Слайд 5.
Работа со звуком и буквой.
III. Изучение нового материала
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель выставляет сюжетный рисунок на тему «В лесу».
— Представьте, что мы в лесу. Какие звуки мы слышим? (Как шумят деревья, как трещит сухая ветка под ногами детей и т. д.)
— А как перекликаются дети в лесу? (Ау-у-у!) Давайте запишем это слово. Почему мы не можем это сделать? Что мы должны для этого знать и уметь?
Слайд 1.
- Сегодня мы отправимся в путешествие. А на чем? Угадайте.
Я стучу, стучу, стучу,
Сто вагонов я тащу.
(паровоз)
- Мы рассаживаемся по вагонам, но смотрите мы едем не одни. Кто же к нам присоединится? (Ученики, удав, улитка, утенок)
- Наш поезд трогается с места медленно, затем быстрее.
-Чу – чу – чу! (Произносят с ускорением, руками имитируют вращение колес)
Загудел паровоз [у]
И вагончики повез.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Я далеко укачу
Чух-чух, чух-чух!
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит: Тороплюсь! –
Гудит,- тороплюсь, тороплюсь, тороплю-у-у-у-сь!
(то, что выделено черным, дети произносят хором)
- Какой звук услышали в песенке паровозика и в начале слов, называющих наших пассажиров?
- Какой это звук? Докажите.
- Кто догадался, какая буква сегодня именинница?
Слайд 2. Подарим букве бантики. Задуем свечку на торте (дыхательное упражнение)
- Что подарим букве-имениннице? Назовите слова со звуком [у]. (кукла, утюг, сумка, утка и т.д.) Слайд 3.
-Какой подарок больше всех понравился?
Слайд 4. Построим звуковую схему слова БУКЕТ. Разделите на слоги, поставьте ударение. Поставим в схему букву У.
- На что похожа буква У?
Слайд 6.
- Посмотрите небольшой мультфильм про букву – именинницу.
1. Работа с гласным звуком [у].
— Какой первый звук в слове АУ? [а] Какой фишкой мы его обозначим?
— Какой второй звук? [у]. Это гласный или согласный звук? Почему?
— Какой из звуков мы можем обозначить буквой? (Звук [а].) А со звуком [у] и буквой У мы поработаем сегодня на уроке.
— Попутешествуем по лесу в сказочной стране Букварии.
Угадайте, с кем мы повстречаемся.
Кто на елке, на суку
Счет ведет: «Ку-ку! Ку-ку!»? (Кукушка)
С крыльями, а не птица.
Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык .
(Жук)
На узенькой дорожке —
Голова да рожки.
Кто так медленно ползет,
На себе свой дом везет?
(Улитка)
Восемь лап,
как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
(Паук)
В процессе отгадывания учитель вывешивает на доску рисунки с изображением животных.
— Повторите слова отгадок. Где находится- в них звук [у]?
— В каком слове два звука [у]?
— Произнесите протяжно слово ЖУК.
Как работают губы при произношении гласного звука [у]? (Вытягиваются в трубочку.)
2. Распознавание звука [у] в речи.
— Послушайте стихотворение. О ком в нем говорится?
Почему ручку назвали неумехой?
— Еще раз послушайте стихотворение. Запомните слова с гласным звуком [у]. (Ручка, неумёха, буквы, другую )