IV. Изучение нового материала
III. Сообщение темы и цели урока
II. Актуализация опорных знаний
Ход урока
I. Организация класса.
1. Повторение выученных звуков и букв.
— Расшифруйте и напечатайте слово. Для этого внимательно послушайте мои указания. Я буду называть слова и уточнять, какой по счету звук нужно взять из каждого из них. А вы должны будете напечатать буквы, обозначающие указанные звуки и собрать слово.
Учитель произносит задание: первый звук в слове ЛЕТО, первый звук в слове ИННА, второй звук в слове ОСА, первый звук в слове АИСТ.
— Прочитайте, что у вас получилось. Если вы сделали все правильно, то вышло слово ЛИСА.
2. Составление предложений.
— Послушайте стихотворение. О ком в нем говорится?
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
— Кто и как умывается? Составьте предложения о мышатах, о котятах, о жучках.
Мышата умываются лапками.
Котята вылизываются язычком.
Жучки умываются капелькой росы.
— Начертите схемы своих предложений.(В тетради)
Сегодня на уроке мы поработаем со звуками и познакомимся с буквами, которые их обозначают, научимся читать с изученными буквами слоги, составим небольшой рассказ. А еще мы поговорим о ваших способностях и о талантливых людях.
1. Знакомство со звуками [н], [н'].
На доске — рисунок лошади.
— Давайте перенесемся на много лет назад, когда не было автомобилей, самолетов и, тем более, ракет, когда люди передвигались с помощью лошадей. Какие звуки мы могли бы услышать на улице? Конечно, не шум моторов и не гул машин. Скорее цоканье копыт, скрип колес телеги да крики извозчиков. Как погоняют лошадей? (Но)
Дети анализируют слово НО, обозначают звуки фишками.
Распознавание звуков [н], [н'] в речи.
— Послушайте стихотворение. О ком оно?
Динь-дон.
Динь-дон.
За окошком бродит слон.
Закрывает слон окно,
Стало в комнате темно.
Или это снится сон?
Динь-дон.
Динь-дон.
— Назовите гласный звук в слове СЛОН.
— Я буду говорить начало слова, а вы хором доскажите его конец. (Слооо...н.)
— Какой звук вы произнесли? Охарактеризуйте его. (Согласный твердый звук [н].)
— В какой фразе на конце слов встречаются мягкий [н'] и твердый [н]? (Динь-дон.)
— Произнесите эту фразу несколько раз, прислушайтесь. Подумайте, когда передается звон маленького колокольчика, а когда большого? Какие звуки помогли вам это понять? («Динь» — мягкие согласные звуки [д']> [н'] передают звон маленького колокольчика, «дон» — твердые согласные звуки [д], [н] и гласный звук [о] подходят по звучанию большому колоколу.)
2. Знакомство с буквами Нн.
Учитель выставляет на наборное полотно буквы и комментирует:
— Два согласных звука: твердый [н] и мягкий [н'] обозначаются одной буквой Н.
— Рассмотрите буквы. Сравните большие с маленькими.
— Сколько палочек нужно взять, чтобы выложить букву Н?
— Что общего у букв Н и М? (Две вертикальные палочки.) У букв Н и Л? (Одна горизонтальная палочка.)
— Как из буквы Н сделать букву А?
3. Печатание букв в тетради(простым карандашом через клетку)
4. Физкультминутка.
5. Закрепление изученных звуков и букв.
— Откройте букварь (с. 38), рассмотрите рисунки в верхней части страницы. Назовите, что здесь изображено.
— В каких словах есть звук [н] ?
Чтение слогов.
— Прочитайте слоги с буквой Н.
— Слоги в колонках прочитайте сначала тихо, а потом громко.
— Перечитайте слоги в первой колонке, договорите их до целого слова. (Но — норка, ножницы; на — надежда, наряд, настройка; ну — нуль, нужда, нужно; ни — низко,с ними, Нина.)
6. Чтение слов с изученными буквами(под картинкой).
7. Печатание 3,4,5 столбика в тетрадях(между словами 3 клетки в сторону)
8. Чтение текста.
— Рассмотрите рисунки в нижней части с. 38. Кто здесь изображен?
—- Что делает девочка? (Играет с куклой.)
— Кто нарисован рядом с девочкой? Чем занят мальчик?
Подбор слов к звуковым схемам(КРАН,КЛОУН,КОНЬ). Печатаем слова и схемы в тетради.
9. Игра «Учителя»
Представьте, что вы учителя. Вам нужно составить для учеников вопросы о детях по рисункам и прочитанному тексту.
Ученики предлагают свои вопросы: «Кто эти дети друг другу?», «Любят ли они играть вдвоем?» и т. д.
10. Знакомство с «сороконожкой» .
- Ребята, сегодня у нас на уроке необычная сороконожка. Она произнесла буквы, которые мы уже выучили, и приготовила вам несколько заданий:
- Назовите изученные буквы, которые обозначают гласные звуки. Сороконожка дает подсказку - эти буквы выделены красным цветом.
— Назовите буквы, которые обозначают согласные звуки. Эти букв выделены черным цветом.
— Назовите буквы, название которых начинаются со звука [э]. (М, Н.)
11. Чтение предложений на с.38.