III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЭКСКУРСИИ
Беседа.
ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСКУРСИИ
— Что такое природа?
— Посмотрите вокруг себя. Какие объекты природы нас окружают?
— На уроке мы узнали, что природа бывает живая и неживая. Назовите предметы, относящиеся к живой природе; к неживой.
— Чем живая природа отличается от неживой?
2. Практическое задание.
— Понаблюдайте за объектами живой природы — насекомыми, птицами. Как они ведут себя, что делают, чем питаются?
После выполнения задания учитель подводит учащихся к выводу, что все живые существа питаются, двигаются; уточняет, что ребята знают о питании растений.
Так же актуализируются знания учащихся о способности живого к росту. Растения, как и животные, — живые, так как они питаются, растут. Обобщая ответы, следует отметить, что важным признаком всего живого является то, что оно рождается, питается, дышит, растет, развивается и умирает. Неживая природа этих свойств не имеет.
3. Дидактическая игра «Живое — неживое».
Учащиеся объединяются в две команды, назначается ведущий, который называет разные объекты. Если называется живой объект, ребята подпрыгивают, а если неживой — приседают. Тот, кто ошибается, выходит из игры. Побеждает команда, в которой останется больше участников.
4. Творческое задание.
Учитель предлагает детям составить образное описание сада, неба, деревьев, цветов и т. п. Педагог начинает описание, а дети по очереди добавляют свои предложения. Например: «Небо сегодня, как огромный океан, а облака на нем — белые острова...» Дети продолжают фантазировать на эту тему.
Итоговая беседа.
— У кого в гостях мы сегодня побывали?
— Что такое природа?
— На какие две группы делятся природные объекты?
— Чем отличается неживая природа от живой?
— Что относится к неживой природе, а что — к живой? Приведите примеры.
— Какая связь существует между объектами живой и неживой природы?
— Чем растения отличаются от животных?
— Какие признаки осени мы наблюдали сегодня в природе?
— Чем вы любовались во время наблюдений?
— Что вам больше всего понравилось в нашей экскурсии?
Учебник стр. 18-19
Тема урока.Живые организмы, их признаки.
1. Фронтальныйустный опрос.
— Какой предмет мы с вами начали изучать на предыдущем уроке?
— Кто из вас запомнил, что означает название предмета — «природоведение»?
— С чем познакомит нас этот предмет?
— Что такое природа?
Актуализация опорных знаний