Практическое занятие № 10
Тема:«ВЕНОЗНАЯ И ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ»
Цель:сформировать знания по теме «Венозная и лимфатическая системы»; умения различать на таблицах, муляжах и планшетах основные вены
Задание 1
Изучить и зарисовать систему верхней полой вены. Обозначить ее элементы
Задание 2
Изучить и зарисовать систему воротной вены. Обозначить ее элементы
Задание 3
Изучить анатомическое и гистологическое строение лимфатической системы, механизмы лимфообразования и лимфооттока, состав и свойства лимфы
Строение лимфатической системы: __________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
Механизмы лимфообразования_____________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Механизмы лимфооттока___________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состав лимфы____________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите свойства лимфы: _____________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4
Изучить строение лимфатического узла на разрезе.
Обозначить: 1) - капсулу; 2) – ворота; 3) – корковое в-во; 4) – мозговое в-во; 5) – трабекулы; 6) – фолликулы; 7) – синусы
![]() |
Задание 6
Изучить строение селезенки на разрезе и обозначить: 1) - капсулу, 2) – ворота; 3) – корковое в-во; 4) – мозговое в-во; 5) – трабекулы;
![]() |
Сделать вывод на основе проделанной работы
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решить задачи:
1. Какова роль костного мозга и вилочковой железы в формировании иммунитета?
2. В каком периоде онтогенеза осуществляется максимальная активность вилочковой железы?
3. Определите роль селезенки и лимфатических узлов в формировании иммунитета.
4. Какие лимфоидные образования лежат в основе строения и функции органов иммунной системы?
5. От каких органов уносится часть лимфы по лимфатическим сосудам, минуя барьеры лимфатических узлов, в лимфатические протоки? В какие протоки?
6. Известно, что лимфа от желудка может ретроградно попадать в поясничные лимфатические узлы, куда у женщин оттекает лимфа от яичников. Каким образом это объясняет возникновение рака яичника при раке желудка?
7. Охарактеризуйте лимфоотток от молочной железы у женщин.
8. Как вы думаете, почему многочисленные обильные анатомические связи лимфатических сосудов молочной железы имеют практическое значение и для понимания направлений метастазирования опухолей?
9. Как вы думаете, свертывается ли лимфа и почему? Что образуется после ее свертывания?
10. Экстремальные воздействия, такие как травмы, ожоги, обильные кровопотери, сопровождаются интенсивным лимфообразованием. Аргументируйте.
11. При проникновении инфекции лимфатические сосуды и узлы могут воспаляться. Как вы думаете, какие лимфоузлы увеличиваются и становятся болезненными на ощупь при гнойных заболеваниях соответственно кисти и стопы?
12. Как вы думаете, почему при ангине возникает припухлость лимфоузлов шеи вследствие лимфаденита − воспаления лимфатических узлов? Каким образом инфекция из первичного очага распространяется в лимфоузлы, которые обычно вовлекаются в воспалительный процесс вторично?
ПРОВЕРЕНО: ________________________________________________
(ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:ПОДПИСЬ)