Практическое занятие № 8

 

Тема:«АНАТОМИЯ СОСУДОВ, СЕРДЦА, ФИЗИОЛОГИЯ СЕРДЦА»

Цель:сформировать знания по теме «Анатомия сосудов, сердца, физиология сердце»; навыки работы с микроскопом; умения различать на таблицах, муляжах и планшетах органы ССС, проводить исследование пульса и его характеристик; умения определять верхушечный толчок сердца и его границы

Задание 1

Провести сравнительную морфофизиологическую характеристику строения кровеносных сосудов

Название сосуда Функции Строение стенки Типы
       
       
       
       
       

Задание 2

Изучить и зарисовать гистологическое строение стенки сердца. Обозначить: 1) - эндокард, 2) – миокард, 3) – эпикард. Указать их элементы

 

Задание 3

Изучить схему строения стенки артерии и вены (мышечного типа). Обозначить составляющие элементы: 1) – интима, 2) – медиа, 3) – адвентиция

Задание 4

Изучить и зарисовать гистологическое строение сосудов МЦР.

Обозначить: 1) – капилляры; 2) – предкапилляры; 3) – посткапилляры; 4) – артериолы; 5 – венулы

 

Задание 5

Изучить физиологические особенности сердечной мышцы, сердечного цикла и его фазы

Особенности сердечной мышцы: ___________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности сердечного цикла: _____________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фазы сердечного цикла: ___________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6

Изучить и зарисовать схему проводящей системы сердца, указать значение каждого элемента.

Обозначить: 1) - синусо-предсердный узел, 2) – предсердно-желудочковый узел, 3) – предсердно-желудочковый пучок, 4) – ножки Гиса

 

Задание 7

Заполнить таблицу «Факторы, влияющие на деятельность сердца»

Фактор Частота и сила сокращения миокарда
1. Симпатическая нервная система 2. Парасимпатическая нервная система 3. Адреналин 4. Ацетилхолин 5. Норадреналин 6. Тироксин 7. Са++ 8. К+  

 

Сделать вывод на основе проделанной работы

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Решить задачи:

1. Какие дефекты строения сердца вам известны? Чем они опасны?

2. Чем вызвано появление «перемежающейся хромоты» курильщиков и каковы ее последствия?

3. Почему при остром психическом стрессе может произойти инфаркт миокарда?

4. Объясните поговорку: «Что ни болит, все к сердцу валит».

5. Что наблюдается при таких весьма редких пороках развития, как частичное или даже полное отсутствие перикарда? Последствия.

6. Сколько времени будет длиться общая пауза в сердце при частоте ритма 70, 140, 35 сердечных сокращений в минуту?

7. Как будет изменяться работа сердца:

А) При раздражении блуждающих нервов: слабом, кратковременном, сильном и длительном раздражении.

Б) При раздражении симпатических нервов.

В) При избытке в крови К+, ацетилхолина.

Г) При избытке в крови Са+, адреналина.

8. Чем отличается регуляция работы сердца от регуляции работы скелетной мускулатуры?

9. Почему говорят, что физические упражнения уменьшают риск заболевания сердца?

10. У взрослого человека, живущего в Минске, частота сердечных сокращений составляет 70 уд в 1 мин. После приезда на турбазу у подножья Эльбруса сердечный ритм вырос до 92 уд в 1 мин. Через 2 нед пребывания на базе ЧСС возвратилась к исходному уровню. Как вы объясняете механизм этих явлений?

11. Как вы думаете в какую фазу сердечного цикла кровоснабжается сердце и почему?

12. В папирусе фараона Аменхотепа, 1553г. до н.э., указано: «Если врач приложит палец к шее, голове, кистям рук, предплечьям, ногам и телу, то везде он найдет сердце, ибо сердце не только указывает путь к каждому органу, но и звучит в нем». Аргументируйте.

13. Экспериментальными исследованиями установлено, что ранение основания межжелудочковой перегородки в 100% приводит к гибели подопытных собак и кроликов. Аргументируйте.

 

 

ПРОВЕРЕНО: ________________________________________________

(ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:ПОДПИСЬ)