III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЭКСКУРСИИ

Беседа.

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСКУРСИИ

— Что такое природа?

— Посмотрите вокруг себя. Какие объекты природы нас окру­жают?

— На уроке мы узнали, что природа бывает живая и неживая. На­зовите предметы, относящиеся к живой природе; к неживой.

— Чем живая природа отличается от неживой?

2. Практическое задание.

— Понаблюдайте за объектами живой природы — насекомыми, птицами. Как они ведут себя, что делают, чем питаются?

После выполнения задания учитель подводит учащихся к выводу, что все живые существа питаются, двигаются; уточняет, что ребята знают о питании растений.

Так же актуализируются знания учащихся о способности живого к росту. Растения, как и животные, — живые, так как они питаются, растут. Обобщая ответы, следует отметить, что важным признаком всего живого является то, что оно рождается, питается, дышит, рас­тет, развивается и умирает. Неживая природа этих свойств не имеет.

3. Дидактическая игра «Живое — неживое».

Учащиеся объединяются в две команды, назначается ведущий, ко­торый называет разные объекты. Если называется живой объект, ре­бята подпрыгивают, а если неживой — приседают. Тот, кто ошибается, выходит из игры. Побеждает команда, в которой останется больше участников.

4. Творческое задание.

Учитель предлагает детям составить образное описание сада, неба, деревьев, цветов и т. п. Педагог начинает описание, а дети по очереди добавляют свои предложения. Например: «Небо сегодня, как огромный океан, а облака на нем — белые острова...» Дети продолжают фанта­зировать на эту тему.

 

Итоговая беседа.

— У кого в гостях мы сегодня побывали?

— Что такое природа?

— На какие две группы делятся природные объекты?

— Чем отличается неживая природа от живой?

— Что относится к неживой природе, а что — к живой? Приведите примеры.

— Какая связь существует между объектами живой и неживой при­роды?

— Чем растения отличаются от животных?

— Какие признаки осени мы наблюдали сегодня в природе?

— Чем вы любовались во время наблюдений?

— Что вам больше всего понравилось в нашей экскурсии?

Учебник стр. 18-19

Тема урока.Живые организмы, их признаки.

1. Фронтальныйустный опрос.

— Какой предмет мы с вами начали изучать на предыдущем уроке?

— Кто из вас запомнил, что означает название предмета — «при­родоведение»?

— С чем познакомит нас этот предмет?

— Что такое природа?

Актуализация опорных знаний