КОММЕНТАРИИ 1 страница

Глава 1

1-18 Слова "По смерти Моисея" указывают как на момент истории, с которой начинается книга, так и на духовный кризис (или кризис богословия Израиля). Смерть Моисея стала завершением суда Божия над поколением израильтян, вышедшим из Египта (5,4-6; Втор. 1,35; 32,51). Однако и "по смерти Моисея" Господь Бог Израиля остался верен Своим обетованиям (см. Введение: Характерные особенности и темы). Данная истина вначале открывается Иисусу Навину Самим Богом (ст. 1-9), а затем уже сообщается Иисусом Навином Израилю через его начальников (ст. 10,11).

1-9 Главное, о чем напоминает Господь Иисусу Навину "по смерти Моисея", - это об обетовании, данном Аврааму (Быт. 12,7; 13,14-17). Обетование подтверждается в ст. 2-5.

1 раба Господня. Это почетное именование (Быт. 26,24), которого будет удостоен после смерти и Иисус Навин (24,29), указывает на особое место, отведенное Моисею в промысле Божием (ср. Ис. 42,1).

Иисусу. Моисей изменил первоначальное имя Иисуса Навина - Осия ("спасение") - на новое - Иисус ("Господь есть спасение", Чис. 13,17). Впервые Осия - Иисус упоминается как помощник Моисея в Исх., гл. 17. Он был одним из мужей, посланных из Кадеса на разведку земли (Чис. 13,9); вместе с Халевом он призывал израильтян полагаться во всем на Господа и не противиться Ему (Чис. 14,6-9). Посему его, как и Халева (Втор. 1,36), не коснулся гнев Божий, которого не избежало целое поколение израильтян, вышедших из Египта.

Несмотря на то, что Иисус Навин предстает как преемник Моисея (Чис. 27,12-23; Втор. 3,28; 31,1-8), он и после смерти пророка продолжает играть подчиненную по отношению к нему роль, будучи обязанным следовать книге закона (1,8 и ком.) и призванный исполнять повеления Моисея (1,7; 8,31; 11,12.15; 14,2.5; 20,2). То, что Иисус Навин стал вождем Израиля после смерти Моисея, знаменует, с одной стороны, непрерывность исторического процесса (в том, что касается неизменности Божественного промысла в отношении Израиля), а с другой - некий рубеж, отделяющий последующую историю от эпохи Моисея, которая была и остается эталоном для более поздних поколений.

2 перейди через Иордан сей. Израильтянам, находящимся к востоку от Иордана (Втор. 1,1), предстоит спуститься в долину реки и преодолеть водную преграду, дабы овладеть землей, обетованной им Богом (3,15).

даю. Земля обетованная - это дар Господа, Который остался верен Своему обещанию, данному Им Аврааму (ст. 3,6). Земля обетованная служит здесь воплощением того, что в Новом Завете именуется "благодатью" (Еф. 2,8; см. ком. к 21,43).

3 стопы ног ваших. Слово "ваших", как и в ст. 4, свидетельствует, что обетование адресовано всему народу Израиля.

как Я сказал Моисею. Обетование Моисею подтверждало более раннее обетование, данное Аврааму (ст. 6; Исх. 3,16.17).

4 Земля обетованная, о которой говорится здесь, по своим размерам превосходит территорию, которой израильтяне овладели в дни Иисуса Навина, и соответствует границам государства эпохи Давида и Соломона (3 Цар. 4,21). Обетование земли в Книге Иисуса Навина рассматривается как относящееся к грядущим временам (13,1 и ком.; 23,5,12.13).

5-9 Обетование Божие адресуется непосредственно Иисусу Навину как преемнику Моисея.

5 буду и с тобою. См. Быт. 26,3; Исх. 3,12. Присутствие Бога - это не отвлеченное понятие и не мистическое переживание, но реальное, фактическое присутствие Его с целью исполнить данное Им обетование.

6 Будь тверд и мужествен. Уверенность, основанная на обетованиях Божиих, - суть библейской веры.

во владение. Это слово, как и родственные ему по смыслу слова "наследство" и "наследие", как правило, означает фактическое получение израильтянами земли обетованной, подразумевая обетование, данное прежде Аврааму, и наследование, которое дает определенные блага, равно как и налагает ответственность (1 Пет. 1,4).

отцам. Т.е. Аврааму, Исааку и Иакову.

7 исполняй. Здесь наглядно показана взаимосвязь между верой и смирением. Вера есть уверенность, основанная на обетованиях Божиих (ст. 6) и проявляющаяся в послушании Богу (ст. 7).

закон. В древнееврейском языке значение этого слова включает в себя и обетования Божий, и Его заповеди, а также записи деяний Божиих. В данном случае возможен перевод "учение". завещал. Букв.: "заповедал", "повелел".

8 книга закона. См. 8,34.35; 24,26; Втор. 31,24-26.

поучайся. Ср. Пс. 1,2: "о законе Его размышляет он день и ночь". Размышления над книгой закона и точное выполнение всего, что в ней записано, ведут к смирению и успеху (ст. 8), укрепляют веру и вознаграждают присутствием Божиим (ст. 9).

11 три дня. Значительная часть книги не имеет строгой хронологической последовательности (см. Введение: Характерные особенности и темы). В древнееврейском языке выражение "три дня" может означать и "несколько дней".

взять. Бог предопределил, что народ Израиля должен овладеть землей обетованной, поэтому обретение израильтянами земли есть акт послушания и веры (см. ком. к 18,3).

12-15 В книге Числа (гл. 32) рассказывается об обстоятельствах, при которых два с половиной колена Израилевых (13,8) получили в свое владение уделы к востоку от Иордана. Тем не менее подразумевалось, что они в полной мере будут участвовать в завоевании Израилем земли обетованной (Чис. 32,16-32; Втор. 3,18-20). Весь Израиль, как единое целое, должен вступить во владение обетованной землей.

13 успокоил. См. также ст. 15. Цель Божиего дара - земли обетованной - часто обозначается в Писании как покой (напр., 11,23; 21,44; 22,4; 23,1). Ср. Быт. 2,1-3; см. Евр. 3,7-4,11.

16-18 В послушном ответе народа Иисусу Навину, а следовательно Богу, видна сущность связи между верой и послушанием: послушание народа является прямым свидетельством того, что Израиль верит обетованию.

Глава 2

1 - 5,12 Описывается переход израильтян из Ситтима (2,1) через реку Иордан (гл. 3; 4; ср. 1,2) в землю Ханаана. Этот переход знаменует конец предыдущей эпохи (5,9) и начало новой жизни в земле обетованной (5,12), являя собой первое из имеющихся в книге свидетельств верности Бога Своим обетованиям.

1-24 Продолжению гл. 1 предшествует история о том, как высланные вперед соглядатаи возвратились в тот момент, когда Иисус Навин провозглашал обетования Божии (ст. 24; ср. 1,2-5). Наряду с детальным описанием разгрома хананеев (гл. 6-12) особое внимание уделяется Раав - хананеянке, языческой "блуднице" (Лев. 18,24). Именно из ее уст соглядатаи услышали свидетельство веры в обетование Божие и в могущество Господа (ст. 9-11). С верой в Господа Раав взывает к "милости" (ст. 12), находит ее (ст. 14) и обретает свое место среди народа Божия (6,24).

1 из Ситтима. Напоминание о прежних беззакониях израильтян - как плотских, так и духовных (Чис. 25,1-3).

соглядатаев. Т.е. разведчиков. Миссия соглядатаев и завоевание Ханаана предопределены обетованием Божиим. См. ст. 24 (ср. Чис. 13,17-20).

Иерихон. Город, который станет центром событий на первом этапе завоевания (гл. 6).

блудницы. См. Иак. 2,25; Евр. 11,31.

Раав. Упоминается в Новом Завете в числе предков Иисуса Христа (Мф. 1,5), а также как пример веры (Евр. 11,31) и добрых дел (Иак. 2,25).

2 царю. Ханаан подразделялся на города-государства, в каждом из которых был свой царь.

4,5 я не знала. Ср. "я знаю" в ст. 9. Ложь, произнесенная Раав, здесь не оправдывается и не осуждается. В Новом Завете апостол Иаков одобряет ее поступок (Иак. 2,25). В данном же тексте внимание акцентируется на причине, по которой Раав укрыла соглядатаев (ст. 9-11).

10 ибо мы слышали. Уверенность Раав, равно как и ужас хананеев, основаны на том, что Господь уже сделал для Израиля, доказав верность Своему обетованию (см. 9,3 и ком.).

с Сигоном и Огом. См. 12,2-4 и ком.

Аморрейскими. Общее именование, применявшееся иногда ко всем народам, населявшим Ханаан (напр., 24,15), в частности - к жителям холмистой части страны (напр., 5,1) или только к тем, кого отличали от иевусеев, также занимавших гористую территорию (напр., 3,10).

истребили. См. ком. к 6,16.17.

11 Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу. Раав признает Бога в соответствии с тем, как Господь открыл Себя израильтянам (Втор. 4,39).

12 милость. Раав проявила милость к израильтянам и теперь рассчитывает на милость к себе.

знак. Вероятно, имеется в виду клятва (ст. 14).

13 избавите души наши от смерти. Залогом милости, которой ожидает Раав, является надежность обетования Божия. Эта милость - не что иное, как избавление от Его грядущего гнева (ср. 1 Тим. 1,10).

14 когда же Господь предаст нам землю. Подтверждение незыблемости обетования.

18 червленую веревку. Веревка не упоминается в гл. 6, где говорится о спасении Раав и ее семьи (6,21-24). Ее ярко-красный цвет вряд ли имеет символическое значение, хотя иногда его связывают с кровью пасхального агнца и с кровью Христа.

24 Господь (Бог наш) предал всю землю сию. Соглядатаи возвращаются с подтверждением обетования Божия (1,2), которое было известно и блуднице Раав (2,9-11).

Глава 3

1 - 4,24 Переход через реку Иордан, разделявшую пустыню и землю обетованную, стал одним из чудес (3,5), сравнимых по значимости с переходом через Чермное море (4,23; ср. 3,7; 4,14). Великий смысл этих чудес, свидетельствующих о могуществе десницы Господней, раскрывается в 4,24. Ковчег завета, который священники несли впереди народа (3,6), связывает в описании происходящих событий могущество Бога с Его обетованиями, положенными в основу завета. Сила и могущество Господа явлены в Его верности обетованиям.

2 три дня. См. ком. к 1,11.

3 ковчег завета Господа Бога вашего. См. Исх. 25,10-22; Втор. 10,5. Ковчег завета, о котором часто упоминается в гл. 3; 4; 6 и 8, символизирует не только присутствие Господа (Чис. 10,33-36) и верность Его Своим обетованиям, но и обязательства, лежащие на Израиле (см. ком. к 1,5; 24,25). священников... и левитов. Точнее: "священников из левитов". См. Втор. 10,8.

4 не подходите к нему близко, чтобы знать вам путь, по которому идти. Вероятно для того, чтобы ковчег видело как можно большее число людей (4,11).

5 освятитесь. Вероятно, речь идет о действиях, таких как омовение, символизирующих святость народа. Такое же требование выдвигалось в связи с сошествием Бога к народу у горы Синай (Исх. 19,10.14.15).

чудеса. Это же слово употребляется применительно к казням египетским (Исх. 3,20; Суд. 6,13; Пс. 77,11; Мих. 7,15) и к завоеванию Ханаана (Исх. 34,10; 1 Пар. 16,9-24; ср. Иер. 21,2).

7 Я начну прославлять тебя. Повторением чудес, некогда совершенных Моисеем на Чермном море, Господь утвердил авторитет Иисуса Навина в качестве вождя народа (см. 4,14 и ком.).

дабы они узнали. В Ветхом Завете часто упоминается о том, что целью дел Божиих является дарование человеку знания (см., напр., Исх. 8,10; Втор. 4,35; 4 Цар. 19,19; Ис. 45,6). Это знание не интеллектуального характера (2,9.10; 4,24). В данном случае объектом знания является присутствие Бога с Иисусом Навином (1,5 и ком.; ср. Исх. 14,31).

9 выслушайте слова Господа. Это - самое основное для народа Божия (см. 1,8; 24,2).

10 из сего. Имеется в виду чудесный переход через Иордан, но особое внимание уделяется ковчегу завета (ст. 11).

узнаете. Т.е. узнаете из собственного опыта (ср. ст. 7), что Бог будет с Израилем, дабы исполнить Свое обетование. Это знание уже обрела иерихонская блудница Раав (2,9).

Бог живый. Бог Израиля противопоставляется безжизненным идолам (Втор. 32,21).

Хананеев... Иевусеев. Народы, населявшие Ханаан (Быт. 15,18-21; Втор. 7,1). См. ком. к 2,10.

11 ковчег завета Господа всей земли. Букв.: "ковчег завета, Господь всей земли". Не только ковчег завета как символ присутствия Господа, но Сам Господь пойдет впереди народа. Он - Господь всей земли, и потому все последующие события будут иметь цель, по своему значению выходящую далеко за пределы Израиля (4,24; ср. 2,11; Быт. 12,3; Исх. 19,5.6).

12 возьмите себе двенадцать человек. Повеление в данном случае предвосхищает главную тему гл. 4 (4,2).

13 иссякнет... остановится стеной. Ср. Исх. 15,8 и Пс. 77,13.

14 ковчег завета. Букв.: "ковчег, завет". Тем самым ковчег фактически отождествляется с заветом (см. ком. к ст. 3).

15 Иордан же выступает... дни жатвы пшеницы. Указание, что события происходят в период максимального полноводья Иордана.

17 народ. Это слово здесь и далее относится к Израилю (4,1; 5,8; 10,13). Возможно, в данном случае оно напоминает о словах из Быт. 12,2 и Исх. 19,6.

Глава 4

2 двенадцать ... из колена. Таким образом был представлен весь Израиль (ср. 1,12-15).

6 знамением. Это свидетельство верности Бога Его обетованиям является первым из числа содержащихся в Книге Иисуса Навина (7,26; 8,29). См. ст. 9 и ком.

к чему у вас эти камни? Ср. Исх. 12,26.27; Втор. 6,20-25.

7 памятником на век. Будущие поколения будут вспоминать о верности Бога Своим обетованиям. См. Втор. 8,1-20; 1 Кор. 11,25; 2 Тим. 2,8.

8 сыны Израилевы. Специально отобранные двенадцать мужей, представлявшие весь Израиль (ст. 4).

9 до сего дня. Т.е. до того дня, в который автор книги ведет свое повествование. См. также 5,9; 6,24; 7,26; 8,28.29; 9,27; 10,27; 13,13; 14,14; 15,63; 16,10.

12 сыны Рувима... Гада... Манассиина. См. 1,12-15.

13 Около сорока тысяч. Некоторые исследователи полагают, что слово, переведенное как "тысяч", может означать военный отряд неопределенной численности.

14 прославил Господь Иисуса... и стали бояться его. Это прославление Иисуса Навина свершилось во исполнение сказанного в 3,7 (см. Исх. 14,31). Нерушимая верность Бога Своим обетованиям сообщает особую силу тому, чья власть основана на этих обетованиях.

16 ковчег откровения. Десять Заповедей, хранившихся внутри ковчега, были известны как "откровение" (Исх. 25,16.21.22; 31,18; 32,15; 40,20) и представляли собой основу завета, заключенного между Господом и Израилем.

19 в десятый день первого месяца. В этот день должны были выбирать пасхального агнца (Исх. 12,3); таким образом, здесь подчеркивается связь между переходом через Иордан и исходом из Египта (см. ст. 23 и 5,10).

22 скажите. Евр.: "сообщать знание" (см. ком. к 3,7.10).

24 все народы земли. Чудеса, описываемые в гл. 3; 4, по своему значению выходят далеко за рамки одного поколения и даже всего народа израильского (2,10; 5,1; ср. Быт. 12,3). Чудесные дела Божий, по Библии, должны оказать на услышавших о них столь же сильное воздействие, как и на непосредственных очевидцев (Исх. 10,2; Ин. 20,30.31). См. ком. к 2,9,10.

познали. Познание людьми Бога и промысла Его было той целью, ради которой Господь совершил описанные чудеса (3,7,10 и ком.; 4,22 и ком.). Однако знание Бога само по себе не ведет к спасению (Исх. 14,18).

боялись. Обычное в Ветхом Завете выражение, означающее истинную веру (см., напр., Пс. 127,1). См. ком. к 24,14.

Глава 5

1-12 Этот в высшей степени важный для израильтян момент (ст. 9), когда позади остались долгие годы скитаний по пустыне, а впереди - новая жизнь в земле обетованной (ст. 11,12), отмечен двумя символическими актами - обрезанием (ст. 2-8) и Пасхой (ст. 10; Исх. 12,48). Обрезание было неотъемлемой особенностью народа, получившего обетование, а Пасха знаменовала избавление этого народа о египетского рабства. Как обетование, данное Аврааму, так и исход из Египта отмечены ожиданием этого дня (Быт. 17,8; Исх. 3,8).

1 Аморрейские. См. ком. к 2,10. услышали. См. ком. к 9,3.

4-7 Здесь обстоятельно разъясняется необходимость "обрезания сынов Израилевых во второй раз": прежнее, обрезанное, поколение израильтян, которое вышло из Египта, пало под ударом гнева Божия. Второе же обрезание свидетельствует о милости Божией, которую Он явил, вырастив новое поколение детей Авраамовых (ст. 7). Физическое обрезание имеет метафорическую аналогию - "обрезанные сердца" (Втор. 10,16; 30,6).

6 которые не слушали гласа Господня. Неповиновение, за которым следует наказание (Чис. 14; Втор. 1,32.43).

7 вместо их... сынов их. Эти люди были, по сути, "новым Израилем".

9 ныне Я снял с вас посрамление Египетское. Избавление от египетского рабства становится окончательным только сейчас, со вступлением народа Израилева в землю обетованную (Исх. 3,8). Если бы цель исхода не была достигнута, "посрамление Египетское" сохраняло бы свою силу (Втор. 9,28).

до сего дня. См. ком. к 4,9.

10 Пасху. См. Исх. 12.

11,12 стали есть из произведений земли сей... а манна перестала падать. Еще одно указание на то, что началась новая эпоха и завершилась первая часть Книги Иисуса Навина. См. Исх. 16; Втор. 8,3.

13 - 12,24 Во второй части книги описывается завоевание израильтянами Ханаана. Описываемые разрушения и страдания являются справедливым и заслуженным наказанием, которому Бог подвергает грешников (Быт. 15,16; ср. Лев. 18,24-27; Втор. 9,4-6). Библия показывает неразрывную связь между осуждением и спасением (Исх. 14,13.14 и Откр. 19,1,2). Суровость также свидетельствует о верности Бога Своим обетованиям (ср. Быт. 12,3) и является прообразом Его грядущего суда над теми, кто ныне отвергает благодать Божию (Мф. 25,46; Евр. 9,27; 10,26-31).

13-15 Рассказ о завоевании земли обетованной начинается с появления "вождя воинства Господня", которое, во-первых, знаменует суверенную волю Божию (ст. 14), во-вторых, свидетельствует о том, что происходящие события вершатся Богом, а не Иисусом Навином (ст. 14), и, в-третьих, продолжает единую цепь событий, начавшуюся с того момента, когда Господь воззвал к Моисею из горящего тернового куста (ст. 15; ср. Исх. 3,2-5).

14 нет. Ср. 6,25 и гл. 7. Бог не сокрушает всех хананеев, равно как и не спасает всех израильтян (ст. 13; см. ком. к 6,16.17).

вождь воинства Господня. По-видимому, Ангел Господень (1,5 и ком.; ср. Быт. 16,7).

15 сними... свято. Непрерывная цепь событий, начавшаяся деяниями Моисея, продолжается трудами Иисуса Навина (ср. Исх. 3,5). Таким образом, Иисус Навин воистину является "новым Моисеем". Святость является фундаментальным качеством Бога. Люди или какие-либо предметы признаются святыми в том смысле, что они особым образом посвящены Богу.

Глава 6

1-27 Этот раздел рассказывает о судьбе Иерихона - первого города, обреченного на разрушение. Разгром хананеев в не меньшей степени, чем переход через Иордан, является делом Божиим, совершенным во исполнение завета (ср. гл. 3; 4; 6; см. 3,3.11.14.17; 4,16; 6,4 и ком.). Страшный суд Божий является преддверием обещанного спасения (см., напр., Исх. 14,13.14; Откр. 19,1.2). То, что милость Божия не ограничивается одним только Израилем (Быт. 12,3), с очевидностью демонстрирует эпизод с Раав и ее домочадцами (ст. 24).

1 Иерихон. Возможно, название города означает "город Луны", т.е. центр языческого культа лунного божества (Быт. 11,27 - 25,11).

2.3 шесть дней... седьмой день. Эти числа напоминают о начале мироздания. Как труд Божий по сотворению мира был завершен "к седьмому дню" (Быт. 2,1-3), так же и Его труд по избавлению Израиля из Египта достигает своей цели в обретении израильтянами земли обетованной. Субботний отдых соотнесен и с сотворением мира, и с избавлением израильтян от египетского рабства (Исх. 20,8-11; Втор. 5,12-15).

7 пред Господом. Как и в 3,11 (см. ком.), зримое свидетельство завета - ковчег - отождествляется с присутствием Самого Господа (1,5 и ком.).

10 пришли в стан. В Галгал (5,10).

16.17 В этих стихах - квинтессенция гл. 6 и 7: Иерихон, осужденный Богом, падет, но Раав обретет милость; Израиль также будет осужден, если проявит непокорность Богу.

16 под заклятием. Иначе: "истребили" (2,10). Этим словом передается сущность осуждения, которое пало не только на Иерихон, но и на всю землю Ханаана (ст. 20; 11,11.12.14.20; Лев. 27,28.29; Втор. 13,16; 20,10-18).

только Раав... и всякий, кто у нее. Та милость, которую Раав искала (2,12) и на которую вправе была рассчитывать, отныне дарована ей.

17 заклятого... что-нибудь из заклятого... навести заклятие. См. ком. к ст. 16. Трижды повторенное предупреждение как бы предостерегает, что на Израиль может пасть такое же осуждение, как и на хананеев.

18 святынею. Иначе: "святыми" (см. ком. к 5,15).

22 всех родственников ее. Милость, дарованная Раав, распространяется на "всех, которые у нее были". Эти люди, возможно уже разделившие с Раав ее веру, теперь навечно поселились "среди Израиля" (ст. 24). вне стана. Пребывание Раав и ее близких "вне стана" было временным (ст. 24) - по причине их ритуальной нечистоты (Лев. 13,46).

23 дома Господня. См. 9,23 и ком.

24 среди Израиля. Раав вошла в состав народа Божия (см. Мф. 1,5; Иак. 2,25; Евр. 11,31).

до сего дня. См. 4,9 и ком.

25 проклят ... кто восставит и построит. Иерихон должен был оставаться под бременем Божия проклятия в знак того осуждения, что уже пало на хананеев и может пасть на Израиль (см. 3 Цар. 16,34).

26 Господь был с Иисусом. См. 4,14 и ком.

Глава 7

1-26 Если Раав, заслужившая милость хананеянка, говорит о милосердии Божием даже тогда, когда вершится Его суд (6,24), то Ахан, наказанный Богом израильтянин, говорит о святости Бога, с которой никто и ничто не может сравниться (24,19; Евр. 10,30.31). В этой главе рассказывается о первом в земле обетованной случае неповиновения Богу; данный эпизод возвращает читателя к Быт., гл. 3 и одновременно предваряет события, описанные в 4 Цар. 17,7-20.

1 сыны Израилевы. Хотя оскорбление Богу нанесено одним человеком, весь Израиль оказался причастным к нему и испытал на себе последствия этого поступка. Факты, о которых рассказано в ст. 1, лишь со временем стали известны израильтянам (ст. 11; 22,18).

из заклятого. См. 6,16.17 и ком.

гнев Господень. Гнев Бога - это Его праведная нетерпимость к творящемуся злу. Гнев Господень никогда не является следствием произвола или каприза. См. Мф. 3,7; Рим. 1,18; Кол. 3,6; Евр. 10,26-31; Откр. 6,16.

2-5 Израиль, в противоположность тому времени, когда посылались соглядатаи (гл. 2) и завоевывался Иерихон (гл. 6), находится в немилости у Бога, поэтому и происходящие события приводят к иному результату.

2 из Иерихона ... в Гай. Израильтяне двигались на запад, в холмистую центральную часть страны.

Беф-Авена. Букв.: "дом ничтожества", или "дом нечестия".

осмотрите. Ср. 2,1.

3 не весь народ пусть идет. Ср. 2,24.

5 тридцати шести. Страх и отчаяние в большей степени вызваны самим фактом гнева Господнего, нежели количеством убитых.

сердце народа растаяло. Непокорность народа привела к тому, что израильтяне оказались в такой же ситуации, в какой были хананеи (2,11; 5,1).

6 разодрал одежды свои... посыпали прахом головы свои. Выражение скорби (ср. Иов 1,20; 2,12).

ковчегом Господним. Израильтяне скорбят о том, что, как им кажется, не осуществились обетования завета, символом которых являлся ковчег завета (3,3.17; 4,16; 6,5 и ком.). В своей молитве (ст. 7-9) Иисус Навин будет взывать к этим обетованиям (10,6 и ком.).

7-9 Иисус Навин молится за Израиль, как это делал Моисей (Чис. 14,13-19).

7 Аморреев. См. ком. к 2,10.

9 услышат. См. 9,3 и ком.

имя наше. Обетование, данное Аврааму, включало "великое имя" (Быт. 12,2). В своей молитве Иисус Навин основывается на обетованиях Божиих.

имени Твоему великому. Исх. 32,12; Чис. 14,13-16; Иез. 36,16-23.

11 Израиль. Корпоративное единство Израиля подчеркивается на протяжении всей главы: грех одного человека (ст. 15) навлекает вину на все общество (22,18).

согрешил. Проявил неподчинение Богу. Каждое согрешение является проявлением первородного греха (Быт. 3,6). См. ст. 21 и ком.

преступили... завет Мой. Разъяснение природы греха. Понятие Божиего завета включает Его верность Своим обетованиям и соответствующие этой верности обязательства тех, кому обетования Божий были даны (см. 3,3 и ком.).

из заклятого. См. 6,16,17 и ком.

12 подпали заклятию. Т.е. "предназначены на поражение". Причина поражения израильтян при Гае заключалась не в отказе Бога от Своих обетовании (7,6 и ком.), а в их неподчинении Богу, из-за чего они, подобно хананеям, "подпали заклятию".

13 освяти. См. ком. к 3,5.

14 которое укажет Господь. Дабы узнать волю Божию, использовались урим и туммим - особые украшения в убранстве первосвященника (Исх. 28,30).

15 беззаконие среди Израиля. См. ком. к 6,16,25; 7,12.

19 воздай славу Господу ... сделай пред Ним исповедание. Эти выражения по смыслу фактически одинаковы: воздаяние славы Богу означает признание главенства Бога над собой. Суть греха Ахана состояла в отказе признать власть Бога над собой, тогда как исповедание греха было бы равноценно признанию Бога (ст. 20).

20 согрешил. См. ст. 11 и ком.

21 увидел... полюбилось... взял. Возможно, здесь содержится аллюзия на Быт. 3,6, где эти три глагола встречаются в таком же порядке: "увидела... приятно... взяла". То, что произошло в Едеме, повторяется теперь в земле обетованной: едва получив дар Божий, люди тотчас же пожелали запретного плода и вкусили его.

23 пред Господом. Т.е., предположительно, перед ковчегом (см. 6,7 и ком.).

24 все Израильтяне. Весь Израиль был повинен в грехе Ахана (ст. 10); теперь он очищается.

все, что у него было. Так же, как милость, дарованная Раав, распространялась на ее семью (6,24), так и наказание, которому был подвергнут Ахан, постигло его детей. Возможно, семья Ахана соучаствовала в его преступлении (Втор. 24,16).

долину Ахор. Долина близ Галгала, где Ахан был предан казни, с тех пор стала называться Ахор, что означает "горе", "беда".

26 до сего дня... до сего дня. См. 4,9 и ком.

утихла ярость гнева Господня. Праведный гнев Божий утихает, когда с грехом покончено. Это - важнейшее положение новозаветного учения о крестной смерти Христа как искупительной, или умилостивительной, жертве (см. Рим. 3,25.26).

Глава 8

1 не бойся и не ужасайся. Ср. 7,5. Призыв сохранять веру (1,6,9 и ком.), основанную на обетованиях Божиих, является характерным примером милости Господа (ср. Быт. 15,1). Он служит подтверждением того, что гнев Господень на Израиль прошел.

к Гаю. См. 7,2 и ком.

предаю. Букв.: "дал". Обетование из 1,2.3 применено к Гаю.

2 что сделал ты с Иерихоном. См. ком. к 6,16; 6,20.

только. Предав Иерихон "под заклятие", Господь сделал исключение для Раав и ее близких (6,16). Теперь же Он Своей суверенной волей делает новое исключение, отдав добычу израильским воинам.

3 тридцать тысяч. См. ком. к 4,13.

5 как и прежде. См. 7,5.

12 пяти тысяч. Вероятно, существовало два разных отряда - численностью в пять тысяч и тридцать тысяч человек (ст. 3), - каждому из которых было назначено свое место для засады.

14 равниною. Долина реки Иордан.

15 к пустыне. Имеется в виду невозделанная земля к востоку от Гая, а не пустыня за долиной Иордана (ст. 24).

17 Вефиле. См. 12,9.16.

18 копье. Ср. Исх. 14,16; 17,9.

26 предал заклятию. См. 6,16.17 и ком.

28.29 до сего дня. См. ком. к 4,9.

29 повесил на дереве. Эта казнь знаменовала Божие проклятие (Втор. 21,22.23; Гал. 3,13).

30-35 Первый этап завоевания Ханаана (6,1 - 8,35) завершился собранием народа у горы Гевал и горы Гаризим, и Иисус Навин прочитал "все слова закона, благословение и проклятие" (ст. 34). Теперь завет становится основой всей жизни Израиля (ст. 33), осененной словом Божиим (ст. 34).

30 жертвенник. Если жертвенник, воздвигнутый Авраамом, символизировал надежду обрести землю обетованную (Быт. 12,7), то жертвенник Иисуса Навина олицетворял исполнение этого обетования.

на горе Гевал. Гора к северу от Сихема, где Авраам получил обетование ("потомству твоему отдам Я землю сию", Быт. 12,7) и где построил жертвенник Господу.

31 заповедал. См. Втор. 27,5.6.

Моисей, раб Господень. См. ком. к 1,1.

в книге закона Моисеева. См. ком. к 1,8; Втор. 27,5 (ср. Исх. 20,25).

камней цельных. Такие камни означали, что жертвенник принадлежит Господу (Исх. 20,25).

всесожжение. См. Лев., гл. 1.

жертвы мирные. См. Лев., гл. 3.

32 на камнях. Это могли быть камни жертвенника (см. Втор. 27,1-8).

с закона Моисеева ... пред сынами Израилевыми. Т.е. для всеобщего прочтения (см. 1,8 и ком.).

33 Весь Израиль. Весь народ, включая также "пришельцев", подобно Раав (6,24).

ковчег завета. См. 3,3; 4,16; 7,6 и ком. В центре собрания Израиля находится символ завета с Богом, благодаря которому они являются народом Божиим и в соответствии с которым получили землю.

благословлять народ Израилев. Хотя прозвучат и благословения, и проклятия (ст. 34), благословение, а не проклятие является целью промысла Божия (ср. Быт. 12,1-3, где в понятие благословения входят все блага, которые Бог обещал Аврааму; см. 14,13; 22,6).

34 благословение и проклятие. Обетования Божий уже стали сбываться: в гл. 6 и 8,1-29 говорится о завоевании Ханаана, а в гл. 7 - об осуждении впавшего в грех Израиля (см. Втор., гл. 27; 28).