян, что их удел в земле обетованной не является землей Божией (ст. 19), означало отрицание ими своей причастности к обетованию Божию.

27 свидетелем. Жертвенник должен был служить свидетельством преданности заиорданских колен Израиля Богу, а не местом жертвоприношений (ср. 4,20-24).

30 одобрили их. В данном случае Финеес благожелательно отнесся к своим собратьям; совсем иначе он отреагировал на действительное отступничество израильтян (Чис. 25,7.8).

31 мы узнали, что Господь среди нас. Опасения, содержащиеся в ст. 18, не оправдались.

избавили. Колена Рувимово, Гадово и половина колена Манассиина не совершили преступления пред Богом и тем самым спасли весь Израиль от Его гнева.

34 назвали... жертвенник. Название жертвенника (Ед - "свидетель") свидетельствовало о единстве всего народа и одновременно напоминало о том, что святотатство может погубить Израиль (ст. 16).

Глава 23

1-16 Иисус Навин, который уже "вошел в преклонные леты" (ст. 1), обращается ко всему Израилю, собравшемуся, вероятно, в Силоме (18,1; 19,51; 21,2), с призывом соблюдать закон Божий и хранить себя чистыми от связей с хананеями и их богами.

1 успокоил. См. ком. к 1,13.

врагов. Речь идет не столько об угрозе национальным интересам Израиля, сколько об избавлении народа Божиего от окружавших его языческих племен, поэтому слово "враги" следует понимать в богословском смысле. Израиль, представляющий Царство Божие всему миру (Исх. 19,5.6), принесет благословение народам земли (Быт. 12,3), и потому ненависть к Израилю означает враждебность к Самому Богу (ср. Быт. 3,15; Исх. 23,22).

состарился. Иисус Навин умер в возрасте ста десяти лет (24,29 и ком.).

3-8 В этих стихах содержится первый из трех призывов к верности в послушании, с которыми Иисус Навин обратился к Израилю.

3 Бог ваш Сам сражался за вас. См. ком. к 10,14.

4 разделил... по жребию. Букв.: "бросил" (см. ком. к 13,6). удел. См. ком. к 1,6.

5 Бог ваш Сам прогонит их от вас... как говорил вам Господь Бог ваш. Верность Бога Своим обетованиям, явленная Израилю во дни Иисуса Навина, сохранит свою силу и в последующие времена.

6 Посему во всей точности старайтесь. Слова Господа, с которыми Он обратился к Иисусу Навину (1,6.7 и ком.), теперь отнесены ко всему Израилю.

исполнять. См. ком. к 1,7.

в книге закона. См. ком. к 1,8.

8 прилепитесь. См. ком. к 22,5.

как вы делали до сего дня. "Прилепившееся к Господу" поколение израильтян, пришло на смену тому, которое некогда взбунтовалось против Бога (ср. 24,31).

9 пред вами никто не устоял. Обетование, данное Иисусу Навину (1,5), исполнилось для всех израильтян (Втор. 7,24; 11,25).

11 всячески старайтесь любить. Любовь в библейском понимании есть нечто большее, чем только чувство; она может быть обязанностью и должна находить свое выражение в радостном и добровольном повиновении (ср. ком. к 22,5).

12 отвратитесь. См. ком. к 22,16.

13 Бог ваш не будет уже прогонять. Обетование Божие остается в силе (ст. 5), однако оно не принесет блага тем, кто отвергает милость Божию. Такой смысл содержался изначально в самом обетовании (Быт. 12,3).

будете истреблены с сей доброй земли. Дарование земли обетованной служило выражением любви и верности Божией, утрата же ее будет свидетельством Его гнева и осуждения Им Израиля.

14-16 См. ком. к ст. 3-8. Завершая свою речь, Иисус Навин вновь напоминает о верности Бога и предупреждает о пагубных последствиях отступничества о Господа.

14 знаете всем сердцем вашим и всею душею вашею. Знание верности Божией никогда не может быть только умозрительным, оно формирует личность человека. не осталось тщетным ни одно слово. См. ком. к 21,45.

15 как... так. Верность Бога неоднозначна, как неоднозначны Его обетования, где обещания благоденствия и процветания (ст. 5) чередуются с предупреждениями (ст. 12,13) о возможной гибели Израиля, если тот "отвратится от Господа". И те, и другие обетования Божий исполняются.

16 гнев. См. ком. к 7,1.

сгибнете с этой доброй земли. См. ком. к ст. 13.

Глава 24

1-28 Народ Израиля, руководимый Иисусом Навином, возобновил завет с Богом, как сделал это прежде, во времена Моисея (Втор. 32,46). Возобновление завета напоминает о существовавшей в древнем мире практике заключения соглашения между государством-сюзереном и государством-вассалом. Содержание такого рода договоров можно сравнить с содержанием настоящей главы, где есть историческая преамбула, обзор развития отношений сюзерена с его вассалом (ст. 2-13), запрет на самостоятельное заключение союзов с третьей стороной (ст. 14, 23) и запись, подтверждающая сам факт заключения договора (ст. 25,26). В то же время, имеются существенные различия между этой главой и древними договорными актами.

1 Сихем. В том самом месте, где Бог впервые обещал дать землю потомкам Авраама (Быт. 12,6.7), Иисус Навин собрал все колена Израилевы, получившие свои уделы в земле обетованной (см. ком. к 8,30).

предстали пред Господа Бога. Эти слова не обязательно должны означать перенос скинии из Силома (19,51) в Сихем. Присутствие Бога не может ограничиваться только скинией (ср. 1 Цар. 4,3-11; 3 Цар. 8,27).

2-13 Эти стихи, повествуя об отношениях между Богом и народом Израилевым со времен Авраама, воспроизводят уже сказанное в книгах Бытие (ст. 2-4), Исход (ст. 5-7), Числа (ст. 8-10) и Книге Иисуса Навина (ст. 11-13). Кульминация этого изложения - дарование земли обетованной потомкам Авраама.

2 говорит Господь. Иисус Навин обращался к народу со словом Божиим, как это когда-то делал Моисей (Втор. 5,27).

за рекою. Предположительно имеется в виду Ур (Быт. 11,28) или Харран (Быт. 11,31).

3 Но Я. Действующим лицом в ст. 3-13 является Бог.

4 Исаву ... Иаков же. Принцип Божиего избранничества ясно представлен на примере Иакова и Исава (Быт. 25,23; Рим. 9,11).

5-7 Кратко излагая историю исхода, Иисус Навин коснулся только тех дел Божиих, непосредственной целью которых было спасение израильского народа (напр., сам исход из Египта) и которые достигли своей кульминации в овладении израильтянами землей обетованной.

5 вывел вас. Великое деяние Божие - спасение народа Израилева (Исх. 20,2) - имело своей целью одарение потомков Авраама землей обетованной (Исх. 15,17).

вас. См. ком. к ст. 7.

6 к Чермному морю. См. Исх. 13,18.

7 они... вами... Глаза ваши. О современниках Иисуса Навина говорится так, будто они были свидетелями спасительных дел Божиих минувших дней. Им надлежало знать о добром отношении Господа к народу Израиля на протяжении всей его истории вплоть, чтобы полагаться на Господа и в будущем.

много времени пробыли вы в пустыне. В этих словах резюмируется все (включая происшедшее у горы Синай), что случилось с момента перехода израильтян через Чермное море до их прихода в землю обетованную (см. ком. к ст. 5-7).

8 Аморреев. См. ком. к 2,10.

9 Валаама. См. 13,22 и ком.; Чис, гл. 22-24.

10 он благословил вас. В случае с Валаамом явлена абсолютная власть Бога над всеми (нынешними и будущими) врагами Его народа.

11-13 Эти стихи являются кратким изложением всей Книги Иисуса Навина.

11 Аморреи... Иевусеи. См. 3,10 и ком.

12 шершней. Возможно, это метафора внезапно возникшей паники (см. также 2,9; 5,1; Исх. 23,28).

не мечом твоим ... сделано это. Израильтяне получили землю обетованную не в результате успешно предпринятого военного похода - она была дарована им Богом по обетованию Его (см. ком. к 1,2; ср. Еф. 2,8).

13 дал. См. ком. к 1,2.

14 бойтесь Господа. Ср. 4,24. Страх Божий - это осознание милости Господа, Который остался верен Своим обетованиям (ср. Пс. 129,4); он ни в коей мере не отрицает любовь к Богу (Втор. 10,12.13; ср. 2,9 и 7,5).

отвергните богов. Эти слова могут означать свержение идолов или отказ от почитания других богов, или то и другое одновременно. Милость Бога к Израилю (ст. 2-13) требует поклонения исключительно Ему, о чем сказано в первой заповеди (Исх. 20,3).

за рекою. См. ком. к ст. 2.

в Египте. Об идолопоклонстве израильтян в Египте вспоминает пророк Иезекииль (Иез. 20,7-10; 23,3-8.19-21.27).

15 изберите себе ныне, кому служить. Эти слова не лишены иронии: если Израиль отвергнет Господа, он вынужден будет выбирать между теми богами, которые были отвергнуты Авраамом (ст. 2,3), и теми, которым поклонялись лишившиеся своих владений аморреи (ст. 8-12).

Аморреев. См. ком. к 2,10.

я и дом мой. См. 6,24; 7,24; Деян. 16,15.

16-18 Ответ народа на призыв, содержащийся в ст. 14, построен по следующей схеме: 1) отвержение других богов (ст. 16); 2) признание величия дел Божиих (ст. 17,18) и 3) готовность подчиняться Господу как своему Богу (ст. 18).

19 не возможете служить Господу. Эти парадоксально звучащие в данном случае слова очень скоро получат трагическое подтверждение (Суд. 2,7.10-13; 4 Цар. 17,7-23; ср. Втор. 31,16; Нав. 7,1-26 и ком.; 23,12.13 и ком.; 24,31 и ком.). Предостережение Иисуса Навина обосновано, с одной стороны, святостью Бога, Которому нельзя служить так, как служили другим богам, и, с другой - мятежным духом Израиля, слишком часто проявлявшимся в прошлом (22,17 и ком.).

святый. Только святой народ, т.е. отделенный от языческих народов (Лев. 18,3; 20,26), может служить Святому Богу (Лев. 19,2).

ревнитель. См. Исх. 20,5 и ком.

не потерпит. Под беззаконием подразумевается отступничество.

20 Если вы оставите... то Он наведет. Возможный перевод: "Ибо вы оставите... и Он наведет". Этот вариант согласуется с предшествующими высказываниями и с другими местами Священного Писания, как, например, с предсказанием во Втор. 31,16-18.

22 свидетели о себе. Если народ оставит Господа, то принятое в данный момент решение станет его обвинением, поскольку сделанный им выбор - служить Господу - подтвердил закономерность требования Бога быть безраздельно преданным Ему (ст. 16-18).

23 отвергните... и обратите. См. ст. 14 и ком.

25 заключил... завет. Ср. Быт. 15,18; Втор. 4,23; 29,1.

постановления. В этих постановлениях детально регламентируются обязанности Израиля в подобающем величию Господа служении Ему.

26 в книгу закона Божия. Вероятно, речь идет о той же книге закона, что и в 1,8;8,31;23,6.

под дубом. Ср. Быт. 12,6; 35,4; Суд. 9,6.

27 свидетелем. Ср. 4,20-24.

28 каждого в свой удел. См. 1,6 и ком.

29-33 Смерть Иисуса Навина и Елеазара завершает очередной этап в истории Израиля. Их погребение и захоронение костей Иосифа в земле, которая теперь принадлежала Израилю, символизируют верность Бога в исполнении Его обетовании, данных патриархам.

раб Господень. См. ком. к 1,1.

ста десяти лет. В таком же возрасте умер Иосиф (Быт. 50,22): столь долгая жизнь является знаком благословения Божия (ср. Втор. 34,7).

30 его удела. См. 19,49.50. В отличие от Авраама, который вынужден был покупать участок для погребения (Быт. 23,4; ср. Быт. 33,19), Иисус Навин похоронен на своей земле.

31 служил Израиль Господу во все дни. Верность Израиля оказалась, однако, весьма недолговечной (см. ст. 19,20 и ком.; Суд. 2,7.10-13).

32 кости Иосифа. Свершилось обетование, в которое верил Иосиф (Быт. 50,24.25).

поля, которое купил Иаков. См. Быт. 33,19. Новый порядок владения землей являет собой полную противоположность тому положению, в котором находились праотцы, ничего, кроме обетования, не имевшие.

33 Елеазар. См. ком. к 14,1.

Финееса. См. ком. к 22,13.


Книга судей израилевых