Практическое занятие № 10

 

Тема:«ВЕНОЗНАЯ И ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ»

Цель:сформировать знания по теме «Венозная и лимфатическая системы»; умения различать на таблицах, муляжах и планшетах основные вены

Задание 1

Изучить и зарисовать систему верхней полой вены. Обозначить ее элементы

   

Задание 2

Изучить и зарисовать систему воротной вены. Обозначить ее элементы

 

 

Задание 3

Изучить анатомическое и гистологическое строение лимфатической системы, механизмы лимфообразования и лимфооттока, состав и свойства лимфы

Строение лимфатической системы: __________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Механизмы лимфообразования_____________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Механизмы лимфооттока___________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состав лимфы____________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечислите свойства лимфы: _____________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4

Изучить строение лимфатического узла на разрезе.

Обозначить: 1) - капсулу; 2) – ворота; 3) – корковое в-во; 4) – мозговое в-во; 5) – трабекулы; 6) – фолликулы; 7) – синусы

Задание 6

Изучить строение селезенки на разрезе и обозначить: 1) - капсулу, 2) – ворота; 3) – корковое в-во; 4) – мозговое в-во; 5) – трабекулы;

 

Сделать вывод на основе проделанной работы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Решить задачи:

1. Какова роль костного мозга и вилочковой железы в формировании иммунитета?

2. В каком периоде онтогенеза осуществляется максимальная активность вилочковой железы?

3. Определите роль селезенки и лимфатических узлов в формировании иммунитета.

4. Какие лимфоидные образования лежат в основе строения и функции органов иммунной системы?

5. От каких органов уносится часть лимфы по лимфатическим сосудам, минуя барьеры лимфатических узлов, в лимфатические протоки? В какие протоки?

6. Известно, что лимфа от желудка может ретроградно попадать в поясничные лимфатические узлы, куда у женщин оттекает лимфа от яичников. Каким образом это объясняет возникновение рака яичника при раке желудка?

7. Охарактеризуйте лимфоотток от молочной железы у женщин.

8. Как вы думаете, почему многочисленные обильные анатомические связи лимфатических сосудов молочной железы имеют практическое значение и для понимания направлений метастазирования опухолей?

9. Как вы думаете, свертывается ли лимфа и почему? Что образуется после ее свертывания?

10. Экстремальные воздействия, такие как травмы, ожоги, обильные кровопотери, сопровождаются интенсивным лимфообразованием. Аргументируйте.

11. При проникновении инфекции лимфатические сосуды и узлы могут воспаляться. Как вы думаете, какие лимфоузлы увеличиваются и становятся болезненными на ощупь при гнойных заболеваниях соответственно кисти и стопы?

12. Как вы думаете, почему при ангине возникает припухлость лимфоузлов шеи вследствие лимфаденита − воспаления лимфатических узлов? Каким образом инфекция из первичного очага распространяется в лимфоузлы, которые обычно вовлекаются в воспалительный процесс вторично?

 

ПРОВЕРЕНО: ________________________________________________

(ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:ПОДПИСЬ)