Обеспечение занятия

V. Внеаудитораня самостоятельная работа студентов

Секреторная функция тонкой кишки

Ежедневно в тонком кишечнике образуется до 2 л секрета (кишечный сок) с pH от 7,5 до 8,0. Источники секрета — железы подслизистой оболочки двенадцатиперстной кишки (бруннеровы железы) и часть эпителиальных клеток ворсинок и крипт.

· Бруннеровы железы секретируют слизь и бикарбонаты. Слизь, выделяемая бруннеровыми железами, защищает стенку двенадцатиперстной кишки от действия желудочного сока и нейтрализует соляную кислоту, поступающую из желудка.

· Эпителиальные клетки ворсинок и крипт (рис. 22–8). Их бокаловидные клетки секретируют слизь, а энтероциты выделяют в просвет кишки воду, электролиты и ферменты.

· Ферменты. На поверхности энтероцитов в ворсинках тонкой кишки находятся пептидазы (расщепляют пептиды до аминокислот), дисахаридазы сукраза, мальтаза, изомальтаза и лактаза (расщепляют дисахариды на моносахариды) и кишечная липаза (расщепляет нейтральные жиры до глицерина и жирных кислот).

· Регуляция секреции. Секрецию стимулируют механическое и химическое раздражение слизистой оболочки (местные рефлексы), возбуждение блуждающего нерва, гастроинтестинальные гормоны (особенно холецистокинин и секретин). Секрецию тормозят влияния со стороны симпатической нервной системы.

Секреторная функция толстой кишки. Крипты толстой кишки выделяют слизь и бикарбонаты. Величину секреции регулируют механическое и химическое раздражение слизистой оболочки и локальные рефлексы энтеральной нервной системы. Возбуждение парасимпатических волокон тазовых нервов вызывает увеличение отделения слизи с одновременной активацией перистальтики толстой кишки. Сильные эмоциональные факторы могут стимулировать акты дефекации с периодическим выделением слизи без фекального содержимого («медвежья болезнь»).

А. Вопросы

1.Пищеварение в полости рта

2. Пищеварение в желудке

3. Пищеварение в тонком кишечнике

4. Пищеварение в толстом кишечнике

5. Формирование каловых масс

6. Регуляцию пищеварения


 

Учебно-методический план занятия № 46 группа дата
(для преподавателя)    

Дисциплина: Анатомия и физиология человека

Тема занятия: «Обмен веществ и энергии, теплообмен»

Вид занятия: урок

Тип занятия: комбинированное

Продолжительность90 минутМесто проведениякабинет анатомии

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

 

Учебная:

1. Сформировать знания об обмене веществ

2. Сформировать знания об обмене энергии

3. Сформировать знания о теплообмене

Воспитательная:

1. Содействовать воспитанию студентов (формировать трудовые умения, навыки)

2. Содействовать физическому воспитанию студентов в ходе занятия, профилактики их утомляемости

 

Развивающая:

1. Развивать у студентов мышление, внимание, аккуратность, самостоятельность, умение сравнивать

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

 

Знать:

1. Определение обмена веществ и энергии

2. Превращение веществ в организме

3. Этапы освобождения энергии

4. Энергетический баланс

5. Пищевой рацион

6. Обмен белков

7. Обмен жиров

8. Обмен углеводов

9. Водно-солевой обмен

10. Витаминный обмен

Уметь:

1. Составить режим питания

2. Распределить суточный рацион

3. Применять латинские термины.

 

Межпредметные связи:

 

Обеспечивающие:анатомия (9кл.)

 

Обеспечиваемые:латинский язык, гастроэнтерология, хирургия

 

Внутренние связи: патологическая анатомия, цитология, гистология

Оснащение: таблицы, учебник, атлас

Технические средства:слайды

Раздаточный материал:вопросы

 

Литература:

1.Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1999г. с.197-204.

2.Е.А.Воробьева, А.В.Губарь, Е.Б. Сафьянникова Анатомия и физиология – М.: изд-во «Медицина», 1981 г., с.220-234.

ХОД ЗАНЯТИЯ: