I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
V. ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (ЗАДАНИЕ НА ДОМ)
Поджелудочная железа.
Поджелудочная железа – Pancreas гормонопродуцирующей (частью) тканью являются панкреатические островки (островки ЛАРГЕНГАНСА) – это эндокринная часть железы. Их больше всего в области хвоста железы. Размеры островков 0,1 – 0,3 мм, а общая их масса 1/100 массы поджелудочной железы. А – клетки вырабатывают гормон глюкагон – способствует превращению гликогена печени в глюкозу крови, в результате чего увеличивается количество сахара в крови.
В - клетки – вырабатывают инсулин – увеличивают проницаемость клеточных мембран для глюкозы, что способствует отложению гликогена и понижает количество сахара в крови.
При гипофункции – в результате заболевания или частичного удаления (экстирпации) – тяжелое заболевание САХАРНЫЙ ДИАБЕТ – понижается способность тканей усваивать углеводы, в результате чего сахар в крови может повыситься до 0,1 – 0,4% . Избыток сахара выводится почками, концентрация сахара в моче может доходить до 5% и более. У человека повышается жажда, в печени понижается содержание гликогена. В связи с выведением большого количества сахара в организме происходит превращение белков и углеводов в сахар.
В результате неполного окисления жиров в крови появляются промежуточные продукты распада жира – кетоновые тела, что приводит к повышению кислотности в крови. В результате этого – расстройства функций организма: изменяется дыхание, может произойти диабетическая кома.
А. Ответить на вопросы:
1. Какие железы называют железами внешней, внутренней и смешанной секреции
2. Свойства гормонов
3. Структуры гипоталямо-гипофизарно-адреналовой системы
4. Физиологические эффекты гормонов
5. Тканевые гормоны
Учебно-методический план занятия № 29,30 | группа | дата |
(для преподавателя) |
Дисциплина: Анатомия и физиология человека
Тема занятия: «Железы внутренней секреции»
Вид занятия: урок
Тип занятия: комбинированное
Продолжительность90 минутМесто проведениякабинет анатомии
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
Учебная:
1. Сформировать знания об анатомо-физиологических особенностях желез внутренней секреции
2. Сформировать знания о работе гипоталямо-гипофизарно-адреналовой системы
Воспитательная:
3. Содействовать воспитанию студентов (формировать трудовые умения, навыки)
4. Содействовать физическому воспитанию студентов в ходе занятия, профилактики их утомляемости
Развивающая:
1. Развивать у студентов мышление, внимание, аккуратность, самостоятельность, умение сравнивать
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:
Знать:
7. Какие железы называют железами внешней, внутренней и смешанной секреции
8. Свойства гормонов
9. Структуры гипоталямо-гипофизарно-адреналовой системы
10. Физиологические эффекты гормонов гипофиззависимых желез
11. Тканевые гормоны
12. Гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы внутренней секреции
Уметь:
4. Показать в атласе и на таблицах анатомические структуры желез внутренней секреции
5. Применять латинские термины
6. Определить условную проекцию на поверхность тела человека желез внутренней секреции
Межпредметные связи:
Обеспечивающие:анатомия (9кл.)
Обеспечиваемые:латинский язык, нервные болезни, эндокринология, хирургия
Внутренние связи: патологическая анатомия, цитология, гистология
Обеспечение занятия:
Оснащение: таблицы, учебник, атлас
Технические средства:мультимедийное сопровождение по данной теме, проектор, экран
Раздаточный материал:
- Инструктивно-технологическая карта комбинированного занятия
Литература:
1.Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1999г. с.222-234.
2.Е.А.Воробьева, А.В.Губарь, Е.Б. Сафьянникова Анатомия и физиология – М.: изд-во «Медицина», 1981 г., с.246-252.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
3. Сформировать знания об анатомо-физиологических особенностях желез внутренней секреции
4. Сформировать знания о работе гипоталямо-гипофизарно-адреналовой системы