КОММЕНТАРИИ 2 страница

35 всем собранием Израиля. Т.е. перед всем израильским народом.

Глава 9

1,2 Эти стихи являются введением к гл. 9-12. Страх перед израильтянами, который деморализовал хананеев (5,1), теперь объединяет их против Иисуса Навина и Израиля.

1 Услышав. См. ст. 3 и ком.

Хеттеи ... Иевусеи. См. ком. к 3,10.

3 Гаваона. Действия жителей Гаваона (находившегося примерно в 13 километрах к северу от Иерусалима) контрастируют с общим для всего Ханаана стереотипом поведения (ст. 1,2).

услышав. Весть о непоколебимой верности Бога Своим обетованиям (2,10.11; 5,1; 9,1.9; 10,1; 11,1; ср. 7,9) вселяла в хананеев ужас, ибо означала, что Бог, Который "на небе вверху и на земле внизу" (2,11), истребит их (5,13 - 12,24 и ком.).

4 хитрость. Этот обман, который навлечет проклятие на гаваонитян (ст. 23), противоположен по своим мотивам поступку Раав (гл. 2).

6 из весьма дальней земли пришли мы. См. ком. к 9,3. Эта ложь возымела свое действие: предписание из Втор. 20,10-18 позволяло израильтянам предлагать мирные условия отдаленным городам.

союз. Иначе: "завет". Заключение завета было актом формального закрепления отношений, которые предусматривали намерение израильтян сохранить гаваонский народ, подчинив его Израилю.

7 Евеям. Эта этническая группа, к которой принадлежали гаваонитяне, входила в число тех народов, которых Бог повелевал изгнать из Ханаана (3,10).

может быть, вы живете близ нас? См. Втор. 7,1.2; 20,15-18.

9 во имя. См. 7,9 и ком. слышали. См. ст. 3 и ком.

10 все, что Он сделал. Речь идет о завоевании Ханаана Израилем (2,10). Аморрейским. См. ком. к 2,10.

14 Господа не вопросили. Не сказано, в какой форме это следовало сделать, но, как и в 5,6, и 7,1, нарушение Израилем завета состояло в том, что он не проявил покорности "устам Господа" (Втор. 8,3; ср. 1,7 и ком.).

15 мир. Смысл этого понятия объясняется следующей за ним фразой: "условие в том, что он сохранит им жизнь".

16.17 чрез три дня... на третий день. Возможно, что в обоих стихах говорится об одних и тех же трех днях. Расстояние от Галгала до Гаваона составляет примерно 30 километров.

18 возроптало. Ропот (против Моисея, Аарона и Самого Господа) был обычным делом для израильтян, когда они находились в пустыне (Исх. 15,24; 16,2.7-9; 17,3; Чис. 14,2.27.29).

20 гнев. См. ком. к 7,1. Нарушив ранее завет, который был основан на заповедях Божиих (7,11), Израиль на этот раз следует своей клятве, даже несмотря на ложь гаваонитян.

21 будут рубить дрова и черпать воду. Т.е. станут домашними рабами.

23 дома. Скиния называется домом в 1 Цар. 1,7. Во времена Соломона скиния находилась в Гаваоне (2 Пар. 1,3.5).

Бога моего. Опасность, исходившая от остававшихся в стране хананеев, заключалась в том, что они могли склонить израильтян к идолопоклонству (Втор. 7,4). Данное проклятие гаваонитянам подразумевало, что хотя Господь не будет их Богом, а они - Его народом, но, став рабами, они смогут прислуживать в доме Бога Израиля. Обряды, совершавшиеся в скинии (а впоследствии в храме), в частности, всесожжения, требовали большого количества дров и воды.

27 до сего дня. См. ком. к 4,9.

Глава 10

1-43 См. 9,1.2 и ком. В гл. 10 говорится о том, что враждебные Израилю народы, населявшие юг страны, побеждены благодаря вмешательству свыше. Сговор пяти царей (ст. 4) и их поражение (ст. 26,40-42) демонстрируют великую власть Бога и исполнение Его обетования. Эта битва Израиля подобна описанной во Втор. 20, которую на самом деле ведет Бог (ст. 14; Втор. 20,4), верный Своим обетованиям завета (ст. 8).

1 Адониседек. Это имя означает "Господь правды" или "мой Господь праведен" (ср. Быт. 14,18 и ком.).

Иерусалимский. Первое в Библии упоминание города Иерусалима (ср. Быт. 14,18).

2 город большой, как один из царских городов. В Гаваоне не было царя (9,11), но во всем остальном он был подобен другим хананейским городам-государствам с монархической формой правления.

3 Гогаму... Девиру. Цари пяти южных хананейских городов.

5 Аморрейских. См. ком. к 2,10.

6 спаси нас и подай нам помощь. Между Гаваоном и Израилем существовали заветные (договорные) отношения (9,15). Они давали право более слабому партнеру взывать к помощи более сильного. Подобные отношения напоминали завет между Богом и Израилем.

8 не бойся... Я предал. Это означает, что действия, описанные в данной главе, совершаются по обетованиям Божиим (см. 1,2.3.5-9; 8,1 и ком)

9 всю ночь шел. Гаваон был расположен на взгорье, приблизительно в 32 километрах к западу от Галгала, который находился в Иорданской долине.

11 больше было тех, которые умерли от камней града. Победа была дарована Израилю свыше (ст. 8). Ср. Пс. 17,8-17; Ис. 30,30.

12 в тот день, в который предал Господь. В данном фрагменте хронологическая последовательность событий не вполне ясна; возможно, они подаются ретроспективно.

солнце... луна. Иисус Навин, обращаясь к небесным светилам, взывает не к ним, а к Господу.

13 остановилось солнце. Солнце действительно остановилось, это нашло отражение в "Книге Праведного".

в книге Праведного. "Книга Праведного" - произведение, до нас не дошедшее (2 Цар.1,18).

14 Господь сражался за Израиля. См. Втор., гл. 20, особ. ст. 4; ср. Исх. 14,14.

19 ибо Господь... предал. Здесь, как и ранее, действует Сам Господь во исполнение Своих обетовании (ст. 8,10,14).

21 никто... не пошевелил языком своим. Описание благоговейного трепета, который испытывали израильтяне.

24 ногами вашими на выи царей сих. Символическое действие, обозначающее триумф победителей и унижение побежденных. Ср. 3 Цар. 5,3; Пс. 109,1; 1 Кор. 15,25.

25 не бойтесь. См. ком. к ст. 8.

26 повесил их на пяти деревах. См. ком. к 8,29.

27 до сего дня. См. ком. к 4,9.

28-39 Эти стихи повествуют о победах израильтян над городами южной части Ханаана. Разрушенные израильтянами хананейские города, подвергшиеся суду Божию, были одновременно предупреждением и для самого Израиля (1,2). Лейтмотивом данного фрагмента является тема единства Израиля, руководимого Богом и ведомого Иисусом Навином.

Глава 11

1-23 Это завершение повествования о том, как народ израильский овладел землей обетованной (ст. 16-23).

1-4 Ср. 10,1-5.

1 Услышав. См. ком. к 3,9.

Иавин, царь Асорский. Асор был важным городом северной Палестины (ст. 10); Иавин - возможно, наследственный титул его правителей (Суд. 4,2).

2 на равнине. В долине реки Иордан.

Хиннарофа. Хиннароф (Киннереф) одно из названий Галилейского моря (Геннисаретского озера), 12,3.

в Нафоф-Доре. Побережье Средиземного моря.

3 к Хананеям... к Иевусеям. См. ком. к 3,10.

4 многочисленный народ. Никакая угроза, исходившая от хананеев, не помешает исполнению обетования Божиего.

6 не бойся. Обетование Божие (1,2.3.9) вновь обещает победу, казалось бы, невозможную в сложившейся ситуации (ст. 4,5; ком. к 8,1; 10,8).

Я предам всех. Это выражение в древнееврейском языке имеет эмфатический характер. Оно идентично фразе "Я даю" (1,2).

8 предал... Господь. См. ст. 6.

11 предав заклятию. См. ком. к 6,16.

12 как повелел Моисей, раб Господень. Успех завоевателей здесь напрямую связан с выполнением указаний Моисея. Но повеления Моисея - это повеления Самого Господа, ибо Моисей был рабом Господним (см. ком. к 1,1-18; а также 1,1.3; 5,15 и ком.). Тем самым указывается на тесную связь между обетованиями и велениями Божиими, так что вера и послушание Господу - неразрывны (см. 1,7 и ком.).

16 всю... землю. В принципе, вся земля уже принадлежала израильтянам, хотя по факту "земли брать в наследие остается еще очень много" (13,1).

18 Долгое время. Эти слова указывают на то, что повествование в предшествующих главах является чрезвычайно сжатым.

19 мир. Т.е. мирный договор (см. 9,6.15).

20 от Господа было то, что они ожесточили сердце свое. Бог ожесточил сердца людей, дабы были исполнены Его замыслы. Тем не менее, этот акт Божией воли не противоречит Божественной справедливости и не исключает ответственности человека (ср. Исх. 10,1,2; Рим. 9,14-29).

21.22 Енакимов. Этот народ, живший в Ханаане, до такой степени внушал страх израильтянам, что их предыдущее поколение даже нарушило свои обязательства перед Богом (Чис. 13,26-33; Втор. 1,26-28). Разгромом енакимов завершается рассказ о том, как израильтяне, покорившиеся воле Господа, под предводительством Иисуса Навина завоевали землю обетованную (см. 14,12; 15,14).

23 успокоилась земля от войны. Подводится итог успешному завоеванию и, следовательно, исполнению обетования Божия, данного в 1,2-5 (см. 1,13; 21,45 и ком.).

Глава 12

1-24 Подводя итог всей завоевательной кампании, автор называет имена побежденных царей и их владения. Перечисление начинается с царей и их владений, находившихся к востоку от Иордана и покоренных еще во времена Моисея (ст. 1-6; см. 1,12-15 и ком.), и затем следует перечисление побед, одержанных израильтянами под руководством Иисуса Навина на западе от Иордана (ст. 7-24). Глава является хвалой Богу, Который сохранил верность Своим обетованиям.

1 земли. В состав "земли", данной Богом Израилю (ст. 7), включается территория к востоку от Иордана (1,12-15; 13,8-33; 22,1-34).

от потока Арнона. Эта река впадает в Мертвое море с востока и образует южную границу страны.

до горы Ермона. Гора Ермон расположена к северо-востоку от Галилейского моря.

равнину. Долину реки Иордан.

2-4 Сигон, царь Аморрейский... Ог, царь Васанский. Поражение Сигона и Ога стало началом завоевания Ханаана. Оно упоминается в книгах Ветхого Завета как свидетельство могущества и верности Бога (2,10; 9,10; Втор. 29,7.8; 31,4; Неем. 9,22; Пс. 134,11; 135,19.20).

6 Моисей, раб Господень. См. 1,1 и ком.

9-24 Перечень соответствует порядку изложения предыдущих глав, однако сделанные добавления показывают неполноту и выборочность предыдущего материала.

Глава 13

1 - 21,45 В третьем разделе Книги Иисуса Навина подробно рассказывается о распределении земли между коленами Израиля. Перечисления границ и городов свидетельствуют об исполнении обетования Божия, о верности Бога Своим "добрым словам" и "добрым обетованиям" (21,45). Отдача земли в удел тем или иным коленам не во всех случаях означала фактическое ее заселение данными коленами (23,13). Определить местоположение многих названных здесь территорий не представляется возможным.

1-7 В слове Божием, сказанном Иисусу Навину, отмечается незавершенность завоевания (ст. 1-5), содержится обещание изгнать "от лица сынов Израилевых" всех оставшихся жителей (ст. 6) и повеление Иисусу Навину наделить землей колена Израилевы (ст. 6,7).

1 Иисус состарился. Т.е. новых завоеваний при жизни Иисуса Навина уже не будет.

земли брать в наследие остается еще очень много. В Книге Иисуса Навина говорится как об исполнении обетовании Божиих (11,23; 21,45), так и о том, что реально израильтяне овладели еще не всей страной (13,1; 23,4.5). Господь остался верен Своему народу, тем не менее, окончательное исполнение обетования предстояло в будущем (см. 1,4; 21,45; Быт. 13,15).

3 считаются Ханаанскими. Филистимляне не были, строго говоря, хананеями, но их территория относилась к Ханаану, и потому на нее тоже распространялось обетование Божие Израилю.

4 Аморрейских. См. ком. к 2,10.

6 Раздели. Букв.: "брось". Подразумевается распределение по жребию (14,2; 15,1 и ком.; 18,6; 19,51). в удел. См. ст. 8 и ком. к 1,6.

8-33 Иисус Навин завершает дело, начатое Моисеем, при котором земля к востоку от Иордана была поделена между коленами Рувимовым (ст. 15-23), Гадовым (ст. 24-28) и половиной колена Манассиина (ст. 29-31). Тем самым утверждается единство Израиля, несмотря на естественный рубеж внутри страны по реке Иордан (22,25).

7 колена Манассиина. Манассия - старший из двух сыновей Иосифа (Быт. 48).

8 колено Рувимово. Рувим - старший сын Иакова от Лии (Быт. 29,32; 35,22; 49,3,4).

Гадово. Гад - седьмой сын Иакова (первенец от Зелфы, Быт. 30,9-11; 49,19).

13 сыны Израилевы не выгнали жителей. См. Суд. 1,27-36; 2,20 - 3,6.

до сего дня. См. ком. к 4,9.

14 колену Левиину. Левий был третьим сыном Иакова, рожденным от Лии (Быт. 29,34; 34,25; 49,5). Тот факт, что Левий не получил в удел землю ни от Моисея, ни от Иисуса Навина, объясняется здесь и в ст. 33 (см. также 14,3.4; 18,7; Втор. 18,1-8). Двенадцать колен, на которые делился народ Израиля, часто и в различной форме перечисляются в Ветхом Завете. В данной главе названы двенадцать родовых территорий, поскольку потомки Иосифа рассматриваются как два колена: Ефремово и Манассиино (14,4; Быт. 48,5).

22 Валаама, сына Веорова. См. Чис. 31,8. Валаам ассоциировался с "беззаконием Фегоровым" (22,17 и ком.).

прорицателя. Деятельность прорицателей была широко распространена у языческих народов, в Израиле же она была запрещена (Лев. 19,26; Втор. 18,9-14; 1 Цар. 15,23; ср. 4 Цар. 17,17; 21,6; Ис. 2,6; Иез. 13,23).

33 колену Левиину. См. ком. к ст. 14.

Глава 14

1 - 19,51 В этих главах более подробно рассказывается о наделении колен Израилевых землей к западу от Иордана.

1 в удел. См. ком. к 1,6.

земле Ханаанской. Здесь подразумевается земля на запад от Иордана.

Елеазар священник. Елеазар - сын Аарона, первосвященника (Исх. 6,23). Здесь он получает первенство перед Иисусом Навином, возможно потому, что играет главную роль в бросании жребия (Исх. 28,30; 1 Цар. 2,28).

2 жребию. См. ком. к 15,1.

4 левитам. См. ком. к 13,14.

4 Манассиино и Ефремово. См. ком. к 13,7.14.

6-15 Рассказ о выделении Иисусом Навином земли израильским коленам начинается с истории о том, как получил свой удел Халев, один из мужей, "которых посылал Моисей высмотреть землю Ханаанскую" (Чис. 13,17.18). Сам Иисус Навин получил удел, лишь когда сыны Израилевы "окончили разделение земли" (19,49).

6 Галгал. Вероятно, это тот же Галгал, что и упомянутый в 10,43; расположен к востоку от Иерихона.

Халев. Халев был представителем колена Иудина среди двенадцати мужей, посланных Моисеем осмотреть землю обетованную (Чис. 13,7). Халев и Иисус Навин (представлявший в той группе колено Ефремово) были единственными, кто поверил тогда обетованию Божию (Чис. 13,30; 14,6-9.24.30.38; Втор. 1,36).

7 что было у меня на сердце. Букв.: "слово, согласное с тем, что было в сердце моем". В рассказе Халева нашла выражение его вера обетованию Божию (Чис. 14,6-9).

8 привели в робость сердце народа. Смятению народа противостояла крепость духа Халева и его вера в Божие обетование (ст. 7; ком. к 7,5).

9 клялся Моисей. Эта клятва не зафиксирована.

12 сыны Енаковы. См. ком. к 11,21.22.

Господь будет со мною. Букв.: "Господь со мною" (см. 1,5 и ком.).

я изгоню их. Вера в обетование Божие выражается не в пассивном ожидании, а в послушной деятельности (см. ком. к 1,6.7; 17,15).

13 благословил. См. ком. к 8,33.

14 до сего дня. См. ком. к 4,9.

15 земля успокоилась от войны. См. ком. к 11,23.

Глава 15

1-63 В этих стихах - первое и наиболее подробное описание надела, выделенного колену Иудину, которому суждено играть важную роль в дальнейшей истории Израиля как колену Давидову (и, следовательно, колену ожидаемого Мессии, Ис. 11,1; см. Быт. 29,35; 49,8-12). В этой и последующих главах многие географические названия не могут быть однозначно идентифицированы. Более того, распределение земель не обязательно соответствует во всех деталях тем территориям, которые впоследствии занимали различные колена, поскольку в описываемый период обетование полностью еще не осуществилось (см. Введение: Характерные особенности и темы).

1 Жребий. Ср. 14,2; 18,6. Способ бросания жребия здесь не уточняется; важно, что земля распределялась не по воле людей (Притч. 16,33; 18,18).

8 Иерусалим. В описываемый момент Иерусалим находился за пределами территории колена Иудина.

14 сынов Енаковых. См. ком. к 11, 21.22.

17 Гофониил. См. Суд. 3,7-11.

• 15, 19 благословение. См. 14,13 и ком. к 8,33.

20-62 В этих стихах содержится подробный перечень городов на территории, данной в удел колену Иудину. Хотя местонахождение многих из них не может быть достоверно установлено, их число указывает на исполнение обетования Божия (21,45).

20 удел. См. ком. к 1,6.

63 Иевусеев... не могли изгнать сыны Иудины. Это замечание о неудаче колена Иудина (Втор. 7,1) служит еще одним свидетельством, что обетования Божий в описываемый период полностью не исполнились (21,45 и ком.).

Иевусеев. Победа над иевусеями (Суд. 1,8), по-видимому, не была окончательной (ср. Суд. 1,21).

до сего дня. См. ком. к 4,9.

Глава 16

1 - 17,18 История наделения землей двух колен Иосифовых. Иосиф, одиннадцатый сын Иакова и первый от Рахили (Быт. 30,22-24), получил двойное первородство: два его сына - Ефрем и Манассия (Быт. 41,50-52; см. ком. к 13,14) считались основателями отдельных колен (Быт., гл. 48). Половина колена Манассиина уже получила к тому времени землю к востоку от Иордана (17,1).

1 жребий. См. ком. к 15,1.

4 удел. См. ком. к 1,6.

5-10 Ефрем был младшим сыном Иосифа (Быт. 41,52). То, что удел Ефремов описывается раньше удела Манассиина, отражает, вероятно, первородство, данное Ефрему (Быт. 48,12-20).

10 не изгнали Хананеев. См. ком. к 15,63.

до сего дня. См. ком. к 4,9.

Глава 17

1 выпал жребий. Это относится к половине колена Манассиина, поселившейся к востоку от Иордана (13,29-31).

Манассии. См. ком. к 13,7. Манассия был старшим из двух сыновей Иосифа, но по занимаемому положению стоял ниже Ефрема (Быт. 41,50.51; 48,12-20).

первенец Иосифа. См. ком. к 16,5-10.

первенцу Манассии. См. Быт. 50,23.

2 Достались. Здесь говорится о наделении землей к западу от Иордана второй половины колена Манассиина.

уделы. См. ком. к 15,1.

3-6 Согласно обетованию Божию, дочери могли наследовать удел отца "если у него не было сыновей" (Чис. 27,3-11).

12,13 не могли выгнать... изгнать не изгнали их. См. ком. к 15,63; 21,45.

14-18 Жалобы потомков Иосифа (ст. 14) и их страх перед хананеями (ст. 16) контрастируют с верой и храбростью Халева (14,6-12).

14 один жребий. Территория колена Манассиина по обе стороны Иордана и удел колена Ефремова фигурируют здесь как "один жребий и один участок" (см. ком. к 15,1).

многолюден ... благословил. См. ком. к 8,33. Бог обетовал Аврааму многочисленное потомство (Быт. 15,5).

15 пойди... расчисти себе место. Вера в обетование Божие выражается в смелых и решительных действиях (см. ком. к 1,6.7; 14,12).

16 не останется... Хананеев. Страх сынов Иосифа и их нежелание подчиниться словам Иисуса Навина проистекают из неверия в обетование Божие.

18 сильны. Страхи потомков Иосифа будут рассеяны, когда они вспомнят об обетовании Божием (ср. 1,5).

Глава 18

1 - 19,51 Остальные семь колен получили свои наделы в Силоме; город Фамнаф-Сараи перешел в удел Иисусу Навину (19,49.50).

1 Все общество... собралось. См. 8,35 и ком. Силом. Находившийся на землях колена Ефремова (16,6) Силом ранее не фигурировал в библейской истории, но отныне он становится местом, которое изберет Господь, Бог Израиля (Втор. 12,5.11.18; ср. Иер. 7,12). Во времена Давида эта роль перейдет к Иерусалиму. О значении Силома в истории Израиля см. 22,12; Суд. 18,31; 21,19; 1 Цар. 1,3.24; 2,14; 3,21; 4,3; 14,3; 3 Цар. 2,27; 11,29; Пс. 77,60; Иер. 7,12.14; 26,6.9.

скинию собрания. Так в Книге Иисуса Навина скиния называется только здесь и в 19,51 (просто "скиния" - в 22,19.29; ср. 6,23; 9,23). "Собрание" - это встреча Бога с Его народом (см. ком. к 1,5). Важное значение скинии, или шатра (здесь они уже не различаются, как в Исх. 33,7; ср. Исх. 27,21), было обусловлено тем, что в ней находился ковчег (см. ком. к 3,3.4; 4,16), хранивший в себе "откровение" (Исх. 25,10-22) - скрижали с Десятью Заповедями.

3 нерадеть. Иначе: "выжидать". Ср. Притч. 18,10.

взять в наследие. Т.е. полностью овладеть страной (ср. 1,11.15; 13,1; 21,43). Упрек, звучащий в вопросе Иисуса Навина (см. ком. к 21,45), закономерен, ибо основывается на обетовании Божием (см. ком. к 1,11).

Бог отцов ваших. Напоминание об обетованиях, данных в свое время праотцам (см. ком. к 1,1-9).

6 жребий. См. ком. к 15,1.

пред лицем Господа. Скиния символизировала присутствие Бога, Который говорил "над крышкою, посреди двух херувимов" (Исх. 25,22).

7 а левитам нет части... Гад же, Рувим и половина колена Манассина. Вновь дается объяснение двум фактам, которые обращают внимание на двенадцатиколенную структуру Израиля (см. ком. к 13,8-33 и 13,14).

Глава 19

1 среди удела сынов Иудиных. Удел Симеона, второго сына Иакова, рожденного от Лии (Быт. 29,33), находился внутри удела колена Иудина (ср. Быт. 49,7). Иуда и Симеон вместе фигурируют в Суд. 1,3.17. На каком-то этапе колено Симеоново, по-видимому, утратило свою самостоятельность.

8,9 удел. См. ком. к 1,6.

10-16 Здесь указан удел сынов Завулоновых. Завулон был десятым сыном Иакова и шестым - от Лии (Быт. 30,19.20).

15 двенадцать. Список этот, судя по всему, не полный.

17-23 В этих стихах дается перечень городов и краткие сведения о границах удела Иссахара. Иссахар был девятым сыном Иакова и пятым - от Лии (Быт. 30,18).

24-31 Здесь перечислены города в уделе сынов Асировых. Асир был восьмым сыном Иакова и вторым - от Зелфы (Быт. 30,12.13).

30 двадцать два. В действительности населенных пунктов названо больше, но некоторые города названы вместе "с селами их".

32-39 В этих стихах обозначена территория, данная в удел сынам Неффалима, который был шестым сыном Иакова и вторым - от Валлы (Быт. 30,7.8).

38 девятнадцать. Перечень, по-видимому, не полный.

39 удел. См. ком. к 1,6.

40-48 В этом фрагменте описывается удел колена сынов Дановых. Дан был пятым сыном Иакова и первым - от Валлы (Быт. 30,3-6).

46 вышел предел сынов Дановых мал для них. Другие возможные варианты перевода: "сыны Дановы с трудом взяли свой удел", "удел сынов Дановых был потерян для них". Более подробный рассказ о том, как сыновьями Дана был завоеван город Ласем (или Лаис), содержится в Суд. 18.

49,50 См. ком. к 14,6-15.

50 по повелению Господню. Такое повеление Господа не зафиксировано в книгах Священного Писания (ср. ком. к 14,9; см. Чис. 14,30).

Фамнаф-Сараи. Место, где будет погребен Иисус Навин (24,30).

51 Елеазар. См. ком. к 14,1.

в Силоме. См. ком. к 18,1.

пред лицем Господним. См. ком. к 18,6.

скинии собрания. См. ком. к 18,1.

Глава 20

1-9 После записи о разделе земли немедленно следует обеспечение основ правосудия на этой земле, что отражает Божию заботу как о справедливости, так и о самой человеческой жизни. Приведенная в гл. 20 концепция справедливости подразумевает адекватное возмездие за содеянные преступления и отвергает мщение, поскольку оно может обернуться несправедливостью (см. Втор. 4,41-43).

2 города убежища. Нарушившие закон (ст. 3) могли рассчитывать здесь на беспристрастный суд и спастись от неправедной мести. Кроме того, эти города были определены как места поселений левитов, что подразумевало обязательное исполнение Божиего Закона (21,13.21.27.32.36.38; Чис. 35,6).

о которых Я говорил вам чрез Моисея. См. Исх. 21,12-14; Чис. 35,6-34; Втор. 19,1-13.

3 по ошибке, без умысла. Неумышленный грех особо оговаривался в иудейском законе (Лев. 4,2.13.22.27; 5,15,18; Чис. 15,22-29; 35,22; Втор. 4,42; 19,4; Иез. 45,20; ср. Евр. 9,7).

мстящего за кровь. Подразумевается либо ближайший к убитому родственник мужского пола, либо должностное лицо того города, где было совершено убийство (Чис. 35,19-21).

4 у ворот города. Городские ворота были обычным местом судебных разбирательств (Руфь 4,1-12).

старейшина. По-видимому, старейшины проводили предварительное слушание по делу обвиняемого.

5 они не должны выдавать в руки его убийцу. Т.е. существовала презумпция невиновности.

6 общество. См. ком. к 9,15.

умрет великий священник. Смерть первосвященника означала конец определенной эпохи, в связи с чем прекращалось или смягчалось действие ряда постановлений.

7 отделили. Иначе: "освятили".

8 к востоку. См. Втор. 4,41-43.

9 пришельцев. Закон Моисея предписывал заботиться о чужестранцах, оказавшихся в Израиле (напр., Исх. 12,48.49; 20,10; 22,21; 23,9.12).

Глава 21

1-42 Последним обстоятельным описанием раздела земли между израильскими коленами (гл. 13-21) является рассказ о выделении городов для левитов (13,14 и ком.; 13,33; 14,3.4; 18,7). Оставаясь во владении тех колен, которым они были первоначально выделены, эти города вместе с прилегающими пастбищами предоставлялись левитам "для жительства" (ст. 2).

1 к Елеазару. См. ком. к 14,1.

2 в Силоме. См. ком. к 18,1.

Господь повелел чрез Моисея. Здесь - аллюзия на Чис. 35,1-8. Просьба левитов, как и просьба, с которой обращался Халев (14,6-12), проистекала из веры в обетование Божие.

3 из уделов. См. ком. к 1,6.

4 жребий. См. ком. к 15,1.

племенам Каафовым. Потомкам Каафа, второго сына Левия, было даровано первенство: от его семьи через Аарона ведет свое происхождение священническая линия Израиля.

Аарона. Аарон - внук Каафа и сын Амрама (Исх. 6,18.20) - и его сыновья были избраны Богом на священнослужение (Исх. 28,1; Лев. 8,1-36).

Иудина... Симеонова... Вениаминова. Города, выделенные этим коленам, находились вблизи Иерусалима, где впоследствии был воздвигнут храм. Сам Иерусалим в данной главе не упоминается.

6 Гирсоновым. Гирсон был первым сыном Левия (Исх. 6,16; Чис. 3,17).

7 Мерариным. Мерари был третьим сыном Левия (Исх. 6,16; Чис. 3,17).

10 жребий их был первый. Этими словами подчеркивается первенство священнослужителей (ст. 4).

12Халеву. См. ком. к 14,6.

13 город убежища. См. ком. к 20,2.

17 Гаваон. См. ком. к 9,3. Жители Гаваона должны были служить в доме Божием (9,23 и ком.).

43-45 В этих стихах дано краткое резюме богословия всей Книги Иисуса Навина, а именно: Бог верен Своим обетованиям.

43 отдал Господь. На протяжении всей книги звучит мысль: земля обетованная - дар Божий Израилю (см. ком. к 1,2).

дать клялся отцам их. Верность Бога, о которой свидетельствует Книга Иисуса Навина - это верность обетованиям, данным Аврааму, Исааку и Иакову. В Новом Завете эти обетования могут быть отождествлены с благовестием (Гал. 3,8; см. Введение: Характерные особенности и темы).

получил и ее в наследие. См. ком. к 1,11; 18,3.

44 покой. См. ком. к 1,13.

никто... не устоял. Эти слова обобщают содержание гл. 1-12 и свидетельствуют о непреходящей силе обетования (1,5).

врагов. См. ком. к 23,1.

45 Не осталось неисполнившимся ни одно слово. Нет никакого противоречия в том, что книга одновременно говорит и о полном овладении землей обетованной (10,40-42; 11,23; 21,43-45 и ком.; 23,1.14), и о незавершенности ее завоевания при жизни Иисуса Навина (13,1-7; 15,63; 17,12.13; 18,3; 23,5). Хотя оставалось еще много земли, которой надлежало овладеть, во дни Иисуса Навина Бог доказал неизменную верность Своим обетованиям (см. ком. к 13,1).

дому Израилеву. Израиль понимается как единое целое (см. ком. к 1,12-15; 13,8-33).

Глава 22

1 - 24,33 В трех завершающих главах книги трактуется тема верности Израиля Богу, явившему милость Своему народу и доказавшему верность Своим обетованиям.

1 колено Рувимово... колена Манассиина. См. ком. к 13,8-33.

4 успокоил. См. 21,44; 1,13 и ком.

5 исполнять... любить... хранить. Здесь содержится краткое наставление, как надлежит человеку отвечать на милость Божию.

6 благословил. См. 14,3 и ком. к 8,33.

8 возвращаетесь. Слова благословения, которые произносит Иисус Навин, звучат в форме императива (ср. Быт. 1,28). Повиновение этим повелениям уже суть благословение.

9 из Силома. См. ком. к 18,1.

Галаад. В данном случае имеется в виду вся земля к востоку от Иордана.

10 в окрестности Иордана. Возможно, в Галгал, как сказано в Септуагинте.

жертвенник большой по виду. Эти слова согласуются с назначением жертвенника служить напоминанием последующим поколениям (ст. 27).

12 все общество сынов Израилевых. См. ком. к 18,1.

идти... войною. Такая реакция израильтян может быть объяснена предписанием не иметь другого жертвенника, как и не поклоняться иному богу (Лев. 17,8.9). Иудейский закон требовал наказания за отступничество (Втор. 13,12-18).

13 Финееса. Делегацию "из десяти начальников", отправившихся в землю Галаадскую, возглавил Финеес, ранее прославившийся тем, что отвратил ярость Господа от сынов Израилевых (ст. 17; Чис. 25,7.8).

16 говорит все общество. О единстве Израиля говорится на протяжении всей Книги Иисуса Навина. Географические границы и социальные различия стираются верой в единого Бога: под сенью обетовании Божиих весь Израиль является одним народом (см. ком. к 13,8-33). Разрушить это единство может лишь отступничество о Бога.