Конец ознакомительного фрагмента.

Блокада Зунда голландским флотом

 

В 1645 году действия на Балтике приобрели другой характер, нежели годом раньше. Причиной стало вмешательство в войну Соединеннных Провинций, которые добивались свободы судоходства в Зунде. Голландия, поддерживая Швецию, официально не объявляла Дании войны, но в июне неожиданно для Дании ввела в пролив свой флот из 37 кораблей под командованием адмирала Корнелиуса Витте де Витта. Вслед за ними через Зунд прошел голландский торговый флот в количестве примерно 300 судов.

Король Кристиан IV был бессилен перед лицом открытого нарушения прав Дании в водах пролива, так как его флот еще не был готов, а выступление против голландских кораблей означало объявление войны Голландии со стороны Дании. Поэтому он принял салют от Витте де Витта и ждал дальнейшего развития событий. Голландский адмирал тем временем после прохода торговых судов расставил часть своих кораблей у обоих выходов из пролива, а с 28 кораблями стал на якорь у Копенгагена. Это была явная провокация, означавшая блокаду Зунда, Копенгагена и стоявших в его порту датских кораблей. Официальные протесты были проигнорированы. Для снятия блокады был необходим равный голландскому флот, которого у короля не было. В Копенгагене имелось лишь около 20 пригодных к бою кораблей, которые из порта не выходили.

К блокаде Зунда и Копенгагена присоединился шведский флот (34 корабля, 3 брандера, 1 бьелк, 1 галиот, 1 пинас), который в первых днях июня высадил десант на Борнхольме.

17 июня шведы овладели этим островом, а датский флот так и не отважился покинуть Копенгаген. Затем 30 шведских кораблей адмирала Врангеля с 6 тысячами солдат на борту 25 июля подошли к лежащему перед Копенгагеном острову Амагер и стали на якорь перед городом Драгёр, угрожая высадкой десанта и ударом непосредственно по датской столице. В такой ситуации Кристиан IV признал войну проигранной. В итоге подписанного в Брёмсебро 13 августа 1645 года трактата Швеции возвращался остров Готланд, и Дания передавала ей помимо прочих еще и остров Эзель. Кроме того, шведские торговые суда освобождались от пошлин в Зунде, а военные корабли (до 5 единиц) могли свободно проходить через этот пролив, не спрашивая позволения датских властей. Этот трактат означал конец датскому господству на Балтике.

 

 

 

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Стоимость полной версии книги 79,99р. (на 03.04.2014).

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картойами или другим удобным Вам способом.

 


[1]Мориц Оранский (иногда его в исторической литературе называют Мориц Нассауский по названию графства Нассау, также принадлежавшего семье Оранских) – сын Вильгельма I Оранского, штатгальтер Соединенных Провинций с 1585 по 1625 годы.

 

[2]На сухопутном театре его по традиции называют шведским.

 

[3]Среди них «Эолус» (флагман), «Зеехунд», «Тийгер», «Гриффен», «Рооде Леув», «Гуден Леув», «Шварце Бир», «Витте Бир», «Охтенстер».

 

[4]Голландскому адмиралу оторвало ногу; умирая, он призвал своего флаг‑капитана Питера Верхуффа и попросил: «Прежде чем уходить, убедитесь, что мы победили».

 

[5]Дословная цитата из письма Филиппа фон Мансфельда королю Филиппу IV: «Wir haben viele Schiffe und viele Menschen, aber gibt es weder der Flotte, noch der Seeleute». Почти слово в слово полтора столетия спустя императрица Екатерина II писала в 1763 году Н.И. Панину: «У нас в излишестве кораблей и людей, но нет ни флота, ни моряков…».

 

[6]Эскудо – королевский золотой реал.

 

[7]Слово vellon в испанском языке употребляется для обозначения остриженной овцы. Таким образом, испанцы намекали на «обрезание», устроенное монетам.

 

[8]Корсары (фр.), приватиры (англ.) или каперы (нидер.) могли нападать на корабли только враждебного государства. Корсарский корабль снаряжался на деньги частного лица или группы лиц и получал от правительства патент (письмо), разрешающий вести боевые действия против недружественных судов, а также защищал самого корсара при его встрече с дружественным кораблем. Взятую добычу, выкупы за пленников и призы противника полагалось представить на призовой суд, который решал, законен ли был захват, и если да, то определял размеры выплат. В случае поражения патент давал еще одно преимущество – владелец его считался военнопленным, тогда как любой пират был просто разбойником вне закона и мог быть вздернут на рее без суда и следствия.

 

[9]Кстати, галеоны водоизмещением менее 300 тонн у испанцев назывались galeoncetes, что можно перевести как «маленькие галеоны».

 

[10]Слово «яхта» в то время имело несколько значений. Если рассматривать данный тип судна, то изначально это судно для перевозки представительских персон. Военные же именовали «яхтами» все малые суда в составе эскадр. Здесь мы сравниваем паташи и яхты именно по второму значению.

 

[11]Последнее иногда называлось Маасским Адмиралтейством.

 

[12]Иногда называлось Норденкватерским Адмиралтейством.

 

[13]Вильгельм I Оранский, граф Нассауский, по прозвищу «Молчаливый» – первый штатгальтер (статхаудер) Голландии и Зеландии, один из лидеров Нидерландской буржуазной революции.

 

[14]В 1651 году, после окончания войны, корабль был переименован в «Холландерс Меркуриус» и продан Франции, которая использовала его в качестве приватира на Средиземном море, где захватил семь судов, из которых два – ирония судьбы – голландских. Впоследствии корабль был захвачен испанцами и передан в Неаполитанскую эскадру.

 

[15]Когда Спинола осадил и взял в 1625 году голландскую крепость Бреду, ему был сделан выговор Оливаресом. Правительство Филиппа IV считало, что в этой войне армия во Фландрии должна занимать только оборонительную позицию.

 

[16]До Хейна лейтенант‑адмиралом, как мы уже говорили, был Филипс ван Дорп, сын дворянина‑полковника. В свою очередь ван Дорп сменил на этом посту Лоуренса Раеля – сына одного из крупнейших ростовщиков Амстердама. Указывая на происхождение Хейна, Штаты имели в виду не дворянство, а отсутствие за спиной знаменитых родственников. То есть обвиняли его в том, что он «выскочка», попавший из «грязи в князи».

 

[17]В 1633 году Англия предъявила Брюсселю иск на возмещение ущерба на 1500 фунтов стерлингов, обвиняя корсарского капитана Герхарда Янсена в потоплении английских судов.

 

[18]Орлог (нидер. Oorlog – «корабль») – так в то время в странах Северной Европы собирательно назывались переоборудованные для военных целей купеческие корабли, которые использовались для каботажной (то есть – недалеко от своего берега) конвойной или дозорной службы. Непосредственно в Голландии «орлогсхипами» называли чисто военные корабли.

 

[19]Пинк (от голландского pincke – «узкий») – в странах Северной Европы транспортные суда с двумя‑тремя мачтами, квадратные в сечении, с зауженной кормой и с плоским дном. В военных целях использовались для посыльной или дозорной службах недалеко от берега.

 

[20]Галиот – небольшое двухмачтовое транспортное судно с прямым вооружением на грот– и косым на бизань‑мачтах. Имели полные скругленные носовые и кормовые обводы. Некоторые галиоты оснащались боковыми шверцами. Использовались преимущественно для прибрежного плавания. Был распространен в странах Северной Европы.

 

[21]Нынешний Балтийск.