Обучение с помощью ЭВМ

Вопросы

 

1. Что такое редактор текстов?

2. Что такое документ?

3. Каковы основные операции редактирования текстов?

4. Сколько страниц текста может быть записано:

а) на кассете магнитной ленты с объемом памяти 100 Кбайт?

б) на гибком диске с объемом памяти 1 Мбайт?

5. Как тексты записываются на магнитные диски?

6. Как узнать, какие тексты хранятся в памяти компьютера?

7. Что такое авторские права на произведение?

8. В чем состоят имущественные права авторов?

9. Как называются нарушители авторских прав?

Задания

 

1. Введите с помощью редактора текстов любимое четверостишие, выведите его на бумагу и запишите на магнитные диски.

2. Подготовьте текст поздравления с Новым годом для родителей, близких и друзей. Выведите на печать два-три поздравления для разных адресатов.

3. Перепишите четверостишие и поздравления на ваши диск и попробуйте прочитать их с помощью диспетчера файлов или программыNorton Commander.

4. Подготовьте на ЭВМ договор на издание сборника ваших рассказов с указанием Ваших авторских прав.

Обучение можно проходить в школе, вузе, учебном центре вместе с преподавателями либо самостоятельно дома или на работе с использованием учебников, персональных ЭВМ и сети Интернет.

Официальное обучение завершается вручением дипломов, аттестатов или сертификатов, которые признаются либо не признаются в местах будущей работы или учебы. При самостоятельном обучении люди обычно удовлетворяются приобретенными знаниями и умениями.

В соответствии с законодательством обучение имееттри формы — очную, заочную и вечернюю. Очная форма — это обучение в школах и вузах, вечерняя форма — это обучение после работы, а заочная — это самостоятельное обучение с очной сдачей зачетов и экзаменов.

Сдача зачетов и экзаменов — это обязательное требование во всех формах официального обучения, завершающегося вручением дипломов и сертификатов. Экзамены и зачеты могут проводиться в устной или письменной форме, а в последнем случае — с использованием заранее подготовленных вопросников и тестов.

Новой формой становитсядистанционное образование, связанное с использованием для обучения персональных компьютеров и Интернет. При дистанционном обучении даже экзамены и зачеты могут проводиться с помощью Интернет.

 

 

Контроль и проверка знаний при дистанционном обучении производится исключительно с помощью ЭВМ. В этих целях используются специальные компьютерные программы, получившие название электронных учебников.

Электронные учебники — это компьютерные программы, содержащие учебные тексты и тесты. Тесты — это контрольные вопросы. Тесты в электронных учебниках отличаются тем, что ответы на них проверяются ЭВМ непосредственно в диалоге с учащимися.

Электронную версию настоящего учебника по информатике можно найти в сети Интернет в электронной библиотеке Распределенного университета на сайтеhttp://wdu.da.ru или на специальном сайте http://informatica.newmail.ru

Основные возможности электронных учебников состоят в следующем. Электронные учебники могут использоваться:

1) для самостоятельной проверки знаний на ЭВМ;

2) в качестве тренажеров при самостоятельных занятиях;

3) в качестве экзаменаторов на зачетах и экзаменах;

4) при дистанционных формах обучения.

Примером может служитэлектронный учебник по информатике,являющийся приложением к настоящему бумажному учебнику. Этот электронный учебник используется для контроля знаний студентов и школьников по информатике на зачетах и текущих занятиях, а также при подготовке и сдаче экзаменов.

Особенностью данного электронного учебника является егосвязь с бумажным учебником. Все тексты электронного учебника взяты из настоящего учебника, а все ответы на тесты электронного учебника можно найти в данном учебном пособии.

Электронным учебником по информатике можно пользоваться на компьютерах IBM PC с операционными системами MS DOS и Windows. В среде MS DOS запуск электронного учебника осуществляется из каталога TEACHER, в котором находится программа, с помощью команды

> menu.

 

Если запуск прошел успешно, то на экране появится заставка с названием программы, а затем — окно регистрации, в котором необходимо указать свою фамилию, имя и группу.

 

После регистрации на экране появляется основное меню электронного учебника. Работа с электронным учебником проходит в режиме диалога с ЭВМ в трех основных режимах:

1)чтение разделов учебника;

2)обучение с использованием тестов;

3)контроль знаний учащихся.

В режиме«чтение» на экране можно читать разделы электронного учебника, организованные в главы и разделы точно так же, как и в бумажном учебнике. Пример оглавления:

 

 

Пример текста из первого раздела учебника:

 

 

 

Врежиме чтения тексты можно перелистывать с помощью клавиш-стрелок и клавиш пролистывания страниц вверх-вниз. Смена темы проводится через основное меню, расположенное на верхней строке экрана.

Контрольные вопросы можно получить в режимах контроля и обучения. Разница между ними заключается в том, что в режиме контроля на экране появляется только сам контрольный вопрос, а в режиме обучения на экране можно читать и перелистывать текст соответствующего раздела.

Пример контрольного вопроса:

 

Ответы на контрольные вопросы вводятся с клавиатуры в места соответствующих пропусков. Слова могут вводиться в любом порядке и при необходимости тут же исправляться. Оценка ответа будет выведена ЭВМ на экран сразу после нажатия клавиш Ctrl и Enter.

Ответ считается правильным, если получитсяфраза, выражающая истинное утверждение. Эталонные правильные ответы можно найти в соответствующем разделе бумажного или электронного учебника.

ЭВМ выводит на экран оценку«молодец», если ответ полностью совпадет с соответствующей фразой в учебнике. Оценка«хорошо», «нехорошо» и «плохо» будет выводиться ЭВМ в зависимости от числа совпадений и количества введенных слов.

Оценка«хорошо» ставится, если не менее 50% слов совпадают с эталоном из учебника. В случаях, когда более половины слов отличается от эталонных ответов, выводится оценка «нехорошо». Оценка «плохо» выводится, если не введено ни одного слова.

 

 

В режиме обученияправильный ответ к контрольному вопросу можно найти с помощью подсказки, нажав клавишу F6. В результате на экране появится раздел учебника с эталонным ответом, который можно найти, перелистывая текст раздела. Возврат к контрольному вопросу произойдет после повторного нажатия клавиши F6.

Все контрольные вопросы составлены исключительно по материалам учебника и в нем всегда можно найти все ответы на все контрольные вопросы. Поэтому в режиме обучения, используя доступ к текстам учебника, при внимательной работе можно получать исключительно отличные и положительные оценки.

Режим обучения особенно удобен присамостоятельной подготовке к зачетам и экзаменам. Именно при работе в этом режиме могут быть проработаны все контрольные вопросы по заданному разделу учебника и по всему учебнику в целом.

Педагогический эффект от работы с рассматриваемыми тестами заключается в том, что заполнение тестов требует нахождения, запоминания, проговаривания и ввода слов-ответов с клавиатуры. При этом при анализе ответа необходимо осмысление подбираемых фраз на предмет их истинности.

Работа с электронными учебниками позволяет не только мгновенно сообщать оценки каждого теста учащемуся, но и работать в удобном темпе, используя тексты учебника и получая подсказки от ЭВМ. При этом с компьютером можно заниматься столько, сколько нужно дляполучения положительных или отличных оценок.

Работу по контролю знаний на традиционныхзанятиях в школах и вузах стараются выполнять учителя и преподаватели. Однако при групповом обучении они не могут опросить в течение занятия всех учащихся и поэтому не могут дать гарантий результатов обучения всем своим ученикам.

Определенным выходом для традиционных форм обучения могло бы служитьиспользование бумажных тестов, которые позволяют проверять знания всех учащихся по любому из текущих занятий. Однако проверка этих бумажных материалов весьма трудоемка для преподавателей, и они минимизируют или игнорируют эту работу.

Компьютерный контроль знаний позволяет освободить преподавателей и учителей от весьма трудоемкой и рутинной работы по проверке всех результатов тестирования. Эту работу на себя вполне могут взять персональные компьютеры, снабженные соответствующими электронными учебниками.

Однаконаиболее эффективно обучение с использованием электронных учебников происходит при контроле и руководстве преподавателей, которые организуют систематический контроль знаний и решение задач по всему курсу.

Проверка знаний в представляемом электронном учебнике происходит в режиме «контроль». В этом режиме на экран выводятся только тесты по выбранной теме без каких-либо подсказок. Оценка ответа выводится на экран ЭВМ сразу же после его ввода с клавиатуры.

 

 

При этом все ответы записываются впротокол на магнитных дисках, который можно увидеть на экране по завершении серии тестов по выбранной теме. По завершении серии тестов на экран выводятся итоги прохождения проработанной темы в следующей форме.

Окончательных оценок компьютер не ставит. Задача компьютера состоит в сборе статистики ответов и ведении протокола ответов в режиме «контроль». Оценка ответов выводится учащимся на экран сразу после проработки серии тестов по текущей теме.

Проставление окончательных оценок остается за преподавателями, которые должны просматривать протоколы ответов с учетом возможных альтернативных правильных ответов учащихся. Если ответ учащегося правильный, но отличается от эталонного ответа в учебнике, то преподаватель обязан скорректировать окончательную оценку за этот ответ и итоговые оценки за работу в целом.

Протокол ответов можно увидеть на экране через главное меню, не завершая работы с электронным учебником. Пример протокола диалога с компьютером при работе с электронным учебником по информатике:

 

 

Такого рода протоколы в виде файлов формируются и автоматически записываются на магнитные диски. Эти протоколы накапливаются и хранятся на ЭВМ. При дистанционных формах обучения эти протоколы в виде файлов могут пересылаться по электронной почте и служитьподтверждением результатов проработки учебных материалов.