Темы рефератов

1.Методы исторического исследования.

2.Основные подходы к периодизации истории России.

3.Образование Древнерусского государства. Норманнская проблема в историографии.

4.Социально-экономическое развитие Древней Руси в IX-XIII вв.

5.Особенности политического строя Древнерусского государства в IX-XIII вв.

6.Период раздробленности Древнерусского государства (XII – начало XIII вв.). Новгородская земля, Владимиро-Суздальская земля, Галицко-Волынская Русь: особенности социально-экономического и политического развития.

7.Языческие верования восточных славян. Крещение Руси и его историческое значение. Церковь в Древней Руси.

8.Борьба против немецкой и шведской агрессии в XIII в.

9.Русские земли в составе Русско-Литовского государства: особенности исторического развития (XIII – середина XVI вв.).

10. Борьба русских земель с монголо-татарским завоеванием. Золотая Орда и русские земли: система взаимоотношений.

11. Основные этапы объединения русских земель и формирования Московского государства, их особенности и итоги.

12. Социально-экономическое развитие России в XVI-XVII вв.

13. Государственный строй Московской Руси XVI-XVII вв.

14. Правление Ивана IV Грозного: Избранная рада и опричнина.

15. «Смутное время» в истории России: причины, этапы и события, последствия.

16. Россия в период царствования первых Романовых (1613-1682 гг.).

17. Проблема модернизации России и реформы Петра I. Преобразования в социально-экономической сфере.

18. Политические и административные реформы Петра I.

19. Эпоха «дворцовых переворотов»: основные тенденции социально-экономического и политического развития России 1725-1762 гг.

20. Политика «просвещенного абсолютизма» в России: цели, содержание, противоречия, особенности.

21. Социально-экономическое и политическое развитие России в первой половине XIX века.

22. Формирование и развитие консервативно-монархического, либерального, революционного движений России в XIX в.

23. Правление и политика Александра II. Реформы 1860-70-х гг.: причины, содержание, значение.

24. Пореформенное развитие Российской империи (1881-1905 гг.). Политика Александра III.

25. Революция 1905-1907 гг.: причины, этапы и события, итоги.

26. Становление российского парламентаризма (1906-1917 гг.).

27. Социально-экономическое развитие России в 1907-1914 гг. Реформы П.А. Столыпина.

28. Участие России в Первой мировой войне.

29. Альтернативы общественного развития России после свержения монархии (март – октябрь 1917 г.). Победа Октябрьской революции.

30. Партия большевиков у власти: первые социалистические преобразования (октябрь 1917 – весна 1918 г.). В.И. Ленин.

31. Гражданская война в России: причины, этапы, последствия.

32. Новая экономическая политика: сущность, цели, значение. Политическое развитие страны в годы НЭПа.

33. Социально-экономическое развитие СССР в 1928-1941 гг. Первые пятилетки: планы, итоги, оценки.

34. Советская политическая система и особенности ее развития в 1930-е гг.

35. Вторая мировая и Великая Отечественная война Советского Союза: история, итоги и уроки.

36. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в послевоенное время.

37. Поиски путей оптимизации развития общества в 1950-е – середине 1960-х гг. Н.С. Хрущев.

38. Советское общество в середине 1960-х – середине 1980-х гг.

39. Этапы, характер и содержание политики «перестройки» (1985-1991 гг.).

40. Политическое и социально-экономическое развитие России в 1991-2010-е гг.

Задание № 2. Терминология.

Содержание задания: выбрать из списка три наиболее важных термина по теме реферата и дать им определение, ориентируясь на распространенные в исторической науке трактовки. Объем на каждый из 3 терминов (понятий) не более одной страницы.

 


1 Русская правда

2 абсолютизм

3 анархизм

4 аннексия

5 Антанта

6 антигитлеровская коалиция

7 антитеррористические коалиции

8 Апрельские тезисы

9 аракчеевщина

10 ассигнации

11 белая гвардия

12 бироновщина

13 большевики

14 бояре

15 брусиловский прорыв

16 буржуазия

17 Варшавский договор

18 великий князь

19 вервь

20 вертикаль власти

21 Верховный тайный совет

22 вече

23 воевода

24 Военно-революционный комитет

25 военные поселения

26 военный коммунизм

27 Вольное экономическое общество

28 вотчина

29 Временное правительство

30 временнообязанные крестьяне

31 второй фронт

32 выкупные платежи

33 гапоновщина

34 гильдии

35 ГКЧП

36 гласность

37 гость

38 Государственная Дума

39 Государственное совещание

40 Государственный совет

41 гражданская война

42 гражданское общество

43 губерния

44 ГУЛаг

45 движение неприсоединения

46 двоевластие

47 дворяне

48 декабристы

49 декрет

50 дефолт

51 диктатура

52 диктатура пролетариата

53 диссиденты, депортация

54 дружина

55 Жалованная грамота дворянству

56 закуп

57 заповедные лета

58 Земский собор

59 земства

60 зубатовщина

61 Избранная рада

62 иконопись

63 индустриализация

64 интервенция

65 интервенция

66 кадеты

67 Карибский кризис

68 коалиция

69 коллегии

70 коллективизация

71 командно-административная система

72 Кондиции

73 консерватизм

74 конституционная монархия

75 контрибуция

76 кормление

77 корниловский мятеж

78 крепостное право

79 крестьянское движение

80 Кровавое воскресенье

81 культ личности

82 летопись

83 либерализм

84 Лига наций

85 мануфактура

86 марксизм

87 меньшевики

88 меркантилизм

89 местничество

90 министерства

91 митрополит

92 монополизация

93 Москва – третий Рим

94 народничество

95 народное ополчение

96 НАТО

97 натуральное хозяйство

98 новая экономическая политика

99 новое политическое мышление

100 норманская теория

101 Общий рынок

102 община

103 октябристы

104 ООН

105 опричнина

106 оттепель

107 пакт Молотова-Риббентропа

108 партия программа

109 перестройка

110 плюрализм

111 погост

112 политическая система

113 полюдье

114 поместье

115 посад

116 правозащитное движение

117 православие

118 президент

119 приватизация

120 приказы

121 продразверстка

122 промыслы

123 просвещенный абсолютизм

124 протекционизм


125 пятилетка

126 рабочее движение

127 разрядка

128 реабилитация

129 революция

130 рекрут

131 репрессии

132 самодержавие

133 самодержавие

134 секуляризация

135 слобода

136 служба по Отечеству

137 служба по прибору

138 Смутное время

139 СНГ

140 СНК

141 Соборное Уложение

142 сословие

143 социализация

144 социализм

145 Союз 17 октября

146 сталинизм

147 стахановское движение

148 Судебник

149 СЭВ

150 Табель о рангах

151 тоталитаризм

152 третьеиюньская монархия

153 Тройственный союз

154 трудовики

155 тягло

156 урочные лета

157 Учредительное собрание

158 фаворитизм

159 фашизм

160 федерация.

161 холодная война

162 церковный раскол

163 челобитная

164 черносотенцы

165 эсеры

166 Юрьев день

167 ярмарка.


 

 

Задание № 3. Историческое эссе.

Содержание задания:внимательно прочитайтезадание, выявите историческую проблему и изложите ее краткую суть, проанализируйте проблему и дайте собственное аргументированное заключение по ней, ответьте на поставленные в задании вопросы. Объем – 2-3 листа.

Таблица 2

Таблица для выбора варианта задания № 3. Историческое эссе

 

Две последние цифры зачетной книжки Вариант задания № 3 Две последние цифры зачетной книжки Вариант задания № 3
01 31 61 91 16 46 76
02 32 62 92 17 47 77
03 33 63 93 18 48 78
04 34 64 94 19 49 79
05 35 65 95 20 50 80
06 36 66 96 21 51 81
07 37 67 97 22 52 82
08 38 68 98 23 53 83
09 39 69 99 24 54 84
10 40 70 00 25 55 85
11 41 71 26 56 86
12 42 72 27 57 87
13 43 73 28 58 88
14 44 74 29 59 89
15 45 75 30 60 90

 

Задания для исторического эссе.

1. Существует утверждение, что в истории царствует случай и не существует никакой исторической необходимости, а сама история есть лишь совокупность отдельных уникальных событий, не связанных цепью закономерного. Дайте аргументированную оценку этой точке зрения.

2. На одном из «круглых столов» была высказана такая точка зрения: «Белые пятна истории»... Нужно ли о них говорить, ведь вскрываются вопиющие факты, отравляющие нашу жизнь? Как объяснить «повороты истории» собственным детям? Как бы вы ответили на эти вопросы?

3. В историографии существует направление, называемое презентизмом, которое призывает мириться с зависимостью исторической науки от идеологии и политики. Главный тезис презентистов – каждое поколение переписывает для себя историю заново и извлекает из нее свой собственный опыт. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Ответ обоснуйте.

4. Многие исследователи ведут речь об особом типе Российской цивилизации. Русский философ П.Я. Чаадаев считал, что Россия является «ни Востоком, ни Западом». Можно ли согласиться с таким подходом? Почему? Объясните.

5. В числе основных факторов российской истории исследователи выделяли характерную для России пространственную и уникальную геополитическую ситуацию: равнинный характер местности, открытость, отсутствие естественных географических границ (См.: Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990. С.40-62; Ильин И.А. О России. М., 1991. С.12) Подумайте, как эти факторы сказывались на политической и социально-экономической истории Отечества?

6. В литературе утвердилась концепция трех моделей модернизации человеческого сообщества. Классический тип – саморегулирующаяся эволюция. Вторая модель – общество догоняющего развития, в котором гонку за лидером осуществляет, опираясь на государственные структуры, этнократия. Третья модель – эволюцию осуществляет инородная по отношению к данному обществу сила. К какой модели модернизации можно отнести Россию?

7. Исследователь А.В. Голубев пишет: «Начиная с Петра, российская верховная власть стремилась совершить своего рода «большой скачок», воспользовавшись европейским опытом. При этом она ориентировалась в первую очередь на военную мощь, на внешние формы культуры, быта, государственного устройства, избегая, однако, перенимать многие сущностные свойства европейской культуры, например, признание прав личности, склонность к общественным компромиссам, многофункциональность структуры общества и др.» (Отечественная история. 1997. № 5. С. 81). Согласны ли вы с такой оценкой?

8. Известно, что, выбирая государственную религию, киевский князь Владимир Святославович рассматривал три возможных варианта: ислам, иудаизм и христианство. В конечном счете, он остановился на христианстве в византийском варианте. Каковы причины и цели данного выбора?

9. Усобицы – это войны, которые велись и между баронами во Франции, и между герцогами Священной Римской империи в Германии, между эмирами в Сирии. Этот ряд можно продолжать и далее. Везде они имели разное значение для страны и народа, но на Руси XIII в. привели к трагическому исходу. Почему?

10. Согласно оценкам многих историков, среди княжеств к началу ХIV в. г. самым сильным княжеством было Тверское, самым воинственным – Рязанское, самым культурным – Ростово-Суздальское, самым богатым – Новгородская республика. Главным же городом, центром объединительного процесса вскоре становится Москва. Почему?

11. Л.Н. Гумилев полагал, что опричнина была создана Иваном Грозным «в припадке сумасшествия» и что «главным содержанием опричнины стали совершенно беспрецедентные и бессмысленные убийства ради убийств». Можно ли согласиться с таким пониманием причин и сущности опричнины? Какие еще точки зрения на опричнину вам известны? Ваше мнение о целях и сущности опричнины?

12. В.О. Ключевский отмечал: «У нас по мере расширения территории вместе с ростом внешней силы народа все более стеснялась его внутренняя свобода». Проанализируйте, почему данное явление носило противоречивый характер в ХVI- ХVII вв.?

13. Можно ли согласиться со следующим утверждением: «Петровская эпоха – это новый этап развития государства российского, который ознаменовал вступление России в Новое время, важный поворот в сторону западной цивилизации, и в этом ее особое значение»? (История России и мировые цивилизации: Учеб. пособие.М.,1997.С.111).

14. Можно ли согласиться со следующей оценкой итогов петровских реформ: «В результате Россия сделала значительный шаг на пути интеграции в европейскую систему. Однако при Петре I в России усилились и элементы восточного типа цивилизации. ... Решающая роль в этом противоречивом процессе принадлежит все-таки западноцентристскому вектору в развитии России»? (История России: Россия в мировой цивилизации. М., 1997. С.123-124).

15. Существует точка зрения, что итогом правления Екатерины II стало значительное усиление позиций консервативного поместного дворянства, что ослабило реформаторский потенциал самодержавия, значительно отодвинуло отмену крепостного права и затормозило формирование буржуазно-предпринимательского класса. Выскажите аргументы в поддержку или против данной версии.

16. В литературе встречаются два основных подхода к царствованию Павла I. Один доказывает, что правление этого императора прервало естественный исторический процесс развития России, так, что Александру I пришлось перечеркивать все деяния своего отца и восстанавливать преемственность с курсом своей бабки Екатерины П. Другой подход рассматривает царствование Павла I как начало нового этапа российского развития, получившего дальнейшее отражение в политике Александра I. Ваше мнение?

17. Известный российский историк А.А. Корнилов писал (Искоренение либеральной заразы // Родина. 1992. № 3. С.83), что в царствование Николая I «по крестьянскому вопросу было сделано во всяком случае больше, чем в царствование либерального Александра I». Так ли это? Докажите.

18. Как вы считаете, почему все реформы в России в XVIII – начале XX вв. начинались с реорганизации управленческого аппарата?

19. Считается, что крестьянская реформа 1861 г. направила аграрное развитие России по прусскому варианту капитализации. Верно ли это? Докажите.

20. Подумайте, почему именно Александр II – царь-освободитель, царь-реформатор стал объектом покушений и жертвой террористов-народовольцев?

21. Купеческий мир России был назван Н.А. Добролюбовым «темным царством». Согласны ли вы с такой точкой зрения?

22. В.И. Ленина иногда характеризуют как человека, воплотившего в жизнь идеал революционера-народовольца С. Нечаева. Согласны ли вы с такой оценкой?

23. Как вы считаете, стала ли первая российская революция первым шагом на пути установления в России европейских порядков или, напротив, явилась отправной точкой совершенно нового развития, которое еще сильнее отдалило Россию от остальной Европы в экономическом, социальном и духовном отношении?

24. Историки и экономисты по-разному оценивают результаты столыпинской аграрной реформы. А.Я. Аврех видит главный ее порок в сохранении помещичьего землевладения и несовместимости этого с подлинным быстрым экономическим ростом в деревне. В.С. Дякин подчеркивает, что реформа оказалась слишком запоздалой, потому что у страны не было 20 лет, на которые уповал П.А. Столыпин, в результате царизм не успел создать себе опору в деревне из крестьян-собственников земли. П.Н. Зырянов считает, что в затее с хуторами и отрубами было много надуманного, а сам замысел реформы в определенной степени был оторван от реальной жизни. А ваша оценка реформы?

25. Известный русский философ Н.А. Бердяев отмечал: «Последний русский царь фигура трагическая, он жестоко расплатился за зло прошлого, зло, совершенное династией». Согласны ли вы с этим утверждением?

26. Д. Волкогонов в книге «Триумф и трагедия» утверждает тезис об отсутствии альтернативы появления других лидеров вместо Сталина в соответствующий период времени. Ваше мнение?

27. На одной из дискуссий была высказана точка зрения, что сталинизм и фашизм – это явления одного порядка. Согласны ли вы с этим? Проведите сравнительный анализ сталинизма и фашизма.

28. Существуют следующие точки зрения: 1) победа в Великой Отечественной войне была одержана вопреки существовавшему в СССР режиму; 2) страна победила благодаря существовавшей системе. Ваше мнение?

29. Некоторые историки предполагают, что хрущевская «оттепель» была попыткой перестройки социализма, а перестройка, предпринятая М.С. Горбачевым – попыткой сохранения власти. Правомерны ли такие утверждения? Ваши аргументы.

30. Юбилеи большинства российских городов отсчитываются от даты их первого упоминания в письменных источниках. На примере одного из крупнейших средневековых городских центров (Москва, Великий Новгород, Вологда, Белозерск или др.) рассмотрите проблему соответствия даты основания данного города, указанную в летописных источниках, с результатами его археологического изучения. С чем связаны эти хронологические несоответствия?