Практическое занятие № 8
Тема:«АНАТОМИЯ СОСУДОВ, СЕРДЦА, ФИЗИОЛОГИЯ СЕРДЦА»
Цель:сформировать знания по теме «Анатомия сосудов, сердца, физиология сердце»; навыки работы с микроскопом; умения различать на таблицах, муляжах и планшетах органы ССС, проводить исследование пульса и его характеристик; умения определять верхушечный толчок сердца и его границы
Задание 1
Провести сравнительную морфофизиологическую характеристику строения кровеносных сосудов
Название сосуда | Функции | Строение стенки | Типы |
Задание 2
Изучить и зарисовать гистологическое строение стенки сердца. Обозначить: 1) - эндокард, 2) – миокард, 3) – эпикард. Указать их элементы
Задание 3
Изучить схему строения стенки артерии и вены (мышечного типа). Обозначить составляющие элементы: 1) – интима, 2) – медиа, 3) – адвентиция
![]() |
Задание 4
Изучить и зарисовать гистологическое строение сосудов МЦР.
Обозначить: 1) – капилляры; 2) – предкапилляры; 3) – посткапилляры; 4) – артериолы; 5 – венулы
Задание 5
Изучить физиологические особенности сердечной мышцы, сердечного цикла и его фазы
Особенности сердечной мышцы: ___________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности сердечного цикла: _____________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фазы сердечного цикла: ___________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6
Изучить и зарисовать схему проводящей системы сердца, указать значение каждого элемента.
Обозначить: 1) - синусо-предсердный узел, 2) – предсердно-желудочковый узел, 3) – предсердно-желудочковый пучок, 4) – ножки Гиса
Задание 7
Заполнить таблицу «Факторы, влияющие на деятельность сердца»
Фактор | Частота и сила сокращения миокарда |
1. Симпатическая нервная система 2. Парасимпатическая нервная система 3. Адреналин 4. Ацетилхолин 5. Норадреналин 6. Тироксин 7. Са++ 8. К+ |
Сделать вывод на основе проделанной работы
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решить задачи:
1. Какие дефекты строения сердца вам известны? Чем они опасны?
2. Чем вызвано появление «перемежающейся хромоты» курильщиков и каковы ее последствия?
3. Почему при остром психическом стрессе может произойти инфаркт миокарда?
4. Объясните поговорку: «Что ни болит, все к сердцу валит».
5. Что наблюдается при таких весьма редких пороках развития, как частичное или даже полное отсутствие перикарда? Последствия.
6. Сколько времени будет длиться общая пауза в сердце при частоте ритма 70, 140, 35 сердечных сокращений в минуту?
7. Как будет изменяться работа сердца:
А) При раздражении блуждающих нервов: слабом, кратковременном, сильном и длительном раздражении.
Б) При раздражении симпатических нервов.
В) При избытке в крови К+, ацетилхолина.
Г) При избытке в крови Са+, адреналина.
8. Чем отличается регуляция работы сердца от регуляции работы скелетной мускулатуры?
9. Почему говорят, что физические упражнения уменьшают риск заболевания сердца?
10. У взрослого человека, живущего в Минске, частота сердечных сокращений составляет 70 уд в 1 мин. После приезда на турбазу у подножья Эльбруса сердечный ритм вырос до 92 уд в 1 мин. Через 2 нед пребывания на базе ЧСС возвратилась к исходному уровню. Как вы объясняете механизм этих явлений?
11. Как вы думаете в какую фазу сердечного цикла кровоснабжается сердце и почему?
12. В папирусе фараона Аменхотепа, 1553г. до н.э., указано: «Если врач приложит палец к шее, голове, кистям рук, предплечьям, ногам и телу, то везде он найдет сердце, ибо сердце не только указывает путь к каждому органу, но и звучит в нем». Аргументируйте.
13. Экспериментальными исследованиями установлено, что ранение основания межжелудочковой перегородки в 100% приводит к гибели подопытных собак и кроликов. Аргументируйте.
ПРОВЕРЕНО: ________________________________________________
(ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:ПОДПИСЬ)