IV. Изучение нового материала

III. Сообщение темы и цели урока

II. Актуализация опорных знаний

Ход урока

I. Организация класса.

1. Повторение выученных звуков и букв.

— Расшифруйте и напечатайте слово. Для этого внимательно послушай­те мои указания. Я буду называть слова и уточнять, какой по счету звук нужно взять из каждого из них. А вы должны будете напечатать буквы, обозначающие указанные звуки и собрать слово.

Учитель произносит задание: первый звук в слове ЛЕТО, первый звук в слове ИННА, второй звук в слове ОСА, первый звук в слове АИСТ.

— Прочитайте, что у вас получилось. Если вы сделали все правильно, то вышло слово ЛИСА.

2. Составление предложений.

— Послушайте стихотворение. О ком в нем говорится?

Рано утром на рассвете

Умываются мышата,

И котята, и утята,

И жучки, и паучки.

— Кто и как умывается? Составьте предложения о мышатах, о котятах, о жучках.

Мышата умываются лапками.

Котята вылизываются язычком.

Жучки умываются капелькой росы.

— Начертите схемы своих предложений.(В тетради)

Сегодня на уроке мы поработаем со звуками и познакомимся с буквами, которые их обозначают, научимся читать с изученными буквами слоги, составим небольшой рассказ. А еще мы поговорим о ваших способностях и о талантливых людях.

1. Знакомство со звуками [н], [н'].

На доске — рисунок лошади.

— Давайте перенесемся на много лет назад, когда не было автомобилей, самолетов и, тем более, ракет, когда люди передвигались с помощью лошадей. Какие звуки мы могли бы услышать на улице? Конечно, не шум моторов и не гул машин. Скорее цоканье копыт, скрип колес те­леги да крики извозчиков. Как погоняют лошадей? (Но)

Дети анализируют слово НО, обозначают звуки фишками.

Распознавание звуков [н], [н'] в речи.

— Послушайте стихотворение. О ком оно?

Динь-дон.

Динь-дон.

За окошком бродит слон.

Закрывает слон окно,

Стало в комнате темно.

Или это снится сон?

Динь-дон.

Динь-дон.

— Назовите гласный звук в слове СЛОН.

— Я буду говорить начало слова, а вы хором доскажите его конец. (Слооо...н.)

— Какой звук вы произнесли? Охарактеризуйте его. (Согласный твер­дый звук [н].)

— В какой фразе на конце слов встречаются мягкий [н'] и твердый [н]? (Динь-дон.)

— Произнесите эту фразу несколько раз, прислушайтесь. Подумайте, когда передается звон маленького колокольчика, а когда большого? Какие звуки помогли вам это понять? («Динь» — мягкие согласные звуки [д']> [н'] передают звон маленького колокольчика, «дон» — твердые согласные звуки [д], [н] и гласный звук [о] подходят по зву­чанию большому колоколу.)

2. Знакомство с буквами Нн.

Учитель выставляет на наборное полотно буквы и комментирует:

— Два согласных звука: твердый [н] и мягкий [н'] обозначаются одной буквой Н.

— Рассмотрите буквы. Сравните большие с маленькими.

— Сколько палочек нужно взять, чтобы выложить букву Н?

— Что общего у букв Н и М? (Две вертикальные палочки.) У букв Н и Л? (Одна горизонтальная палочка.)

— Как из буквы Н сделать букву А?

3. Печатание букв в тетради(простым карандашом через клетку)

4. Физкультминутка.

5. Закрепление изученных звуков и букв.

— Откройте букварь (с. 38), рассмотрите рисунки в верхней части стра­ницы. Назовите, что здесь изображено.

— В каких словах есть звук [н] ?

Чтение слогов.

— Прочитайте слоги с буквой Н.

— Слоги в колонках прочитайте сначала тихо, а потом громко.

— Перечитайте слоги в первой колонке, договорите их до целого слова. (Но норка, ножницы; на — надежда, наряд, настройка; ну — нуль, нужда, нужно; ни — низко,с ними, Нина.)

 

6. Чтение слов с изученными буквами(под картинкой).

7. Печатание 3,4,5 столбика в тетрадях(между словами 3 клетки в сторону)

8. Чтение текста.

— Рассмотрите рисунки в нижней части с. 38. Кто здесь изображен?

—- Что делает девочка? (Играет с куклой.)

Кто нарисован рядом с девочкой? Чем занят мальчик?

Подбор слов к звуковым схемам(КРАН,КЛОУН,КОНЬ). Печатаем слова и схемы в тетради.

9. Игра «Учителя»

Представьте, что вы учителя. Вам нужно составить для учеников во­просы о детях по рисункам и прочитанному тексту.

Ученики предлагают свои вопросы: «Кто эти дети друг другу?», «Любят ли они играть вдвоем?» и т. д.

10. Знакомство с «сороконожкой» .

- Ребята, сегодня у нас на уроке необычная сороконожка. Она произнесла буквы, которые мы уже выучили, и приготовила вам несколько заданий:

- Назовите изученные буквы, которые обозначают гласные звуки. Со­роконожка дает подсказку - эти буквы выделены красным цветом.

— Назовите буквы, которые обозначают согласные звуки. Эти букв выделены черным цветом.

— Назовите буквы, название которых начинаются со звука [э]. (М, Н.)

11. Чтение предложений на с.38.