КОММЕНТАРИИ 7 страница

17 тот, в чьих руках нашлась чаша. История повторяется (см. ком. к ст. 10).

18 Иуда. Он представляет всех братьев (43,3 и ком.).

33 вместо отрока. Это уже не тот Иуда, который продал своего брата в рабство (37,26.27). Его самопожертвование, хотя и не столь значительное, созвучно заместительной жертве Христа, Который страдал за других (см. ком. к ст. 43,9).

34 увидел... бедствие. См. 37,34.35.

Глава 45

1-28 Своей верой Иосиф дал всем избранным богословское обоснование для прощения друг друга, истолковывая грехи в свете Божиего промысла.

1 удалите от меня всех. Иосиф связывает себя с семьей завета, а не с богатствами Египта (Евр. 11,22).

2 Египтяне. Согласно греческому тексту - "все египтяне". Они не имеют части в семье завета.

3 я - Иосиф. См. Деян.7,13.

5 не печальтесь. Иосиф обращает их взоры от совершенных грехов к Божией благодати (50,19; Чис. 21,8.9).

Бог послал меня. Это утверждение, повторяющееся трижды (ст. 5,7,8), является богословской основой повествования об Иосифе (50,19-21; Деян. 7,9.10). Все хитросплетения человеческого греха Бог использует во благо праведным и для достижения Своей цели (Деян. 2,23; 4,28).

• для сохранения вашей жизни. Иосиф верит в то, что именно Бог сохраняет жизнь человеку.

6 два года. Иосифу было тридцать девять лет (41,46.53).

7 оставить вас. Иаков, полагаясь на обещание Господа относительно семьи завета, знал, что, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, Бог оставит Свой народ на земле (50,25; Ис. 10,20; 35,9; 37,32; Мих. 2,12.13).

8 не вы. Иосиф старается смягчить чувство вины и стыда, охватившее его раскаивающихся братьев. Он показывает, что их преступление использовано Богом для исполнения Его замыслов (44,16 и ком.).

владыкою. Вера Иосифа утвердилась благодаря сновидению в самом начале его истории (37,8).

9 Бог поставил меня господином над всем Египтом. Бог соделал невозможное возможным (ст. 26).

22 перемену одежд. Действия Иосифа прямо противоположны поступку его братьев, в свое время снявших с него одежду (37,23).

24 не ссорьтесь. Если Иосиф простил братьев, то тем более им следует простить друг друга (Мф. 18,21-35).

Глава 46

1 - 50,26 Заключительная часть "родословия Иакова" является переходом к книге Исход.

1-27 Бог обещает сохранить этот немногочисленный народ в Египте.

1 принес жертвы. Вирсавия была местом поклонения Авраама (21,32.33), Исаака (26,23 25) и Иакова (28,10-15).

2 сказал Бог. И вновь перед уходом Иакова из обетованной земли Бог повторяет ему Свое обещание быть с ним и возвратить избранный народ в обетованную землю (28,15).

в видении. Патриархи имели пророческий дар откровения от Бога (напр., 15,1). Однако никто из двенадцати сыновей Иакова не получил откровения относительно того, что именно ему будут дарованы обещанные семя и земля.

3 Я Бог. Бог повторяет Свои обетования Исааку (26,24) и Иакову (28,13-15), поддерживая тем самым в патриархах уверенность в непреложности этих обетований.

не бойся. Иаков собирался отправиться в Египет подобно тому, как это сделал Авраам, но Бог запретил ему. Теперь Иакову дается особое разрешение, которое подкрепляется словами: "Я пойду с тобою" (ст. 4).

там произведу от тебя народ великий. Бог уточняет обетование, данное отцам (12,2; 15,13.14; 17,20; 18,18; 21,13.18). Его исполнение см. в Исх. 1,7.

4 Я и выведу тебя обратно. Иосиф перед смертью напомнил об этом обетовании братьям (50,24).

закроет глаза твои. См. 50,1.

8-27 Подобно тому как перечисление сыновей Иакова служит завершением истории его пребывания в Месопотамии и возвращения оттуда в обетованную землю (35,10-26), так и данный перечень его сыновей завершает собой рассказ о патриархальном периоде в Ханаане и служит переходом к повествованию об исходе из Египта (Исх. 1,1-7).

8 пришедших в Египет. Этот перечень имен включает в себя сыновей Вениамина, которые родились в Египте (ст. 21,27). Сам Вениамин упоминался в числе сыновей Иакова, родившихся в Месопотамии (35,23-26), хотя он, по-видимому, родился в Ханаане (35,16-18; 35,22 и ком.).

10 Огад. В греческом тексте это имя опущено (Чис. 26,12.13; 1 Пар. 4,24), и тогда число всех детей Лии сводится к тридцати трем (ст. 15).

15 в Месопотамии. См. 26,20.

тридцать три. Здесь учтены дети и внуки Лии.

20 Греческий текст ВЗ дополняет этот список пятью сыновьями и внуками Манассии и Ефрема (ст. 27 и ком.).

21 Нааман... Ард. В Чис. 26,38-40 и в греческом тексте ВЗ они упоминаются как внуки.

22 четырнадцать. Рахиль родила двух сыновей, от которых произошли двенадцать внуков.

25 семь. Число сыновей и внуков.

26 шестьдесят шесть. Если учесть, что Ир и Онан умерли в Ханаане (ст. 12), а Манассия и Ефрем были рождены в Египте (ст. 27), тогда число сыновей, пришедших с Иаковом в Египет, не семьдесят, а шестьдесят шесть.

27 семьдесят. С учетом детей и внуков Иакова, родившихся в Египте, семейство патриарха насчитывает семьдесят человек.

31 - 47,28 Используя мудрость Иосифа, Бог сохранил Израиль в земле Гесем, обеспечив его всем необходимым и отделив израильтян (Пс. 104,16-22). Иаков благословил фараона, фараон же с почтением принял Израиля, и благодаря этому оба они благоденствовали; примечательно, что Израиль преуспевал даже больше египтян. Непосредственная связь между благословением и последовавшим за ним процветанием предвозвещает совершенно противоположную ситуацию, которая сложилась спустя несколько веков, когда другой фараон проклял Израиль и сам был проклят.

32 пастухи овец. См. ком. к 39,1. Фараон был из семитского племени гиксосов (пастухов-кочевников), поэтому Иосиф и акцентирует внимание на занятиях своей семьи. Этим и объясняется симпатия фараона к Иакову и его семейству.

Глава 47

6 поставь их смотрителями. Фараон больше склонен доверять Иакову и его сыновьям, чем египтянам, которые, с одной стороны, никогда не были хорошими скотоводами, а с другой - ненавидели гиксосов. Поскольку они презирали и евреев (см. 39,14 и ком.), то это обстоятельство способствовало расположению к ним фараона гиксосской династии (см. 45,16).

7 благословил. Тем самым патриарх доказывает свое старшинство по отношению к фараону, поскольку меньший благословляется большим. Его благословение было исполнено (ст. 13-25).

9 странствования. Целью его странствования был небесный город (Втор. 26,5; Евр.11,9-10).

малы и несчастны. Иаков не гордился количеством прожитых лет, поскольку они несоизмеримы с вечностью.

11 дал им владение... в лучшей части земли. Это было более того, о чем просили израильтяне. Дар фараона отделил и обособил семью завета от египтян (см. ком. к ст. 6).

Раамсес. Более позднее название земли Гесем (45,10), данное ей в честь Рамзеса II.

13-26 Поскольку фараон послушался божественного откровения (гл. 41) и благословил Иосифа, Иосиф, в свою очередь, превратил в собственность фараона все серебро, скот, землю и народ Египта (см. ком. к 39,14 и ст. 6), а самим египтянам спас жизнь.

24 давайте пятую часть. См. 41,34.

25 спас нам жизнь. Египтяне считали Иосифа спасителем и, по всей видимости, уже не презирали его за то, что он не египтянин.

27 владели они ею. Независимость и благоденствие израильтян резко отличались от положения египтян (47,13-26 и ком.), пребывающих в рабстве у фараона-иноплеменника.

весьма умножились. Эта фраза служит связующим звеном с книгой Исход (Исх. 1,7).

28 - 48,22 Верою Иаков обращал свой взор далее своей смерти в Египте и видел свое погребение в земле обетованной. Израиль даровал право первородства Иосифу, а не Рувиму (1 Пар. 5,1.2; Евр. 11,21).

29 Иосифа. Это же Иаков заповедал всем своим сыновьям (49,29-32), однако Иосифа он поставил старшим над всеми братьями.

положи руку твою под стегно мое. См. 24,2 и ком.

милость и правду. Иаков по "правде", т.е. по обетованию Божию (46,4), должен быть "выведен" из Египта (пусть лично для себя и посмертно), но оказать ему эту милость он просит Иосифа.

30 в их гробнице. Верою Иаков связывал свою судьбу с землей обетованной; он не желал, чтобы его набальзамированное тело осталось в Египте (ст. 11; 50,2).

31 клялся ему. Исполнение этой клятвы - 50,1-14.

поклонился. Иаков воздает благодарность Богу за то, что его последнее желание будет исполнено.

Глава 48

1 И он взял... двух сынов своих. Чтобы Иаков мог благословить их и распространить на них обетования завета.

3 Бог Всемогущий. См. 17,1 и ком.

в Лузе. См. 28,10-22 и ком.

благословил. Божие благословение дало Иакову власть благословить двенадцать колен Израилевых (48,5 - 49,28). Через благословение патриархов осуществлялась связь между поколениями избранных, живших в разное время и в разных местах (см. ком. к ст. 1).

4 множество народов. См. 28,3 и ком.

землю... потомству. См. 12,7 и ком.

5 Ефрем и Манассия. И вновь младшему сыну отдано предпочтение (ст. 20; 25,23 и ком.).

Рувим и Симеон. Два старших сына Лии упоминаются в связи с тем, что им было отказано в первенстве ради того, чтобы дать двойной удел Иосифу, первенцу Рахили. Рувим лишился права первородства, поскольку осквернил постель своего отца (49,3.4).

6 будут твои. В отличие от Ефрема и Манассии, которые теперь считаются сыновьями Иакова.

в их уделе. Иаков видел глазами веры двойной удел земли, который он даровал Иосифу, усыновив двух его сыновей.

7 из Месопотамии. См. 25,10 и ком.

Рахиль. Лия была погребена в семейном захоронении, Рахиль же удостоена особой чести, а память о ней увековечена благодаря тому, что двойной удел земли принадлежит ее первенцу.

8 кто это? Такой вопрос, обращенный к лицам, получающим удел земли, являлся частью этого ритуала.

9 Бог дал. Иосиф ответил точно так же, как когда-то сам Иаков ответил Исаву на подобный вопрос; он разделял веру своего отца (33,5; 41,50-52).

10 поцеловал. Иаков, благословляя сыновей Иосифа, повторяет тот же обряд, который выполнил Исаак, благословляя Иакова (27,26).

12 от колен. Когда приемного ребенка объявляли своим, его сажали на колени. Поэтому Иаков поставил детей Иосифа между коленей, после чего Иосиф отвел их в сторону.

поклонился ему... до земли. Равный фараону (44,18) склоняется до земли перед патриархом, передающим Божий обетования.

14 правую руку... положил на голову. Иаков против воли Иосифа наделяет младшего более сильным благословением. Это первое в Писании упоминание о том, что, произнося благословения, возлагают руки на голову благословляемого.

15 благословил. Впоследствии благословение передавалось всему Израилю через священника (Чис. 6,24-26).

пред Которым ходили отцы мои. См. 17,1 и ком.

16 Ангел. Иаков познал реальность Божия присутствия на собствен ном опыте (28,12;31,11;32,1 3.22-32).

17 увидел Иосиф. Чтобы не прерывать повествования, это объяснение (ст. 17-20) включается в ритуал благословения.

19 отец его не согласился. Патриарх, получивший власть от самого Бога, стоит выше владыки Египта.

знаю. Ситуация, прямо противоположная той, в которой сам Иаков обманом получил благословение: Исаак благословил младшего сына, не ведая об этом; Иаков же сознательно благословляет младшего, выполняя волю Божию.

но меньший его брат будет больше его. И вновь, вопреки обычаю, благословение получает младший брат, как это было в случае с Исааком и Измаилом, Иаковом и Исавом, Иосифом и Рувимом, а теперь с Ефремом и Манассией. Пути Божий не совпадают с установлениями людей (Ис. 55,8.9).

20 Ефрема выше Манассии. Колено Ефремово было величайшим из десяти северных колен.

Глава 49

1-28 Патриарх, благословляя сыновей, по вдохновению пророчествует о судьбе двенадцати колен, восхваляя или порицая их основателей, истолковывая их имена или же уподобляя их различным животным. Имя и поступки каждого из двенадцати сыновей предвещают судьбу его колена (Мих. 1,10-16). Первыми получают благословение шесть сыновей Лии (ст. 3-15), затем четыре сына, рожденные служанками (ст. 16-21), и, наконец, два сына Рахили (ст. 22-27). Эти благословения одновременно и объединяют двенадцать колен, и проводят различия между ними (ст. 28).

1 в грядущие дни. См. Чис. 24,14; Втор. 31,28.29; Ис. 2,2; Мих. 4,1. Пророчества Иакова охватывают всю историю Израиля, начиная с завоевания и распределения обетованной земли и заканчивая приходом Иисуса Христа.

3-7 Пророчества о трех сыновьях Лии Рувиме, Симеоне и Левин говорят о возмездии за совершенные ими преступления. Грехи отцов припоминаются их детям (Исх. 20,5).

3 Рувим, первенец мой! Первородство Рувима давало ему большой потенциал, который он так и не раскрыл, поскольку не отличался решительностью и сильным характером. Он хочет спасти Иосифа и предотвращает убийство, но Иосифа продают в рабство, пока Рувим обдумывает свои дальнейшие действия.

4 не будешь преимуществовать. Первенец получал три привилегии: права первенца, священство и царскую власть. Права первенца были переданы Иосифу (1 Пар. 5,1), священство - Левию (Чис. 3,41), а царская власть - Иуде (см. ст. 8). Ни один из потомков Рувима не стал судьей, пророком или руководителем народа.

5 Симеон и Левий. См. 29,33.34; 34,25.

мечи. Древнееврейское слово может означать "ножи обрезания".

7 проклят гнев их. Проклятию подлежит их гнев, а не сами колена.

разделю их в Иакове. Удел колена Симеонова представлял отдельные, не соединенные между собой области на территории удела Иуды (см. Нав. 19,1). Колено Левия было рассеяно среди всех колен Израиля.

8 Иуда. См. 29,35 и ком.

поклонятся тебе сыны отца твоего. Как Исав поклонился Исааку (25,23; 27,29), а братья - Иосифу (43,26), так и двенадцать колен Израилевых поклонились Давиду - потомку Иуды (2 Цар. 5,1-3).

9 лев. Иисус Христос, Великий Потомок Иуды, назван "львом от колена Иудина" (Откр.5,5).

10 скипетр. См. Чис. 24,17 и ком.

не отойдет. Это пророчество подтвердилось заветом с Давидом (2 Цар. 7,16).

доколе не приидет Примиритель. Древний арамейский перевод гласит: "доколе не придет Мессия, и его есть царство, и Ему будут повиноваться народы". Это пророчество исполнилось, когда пришел Иисус Христос (Иез. 21,27; Откр. 5,5). Божий замысел в отношении человечества, состоящий в правлении и владычестве (1,26-28), сосредоточивается в Иисусе Христе.

Ему покорность народов. См. 27,29 и ком.

11 осленка. На таком же осленке Царь въехал в Иерусалим (Зах. 9,9). к виноградной лозе.

Виноградная лоза обычно служила символом плодородия.

в вине. Превратив воду в вино (Ин. 2,1-11), Иисус показал, что приближается исполнение этого пророчества.

13 Завулон. См. 30,20; Нав. 19,10-16; Суд.5,18.

14 Иссахар. См. 30,18.

15 работать в уплату дани. Хотя Иссахар был прославлен (Суд. 5,1), здесь его колено порицается за готовность променять свободу на принудительный труд ради достижения материальных благ (Нав. 16,10; Суд. 1,28.30.33).

16 Дан. См. 30,6.

судить народ. Т.е. вершить правосудие.

17 змеем. Несмотря на то, что Даново колено было немногочисленным, оно оставалось чрезвычайно опасным для противника, неожиданно нанося удары и уничтожая более многочисленные народы (Суд. 18). Самсон, принадлежавший к этому колену, без посторонней помощи разбил филистимлян (Суд. 14-16).

18 Молитва Иакова прерывает его пророческие благословения.

19 Гад. См. 30,11. Четыре из шести древнееврейских слов этого стиха произносятся как "гад". В них использованы три различных корня, означающих "удача, прибавление", "отсекать" и "нападать, теснить". Гад постоянно подвергался опасности со стороны своих южных и восточных соседей.

20 Асира. См. 30,13.

будет доставлять царские яства. Указание на то, что в будущем он будет владеть плодородной землей (Втор. 33,24; Нав. 19,24-31).

21 Неффалим. См. 30,8; Нав. 19,32-38.

22 Иосиф. См.30,24;48,15-20.

плодоносного. Некогда бесплодная Рахиль произвела самое плодовитое колено (30,2.22;41,52).

простираются над стеной. О расширении их территории см. Нав. 17,14-18.

24 мощного Бога Иаковлева. См. Ис. 49,26.

Пастырь. См. 48,15.16.

25 Твердыня. Надежная защита Израиля (Втор. 32,4.15.18).

Всемогущего. См. 17,1 и ком.

благословениями. В этом стихе шесть раз используются слова с одним и тем же древнееврейским корнем, означающим "благословить, благословение". Благословения включали в себя плодородие земли, питаемой благотворной влагой с небес (1,6-8 и ком.), и плодовитость тела ("грудь" и "утроба"; 1,22; Чис. 24,5-7). Благословения, данные человечеству при сотворении, теперь переданы Иосифу.

26 благословения гор древних. См. Втор. 33,15.

да будут... между братьями. Благословение на Иосифа исходило от Бога (см. Втор. 33,16).

избранного. Это древнееврейское слово обозначает того, кто посвящен на особое служение.

27 Вениамин. См. 35,18

волк. Он убивает больше, чем может съесть.

делить добычу. Вениамин был настолько удачлив, что мог делиться добычей.

29 - 50,26 Веря Божиим обещаниям Аврааму и Исааку даровать им обетованную землю, последний патриарх стремился быть похороненным с ними в Ханаане, а не в Египте. Иосиф также заклинает своих братьев захоронить его там после исхода. Сходство судеб Иакова и Иосифа, умерших в Египте, но погребенных в земле обетованной, объединяет поколение Иосифа с патриархами и предвещает исход. Единство семьи в дальнейшем подчеркивается добрыми словами Иосифа и его благосклонностью к своим братьям.

29 заповедал он им. Эти два текста, 47,29 31 и 49,29 33, образуют некое обрамление, заключающее в себе благословение двенадцати колен вместе с Ефремом и Манассией.

31 Все патриархи умерли в вере, не получив обещанного (Евр. 11,39.40).

33 положил ноги свои на постель. См. 48,2.

Глава 50

4 придворным фараона. Следуя обычаю, он, вероятно, не мог разговаривать с самим фараоном во время траура.

5 выкопал себе. Иосиф излагает наставления Иакова словами, понятными для фараона.

6 пойди. Это был своего рода прообраз их будущего исхода (ст. 24).

9 колесницы и всадники. Поразительный контраст с Моисеевым исходом (Исх. 14,9; 15,4.5).

14 возвратился... в Египет. Время исхода еще не наступило: голод не закончился и не наполнилась мера беззаконий аморреев (15,13-16).

17 рабов Бога отца твоего. Надежда братьев на прощение основывалась на том, что вся семья поклонялась единому Богу.

19 не бойтесь. См. 43,23; 45,5.

ибо я боюсь Бога. Только Бог способен обратить зло во благо, и ни один человек не может вмешаться в Божий планы.

20 вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро. См. статью "Бог царствует: полновластное владычество Божие".

сохранить жизнь великому числу людей. В Египте и Ханаане.

21 я буду питать вас. Голод еще не закончился.

23 третьего рода. Т.е. праправнуки; признак Божиего благословения.

на колени Иосифа. См. 30,3 и ком.

24 я умираю. Эта фраза говорит о связи между патриархами (49,21) и таким образом подчеркивает преемственность поколений в Израиле.

выведет вас из земли сей. Слова, предвещающие исход из Египта (15,13.14).

в землю, о которой клялся. На смертном одре Иосиф говорит об обетовании, данном патриархам.

Аврааму, Исааку и Иакову. В первый раз имена всех трех патриархов упоминаются вместе; их эра закончилась, но надежда на обетования осталась.

25 вынесите кости мои. Иосиф был похоронен в Сихеме (Нав. 24,32). Моисей выполнил клятву (см. Исх. 13,19), а Иисус Навин совершил погребение в земле обетованной.


Вторая книга Моисея. Исход