Чем образован спинномозговой нерв, какой он по функции?

Спинномозговых нервов 31 пара: 8 пар шейных, 12 пар грудных, 5 пар поясничных, 5 пар крестцовых и 1 пара копчиковая. Все они по функции смешанные. Каждый нерв образуется путем соединения двух корешков: переднего - двигательного и заднего - чувствительного. Корешки соединяются в межпозвоночном отверстии. Спинномозговой нерв по выходе из межпозвоночного отверстия делится на две ветви: переднюю и заднюю, обе они по функции смешанные. Помимо этого, от каждого спинномозгового нерва отходит ветвь к оболочкам спинного мозга (оболочечная ветвь), а от грудных и двух - трех верхних поясничных нервов - также и соединительная ветвь к симпатическому стволу.

Задние ветви спинномозговых нервов иннервируют глубокие мышцы спины и кожу в области позвоночника.

Передние ветви спинномозговых нервов переплетаются между собой, образуя нервные сплетения. Различают сплетения: шейное, плечевое, поясничное и крестцовое. Из каждого сплетения выходит несколько ветвей - нервов, которые идут к определенным мышцам и участкам кожи. Передние ветви грудных нервов сплетения не образуют.

Схема образования и разветвления спинномозгового нерва (грудного). 1 - передний корешок; 2 - оболочечная ветвь; 3 - узел симпатического ствола; 4 - разветвления передней ветви к коже; 5 - передняя ветвь (межреберный нерв); 6 - соединительная ветвь к симпатическому стволу; 7 - задняя ветвь; 8 - разветвления задней ветви

Рисунок 10 – Спинной мозг, вид спереди (а) и вид сзади (б)

а – вид спереди:

1 – мост;

2 – продолговатый мозг;

3 – перекрест пирамид;

4 – передняя срединная щель;

5 – шейное утолщение;

6 – передние корешки спинномозговых нервов;

7 – пояснично-крестцовое утолщение;

8 – мозговой конус;

9 – конский хвост;

10 – терминальная нить;

Б –вид сзади:

1 – ромбовидная ямка;

2 – задняя срединная борозда;

3 – задние корешки спинномозговых нервов;

 

Задание 3. Рассмотрите рисунок 11 «Головной мозг» и подпишите все части. Перечислите 6 отделов головного мозга, раскрасьте их разными цветами.

Рисунок 11 – Головной мозг

 

1 – продолговатый мозг

2 – мост

3 – таламус

4 – передняя комиссура, передняя спайка

5 – свод

6 – мозолистое тело

7 – кора больших полушарий

8 – межталамическое сращение

9 – ножки моста

10 – мозжечок

Отделы головного мозга. Продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг, промежуточный и конечный мозг.

Задание 4. Заполните таблицу 2 «Действие вегетативной нервной системы».

Таблица 2 – Действие вегетативной нервной системы

Органы При возбуждении симпатической нервной системы При возбуждении парасимпатической нервной системы
Сердце Учащает и усиливает сокращения Замедляет и ослабляет сокращения
Артерии Сужаются; повышается артериальное давление Расширяются; понижается артериальное давление
Кишечник Уменьшается перестальтика Усиливается перестальтика
Печень Расслабляются желчные протоки Сокращаются желчные протоки
Потовые железы Усиливают секрецию Не влияет
Слюнные и слезные железы Уменьшение секреции Усиление секреции
Зрачок Расширяется Сужается
Бронхи Расширяются, облегчается дыхание Сужаются
Мышцы, поднимающие волосы Сокращаются, волосы «встают дыбом» Расслабляются

 

Работа «Сенсорные системы (анализаторы): строение»

 

Задание 1. Рассмотрите рисунок 14 «Глазное яблоко», сделайте соответствующие подписи к рисунку. Раскрасьте разными цветами три оболочки глаза.

Ответьте на вопросы:

1) Что такое слепое пятно?Слепое пятно - зрительная проекция диска зрительного нерва. Этот участок глаза округлой формы (размерами около 1.9 мм), который не покрыт изнутри воспринимающими клетками (палочками или колбочками сетчатки) и не может формировать зрительное изображение.

2) Что такое центральная ямка и желтое пятно? Жёлтое пятно (лат. macula lutea) — место наибольшей остроты зрения в сетчатке глаза человека. Имеет овальную форму, расположено против зрачка, несколько выше места входа в глаз зрительного нерва. В клетках жёлтого пятна содержится жёлтый пигмент (отсюда название). Кровеносные капилляры имеются лишь в нижней части жёлтого пятна; в средней его части сетчатка сильно истончается, образуя центральную ямку (лат. fovea), содержащую только фоторецепторы. У человека в центральной ямке имеются лишь колбочковые клетки; диаметр пятна около 5 мм, в центральной ямке колбочки палочкоподобны (самые длинные рецепторы сетчатки).

Рисунок 14 – Глазное яблоко

1 – зрительный нерв

2 – Средняя прямая мышца

3 – поясок

4 – коньюнктива

5 – задняя камера

6 – передняя камера

7 – зрачок

8 – роговица

9 – Шлеммов канал

10 – радужная оболочка

11 – мерцательное тело

12 – сосудистый слой

13 – Зрительная ось

14 – боковая прямая мышца

15 – слой склеры

16 – слой ганглиозных клеток сетчатки

17 – центральная ямка

18 – стекловидное тело

19 – хрусталик

 

Задание 2. Рассмотрите рисунок 15 «Схема строения сетчатки», сделайте соответствующие подписи к рисунку. Напишите, чем образован зрительный нерв?

Зрительный нервпредставляет собой нерв специальной чувствительности.
Волокна зрительного нерва берут начало от мультиполярных нервных клеток сетчатки глаза и, прободая сосудистую и белочную оболочки, образуют внутриглазничную часть зрительного нерва. Пройдя через толщу жирового тела глазницы зрительный нерв подходит к общему сухожильному кольцу. Этот участок нерва носит название глазничной части. Затем нерв входит в зрительный канал — это внутриканальцевая часть нерва, а из глазницы в полость черепа выходит внутричерепная часть. Здесь в области предперекрестной борозды клиновидной кости происходит частичный перекрест (полуперекрест) волокон зрительных нервов.

Латеральная часть волокон каждого из зрительных нервов направляется дальше по своей стороне.
Медиальная часть переходит на противоположную сторону, где соединяется с волокнами латеральной части зрительного нерва этой стороны и образует вместе с ними зрительный тракт.
Таким образом, правый зрительный тракт содержит волокна из правых половин обеих сетчаток, а левый - из левых половин.
По своему ходу ствол зрительного нерва окружен внутренним влагалищем зрительного нерва, представляющим собой вырост мягкой оболочки головного мозга. Внутреннее влагалище щелевидным межвлагалищным пространством, отделяется от наружного влагалища зрительного нерва, являющегося выростом паутинной и твердой оболочек головного мозга.
В межвлагалищном пространстве проходят артерии и вены.

Каждый зрительный тракт огибает с боковой стороны ножку мозга и заканчивается в первичных подкорковых зрительных центрах, которые представлены с каждой стороны латеральным коленчатым телом, подушкой таламуса и ядрами верхнего холмика (серый слой верхнего холмика).
Волокна, отходящие от клеток латерального коленчатого тела и подушки, направляются через заднюю ножку внутренней капсулы в полушарие и, образуя зрительную лучистость, заканчиваются в коре медиальной поверхности затылочной доли по краям шпорной борозды. Волокна, отходящие от верхних холмиков крыши среднего мозга, идут к ядрам глазодвигательных и других черепных нервов, а также вступают в контакт с клетками передних столбов спинного мозга.

Рисунок 15 – Схема строения сетчатки

1 – пигментный эпителий

2 – наружные сигменты полочек и колбочек

3 – наружный ядерный слой

4 – внутренний ядерный слой

5 – наружный синаптический слой

6 – внутренний синаптический слой

7 – слой ганглиозных клеток

Задание 3. Рассмотрите рисунок 16 «Орган слуха», сделайте соответствующие подписи к рисунку. Раскрасьте разными цветами наружное, среднее и внутреннее ухо.

Ответьте на вопросы:

1) Чем достигается сохранение одинакового давления воздуха на обе стороны барабанной перепонки? На медиальной стенке барабанной полости, обращенной к внутреннему уху, находится два отверстия: овальное окно преддверия и круглое окно улитки; первое закрыто пластинкой стремени. Барабанная полость посредством небольшой (длиной в 4 см) слуховой (евстахиевой) тpубы (tuba auditiva)* сообщается с верхним отделом глотки - носоглоткой. Отверстие трубы открывается на боковой стенке глотки и таким путем сообщается с наружным воздухом. Всякий раз, когда слуховая труба открывается (что происходит при каждом глотательном движении), воздух барабанной полости обновляется. Благодаря ей давление на барабанную перепонку со стороны барабанной полости поддерживается всегда на уровне давления наружного воздуха, и таким образом, снаружи и изнутри барабанная перепонка подвергается одинаковому атмосферному давлению.

2) Какие возрастные особенности можно выделить в слуховом анализаторе? Ушная раковина у новорожденного уплощена, хрящ ее мягкий, покрывающая его кожа тонкая, мочка имеет небольшие размеры. Наиболее быстро ушная раковина растет в течение первых двух лет жизни ребенка и после 10 лет. Наружный слуховой проход у новорожденного узкий, длинный (около 15 мм), круто изогнут, имеет сужения на границе расширенных медиального и латерального его отделов. Стенки наружного слухового прохода хрящевые, за исключением барабанного кольца. Выстилающая наружный проход кожа тонкая, нежная. Барабанная перепонка у новорожденного относительно велика. Ее высота равна 9 мм, ширина, как и у взрослого — 8 мм. Наклонена барабанная перепонка у новорожденного сильнее, чем у взрослого. Угол, который она образует с нижней стенкой наружного слухового прохода, равен 35—40°.

Барабанная полость у новорожденного по размерам мало отличается от таковой у взрослого человека, однако она кажется узкой из-за утолщенной в этом возрасте слизистой оболочки. К моменту рождения в барабанной полости находится жидкость, которая с началом дыхания поступает через слуховую трубу в глотку и проглатывается. Слуховые косточки имеют размеры, близкие к таковым у взрослого человека. Слуховая труба у новорожденного прямая, широкая, короткая (17—21 мм).
Длина слуховой трубы у ребенка одного года равна 20 мм, двух лет — 30 мм, пяти — 35 мм, у взрослого человека составляет 35—38 мм. Просвет слуховой трубы суживается постепенно: от 2,5 мм в шесть месяцев до 2 мм в два года и до 1—2 мм у шестилетнего ребенка.

Внутреннее ухо у новорожденного развито хорошо, его размеры близки к таковым у взрослого человека. Костные стенки полукружных каналов тонкие, постепенно утолщаются за счет слияния ядер окостенения в пирамиде височной кости. Вестибулярный аппарат у детей созревает раньше других рецепторов и у шестимесячного плода развит почти как у взрослого. Возбудимость вестибулярного аппарата существует с рождения и тренируется у ребенка при его укачивании, вызывающем засыпание. Однако новорожденный еще не может определять положение тела во внешней среде.
В раннем возрасте глазной нистагм слабо выражен. У детей вестибулярный аппарат более возбудим, чем у взрослых. С возрастом хронаксия вестибулярного аппарата увеличивается: у детей 6—10 лет она меньше, чем в 10—15 лет, у 15—20-летних еще больше.

У старых людей отмечается увеличение порогов, то есть снижение возбудимости, что сопровождается увеличением длительности субъективных эффектов после вращения (ЧСС, дыхание и т.д.).

Рисунок 16 – Слуховой анализатор

1 – Ушная раковина

2 – наружный слуховой проход

3 – барабанная перепонка

4 – молоточек и наковальня

5 – стремечко

6 –

7 – полукружный канал

8 – слуховой нерв

9 – улитка

10 – слуховая (Евстахиева) труба


 

Работа «Половая система»

 

Задание 1. Рассмотрите рисунок 20 «Мужские половые органы», подпишите основные органы.

Рисунок 20 – Мужские половые органы

1 – яичко

2 – выносящие канальцы

3 – семявыносящие проток

4 – семявыбрасывающий проток

5 – мочевой пузырь

6 – ампула семявыносящего протока

7 – бульбоуретральная железа

8 – предстательная железа

9 – ножка полового члена

10 – губчатое тело

11 – головка полового члена

Задание 2. Рассмотрите рисунок 21 «Женские половые органы», подпишите основные органы.

 

Рисунок 21 – Женские половые органы, внутренние (а) и наружные (б).

1 – фаллопиева труба

2 – маточная труба

3 – воронка маточной трубы с бахромками

4 – яичник

5 – связки

6 – шейка матки

7 – маточное отверстие

8 – влагалище

9 – лобок

10 – передняя спайка

11 – клитор

12 – преддверие влагалища

13 – малые половые губы

14 – девственная плева

15 – анальное отверстие

16 – капюшон клитора

17 – большие половые губы

18 – отверстие мочеиспускательного канала

19 – вагинальное отверстие

20 – задняя спайка

 

Задание 3. Составьте схему этапов полового созревания мальчиков и девочек.

Ответьте на вопросы: