Обеспечение занятия
V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов
Секреторная функция тонкой кишки
Ежедневно в тонком кишечнике образуется до 2 л секрета (кишечный сок) с pH от 7,5 до 8,0. Источники секрета — железы подслизистой оболочки двенадцатиперстной кишки (бруннеровы железы) и часть эпителиальных клеток ворсинок и крипт.
· Бруннеровы железы секретируют слизь и бикарбонаты. Слизь, выделяемая бруннеровыми железами, защищает стенку двенадцатиперстной кишки от действия желудочного сока и нейтрализует соляную кислоту, поступающую из желудка.
· Эпителиальные клетки ворсинок и крипт (рис. 22–8). Их бокаловидные клетки секретируют слизь, а энтероциты выделяют в просвет кишки воду, электролиты и ферменты.
· Ферменты. На поверхности энтероцитов в ворсинках тонкой кишки находятся пептидазы (расщепляют пептиды до аминокислот), дисахаридазы сукраза, мальтаза, изомальтаза и лактаза (расщепляют дисахариды на моносахариды) и кишечная липаза (расщепляет нейтральные жиры до глицерина и жирных кислот).
· Регуляция секреции. Секрецию стимулируют механическое и химическое раздражение слизистой оболочки (местные рефлексы), возбуждение блуждающего нерва, гастроинтестинальные гормоны (особенно холецистокинин и секретин). Секрецию тормозят влияния со стороны симпатической нервной системы.
Секреторная функция толстой кишки. Крипты толстой кишки выделяют слизь и бикарбонаты. Величину секреции регулируют механическое и химическое раздражение слизистой оболочки и локальные рефлексы энтеральной нервной системы. Возбуждение парасимпатических волокон тазовых нервов вызывает увеличение отделения слизи с одновременной активацией перистальтики толстой кишки. Сильные эмоциональные факторы могут стимулировать акты дефекации с периодическим выделением слизи без фекального содержимого («медвежья болезнь»).
А. Вопросы
1.Пищеварение в полости рта
2. Пищеварение в желудке
3. Пищеварение в тонком кишечнике
4. Пищеварение в толстом кишечнике
5. Формирование каловых масс
6. Регуляцию пищеварения
Учебно-методический план занятия № 46 | группа | дата |
(для преподавателя) |
Дисциплина: Анатомия и физиология человека
Тема занятия: «Обмен веществ и энергии, теплообмен»
Вид занятия: урок
Тип занятия: комбинированное
Продолжительность90 минутМесто проведениякабинет анатомии
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
Учебная:
1. Сформировать знания об обмене веществ
2. Сформировать знания об обмене энергии
3. Сформировать знания о теплообмене
Воспитательная:
1. Содействовать воспитанию студентов (формировать трудовые умения, навыки)
2. Содействовать физическому воспитанию студентов в ходе занятия, профилактики их утомляемости
Развивающая:
1. Развивать у студентов мышление, внимание, аккуратность, самостоятельность, умение сравнивать
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:
Знать:
1. Определение обмена веществ и энергии
2. Превращение веществ в организме
3. Этапы освобождения энергии
4. Энергетический баланс
5. Пищевой рацион
6. Обмен белков
7. Обмен жиров
8. Обмен углеводов
9. Водно-солевой обмен
10. Витаминный обмен
Уметь:
1. Составить режим питания
2. Распределить суточный рацион
3. Применять латинские термины.
Межпредметные связи:
Обеспечивающие:анатомия (9кл.)
Обеспечиваемые:латинский язык, гастроэнтерология, хирургия
Внутренние связи: патологическая анатомия, цитология, гистология
Оснащение: таблицы, учебник, атлас
Технические средства:слайды
Раздаточный материал:вопросы
Литература:
1.Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1999г. с.197-204.
2.Е.А.Воробьева, А.В.Губарь, Е.Б. Сафьянникова Анатомия и физиология – М.: изд-во «Медицина», 1981 г., с.220-234.
ХОД ЗАНЯТИЯ: