Обобщение
Уточнение
– КТ‑
– О+
«а из чего это состоит?»
«Каковы признаки черного и белого?»
Уточнение подразумевает дробление информации на более мелкие фрагменты. В данном вопросе это делается с целью уничтожения убеждения.
«Парадокс черно‑белой тональности заключается в том, что люди, как было отмечено ранее, находящиеся в разных местах и ситуациях, одновременно воспринимают ее по‑своему – то есть тональность воспринимается нами индивидуально».
Почти во всех ответах мы используем последние два этапа стратегии убеждения: берем одну или две КТ (в данном случае тональность) и применяем к ним или к ней, по обстоятельствам, один‑два приема, заканчивая ответы изменением смысла.
– КТ‑
– О+
«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
«Какое практическое значение вы видите во всех такого рода высказываниях?»
Опять же в данном вопросе два смысла. Поверхностный (отвлекающий) – «какое практическое значение», – и второй – основной (глубинный), ставящий под сомнение «все такого рода высказывания».
В данном вопросе две КТ. Первая – «практическое значение», а вторая, как всегда, единая черно‑белая тональность. Если мы будем упускать первые КТ вопросов типа «в чем тут разница?» или, как здесь, «в чем заключается практическое применение?» и просто повторяться по поводу тональности, это может восприниматься как уход от ответа, поэтому в полемике надо быть особенно внимательным.
Итак, мы имеем две КТ. Даем ответ:
«Понятие черно‑белой тональности имеет огромное практическое значение для совершенствования стратегии мышления, что напрямую связано с увеличением благосостояния людей, владеющих этой идеей. Этот подход приводит к ломке стереотипов и движению вперед».
Первая КТ – «практическое значение» – это совершенствование стратегии мышления (изменение смысла).
Вторая КТ – «единая черно‑белая тональность» – увеличение благосостояния людей и движение вперед (изменение смысла).
А что делать, если человек не согласился с вашим убеждением?
Человек может не согласиться с вашим убеждением по трем причинам.
1. Существует какое‑то препятствие, мешающее этому.
2. От отрицания он что‑то имеет – «вторая выгода».
3. Человек действует по инструкции, которая предполагает отрицание.
Чтобы выявить причины отрицания и превратить их в КТ для дальнейшего изменения, необходимо задать следующие вопросы:
1. Что мешает вам согласиться с этим?
2. Что вы имеете от своего отрицания?
3. Какая инструкция (идея) мешает вам согласиться с этим?
Как только последует ответ, смело находите в нем КТ и применяйте по отношению к ней один или несколько приемов двухшагового изменения. Все будет зависеть от ваших способностей, желания, натренированности.