КОММЕНТАРИИ 4 страница

18 Моисей вступил в средину облака. Моисей входит в огненное облако Божиего присутствия (32,15), оставив позади старейшин и даже Иисуса Навина.

Глава 25

1 - 31,18 В этих главах речь идет об устройстве скинии, где Господь будет обитать среди Своего народа, и о служении, которое надлежит совершать в скинии. Строительные материалы для Божиего жилища верующие должны приносить добровольно и с готовностью (25,1-9; ср. 35,5-9; 36,3-7).

В указанном фрагменте приводятся семь обращений Бога, каждое из которых предваряется словесной формулой: "И сказал Господь Моисею" (25,1; 30,11, 17,22.34; 31,1.12). В первых шести содержатся указания, касающиеся построения святилища, в седьмой речь идет о субботе. Вступление завета в силу установило царствование Бога над Израилем. Об этом царствовании свидетельствует жилище Бога, которое является символом Его царской власти над Израилем. Указания Моисея относительно построения скинии начинаются со Святого Святых - символ Божиего присутствия, затем переходят к святилищу и внутреннему двору - трем сферам святости, или отделенности, которые впоследствии будут соединены теми, кто проходит через них, т.е. священниками.

1 Материалы для построения скинии должны быть собраны как добровольные приношения. (В то время как Моисей получал эти указания, народ собрал золото для идола.)

3 золото и серебро и медь. Т.е. чистые металлы, а не их сплавы.

4 голубую, пурпуровую и червленую. Неясно, являются ли эти цвета символическими.

виссон. Тонкая ткань, возможно, принесенная из Египта.

5 кожи бараньи. Баранья кожа была выдублена или окрашена, а возможно, и выдублена, и окрашена.

дерева ситтим. Ситтим (акация) - крепкое и прочное дерево, пригодное для резных работ и покрытий.

6 ароматы. Ароматы представляли собой смесь из трех компонентов (30,34), к которым добавлялись чистый ладан и соль для получения особого состава, используемого для курений.

7 камень оникс. Камни вставлялись в нарамники ефода (28,9-12; 39,6,7) и были пригодны для резьбы, подобно сердолику или ляпис-лазури.

8 святилище. Букв.: "святое". Это слово имеет более широкое значение, чем скиния, и в общем смысле относится к любому месту, связанному с богоявлением (15,17;Нав.24,26;Иез. 11,16).

9 скинии. Это слово означает "обитель", предназначение которой быть передвижным храмом Бога.

образец. Образец, показанный Моисею, представлял собой модель или план построения скинии - "рукотворного святилища", построенного "по образу истинного устроения" (Евр. 9,24). Ср. план храма, открытый Давиду (1 Пар. 28,19); см. Иез. 43,10.11.

10 ковчег. В ковчеге помещались Десять Заповедей, сосуд с манной и жезл Аарона (16,33; 25,16; Чис. 17,10; Втор. 10,1-5; Евр. 9,4). Крышка ковчега рассматривается как подножие или, возможно, как престол Господа.

два локтя. Мера длины, равная расстоянию от конца среднего пальца до локтя (сустава) - приблизительно 44 см.

13 сделай... шесты. Шесты предназначались для переноса ковчега, к которому нельзя было прикасаться руками.

16 откровение. Это каменные скрижали с записанным на них Десятисловием.

17 крышку. Букв.: "крышку искупления". Крышка ковчега, или "крышка искупления" также называлась "престолом милости". Крышка ковчега иногда упоминается в Писании отдельно от самого ковчега, как место, где Бог был умилостивлен. В связи с ритуалом искупления, крышка завета сама называлась "умилостивительной" (Рим. 3,25; Евр. 9,5: греческое слово "хиластерион" имеет в Писании два основных значения: "средство, с помощью которого грехи прощены" и "место, на котором грехи прощены"). Искупление - русский перевод древнееврейского слова, корень которого означает "стирать" или "покрывать" вину за грех в глазах Божиих, с тем чтобы верующие могли соединиться с Богом. Это действие умилостивления было определено Самим Богом и достигалось посредством кровавой жертвы. Кровь, которая свидетельствует о смерти жертвы, указывает на то, какой ценой обретено прощение. Однако необходимо понимать, что кровь обеспечивала прощение грех только потому, что Бог Сам назначил эту жертву (Лев. 17,11). В Послании к Римлянам апостол Павел провозглашает (3,25), что Иисус сделался умилостивлением за наши грехи (то же в 1 Ин. 2,2). Символизм дня искупления стал реальностью через жертву Христа.

18 двух херувимов. Крылья херувимов должны были касаться крышки ковчег (или, возможно, быть распростертыми над ней). Херувимы, обычно располагавшиеся у престола Господа, были Его стражами и носителями Божиего престола. В данном случае они символизируют ангельскую стражу (Быт. 3,24).

22 Я буду открываться. Именно здесь, над крышкой ковчега и "посреди двух херувимов", Господь будет встречаться с Израилем (29,43-46; 1 Цар. 4,4; 2 Цар. 6,2;4Цар.19,15;Пс.79,1;98,1;Ис. 37,16).

23 сделай стол. Такой стол назывался по-разному: столом хлебов предложения (Чис. 4,7), чистым столом (Лев. 24,6; 2 Цар. 13,11), золотым столом (3 Цар. 7,48). Он располагался в северной части скинии (40,22).

30 хлебы предложения. "Хлебы предложения" необходимо было класть на стол каждую субботу в два ряда по шесть хлебов в каждом ряду (Лев. 24,6). Двенадцать хлебов символизировали двенадцать колен Израилевых.

31 светильник. Этот светильник, менора, стоявший напротив стола в скинии, был сделан из одного таланта (30-32 кг) чистого золота и имел форму дерева (дерева жизни). Огонь в светильнике должен был гореть постоянно, возжигаемый священниками утром и при заходе солнца (27,20; Лев. 24,3.4).

32 шесть ветвей. Стебель светильника и шесть его ветвей (всего семь) символизировали завершенность. Число "семь" осмысливается как символ Христа - Богочеловека (число "четыре" имеет сугубо земное значение, число "три" - божественное, "семь" составляет их неделимую сумму).

38 щипцы к нему. Специальный инструмент для подрезания фитиля лампады. лотки. В такие лотки складывались использованные фитили.

Глава 26

1 По форме скиния представляла продолговатый прямоугольник длиной 15 м, шириной 5 м и высотой 5 м.

7 покрывала из козьей шерсти. Эти покрывала служили защитой для внутреннего покрова. Два таких покрывала соединялись петлями и крючками, чтобы получилась завеса в 45 локтей в высоту и 66 локтей в длину. Края завесы ниспадали спереди и сзади скинии.

14 для покрова. Покровы из красных и синих бараньих кож служили защитой для двух внутренних завес. Очевидно, они располагались именно в такой последовательности.

15 брусья... стояли. Брусья образовывали каркас, с которого свисали завесы. Это были толстые доски или открытые рамы, которые устанавливались вертикально, образуя стороны (в каждой по 20 брусьев) и заднюю часть (60 брусьев) строения. Они соединялись с поперечными шестами и опирались на серебряные подножия, закрепленные в земле. Высота брусьев составляла 4,5 м, ширина - 0,67 м. Всего требовалось 48 брусьев.

26 сделай шесты. Брусья поддерживались при помощи пятнадцати перекладин-шестов, обложенных золотом, по пять на каждой из трех закрытых сторон скинии. Один из шестов, называвшийся внутренним, проходил через отверстия брусьев от одного края скинии до другого.

31 сделай завесу. Пространство, образовавшееся внутри скинии в десяти метрах от входа, разделялось завесой ("завеса закрывающая"; 39,34; 40,21; Чис. 4,5), которая, подобно внутренним покрывалам, изготавливалась из декоративной ткани с вышитыми на ней херувимами. Подвешенная на золотых крючках к четырем столбам, эта завеса разделяла скинию на две части: во внутренней (Святом Святых) помещался ковчег; во внешней (святилище) - стол (с хлебами предложения) и светильник.

36 для входа. Предназначенная для входа восточная сторона скинии, где не было деревянной стены, прикрывалась завесой, не отличавшейся по материалу от завесы двора.

Глава 27

1 жертвенник. "Жертвенник всесожжении" (30,28; Лев. 4,7.10.18). Жертвенник должен быть изготовлен из дерева ситтим (акации) и обложен медью (38,30). Рога на четырех углах его помазывались кровью жертвенных животных (29,12). На нем приносились жертвы за грех (Лев. 4,25.30) и жертвы в день Очищения (Лев. 16,18). Жертвенник был полым внутри и, по-видимому, наполнялся землей или камнями (20,24).

3 все принадлежности. Горшки, чаши, лопатки для очищения жертвенника от пепла, чаши для смешивания жидкостей, угольницы изготовлялись из меди и находились за пределами скинии.

9 Сделай двор. Двор представлял собой прямоугольник размерами 50 х 25 м, который был огорожен белыми завесами из виссона 2,5 м высотой (ст. 18), отделявшими его от стана Израиля.

16 для ворот двора. Ворота во двор скинии (их ширина составляла 10 м) устанавливались на восточной стороне и прикрывались завесой (ст. 16). Окружающие двор пятьдесят шесть столбов (по двадцать на северной и южной сторонах, десять на западе и по три столба с каждой стороны входа) с медными подножиями должны были поддерживать завесы из виссона. Еще четыре столба поддерживали завесу при входе. Их устройство специально не оговаривается; в 35,18 подразумевается, что эти столбы удерживались при помощи кольев и веревок.

18 двора. Двор включал в себя саму скинию и пространство перед ней. Восточная половина двора служила местом, где приносились жертвы и где народ израильский собирался для поклонения Богу.

высота пять локтей. Высота завес двора составляла приблизительно 2,2 м, а высот скинии 5 м, поэтому сама скиния не была сокрыта от человеческих глаз.

20 елей чистый. Чистое оливковое масло.

21 вне завесы. Светильник, находившийся в святом месте (см. ком. к 26,31), стоял перед ковчегом, хотя и отделенный от него завесой.

Глава 28

1 Надава, Авиуда. Это сыновья Аарона, которые впоследствии были убиты за свои беззаконные действия (Лев. 10,1,2).

Елеазара. Он стал преемником Аарона (Втор. 10,6).

он был священником Мне. Священники (потомки Аарона) служили при жертвоприношениях, заботились о месте поклонения, выступали в роли судей, учителей, архивариусов, бросали священный жребий, а также передавали Божие благословение народу.

2 сделай священные одежды. Облачение Аарона как первосвященника имело определенное значение: оно изготавливалось из тех же материалов, что и сам скиния, что символизировало его причастность к скинии. В этой главе перечислены восемь элементов священнического одеяния, четыре из них мог носить только Аарон. О шести говорится в ст. 4, а о двух упоминается позднее: это полированная дощечка на передней стороне кидара (ст. 36-38) и нижнее льняное платье (ст. 42,43).

6 ефод. Верхняя одежда первосвященника, состоявшая из двух кусков дорогой ткани, соединявшихся на плечах двумя нарамниками, к которым прикреплялись два камня оникса с вырезанными на них именами двенадцати колен Израилевых. Поверх ефода надевался наперсник с уримом и туммимом (ст. 27; 1 Цар. 23,9.10).

15 наперсник. Наперсник представлял собой сложенный вдвое кусок ткани, на внешнюю сторону которого прикреплялись двенадцать драгоценных камней с вырезанными на них именами двенадцати колен Израилевых.

22 цепочки витые. С помощью золотых витых цепочек наперсник прикреплялся к нарамникам ефода.

29 будет входить во святилище. Аарон, входя в святилище, нес на своей одежде двойное напоминание об Израиле.

30 урим и туммим. Букв.: "свет и совершенство". Эти два древнееврейских слова начинаются первой и последней буквами алфавита (ср. альфа и омега в Откр. 1,18). Очевидно, что урим и туммим символизировали право первосвященника на получение откровений от Бога (Чис. 27,21; Втор. 33,8; 1 Цар. 23,6-13; 28,6; Езд. 2,63). Предполагают, что урим и туммим представляют собой еврейский алфавит - буквы, которыми записано слово Божие.

31 ризу к ефоду. Под наперсником и ефодом Аарон должен носить голубую ризу с колокольчиками, прикрепленными к ее подолу, чтобы люди, не видя первосвященника, находящегося в скинии перед лицом Господа и совершавшего служение, слышали его.

36 Святыня Господня. К кидару (см. ком. к ст. 39) Аарона прикреплялась золотая пластинка - диадима святыни (29,6; 39,30; Лев. 8,9); вырезанные на ней слов "Святыня Господня" получались как бы на лбу первосвященника. Эта золотая пластинка являлась символической печатью святости - прообразом "печати Дух Святого" (см. 2 Кор. 1,22; Еф. 1,13; 4,30; Откр. 7,4.5).

39 кидар. Головной убор (тюрбан).

40 сделай... хитоны... поясы и головные повязки. Первосвященнические одежды, кратко описываемые здесь, полагалось носить в присутствии Бога. Рядовые священники носили простые хитоны, не столь богато украшенный пояс и головные повязки, отличавшиеся от тех, которые носили первосвященники.

42 нижнее платье льняное. Нижнее платье, обязательное для всех, предназначалось для того, чтобы не нарушать повеления, изложенного в 20,26. Обнажение во время совершения культовых церемоний было принято в древних языческих религиях. В Израиле же подобные действия строго запрещались.

Глава 29

1 посвятить. Букв.: "отделить" своих собратьев-израильтян для служения Богу.

возьми одного тельца. Моисей должен был принести к двери скинии все, что требовалось для приношения жертв посвящения.

2 хлебов пресных, и опресноков... и лепешек пресных. В этом случае требовалось три вида хлебных приношений (Лев. 2,10).

4 омой их водою. Аарон с сыновьями не могли переступить порог скинии, не совершив омовения. Затем, после жертвоприношения, священники могли войти в скинию (Евр. 7,27).

5 возьми... одежды. Аарон с сыновьями должны были облачиться в священные одежды, символизирующие их сан. Однако помазан был только Аарон; тем самым он был наделен властью действовать в качестве первосвященника.

10 приведи тельца. Священники возлагали свои руки на тельца, что означало отождествление их с жертвой; таким образом животное замещало их самих в этом жертвоприношении (ст. 14). Кровью обмазывались рога жертвенника, остатки крови изливались к его подножию. Часть внутренностей тельца должна была сжигаться на жертвеннике (ст. 13), а остатки жертвы, которые признавались нечистыми, необходимо было сжечь за пределами стана израильтян (ст. 14).

15 одного овна. Одного овна приносили в качестве жертвы всесожжения, предназначенной для Господа.

19 Возьми и другого овна. Второго овна приносили в качестве мирной жертвы.

20 возложи на край. Уши, руки и ноги священников омывались при посвящении на служение.

21 крови. Окропление кровью тела и одежд священников означало их отделение от остальных людей и посвящение в сан.

22 правое плечо. Правое плечо овна, которое обычно предназначалось священнику, также сжигалось на жертвеннике.

24 потрясая. Отсюда название жертвоприношения - "жертва потрясания".

35 семь дней. Жертвоприношения во время посвящения должны были продолжаться семь дней. Жертвенник, сделанный человеческими руками, посредством этого очищался, становясь святым и неприкосновенным.

38 каждый день постоянно. Каждый день должен был начинаться и заканчиваться приношением даров Господу, совершаемым при входе в скинию.

43-46 буду открываться... обитать. В этом отрывке возвещается цель исход (и всей книги). Бог вывел израильтян из земли египетской, дабы обитать среди них (ст. 46).

Глава 30

1 жертвенник для приношения курений. Этот жертвенник устанавливался перед завесой у входа в Святое Святых (ст. 6). В Послании Евреям (9,3.4) жертвенник для приношения курений рассматривается как принадлежность Святого Святых. Каждый день утром и вечером первосвященник обязан совершать благовонное курение.

12 будешь делать исчисление. Полсикля, составлявшие сумму, обязательную при каждом "исчислении сынов Израилевых", свидетельствовали о зависимости Израиля от милости Господа. Вследствие греха на израильтянах пребывал гнев Божий, и они должны были быть искуплены. Урок Пасхи и выкупа первенцев относится ко всему Израилю (13,15; 22,29; Чис. 3,40-51). выкуп. Эта плата представляла собой акт индивидуального умилостивления.

13 половину сикля. В Неем. 10,32 показано, что в трудные для Израиля времена размер выкупа снижался.

17-21 Бог повелевает сделать умывальник для омовения священников. Священники омывали руки и ноги, перед тем как приблизиться к жертвеннику или войти в скинию для служения. Размеры умывальника здесь не указываются (умывальники в храме Соломона были массивными).

22-33 Здесь излагаются требования к приготовлению и использованию мир (масла) для священного помазания. Елей для помазания использовался в священных целях (для посвящения и исцеления). Все, что было помазано, становилось священным и неприкосновенным.

Глава 31

1-11 Бог назначает мастеров для построения скинии. Этот отрывок является логическим завершением повествования о скинии. Бог наделил Веселиила дарами Своего Духа, необходимыми для выполнения этого задания: искусством, т.е. опытом и навыками, необходимыми в работе; мудростью, т.е. способностью разрешать различные проблемы, и разумением, необходимым для понимания указаний Бога (ст. 3). Скинию должны были строить одаренные Богом люди в соответствии с божественным замыслом и благодаря водительству Святого Духа. Интересно, что в 1 Кор. 3,5-17 Павел изображает себя и Аполлоса как Веселиила и Аголиава новозаветного храма в Коринфе, используя при этом выражения, заимствованные из греческого текста ВЗ (31,4; 35,32.34).

1 Веселеила. Это имя означает "сын осенения Божиего". Веселиил был потомком Халева из колена Иудина (1 Пар. 2,20).

6 Аголиава. Аголиав ("отец - это мой шатер") был помощником Веселиила.

12-17 В этом отрывке повторяются указания о субботе. Они составляют кульминационное, седьмое обращение Бога к Своему народу в разделе, который начинается с 25,1. Постановления о субботе служат закономерным завершением описания всех приготовлений к богослужению. Соблюдать Божию субботу означает соблюдать завет, поскольку суббота является теперь знаком особых взаимоотношений между Богом и Израилем. Пренебрегать субботой - значит пренебрегать Божиим замыслом в отношении творения, который осуществляется посредством искупления Израиля.

18 две скрижали откровения. См. ком. к 32,15. Бог завершает Свое откровение, дав Моисею две скрижали.

перстом Божиим. См. 8,19.

Глава 32

1 не знаем. Поведение израильтян объясняется именно этим словом: они еще не знал Бога и не осознавали различия между Господом и золотым тельцом.

4 тельца. Телец как символ божества был широко известен в древнем мире. Возможно, здесь имеется в виду изваяние Аписа, египетского бога, ассоциированного с быком. По всей вероятности, Аарон пытался загладить вину народа и оправдать отступничество построением жертвенника и провозглашением праздника Яхве. Израильтяне, принеся жертвы тельцу, сказали: "вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!" В этом возгласе Аарон усмотрел обращение к Яхве. Он, возможно, вообразил, что народ поклонялся тельцу как символу Господ (разумеется, это нельзя считать оправданием, даже в этом случае израильтяне были виновны в идолопоклонстве). В возгласе народа используется глагол в форме множественного числа ("вывели") с существительным Элохим ("Бог" или "боги"). Если это существительное обозначало Бога, с ним всегда употреблялся глагол в форме единственного числа. Народ обратился за водительством к золотому тельцу, грубо извратив слова Господа (20,2).

5 праздник. Возможно, Аарон имеет в виду праздник, упомянутый в 3,19, который также следовало отметить на горе Синай. Первая, вторая, третья и, возможно, седьмая заповеди были грубо нарушены, но особенно подчеркивается нарушение второй заповеди. Золотой телец символизировал решимость израильтян иметь такого Бога, который отвечал бы их собственным представлениям. Действительный, истинный символ Божиего присутствия, которого требовал народ, в этот момент был дан Моисею на горе Синай.

6 играть. После еды народ, вероятно, стал предаваться распутству (Быт. 26,8; 39,14.17). Это в корне отличается от трапезы, описанной в 24,11.

7 народ твой, который ты вывел. Господь обещал патриархам (Иакову) вывести из Египта народ, который произойдет от него. Но из Египта вышли не духовные потомки Иакова и патриархов, а язычники, поклоняющиеся тельцу. Этими словами Господь как бы говорит, что идолопоклонники не имеют отношения к обетованиям, данным Аврааму, Исааку и Иакову. Кроме того, эти слова являются ответом на утверждение израильтян: "вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской".

9 жестоковыйный. Непокорный, упрямый.

10 произведу многочисленный народ от тебя. В духовном смысле это и произойдет, поскольку вера Моисея станет верой народа израильского (в новом поколении, родившемся и возмужавшем в пустыне).

13 Израиля. Обычно после имен Авраама и Исаака называлось имя Иакова, но Моисей заменяет его именем Израиль в соответствии со сложившейся ситуацией.

14 отменил. Господь не отменяет Своих решений, но Он внял и заступничеству Моисея, совместив таким образом Свою волю и горячие просьбы Моисея (ст. 34). См. статью "Духовная природа Божества".

15 две скрижали откровения. Евреи делят заповеди на две группы (по количеству скрижалей) по пять на каждой скрижали. Кальвин, как и Августин, делит заповеди также на две группы - четыре и шесть заповедей, помещая все обязанности по отношению к Богу на первой скрижали, а по отношению к человеку - на второй. Когда Иисус Христос свел число заповедей только к двум (Мф. 22,34-40), Он мог подразумевать именно такое деление.

16 дело Божие... письмена Божий. Особое внимание обращается на божественное происхождение скрижалей, которые были разбиты. См. статью "Слово Божие: Писание как откровение".

18 голос. Моисей отвечает Иисусу Навину яркой поэтичной фразой, в которой три раза используется слово, означающее "пение". Буквально она звучит так: "Это не звук воспевания победы и не звук отпевания поражения, но звук пения слышу я".

19 и разбил их. Разбитые скрижали завета символизируют нарушенный завет.

20 сжег его. Возможно, телец был сделан из дерева и обложен золотом. Израиль был вынужден "испить свой грех" в знак того, что следует понести наказание за него (позднее горькую воду должна была пить жена, нарушившая супружескую верность; Чис. 5,18-22). Израиль, дщерь Сиона, была неверна своему Супругу.

21-24 народ сей. Аарон защищается, обвиняя народ в неверности и заявляя о чудесном происхождении тельца. Поведение Аарона во время этого эпизод свидетельствует о том, что левитскому священству с самого его зарождения были свойственны отступления и грехопадения.

26 кто Господень. Только сыны Левия, к которым принадлежал и сам Моисей, откликнулись на призыв силой подавить восстание. Нам не сообщается, каким образом левиты находили отступников. Однако они были готовы использовать меч Божиего суда против ближних и даже против членов собственных семей.

30 я взойду к Господу. Несмотря на то, что восстание было подавлено, вин Израиля все еще не была искуплена. Моисей вновь вынужден оставить израильтян и взойти на гору, чтобы встретиться с Господом.

32 изгладь и меня из книги Твоей. По всей видимости, имеется в виду книг переписи народа (Пс. 55,9; Ис. 4,3; Мал. 3,16), подобная книге исчисления Израиля (ср. книга Чисел).

33 того, кто согрешил. Моисей не мог, жертвуя собой, совершить умилостивление за грех народа, и потому самопожертвование его не было принято. См. статью "Посредническое служение Христа".

34 Я посещу их за грех их. Целое поколение израильтян, за исключением Иисуса Навина и Халева, погибло в пустыне.

35 поразил. Эта непосредственная Божия кара стала добавлением к поражающему мечу левитов и, по-видимому, была кратковременной. Наказание же на этом

Глава 33

1 иди отсюда. Израиль может продолжать свой путь в обетованную землю, но уже без Господа.

ты вывел. Слово "ты" предполагает, что Бог освобождает Себя от ответственности за Израиль, поскольку завет был нарушен. Теперь в Его глазах это был народ, выведенный из земли египетской Моисеем.

2 Ангела. Здесь нет различия между Богом и Ангелом, потому что Ангел, Который должен был идти впереди Израиля, ранее уже отождествлялся с Богом: в Нем было имя Божие (23,20-23), Ангел не менее Господа осуждал грех (33,21).

4 возрыдал. Народ был ошеломлен словами Бога: "Сам не пойду среди вас".

5 снимите с себя украшения. Израильтяне должны были снять с себя праздничные одежды, связанные с идолопоклонством (ср. Быт. 35,4), и принять облик людей, присутствующих на похоронах. Но это были скорее угрызения совести, нежели истинное покаяние. Израильтяне были и продолжали оставаться "жестоковыйным народом". Однако слова Господа подавали надежду: "Я посмотрю, что Мне делать с вами".

7 взял и поставил себе шатер. Точнее, пожалуй, "брал и ставил себе шатер". Форма глаголов в древнееврейском оригинале, указывает на то, что данное действие постоянно повторялось на протяжении всего периода у горы Синай.

вне стана, вдали от стана. Этими словами подчеркивается отсутствие Бога в самом стане: Господь не находится среди сынов израилевых.

12 - 34,9 От имени всего Израиля Моисей умоляет Господа вернуть Свое присутствие.

12 Моисей сказал Господу. Моисей отвечает на серьезную угрозу, прозвучавшую в 33,1-3. Он не может не согласиться с тем, что Израиль - "жестоковыйный народ" и что поклонение золотому тельцу было уклонением от истинного пути. Единственное, о чем Моисей просит, это о благодати Господа, именно о том, чего Господь намеревался лишить Израиль: Своего присутствия. Просьба Моисея выражается в трех предложениях: 1) открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя (ст. 12,13); 2) если не пойдешь с нами, то и не выводи нас отсюда (ст. 15,16); 3) покажи мне славу Твою (ст. 18).

не открыл мне, кого пошлешь со мною. Моисей связывает свое возражение с Ангелом, символизирующим Божие присутствие и замещающим Самого Бога.

Ты сказал. Бог уже сказал, что знает (и тем самым выбирает) Моисея (32,10; 33,11); а теперь Он повторяет это совершенно определенно (33,17). Бог знал Моисея по имени, и Моисей должен знать имя Господа (34,5; 3,13).

13 путь Твой. Волю Твою, планы Твои.

Твой народ. Букв.: "Твой собственный народ". Моисей уповает на то, что Господь, Который проявил Свою милость к нему, не оставит и Израиль.

14 Сам Я. Это относится к Самому Богу, Который пойдет с Моисеем.

введу тебя в покой. Использование местоимения в форме единственного числа (тебя) означает, что обещание, данное всему Израилю (3,8), теперь действительно только для одного Моисея (3,13-15).

15 с нами. Моисей просил о присутствии Бога, имея в виду себя и весь израильский народ ("с нами"). Если бы Бог отказался от намерения идти со Своим народом, то было бы бессмысленно следовать в обетованную землю. Конечной целью этого пути были не "молоко и мед Ханаана", а священная земля, где Бог будет пребывать со Своим народом.

16 по чему узнать. Присутствие Бога отличает Израиль, и только оно может свидетельствовать о том, что это народ Божий. Моисей ищет благоволения Божиего для Израиля точно так же, как и для самого себя.

17 ты приобрел благоволение в очах Моих. Бог согласился принять Израиль ради Моисея; таким образом, Израиль был зависим от Моисея как от своего посредника. Ходатайство Моисея явилось прообразом служения Христа - Ходатая нового завета.

18-20 См. статью "Божия слава".

18 покажи мне славу Твою. Ранее Господь утвердил Свой завет с Израилем, открывшись ему (24,9-11), именно поэтому Моисей просит теперь нового откровения Бога в Его славе. Единственной надеждой Моисея на продолжающуюся милость к Израилю остается Сам Бог. См. статью "Откровение славы: преображение Иисуса".

19 Я проведу пред тобою всю лаву Мою. Полная слава Бога была более того, что смог бы вынести Моисей (ст. 20; ср. 40,34.35). Божия слава пройдет перед Моисеем, защищенным Божией рукой, но он увидит Бога лишь сзади, а лицо Его "не будет видимо" (ст. 23).

и провозглашу имя Иеговы. В этом имени Моисею были открыты личность и сущность Бога. См. статью "Божий замысел: предопределение и предвидение".

23 сзади. Благость Господа скрыла то, что Моисей не смог вынести, и явила то, что он в состоянии был видеть. В Иисусе Христе слава явлена верующим (Ин. 1,14; 2 Кор. 3,18) посредством Святого Духа.

Глава 34

1 две скрижали каменные. Замена скрижалей знаменует собой возобновление завета с Израилем.

2 взойди утром на гору Синай. Встреча с Господом, описанная в гл. 19, должна повториться, но теперь Бог встречается с одним Моисеем.

5 сошел Господь. Осуществление откровения Божиего, обещанного в 33,19-33: Яхве проходит перед лицом Моисея и провозглашает Свое имя. Моисей получил исчерпывающий ответ на свою молитву. Собственная слава Бога явила Его сострадание и благодать.

5-7 См. статью "Вот имя Мое": самораскрытие Бога". Согласно израильской традиции, существуют тринадцать наиболее известных эпитетов, относящихся к Самому Богу (ст. 6,7; Чис. 14,18; Неем. 9,17; Пс. 85,15; 102,8; 144,8; Иоил. 2,13; Иона 4,2; Наум 1,3). Божия милость все еще распространяется на Израиль, несмотря на его падение (Быт. 8,21.22; Ос. 11,8).