Методические рекомендации

План практического занятия

План семинарского занятия

Тема 1.3. Государство и право Древнего Рима

Цель занятия: сформировать представление об особенностях становления и развития государства и права в Древнем Риме.

Семинарское занятие – 2 часа (очная форма обучения)

1. Формирование Древнеримского государства. Реформа Сервия Туллия.

2. Общественный и государственный строй Древнеримской республики.

3. Общественный и государственный строй Римской империи.

4. Общая характеристика права Древнего Рима.

 

Практическое занятие – 2 часа (очная форма обучения)

 

1. Обсуждение видеофильма по теме: «Государство и право Древнего Рима».

2. Групповая дискуссия на тему «Значение римского права и государства для общемирового наследия».

3. Решение конкретных ситуаций, предложенных преподавателем.

При подготовке к занятию необходимо:

– определить причины и особенности возникновения государства в Риме, правовой статус патриций и плебеев;

– проанализировать причины и последствия реформ Сервия Туллия;

– уделить внимание органам государственной власти в Риме в период республики: народные собрания (центуриатные, трибутные, куриатные народные собрания), сенат, магистратуры (ординарные, экстраординарные магистратуры; консулы, преторы, цензоры, квесторы, эдилы, народные трибуны, диктатор);

– уметь определять причины и последствия расцвета и упадка республиканской формы правления;

– определить общественный строй Древнего Рима;

– раскрыть содержание военных диктатур в Риме;

– идентифицировать цезаризм и режим личной власти;

– определить причины и последствия установления монархической формы правления: принципат и доминат;

– уметь определять правовой статус принцепса, легатов, консисториума;

– изучить реформы Диоклетиана и Константина;

– раскрыть роль армии в государственном механизме;

– определить причины и последствия кризиса и раскола Римской империи;

– определить основные этапы развития римского права;

– дать характеристику Законам XII таблиц, раскрыть их светский характер и основное содержание (вещное право, манципация, сервитуты, договоры (контракты), стипуляция, деликты, брачно-семейные отношения, преступления и наказания, легисакционный, формулярный и экстраординарный процесс);

– рассмотреть источники права в классический период (эдикты преторов, право народов, сенатус-консульты, императорские законы (конституции);

– определить роль римских юристов в развитии права;

– дать характеристику Институциям Гая и источникам права постклассического периода – Своду законов и кодификации Юстиниана, Дигестам.