КОЖНЫЙ ПОКРОВ И ЕГО ПРОИЗВОДНЫЕ
Цель работы:ознакомить студентов со строением кожного покрова и его производных у животных. Указать на особенности строения кожного покрова и его производных у птиц. Изучить строение пера.
Оборудование и материалы:микроскопы; готовые гистологические препараты (кожа без волоса, кожа с волосом, молочная железа); анатомические препараты (копыто, рога, различные виды перьев); чучела птиц; плакаты с рисунками птиц.
Содержание работы.1. Изучение под микроскопом гистологических препаратов: кожи без волос, кожи с волосом, молочной железы. Зарисовка изученных препаратов в Рабочую тетрадь. 2. Изучение анатомических препаратов производных кожного покрова: копыта, рога. Зарисовка анатомических препаратов копыта и рогов в Рабочую тетрадь. 3. Особенности строения кожного покрова и его производных у птиц. 4. Изучение различных видов пера птиц. Зарисовка строения пера птиц с обозначением его составляющих. 5. Изучения других производных кожного покрова птиц.
Методические указания.1. При изучении под микроскопом гистологических препаратов кожи без волоса и с волосом следует обратить особое внимание на каждый слой кожи: эпидермис, дерму и подкожный слой. При изучении кожи с волосом следует найти волос, потовые и сальные железы.
При изучении препарата молочной железы определяют междольковые прослойки, дольки и альвеолы. Находят железистую часть в молочной железе. При отсутствии готовых гистологических препаратов их изготовляют.
Все изученные под микроскопом препараты студенты зарисовывают в Рабочую тетрадь, каждый подписывают в соответствии с названием, указанным на наклейке предметного стекла. В зарисованных препаратах кожи без волоса и с волосом обозначают стрелками эпидермис, дерму и подкожный слой.
2. Изучают анатомический препарат копыта. Находят копытную кайму, вен
чик, копытную стенку, копытную подошву, копытный мякиш.
Изучают анатомические препараты рогов. Находят роговой чехол, роговые кольца.
Зарисовывают анатомические препараты копыта и рогов в Рабочую тетрадь с обозначением стрелками составных частей копыта и рога.
3.Изучают по плакатам особенности строения кожного покрова и его производных у птиц. Указывают топографию копчиковой железы и ее функцию. При определении различных видов пера следует использовать чучела птиц. На чучеле птицы следует изучить кроющие, маховые, рулевые и пуховые перья, найти отличия между ними.
4.Зарисовывают перо, обозначая стрелками на рисунке: очин, ствол, опахало, стержень.
5.При изучении производных кожного покрова птиц следует обратить внимание на строение и расположение гребня, кораллов, сережек мочек,шпор,костей, клюва. Эти производные кожного покрова изучают на чучелах птиц и плака
тах. Следует знать, что кожа у птиц может быть белого, черного с розовым или
желтоватым оттенком цвета. Пигментация кожи зависит от клеток, содержащих в
протоплазме красящее вещество — пигмент. Окраска перьев бывает разная: чер
ная, бурая, ржаво-бурая и т. д. Если пигмент отсутствует, то перья белые.
центре балки проходит желчный капилляр, между балками расположены капилляры, по которым течет смешанная кровь. Дольки окружены прослойками соединительной ткани, в которых проходят междольковые артерия и вена, желчные протоки, собирающий желчь из желчных капилляров.
Все изученные под микроскопом гистологические препараты зарисовывают в Рабочую тетрадь. Желательно все элементы изученных препаратов обозначить стрелками и подписать.
4. При изучении системы органов пищеварения птиц обращают внимание на особенности их строения. Сначала все органы этой системы изучают по плакатам и мокрым препаратам. Обращают внимание на то, что система органов пищеварения у птиц отличается от таковой у других животных. У птиц нет зубов, нёбной занавески, ободочной кишки, но имеются зоб и клоака. После подробного изучения топографии органов пищеварения птиц изучают муляжи и анатомические препараты аппарата пищеварения птиц.
5. При изучении системы органов пищеварения птиц методом препаровки птицу убивают. Удаляют пух и перья. По белой линии послойно разрезают ткани. Сначала справа, а затем слева от белой линии делают разрезы в сторону плечевого пояса. Удаляют отрезанные кожу, мышцы и грудную кость. Зарисовывают расположение печени, мышечного желудка, двенадцатиперстной кишки. Осторожно удаляют печень. Отделяют желчный пузырь и собирают желчь в чашечку Петри. Печень взвешивают. Перевязывают ниткой пищеварительный тракт: в нижней части пищевода; в нисходящей части двенадцатиперстной кишки; на участке толстого кишечника. Отрезают пищевод около глотки. Вырезают место выхода прямой кишки в клоаку. Подрезают брыжейку, связанную с кишечником, освобождают мышечный желудок от облегающей и удерживающей жировой соединительной ткани. Взяв рукой пищевод ближе к плечевому поясу, втягивают его внутрь, затем обеими руками вынимают весь пищеварительный тракт из тушки и располагают на бумаге или в кювете. Рассматривают пищевод, желудки, двенадцатиперстную кишку, петли кишечника.
Ножницами или скальпелем отделяют поджелудочную железу, кладут ее на часовое стекло, расправляют и рассматривают. Отрезают кишечник от желудка и извлекают содержимое кишечника в отдельную посуду. Тупым концом ножниц разрезают кишечную трубку вдоль и рассматривают слизистую оболочку. Отделяют мышечный желудок. Ножницами или скальпелем разрезают слой мышц в более рыхлой уплотненной части. Содержимое удаляют, полость моют и вытирают марлевой салфеткой. Рассматривают кутикулу. Сделав небольшой надрез кутикулы, берут край и отрывают ее от мышечного слоя. Рассматривают снятый слой кутикулы и оставшийся слой мышц.
Тупоконечными ножницами вдоль разрезают пищевод, зоб и железистый желудок; рассматривают слизистую оболочку, слепые отростки и зарисовывают их.