Слайд 5.

Работа со звуком и буквой.

III. Изучение нового материала

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель выставляет сюжетный рисунок на тему «В лесу».

— Представьте, что мы в лесу. Какие звуки мы слышим? (Как шумят деревья, как трещит сухая ветка под ногами детей и т. д.)

— А как перекликаются дети в лесу? (Ау-у-у!) Давайте запишем это сло­во. Почему мы не можем это сделать? Что мы должны для этого знать и уметь?

Слайд 1.

- Сегодня мы отправимся в путешествие. А на чем? Угадайте.

Я стучу, стучу, стучу,

Сто вагонов я тащу.

(паровоз)

- Мы рассаживаемся по вагонам, но смотрите мы едем не одни. Кто же к нам присоединится? (Ученики, удав, улитка, утенок)

- Наш поезд трогается с места медленно, затем быстрее.

-Чу – чу – чу! (Произносят с ускорением, руками имитируют вращение колес)

Загудел паровоз [у]

И вагончики повез.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

Я далеко укачу

Чух-чух, чух-чух!

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит: Тороплюсь! –

Гудит,- тороплюсь, тороплюсь, тороплю-у-у-у-сь!

(то, что выделено черным, дети произносят хором)

- Какой звук услышали в песенке паровозика и в начале слов, называющих наших пассажиров?

- Какой это звук? Докажите.

- Кто догадался, какая буква сегодня именинница?

Слайд 2. Подарим букве бантики. Задуем свечку на торте (дыхательное упражнение)

- Что подарим букве-имениннице? Назовите слова со звуком [у]. (кукла, утюг, сумка, утка и т.д.) Слайд 3.

-Какой подарок больше всех понравился?

Слайд 4. Построим звуковую схему слова БУКЕТ. Разделите на слоги, поставьте ударение. Поставим в схему букву У.

- На что похожа буква У?

Слайд 6.

- Посмотрите небольшой мультфильм про букву – именинницу.

1. Работа с гласным звуком [у].

— Какой первый звук в слове АУ? [а] Какой фишкой мы его обозначим?

— Какой второй звук? [у]. Это гласный или согласный звук? Почему?

— Какой из звуков мы можем обозначить буквой? (Звук [а].) А со зву­ком [у] и буквой У мы поработаем сегодня на уроке.

— Попутешествуем по лесу в сказочной стране Букварии.

Угадайте, с кем мы повстречаемся.

Кто на елке, на суку

Счет ведет: «Ку-ку! Ку-ку!»? (Кукушка)

С крыльями, а не птица.

Черен, а не ворон,

Рогат, а не бык .

(Жук)

На узенькой дорожке —

Голова да рожки.

Кто так медленно ползет,

На себе свой дом везет?

(Улитка)

 

 

Восемь лап,

как восемь рук,

Вышивают шелком круг.

(Паук)

В процессе отгадывания учитель вывешивает на доску рисунки с изобра­жением животных.

— Повторите слова отгадок. Где находится- в них звук [у]?

— В каком слове два звука [у]?

— Произнесите протяжно слово ЖУК.

Как работают губы при произно­шении гласного звука [у]? (Вытягиваются в трубочку.)

2. Распознавание звука [у] в речи.

— Послушайте стихотворение. О ком в нем говорится?

Почему ручку назвали неумехой?

— Еще раз послушайте стихотворение. Запомните слова с глас­ным звуком [у]. (Ручка, неумёха, буквы, другую )