Технология дистанционного обучения

Data 1, 1

Data 0, 1

Data 1, 0

Data 0, 0

Data 4

Data 1, 1

Data 0, 1

Data 1, 0

Data 0, 0

Data 4

Next kn

Read x(k), y(k)

Read n

Restore test1

End if

Else

End if

Else

End if

End if

Gosub lin 1

End

Next k

Next 1

if np = 0 then ? «отсутствуют»

 

pint: ¢ точка пересечения:

d213 = (у2 - yl)*(x3 - х1) - (х2 - х1)*(у3 - у1)

d214 = (у2 - у1)*(х4 - х1) - (х2 - х1)*(у4 - у1)

d431 = (у4 - у3)*(х1 - хЗ) - (х4 - х3)*(у1 - уЗ)

d432 = (у4 - у3)*(х2 - хЗ) - (х4 - х3)*(у2 - уЗ)

if d213*d2l4 > 0 or d431*d432 > 0 then

' нет пересечения

elseifd213*d214 < 0 or d431*d432 < 0 then

gosub tchki ' расчет точки

else ' отрезки на одной прямой

return

tchki: ' расчет точки пересечения

np = np+1

? «отрезок:»; k; k + 1

? «отрезок:»; I; I + 1

D = (у2 - yl)*(x4 - хЗ) - (х2 - х1)*(у4 - уЗ)

Dx = [(у2 - у1)*х1 - (х2 - х1)*у1]*(х4 - хЗ)

Dx = Dx - (х2 - х1)*[(у4 - у3)*х3 - (х4 - х3)*у3]

Dy = (у2 - у1)*[(у4 - у3)*х3 - (х4 - х3)*у3]

Dy = Dy - [(у2 - yl)*xl - (х2 - х1)*у1]*(у4 - уЗ)

х = Dx/D

у = Dy/D

? х; у

return

lin 1: 'отрезки на одной прямой

d2 = (х2 - х1)*(х2 - х1) + (у2 - у1)*(у2 - 1)

d3 = (хЗ - х1)*(х2 - х1) + (уЗ - у1)*(у2 - 1)

d4 = (х4 - xl)*(x2 - х1) + (у4 - у1)*(у2 - 1)

if d3 > d2 and d4 > d2 then

' нет пересечения

Iseif d3 < 0 and d4 < 0 then

' нет пересечения

else ' отрезки пересекаются:

gosub otrеz ' общий отрезок

return

otrez: 'расчет общего отрезка

np = np + 1

? «отрезок пересечения:»

if d3 < 0 or d4 < 0 then

? х1; у1; «-»

elseif d3 < d4 then

? х3; у3; «-»

? х4; у4; «-»

if d2 < d3 or d2 < d4 then

? х2; у2

elseif d3 < d4 then

? x3; y3

? х4; у4

return

vvod: ' ввод данных

? «точек:»;nt

for k = 1 to nt

? x(k); y(k)

t = nt + 1

x(nt) = x(l)

y(nt) = y(l)

return

 

test1: 'точки ломаной:

test2: 'точки ломаной:

 

В тексте данной программы записаны два варианта тестовых данных, смена которых может быть проведена изменением имени метки test1 или test2 в операторе перезагрузки restore в подпрограмме ввода данных.

Дистанционное образование — это новая технология обучения, основанная на использовании персональных компьютеров, электронных учебников и сети Интернет. Эта новая технология и форма обучения самым тесным образом связана с развитием сети Интернет [4, 5].

В Российской Федерации подготовлен законопроект, по которому дистанционное образование приравнивается к традиционным формам очного, заочного и вечернего обучения. В настоящее время пять ведущих вузов России ведут эксперименты по отработке технологий дистанционого обучения студентов.

ВРеспублике Казахстан дистанционные формы обучения получили официальное признание после принятия нового закона об образовании летом 1999 г. В Законе об образовании Казахстана дистанционное обучение определено как «одна из форм обучения лиц, находящихся в отдалении от организаций образования, с помощью электронных и телекоммуникационных средств».

Для реализации этих новых технологий дистанционного обучения Международная академия информатизации создала Всемирный распределенный университет и его отделения в Москве, Астане, Петербурге, Алма-Ате, Брюсселе и ряде других городов России, Казахстана и стран СНГ (см. сайт:http:/wdu.da.ru).

Началом распространения новых компьютерных технологий обучения послужило введение в середине 80-х годов курса информатики во всех средних школах нашей страны [9]. Основной целью школьного курса информатики с конца 80-х годов было обучение всех учащихся компьютерной грамотности — умению читать, писать и получать информацию с помощью персональных ЭВМ [10].

Эксперименты с дистанционным образованием в России начались с середины 90-х годов на базе Московского института электронного машиностроения (МИЭМ), где совместно с Нью-Йоркским университетом (SUNY) дистанционную подготовку прошла группа студентов по специальности «Информатика и вычислительная техника», получившая магистрские дипломы — Master of Computer Science (магистров вычислительных наук) (см. сайт:http://miem.edu.ru).

Технологической базой для дистанционного обучения являются персональные компьютеры, электронные учебники и вычислительные сети. Развитие сети телекоммуникаций и появление образовательных серверов в сети Интернет сделали реальностью распространение новых технологий дистанционного обучения [4, 5].

За рубежом развитие сети Интернет в 90-х годах привело к появлению первыхвиртуальных электронных университетов как новых компьютерных форм получения образования. Насыщение персональными компьютерами университетов, колледжей и средних школ создает предпосылки для создания новых дистанционных форм обучения студентов и старшеклассников у нас в стране и за рубежом (см. сайт:http://sakin.narod.ru).

В США, Великобритании, Австралии, Канаде, Германии развитие сети Интернет создало условия для организации сетей дистанционного обучения, переживающих настоящий бум. При этом наиболее продвинутые проекты дистанционного образования развиваются на базе или при поддержке крупнейших компьютерных фирм — IBM, Apple, DEC, Sun, Novel, Microsoft и т. д.

Одним из наиболее известных зарубежных проектов дистанционного обучения является созданиеОткрытого университета Великобритании. В этом университете обучение в форме компьютерных телеконференций началось в конце 80-х годов.

Основнойтехнологической идеей этого проекта была передача заданий и результатов их выполнения с помощью электронной почты и обсуждение работ посредством телеконференций. К середине 90-х годов эти курсы пользовались успехом более чем у 5000 студентов, имевших домашние компьютеры.

Однако главным достижением проекта сталикомплекты бумажных учебников, изданные университетом для дистанционного обучения и подготовки менеджеров в области информационных технологий. Это позволило Открытому университету перейти к дистанционному обучению студентов на международном уровне.

Одна из ветвей этого международного проекта получила развитие в России на базе образовательнойкорпорации LINK, использующей эти учебники. В настоящее время в Открытом университете в дистанционной форме обучается несколько тысяч студентов.

Вторым по развитию у нас в стране является проектИнститута дистанционного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ). В российском проекте дистанционного образования в настоящее время обучается более 25 тысяч студентов по различным экономическим специальностям, для которых созданы соответствующие комплекты бумажных и электронных учебников [4].

Еще один проект дистанционного образования был развернут в середине 90-х годовРоссийским государственным технологическим университетом (МАТИ) на базе более 120 школ Москвы, Подмосковья, Челябинска и Приднестровья. Целью этого проекта была дистанционной подготовка учащихся средних школ к вступительным экзаменам в вузы Российской Федерации.

Для данного проекта были созданы учебные пособия для поступающих в вузы поинформатике, математике и английскому языкус использованием тестов, электронных учебников и электронных задачников. В рамках данного проекта был разработан и апробирован электронный учебник по информатике, используемый в настоящем учебном пособии [11] (см. сайт:http://informatica.newmail.ru).

Особую роль в развитии дистанционного образования, на наш взгляд, может и должен сыгратьвузовский курс информатики, который позволит отработать технологию компьютерного обучения с использованием сети Интернет и электронных учебников и организацией компьютерной технологии приема и сдачи экзаменов.

Новыми в дистанционном обучении для отечественной системы образования являютсяэлектронные учебники с использованием компьютерных методов тестирования знаний. Отличительной особенностью электронных учебников является то, что работа с ними имеет форму диалога, в ходе которого учащиеся усваивают знания в виде фактов, вопросов, суждений, утверждений и т. п.

Кроме того, в электронных учебниках система контрольных тестов позволяет учащимсясамостоятельно проверять усваиваемые знания. Большую помощь при этом могут оказать бумажные учебники, поскольку в них могут быть найдены ответы на вопросы, которые заложены в электронный учебник.

В этом назначении электронные учебники для систем дистанционного обучения могут выполнять функции репетиторов, оказывающих учащимся помощь в изучении различных учебных дисциплин. Консультации преподавателей при этом переносятся на обсуждение индивидуальных заданий с учетом интересов учащихся.

Настоящий бумажныйучебник по информатике вместе со своими электронными версиями — пример новой технологии обучения, которая может использоваться в вузах и школах для изучения курса информатики, в домашних условиях и учебных центрах — для самообразования и дистанционного обучения.

Необходимым условием для этого является возможность доступа к персональным компьютерам и электронной версии настоящего учебника. Для работы в системе дистанционного обучения необходим доступ к сети Интернет, а также электронный почтовый ящик, по которому можно получать электронную корреспонденцию из центра дистанционного обучения.

Сетевые электронные версии настоящего учебника по информатике можно найти в сети Интернет с помощью информационно-поисковых систем Яндекс или Апорт по запросу «Каймин учебник информатика». Отличием этих электронных учебников является то, что в них можно не только листать и читать текст учебника, но и найти тесты, с помощью которых можно перепроверить свои знания по информатике.

Данные тесты по информатике с 1997 г. используются в системе дистанционного контроля знаний учащихся средних школ, созданной на психологическом факультете Московского государственного университета и получившей название Телетестинт. Использование психологами этих тестов в течение последних трех лет показало удивительные результаты.

Все школьники, прошедшиетелетестинг (дистанционный контроль знаний), показали самый высокий уровень компьютерной грамотности. Однако на вопросы об алгоритмизации и о программировании выпускники школ в основном продемонстрировали удовлетворительные либо даже неудовлетворительные знания.

Объяснением этих фактов может служить следующее. Участвовать в телетестинге могут только те школьники, которыеумеют работать на ЭВМ, а для этого необходимо получить соответствующие знания. Самые первые учебники ориентировались на изучение основ алгоритмизации без работы и отладки программ на ЭВМ [9].

В новейших учебниках по информатике изучение элементов программирования либо вовсе отсутствует, либо проходит в отрыве от изучения основ алгоритмизации [8, 11, 12]. По этой причине знания учащихся либо фрагментарны, либо неверны.

Освоению компьютерной грамотности с последующим изучением алгоритмизации и отладки программ на ЭВМ был посвященбазовый школьный учебник [10], признанный лучшим в 1987 г. Однако он не переиздавался и стал недоступен.

Настоящий учебник, созданный в соответствии стребованиями государственных стандартов образования, ориентирован на изучение студентами современного уровня развития информатики как информационной индустрии и освоение техники решения профессиональных задач на ЭВМ.

В этом смысле он являетсяразвитием и продолжением нашего школьного учебника по информатике и построен так, чтобы его можно было использовать как в условиях очного, так и дистанционного обучения. При этом в учебник введена линия наопережающее изучение Интернет, для того чтобы студенты как можно скорее могли получить доступ к его информационным ресурсам, электронным книгам, журналам и центрам дистанционного образования.

Самую большуюбиблиотеку электронных книг и учебников по экономике можно найти на серверах Института дистанционного образования МЭСИ. В этой библиотеке можно найти электронную версию настоящего учебника по информатике для студентов.

В настоящее время практическивсе ведущие вузы Российской Федерации, имеющие отделения или факультеты информатики или информационных технологий, включились в развитие технологий дистанционного обучения и ввели в той или иной форме вступительные экзамены или испытания по информатике.

Подробную информацию о всех Российских вузах и новостях дистанционного образования можно найти в сети Интернет на сервере Информика Министерства образования Российской Федерации (см. сайт:http://informica.ru), а также на сайте Поступи. Ru Международного центра Интернет-образования (см. сайт:http://icie.ru).

ПРИЛОЖЕНИЕ