КОММЕНТАРИИ 6 страница

2 Сихем. См. 12,6.

Евеянина. См. 9,25; 10,15.17.

сделал ей насилие. В 15,13 это же древнееврейское слово переведено как "угнетать"; оно означает также "унижать", "притеснять", "причинять боль".

3 прилепилась душа его. В переводе с древнееврейского эти слова означают, что он "остался верным", тем не менее Сихем безнравственно добился близости до женитьбы (2,24).

полюбил. То же плотское чувство руководило и Иаковом (29,18).

5 пока не пришли они. См. 2 Цар. 13,20.21; Пс. 126,5.

7 огорчились. Это древнееврейское слово встречается в Писании только тогда, когда описывается реакция Бога на человеческие злодеяния (6,6).

Израилю. Или "в Израиле". Имеется в виду народ Израиль. Это замечание связывает преступление Сихема и грубое насилие братьев Дины с будущим Израиля (2 Цар. 13,12).

12 назначьте... вено и дары. См. 24,14.

13 с лукавством. Букв.: "с хитростью". Зная, что жители Сихема сильнее их, сыновья Иакова решили прибегнуть к хитрости.

20 к воротам. См. 23,18 и ком.

24 послушались. Жители города отнеслись к знаку завета формально, не обратив при этом своих сердец к Богу.

25 умертвили весь мужеский пол. Братья преждевременно начали священную войну, не получив на это божественного повеления (см. Чис. 31,3-24).

27 разграбили. Своей вероломной и стремительной местью Симеон и Левий лишили самих себя главенства (49,6) и земли в Израиле (49,7; Мф. 26,52). В другом случае, ревностное усердие первосвященника Финееса, проявленное в нужное время и должным образом, обеспечило лучший жребий (Чис. 25).

30 вы возмутили меня. Сыновья поступили вероломно не только по отношению к жителям Сихема, но и к своему отцу; они не имели ни права, ни власти на такие действия, без повеления на то Иакова.

Глава 35

1 встань, пойди в Вефиль. Иаков дал клятву, которую теперь нужно было исполнить (35,2 и ком.). Бог в Своем откровении (ст. 9 13) передает Иакову Свой завет с Авраамом (Авраам же поклонялся Господу в Вефиле, 13,3.4.14-17).

2 бросьте. Раскаяние включает в себя отречение от всего того, что препятствует поклонению Богу и порочит Его имя. Изначальное требование завета состояло в преданности одному лишь Господу (Исх. 20,3-5; Нав. 24,14; Суд. 10,16).

богов. См. 31,19; Нав. 24,23.

4 отдали Иакову. Иаков вновь взял на себя духовное руководство в семье.

серьги. Это были амулеты (ср. ст. 2).

под дубом, который близ Сихема. Это священное дерево было связано с именем Авраама (12,6 и ком.; Нав. 4,18).

5 ужас Божий. Бог вызвал панический ужас у жителей окрестных городов (Исх. 23,27; Нав. 2,9), что явилось для них подтверждением присутствия Господа с Иаковом. Теперь семья Иакова в глазах окрестных народов превратилась из мирных пастухов (34,21) в грозных воинов (34,30).

6 Луз. См. 28,19.

7 устроил... жертвенник. Поклоняясь Богу, семья завета тем самым сохраняла свою обособленность от хананеев и свидетельствовала им о Господе. Это было символическим подтверждением их права на обещанную Богом землю (12,7).

9-15 Бог, открывшись Иакову после его возвращения из Месопотамии в Вефиль, подтверждает Свои обетования (28,13.14). Основываясь на Своем завете с Авраамом относительно народов, царей и земли (17,5-8), Бог передает эти обетования Израилю Иакову (32,28), а через него его двенадцати сыновьям.

11 плодись. Благословение Божией благодати, адресованное всему человечеству (1,28; 9,1.7), особенным образом было сосредоточено на народе завета (47,27; Исх. 1,3).

множество народов. См. 28,3.

12 землю... потомству твоему. См. 12,7 и ком.

13 восшел от него Бог. См. 28,13 и ком.

16-20 Близ Ефрафы Рахиль родила Вениамина, двенадцатого сына Иакова; она умерла при родах и была похоронена здесь.

16 родила. Рождение Вениамина завершило собой образование двенадцати колен Израилевых.

17 это тебе сын. Ее молитва была услышана (30,24).

18 Бенони. Плач Рахили о своем ребенке предвещает муки рождения, которые позднее испытает ее народ, производя на свет новый век, век благодати (Иер. 31,15-17; Мф. 2,17.18).

Вениамином. Букв.: "сын силы моей".

22 Во время пребывания Израиля. В Библии нет ни одного упоминания о жертвеннике около башни Гадер (Мигдал-Эдер), где согрешил Рувим.

переспал... с наложницею отца своего. Вероятно, оба они стремились удовлетворить свою похоть и захватить власть (2 Цар. 16,15-23; 3 Цар. 2,22). За этот грех (Втор. 22,30) Рувим вместе с Симеоном и Левием был лишен главенства (49,3.4). Оно будет отдано четвертому сыну Лии Иуде.

27 пришел... к Исааку. "Родословие Исаака" завершается его примирением с Иаковом.

28 сто восемьдесят лет. Долгая жизнь патриарха подошла к концу только теперь, однако Бог оставил ее без внимания еще с того момента, когда Исаак, передавая благословение, попытался воспрепятствовать осуществлению Божиего намерения (гл. 27).

Глава 36

1 - 37,1 Пророчества относительно Исава (25,23; 27,39.40) исполнились, и таким образом укрепилось величие Израиля, господствующего над Едомом (27,29).

1 Едом. Подобно тому, как имя Иакова стало названием страны Израиль, имя Исава стало названием страны Едом.

2-8 Это "родословие" сосредоточивает внимание на хананейских женах Исава и детях, рожденных в Ханаане до переселения на гору Сеир.

2 взял себе жен из дочерей Ханаанских. См. 9,25; 10,15-19. В более широком значении это понятие включает в себя все племена ханаанской земли.

Аду. Перечисленные здесь имена жен Исава отличаются от упомянутых в 26,3 и 28,9.

дочь Аны, сына Цивеона Евеянина. Согласно другим рукописям, "внучку Цивеона Евеянина".

6 пошел в другую землю. Т.е. не в землю ханаанскую.

9-14 Эта родословная сосредоточивает внимание на двенадцати сыновьях Исава (ст. 2 8), не считая Амалика, сына Фамны, которая была наложницей Елифаза.

15-19 Подобное перечисление имен свидетельствует о переходе семьи Исава от семейного уклада к племенному.

20-30 Эта родословная перечисляет коренных жителей Сеира, истребленных сынами Исава (Втор. 2,22). С одной стороны, Исав предстает здесь как могущественный владыка, а с другой как слуга Израиля (27,39.40).

31-39 Этот перечень имен свидетельствует о том, что власть от старейшин переходит к назначаемым царям.

31 прежде царствования царей у сынов Израилевых. Это замечание связано с обетованием в 35,11: "Цари произойдут от тебя".

Глава 37

2 - 50,26 "Родословие Иакова" посвящено его семье. Оно начинается с разлада в семье завета (гл. 37), затем следует рассказ о том, как члены этой семьи породнились с хананеями (гл. 38), и завершается все примирением семьи и ее переселением в Египет. Бог использовал благочестивого Иосифа, отверженного своими братьями, чтобы спасти Ханаан и Египет, сохранив в тех землях семью завета (50,24), а также для того, чтобы очистить эту семью. Иосиф олицетворял собой Божию власть во вселенной. Паскаль писал об этом: "Иосиф является прообразом Иисуса Христа. Любимый сын отца, он был послан к своим братьям и, будучи безвинным, был продан ими за двадцать Серебреников, а в результате всего этого стал их господином".

2-36 Мир в семье нарушен из-за безрассудства братьев и соперничества между ними, но, тем не менее, Бог использует эту ситуацию, чтобы исполнить предвозвещенное в пророческих снах: восстановить благополучие семьи завета (45,5-7) и привести народ Израиля в Египет (15,13; Пс. 104,23).

2 житие. То же, что "родословие".

Иосиф. Единственный из всех сыновей назван здесь потомком Иакова. Это объясняется тем, что внешне и внутренне он больше всех похож на отца.

с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы. Это были Дан, Неффалим, Гад и Асир (30,4-13).

худые... слухи. Их зло обернулось против Иосифа (см. также 35,22; 38,1-26).

3 любил... более всех сыновей своих. Т.е. чувствовал духовное родство.

сын старости. См. 30,22-24; 31,41.

разноцветную одежду. Из раскопок в Бене-Хасейне в Египте известно, что одежда из разноцветного материала считалась отличительным признаком людей, наделенных властью и занимающих особое положение в обществе.

4 не могли говорить с ним дружелюбно. Или "не могли даже приветствовать его".

5 видел Иосиф сон. Иаков также получал откровения во сне (28,12). Этот дар Божий Иосиф унаследовал от отца (см. ком. к ст. 2), т.е. он стал, по определению Божию, духовным преемником своего отца - Израиля.

7 поклонились. Бог сообщает Иосифу (а через него всему семейству), о его избранничестве.

8 возненавидели. Возненавидев Иосифа, его братья тем самым возненавидели суверенного Бога, Который дал Иосифу откровение, а затем пытались помешать исполнению Его благого замысла о них самих.

9 другой сон. Сны в этой истории следуют по два (гл. 40; 41). Это свидетельствует о том, что те проблемы, которые виделись в снах, окончательно решены Богом и что Он вскоре исполнит Свое намерение (см. 41,32). Согласно ВЗ, то, что повторяется дважды, - истинно и исходит от Бога.

братьям своим. В греческом переводе: "своему отцу и братьям своим".

10 побранил. Т.к. его слова вызвали недовольство и ропот братьев.

Иаков - Израиль всегда стремился к миру и взаимопониманию (см. 32,20; 34,30).

мать. Возможно, Лия усыновила Иосифа после смерти Рахили.

11 отец... заметил это слово. Иаков понял, от Кого исходят сны Иосифа и что они означают.

15 нашел его... блуждающим. Благодаря этой задержке измаильтяне появились в самое подходящее время (ст. 21-28).

17 я слышал. Еще одно действие Божественного провидения.

20 увидим, что будет из снов его. Это пророческие слова - братья действительно все "увидят". Абстрагируясь от буквального прочтения текста и рассматривая эти слова в двух аспектах - человеческом и Божественном, можно представить, что они произносятся как бы одновременно братьями Иосифа и Богом; и каждая из сторон говорит: "Увидим, что будет из снов его".

21 Рувим. Как старший брат, он берет на себя роль отца во время пребывания братьев на пастбище (ст. 13,14).

25 сели они есть хлеб. Описание того, как на это отреагировал Иосиф, см. в 42,21

Измаильтян. См.39,1. Они же зовутся купцами Мадиамскими (ст.28). Эти потомки Авраама (25,2.18) были связаны между собой родственными браками (ср. 28,9).

27 продадим его. Продажа детей была преступлением, караемым смертью (Исх. 21,16).

руки наши. В этом эпизоде усматривается рука Самого Бога (45,5; Пс. 104,17).

28 двадцать сребренников. Это цена мальчика, не достигшего совершеннолетия (Лев. 27,5).

29 Рувим же пришел опять. Рувим не желал смерти Иосифу и предпринял несколько попыток спасти его (см. ст. 21,22).

30 куда я денусь? Т.е. где укрыться от гнева отца, которому необходимо отчет.

31 козла. Иаков сам когда-то обманул отца при помощи козлиных шкур (27,9).

33 узнал ее. Иакова обманули, показав ему окровавленную одежду Иосифа. Точно так же и он когда-то обманул отца своего Исаака, воспользовавшись одеждой Исава (27,27).

хищный зверь. Братья, сами того не подозревая, отождествили себя с хищными зверями.

35 в преисподнюю. Евр.: "шеол". Одно из названий места пребывания душ после смерти.

36 продали. См. Ам. 1,6,7.

Потифару. Букв.: "принадлежащий Ра" (богу солнца).

Глава 38

1 В то время Иуда отошел от братьев своих. В истории семьи Иакова выделяются две фигуры: Иуда и Иосиф. Иуда, как и Иосиф, "отошел от братьев". Это обстоятельство важно, поскольку от Иуды происходит Давид - родоначальник царской династии и праотец по человеческой линии Иисуса Христа. Если рассмотреть всю последующую историю, то, вне всякого сомнения, Писание отводит колену Иудину более важную роль, чем колену Иосифа.

Одолламитянина. Этот человек жил в Одолламе, царском городе хананеев (Нав. 12,15).

2 Хананеянина. Большинство экзегетов полагает, что это слово указывает не на происхождение человека, а на род деятельности. Хананеями называли торговцев.

взял ее. Обычай обязывал отца выбрать невесту сыну.

5 в Хезиве. Древнееврейский корень этого слова означает "обман".

6 Фамарь. Букв.: "финиковая пальма".

7 умертвил его Господь. Букв.: "причинил смерть".

8 сказал Иуда. Отдавая Фамарь в жены Иру, Иуда нес теперь за нее ответственность.

женись на ней, как деверь. См. Втор. 25,5. Левиратный брак (от лат. levir "брат мужа"), согласно которому брат умершего женился на его вдове. Старший сын от такого брака наследует имя и имущество умершего.

9 чтобы не дать семени брату своему. См. ком. к ст. 8.

11 Ибо он сказал. Суеверно считая Фамарь женщиной, которая приносит несчастье, Иуда не осознал того, что свершился Божий суд над его сыновьями.

13 Фамарь. Несмотря на то, что Фамарь воспользовалась порочностью Иуды, Писание одобряет ее дерзкую уловку, предпринятую для того, чтобы исправить ошибки Иуды и восстановить семью (ст. 25; Руфь 4,12).

14 одежду. И вновь одежда сыграла немаловажную роль в обмане (37,33 и ком.).

18 печать твою, и перевязь твою. Цилиндрическая печать, которую носили на перевязи вокруг шеи, была знаком отличия богатого человека. Такой печатью скрепляли различные документы, прокатывая ее по мягкой глине.

21 блудница. Древнееврейское слово, которое использует хананейский друг Иуды, означает не просто "блудница", а "посвященная для служения божеству"; отношения с такой женщиной считались служением идолу. В глазах хананея это была женщина с высоким положением в обществе, и потому он называет Фамарь этим титулом.

24 выведите ее. Имеется в виду - из города (Втор. 22,21.24).

пусть она будет сожжена. Позднее в законе Израиля было закреплено, что дочь первосвященника должна быть сожжена, если она осквернит себя блудодеянием (Лев. 21,9).

25 узнавай. Обманщик вновь обманут: он пожинает то, что посеял (гл. 29; 37,33).

26 она правее меня. Другими словами, "она праведна, а не я".

не познавал ее более. Иуда не виновен в кровосмешении.

29 расторг себе преграду. Древнееврейское слово, используемое здесь, переведено как "распространишься" в 28,14 (см. ком.). И вновь младший брат получил предпочтение перед старшим (25,23; 37,2).

Фарес. Он принадлежит к мессианской линии (Руфь 4,18-22; Мф. 1,1-6; Лк. 3,33).

Глава 39

1-23 Череда неудач в жизни Иосифа сменилась возвышением благодаря тому, что "Господь был с Иосифом". Бог, будучи верным Своему завету с избранным народом, хранит его и благоприятствует ему в трудное время. Самые неподходящие обстоятельства Господь выстраивает в удивительную цепь событий, ведущих к искуплению избранных Им людей (Пс. 104,16-22). Безгрешная и праведная жизнь Иосифа в руке Господней является прообразом падения и возвышения Израиля в Египте, а также предвозвещает унижение Христа и Его прославление.

1 Египтянин. История Иосифа разворачивается в период правления в Египте гиксосских царей. Слово "гиксос" - переводится как "цари-пастухи". Гиксосы - кочевые семитские племена, вторгшиеся ок. 1800 г. до Р.Х. в Египет и покорившие его. Они царствовали в Северном Египте в течение нескольких сот лет. В этой связи упоминание, что Потифар - египтянин, имеет существенное значение.

2 был Господь с Иосифом. См. Деян. 7,9. Данная фраза, которой начинается и завершается эта история (ст. 3,21.23), представляет богословское объяснение событий, разворачивающихся в Египте, а также свидетельствует о непосредственной связи между Иосифом и патриархами (28,15). Благотворное присутствие Бога ощущалось даже в рабстве, далеко за пределами благословенной земли.

4 поставил его над домом своим. Среди множества сохранившихся древнеегипетских изображений довольно часто встречается фигура управляющего царским домом с жезлом или папирусным свитком в руке.

5 благословил. Власть Господа беспредельна: через Иосифа она распространяется на египтян, как это и было обещано Господом Аврааму (12,3 и ком.).

8 все, что имеет, отдал в мои руки. Иосиф олицетворяет собой преданность одному господину.

9 согрешу пред Богом. Всякий грех направлен против Бога (Пс. 50,4).

14 Еврея. См. 39,17; 43,32. Египтяне считали себя выше других народов, поэтому, обращаясь к домашним, жена Потифара подчеркивает, что Иосиф не египтянин.

20 отдал его в темницу. Единственный, кто мог помочь Иосифу, оказавшемуся в столь бесправном положении, был Бог его отцов.

21 простер к нему милость. Бог верен Своим избранным, даже когда они оказываются в самых затруднительных обстоятельствах.

Глава 40

1-23 Господин оставляет своего раба в беде, однако Бог остается с Иосифом. Господь закрыл за Иосифом двери темницы, чтобы отворить перед ним врата дворца. Будучи рабом верного Бога, Иосиф остается верен и людям.

3 отдал их под стражу. Они ожидали приговора фараона.

8 сны. Это был важный источник откровений (20,3; 31,1-55 и ком.; 41,25). Сны, приснившиеся Иосифу (37,5-11), виночерпию, хлебодару (гл. 40), а также фараону (гл. 41), свидетельствуют о том, что Бог управляет судьбами людей (41,28).

истолковать их некому. В древнем Египте снам придавалось огромное значение, а их истолкование считалось особым искусством.

не от Бога ли истолкования? Если способность толковать сны действительно исходит от Бога, то Господь может даровать ее тем, к кому Он благоволит (41,16; Дан. 2,24 49).

расскажите мне. Иосиф признает себя пророком (37,5 11), ибо Бог постоянно был с ним. Это прослеживается как в действиях Божественного провидения, так и в посылаемых Иосифу снах и их истолкованиях.

13 вознесет главу твою. Это же выражение, описывающее освобождение из темницы, переводится словом "вывел" в 4 Цар. 25,27.

14 вспомни же меня, когда хорошо тебе будет. Когда человеку хорошо, он часто забывает о тех, кто помогал ему в трудный период.

15 ибо я украден. Т.е. я не рожден рабом, следовательно, у меня есть право быть свободным.

16 на голове у меня. Египтяне обычно изображали хлебодара с корзиной на голове.

19 птицы будут клевать плоть твою. Т.е. твое тело после казни будет оставлено на растерзание птицам.

20 день рождения фараонова... вспомнил. В день своего рождения египетские цари обычно даровали прощение некоторым преступникам.

Глава 41

1-57 Бог поставил Иосифа над всем Египтом, а символически - и над всем миром, наделив его мудростью (ст. 33) и особым даром толковать сновидения (ст. 16). Кроме того, Он дал ему способности к политической и экономической деятельности, а также к управлению государством (ст. 38).

1 снилось. На Ближнем Востоке считалось, что царские сны имеют большое значение, поскольку касались не только самого царя, но и всего государства.

у реки. Имеется в виду Нил, источник плодородия в Египте.

8 смутился дух его. См. Дан. 2,1.3.

волхвов. Более правильный перевод: "заклинателей". Использованное здесь еврейское слово "хартумим" происходит от слова "Хартум" - "тайное письмо", "иероглифы". То есть волхвы в толковании снов обращались к тайным письменам. Тацит сообщает, что Птолемей открывал "свои ночные видения египетским жрецам, которые обычно истолковывали сны". Но в данном случае они ничего не смогли "прочитать" в своих письменах.

не было никого, кто бы истолковал. См. 40,8 и ком.

13 как он истолковал нам, так и сбылось. "Так сбылось" потому, что эти истолкования были словом Господа (см. Пс. 104,19).

14 переменил одежду. См. 39,13 и ком.; 4 Цар. 25,29.

16 это не мое. См. 2 Кор. 3,5.

25 сон фараонов один. Образы этих снов повествуют об одном и том же: тучное пожирается тощим; первый сон имел отношение к скотоводству, второй - к земледелию. Как и в случае с самим Иосифом (37,9 и ком.), сны фараона повторяются дважды.

что Бог сделает, то Он возвестил. И сны, и их истолкования исходили от Бога (40,8 и ком.). В отличие от волхвов, Иосиф говорил по вдохновению от Господа. Ни фараон, ни его слуги не могли говорить столь властно; эта власть принадлежит Богу и тем, кто Ему служит. Это стало особенно очевидно несколько столетий спустя, во времена Моисея.

37 понравилось. Спасение приходит к людям, когда они верят слову Божию и действуют в соответствии с ним.

38 Дух Божий. Иосиф раскрыл египетскому царю намерения Господа (ст. 16), поэтому фараон признал в Иосифе действие Божией силы и благодати.

41 я поставлю тебя над всею землею. Иосиф был верен в малом (39,4.22), и теперь ему доверено многое (Лк. 16,10; 19,17).

42 перстень свой. Перстень с печатью являлся символом фактической власти.

одежды. См. 39,13 и ком.

45 Илиопольского. Главный жрец храма солнца, который находился в этом городе (Гелиополис, иначе Он егип. Ану), был одним из самых влиятельных людей в Египте.

Цафнаф-панеах. Египтологи объясняют, что "цафнаф" означает "кормилец", а "панеах" - "жизнь". Однако согласно значению еврейских корней, это имя переводится как "раскрывающий скрытое". Пребывание Иосифа в Египте подобно пребыванию Даниила в Вавилоне: оба получили в чужой земле языческие имена, но не приняли языческой религии.

Асенефу. Имя Аснат (Асенефа) означает: "она принадлежит (богине) Нат". Ее не следует причислять к хананеям.

Потифера. Значение этого имени см. в ком. к 37,36, однако не следует путать жреца Потифера с царедворцем Потифаром.

46 тридцать лет. Иосиф был вызволен из рабства, где провел около тринадцати лет, и, будучи тридцати лет от роду, получил власть, равную царской (см. также 2 Цар. 5,4). Он был в том же возрасте, что и Иисус Христос в начале Своего общественного служения.

48 собрал. Иосиф напоминает мудрого муравья из Притч. 6,6-11 (20,4).

51 Оба имени воздают хвалу Господу: первое - за то, что Бог сохранил Иосифа, а второе - за то, что Бог благословил его (49,9 и ком.).

52 плодовитым. См. 17,6.20; 28,3; 48,4; Пс. 105,23.24.

57 из всех стран. Спасение многих зависело от одного потомка патриархов, представлявшего собой прообраз Христа.

Глава 42

1-38 В этом разделе описывается, как осуществились сны Иосифа, и дается ответ на слова братьев: "...увидим, что будет из его снов" (37,20 и ком.).

1 что вы смотрите? Букв.: "переглядываетесь".

4 Вениамина... не послал. Младший брат Иосифа занял его место в сердце отца (37,3). Забота братьев о Вениамине и отце говорит о произошедшей в них духовной перемене.

6 поклонились ему. Сами того не подозревая, братья исполнили то, что было явлено Иосифу во сне (37,5).

7 показал, будто не знает их, и говорил с ними сурово. Незамедлительное прощение не смогло бы привести к духовному исцелению братьев Иосифа. Путь к примирению (гл. 45) был труден и тернист.

8 они не узнали его. Иосиф превратился из отрока во взрослого мужчину (41,46), преисполненного величием египетского властителя (41,14.41 43), который для разговора с братьями обращался к переводчику (ст. 23).

11 дети одного человека. Они были членами одной семьи, а не соглядатаями враждебных соседей (Чис. 13,2).

12 нет. Настойчивое обвинение Иосифа, ввергнувшее беззащитных братьев в отчаяние, было необходимой уловкой с целью выведать у них информацию (43,7). Только получив ее, Иосиф смог предпринять следующий шаг.

13 Они сказали. Братья думали, что подробности сделают их рассказ более правдоподобным.

15 клянусь жизнью фараона. В древности люди клялись жизнью своего царя (2 Цар. 15,21) или господина, которому служили.

18-20 останетесь живы... чтобы не умереть вам. Иосиф предлагает им выбор между жизнью и смертью.

18 ибо я боюсь Бога. В каждом человеке живет сознание необходимости накормить голодного и помочь беззащитному (20,11 и ком.).

21 мы наказываемся. Несмотря на вопиющую несправедливость обвинения, братья восприняли Иосифа как орудие Божия правосудия, считая все происходящее наказанием за совершенное преступление против брата и признавая тем самым свою вину. Не осознав этого, они не смогли бы стать причастниками завета Божия (см. 44,16 и ком.).

не послушали. Когда сами братья оказались перед лицом смерти, их прошлое жестокосердие сменилось искренним раскаянием.

22 кровь его взыскивается. См. 9,5.6.

24 заплакал. Теперь, после того как братья Иосифа исповедали свою вину, примирение стало возможным.

25 серебро их возвратить каждому. Братья получили серебро за Иосифа (37,28), Иосиф теперь не берет у них серебра, поскольку, символически, они платили ему теми деньгами, которые олицетворяли его страдания.

28 смутилось сердце их. Братья поняли, что за этим стоит нечто важное и грозное.

что это Бог сделал с нами? Впервые за все время братья упоминают Бога, Который видел их преступление (ст. 21,22).

30 принял нас за соглядатаев. Об истинной причине происходящего братья пока не догадываются.

34 вы можете промышлять в этой земле. Более правильный перевод: "торгуйте".

37 убей двух моих сыновей. Иными словами, "я обязательно приведу его обратно". За сохранность жизни Вениамина Рувим ручается жизнью двух детей, то ли желая "возместить" вдвое, то ли причисляя к Вениамину и Иосифа.

Глава 43

1 - 45,28 Действия Иосифа повлияли на его братьев. Их эгоизм сменился честностью и преданностью в отношениях друг к другу (43,1 34), что выразилось в признании Иудой своей вины и в предложении пожертвовать собой ради Вениамина (44,1-34). В конце концов Иосиф открывается братьям и прощает их, рассматривая совершенный ими грех в свете Божиего замысла (45,1-28).

3 Иуда. После того как Иаков решительно отказал Рувиму, который не смог настоять на своем предложении (42,37.38), старшим над братьями становится Иуда.

5 если не пошлешь, то не пойдем. Иуда готов поступить в соответствии с решением отца ("Если пошлешь... если не пошлешь"), однако предупреждает Иакова о том, что может произойти, если тот не пошлет с ними Вениамина.

7 расспрашивал тот человек о нас и о родстве нашем. Братья правильно поняли, какую цель преследовал Иосиф своими расспросами (42,12 и ком.).

8 живы будем и не умрем. Здесь выражено отношение и к голоду, и к мнимой угрозе со стороны Иосифа (42,18-20.34). Эти слова стали "крылатыми", поскольку в них лаконично и точно выражена жизненная позиция человека, во всем полагающегося на Бога.

9 я отвечаю за него. Чтобы понять всю глубину этих слов, когда один человек берет на себя ответственность за жизнь другого, их следует сравнить с 4,9. В них - путь духовного восхождения человечества от Каина - ко Христу.

12 возвратите. Семья завета поступает в соответствии с нравственными законами и возвращает то, что ей не принадлежит (см. ком. к ст. 9).

14 Бог...Всемогущий. См. 17,1 и ком.

23 будьте спокойны. Букв.: "Мир вам". Слово "мир", повторяющееся здесь трижды, является ключевым (ст. 27, 28) и характеризует новые отношения между братьями.

Бог ваш и Бог отца вашего. Эти слова чужеземца, который полагается на их Бога, в корне меняют отношение братьев к Иосифу.

26 поклонились ему до земли. См. 37,5 и ком. В первый раз братья поклонились Иосифу, как "начальнику той земли" (42,6). Теперь же, держа в руках дары, они поклонились в знак уважения к нему (ст. 28; Мф. 2,11).

27.28 о здоровье... здоров. В древнееврейском языке и в том и в другом случае используется слово "мир".

29 да будет милость Божия с тобою. Это было необычное приветствие (33,5.11).

32 с Евреями. См. 39,14 и ком.

это мерзость для Египтян. См. ком. к 38,1-30.

34 доля Вениамина была впятеро больше. Иосиф испытывает своих братьев: не позавидуют ли они Вениамину, как в свое время завидовали ему (см. 37,4).

довольно пили они с ним. Братья выдержали это испытание.

Глава 44

1-34 В лице Иуды двенадцать колен Израилевых подтвердили свою принадлежность к избранному Богом народу завета (см. ком. к 43,9).

2 чашу... положи. Иосиф подвергает братьев заключительному испытанию. в отверстие мешка к младшему. Подобное преступление было совершено против Иосифа, младшего и любимого сына Иакова, рожденного Рахилью. Тогда родные братья продали его в рабство. Теперь Иосиф воссоздает аналогичную ситуацию.

5 гадает на ней. Это было уловкой со стороны Иосифа (42,12); несомненно, он получал откровения от Самого Бога (ст. 15; 41,16) и не нуждался в чаше для гадания.

10 тот будет мне рабом. Ранее предложенные братьями условия изменены (ст. 9) с тем, чтобы проверить, как они отнесутся к тому, что Вениамин может стать рабом, как стал рабом, по злой воле братьев, сам Иосиф.

13 разодрали они одежды свои. Выражение крайней степени горя и скорби.

14 пали пред ним. Братья поклонились Иосифу, полагаясь на его милость (43,26 и ком.).

15 угадает. Это было сказано с иронией: гаданием невозможно определить, кто прав, а кто виноват (ст. 5).

16 Бог нашел неправду рабов твоих. Эти слова не означают, что Иуда согласился с обвинением в воровстве. Братья признали свою вину (ст. 28; 42,21 и ком.), усматривая во всем происшедшем наказание, исходящее от божественного правосудия.